Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация психолого-педагогического сопровождения социализации детей дошкольного возраста.Сопровождение — это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в детском саду обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. - обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; - развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; - коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); - обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; - повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса; - информационно-аналитическое обеспечение; - оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса. - профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития); - диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам); - консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования); - развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении); - коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики). - просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей). Итогами психолого-педагогического сопровождения ребёнка должны быть: - сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата; - разработка карт индивидуального развития дошкольников; - разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения; - разработка схемы взаимодействия в работе специалистов детского сада и воспитателей; - организация работы ПМП(к), подготовка необходимой документации. ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 13.Основы направления деятельности педагога-психолога в системе образования Деят-ть педагога-психолога связана с решением след.задач: · содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формиров-е у них способности к самовоспит-ю и саморазв-ю; · обеспечение индивид-го подхода к кажд. реб-ку на основе психолого-пед.изуч-я детей; · профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном разв-и реб-ка. Направления деят-ти: психологич. просвещение, психологич. профилактика, психологич. диагностика, психокоррекционная и развивающая работа с детьми, консультативная деятельность. Психологич. просвещение обеспеч-ет формиров-е у обучающихся, воспитанников и их родителей, пед. работников и руководителей образ.учрежд-й потребности в психологич. знаниях, желания использовать их в интересах собственного разв-я; созд-е усл-й для полноценного личностного разв-я и самоопредел-я обуч-ся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных наруш-й в становлении личности и разв-и интеллекта. Позволяет знакомить учителей и родителей с основами детской, пед. и соц. психологии; учащихся - с основами самовоспитания; популяризировать и разъяснять результаты новейших психологич. исслед-й; формировать потребность в психологич. знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах собственного развития. формы психологического просвещения: консультации, лекции, беседы, публикаций початых материалов. Психологич. профилактика - это деят-ть по предупреждению возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образ. учрежд-ях, разработке конкретных рекомендаций пед. работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспит-я, обуч-я и разв-я. предполагает: 1. ответственность за соблюдение в детском образ. учрежд-и (д/сад, интернат, детский дом, школа и пр.) психологич. усл-й, необходимых для полноценного психич. разв-я и формиров-я личности ребенка на каждом возрастном этапе 2. своевременное выявление таких особенностей ребенка, кот-е могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном разв-и, в его повед-и и отнош-ях; 3. предупрежд-е возможных осложнений в связи с переходом детей на след. возрастную ступень. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями. Психологич. диагностика это область психологич. практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств психич. и психофизиологич. особенностей, черт личности. включает углубленное психолого-пед. изуч-е обучающихся, воспитанников на протяжении всего периода обуч-я, определений индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обуч-я и воспит-я, в профессиональном самоопределении, выявление причин и механизмов нарушений в обуч-и, разв-и, соц. адаптации. Психологич. диагностика - обязательный этап и средство реш-я многих практич. задач в детских образ. учрежд-ях: контроль за интеллектуальным и личностным разв-ем учащихся; оценка школьной зрелости; выявление причин неуспеваемости; решение проблем трудных детей и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - это активное воздействие на процесс формиров-я личности в детском возрасте и сохран-е её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деят-ти педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, дошк. педагогов и др. В коррекционной работе педагог-психолог имеет определ-й эталон психич. разв-я, к кот-му стремится приблизить реб-ка, в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы разв-я для созд-я таких усл-й, в кот-х реб-к сможет подняться на оптимальный для него ур-нь разв-я. За коррекционной работой - смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Виды психокоррекции: · по содерж-ю: познавательной сферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведенческих аспектов; межличностных отношений: внутригрупповых взаимоотнош-й; детско-родительских; · по форме работы с клиентом: индивидуальную;групповую: в закрытой естественной группе; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую); · по наличию программ: программированную; импровизированную; · по характеру управл-я воздействиями: директивную; недирективную; · по продолжительности: сверхкороткую; короткую; длительную; сверхдлительную; Консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, пед. работникам и др. участникам образ. процесса в вопросах разв-я, воспит-я и обуч-я посредством психологич. консультирования. Критерий эффективности этого вида деят-ти - появление у другого человека новых переживаний в той или иной ситуации. Консультирование включает в себя следующие виды работ: · выработку и точную формулировку психолого-пед.рекомендаций, · ведение бесед с теми, кто нуждается в консультативной помощи. Эти беседы завершаются получением необходимых психолого-пед.рекомендаций; · работа с учителями и родителями в рамках психологич. Всеобучающ. системы повышения квалификации. Психологич. консультиров-е может проводиться в групповой и индивидуальной форме. Групповые проводятся после предварительных индивид. консультаций для людей со сходными психологич. проблемами. По характеру решаемых задач различают возрастно-психологич., профессиональное, психолого-пед., кризисное и др. виды психологич. консультиров-я. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |