Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы коммуникативной культуры педагога

Профессион-я культура педагога не ограничивается его компетентностью в определ-й области знаний и методической культурой. В условиях модернизации образ-я педагог - не только транслятор знаний, он организатор развивающего, воспитывающего образ. пространства, а это немыслимо без культуры пед. общ-я.

Общение - главное орудие пед. деят-ти. трудности, с кот-ми сталкивается учитель, объясняются нарушением культуры общ-я.

Общение - основа пед. деят-ти. От того, как педагог общается с учащимися, зависит их познавательный интерес к предмету, учебная мотивация. Стиль пед. общ-я опред-ет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, влияет на культуру межличностных и отнош-й, создает соответствующий морально-психологич. климат учебного процесса. Общ-е явл-ся важным условием социализации личности.

Пед. общ-е - это процесс взаимод-я педагогов и воспитанников, содерж-ем кот-го явл-ся обмен информацией (прежде всего, учебной), познание личности партнера по пед. общ-ю, а также организ-я совместной деят-ти.

Макаренко считал, что педагогом-мастером учитель может стать лишь тогда, когда научится произносить даже самые простые слова и фразы (например, «иди сюда») с 15 - 20 интонационными оттенками.

А.А. Леонтьев: пед. общение — это такое общ-е учителя со школьниками в процессе обуч-я, кот-е создает наилучшие усл-я для разв-я мотивации учащихся и творч. характера учебной деят-ти, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоц. климат обуч-я, обеспеч-ет управление социально психологич. процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.

выделяют три стороны общения:

информативную, выражается в обмене информацией, ее понимании, в ходе общ-я адресант и адресат должны использ-ть одну и ту же знаковую систему

интерактивную, благодаря кот-й происходит выработка стратегии и координация совместных действий индивидов при организации и выполнении совместной деят-ти,

перцептивную, означающую адекватное восприятие и понимание друг друга в процессе общ-я.

Общ-е полноценное тогда, когда в контакте представлены все три названные стороны. В зависимости от конкретной ситуации приоритетной будет то одна, то другая сторона: в доверительном разговоре — главное понять человека, в деловой игре - выполнить опр-ю роль и т.д.

общ-е тогда стан-ся фактором оптимизации деят-ти людей, когда задействованы в равной мере все стороны общ-я.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук). Умение пользов-ся словом, эмоц. выражать свои мысли - важная сторона коммуникации. для учителя значима и др. сторона - умение слушать. лучший собеседник - не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать. Данная - перцептивная — функция позволяет педагогу не только понимать ученика, но и чувств-ть его состояние, настроение, отношение к уч материалу и уч процессу в целом.

Механизм познания и понимания воспитанников – пед. эмпатия (Эмпатия — понимание эмоц. состояния др. человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.). Она проявляется в умении учителя мысленно поставить себя на место ученика, проникнуться его состоянием, понять его, сопереживать ему. это возможно когда педагог понимает самого себя, объективно анализирует свои мысли, действия, отношения между людьми, т.е. если у него развита рефлексия. Учитель, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимающий воспитанников, может успешно строить пед. общ-е, корректировать его, управлять им.

Выделение названных функций общ-я - условно; в реальном пед.процессе они взаимосвязаны. Эффективность пед. труда определ-ся стилем общ-я. Стилевые особ-ти зависят, с одной стороны, от индивидуальности учителя; с др.стороны, - от особенностей учащихся, их возраста, пола, воспитанности.

знание основ пед. общ-я позволяет педагогу грамотно выстраивать процесс взаимодействий с учащимся и коллегами.

А.А. Кан - Калик выделяет след. типы пед. общ-я:

Общение на основе увлеченности совместной деят-ю -содружество, заинтересованность, сотворчество, коллективизм.

Общение на основе дружеского расположения имеется тогда, когда есть мера в общении (рамки допустимых оборотов и фраз), целесообразность дружественности. Это стили гуманистически направленного общ-я. Они создают ситуацию комфортности, способствуют разв-ю и проявлению индивидуальности учеников.

общение-дистанция - Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не огораживаться от детей.

Общение-устрашение (а также заигрывание и превосходство) в данной классификации отражены как не гуманистически направленные. Это крайние формы пед.общ-я, применимые строго в определ-х ситуациях.

Часто возникают барьеры общ-я.

Затруднения в пед. общ-и были названы В.А. Кан- Каликом психологич.барьерами, кот-е препятствуя нормальному общ-ю, негативно влияют всю учебную деят-ть всех ее субъектов.

типичные затруднения:

«барьер» несовпадения установок; боязни класса; отсутствия контакта; сужения функций общ-я; негативной установки на класс; прошлого негативного опыта общ-я с данным классом или учеником; боязни пед. ошибок (не уложиться во времени, не верно оценить, ошибаться и т.п.); подражания.

пути преодоления барьеров:

«Прежде всего попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше «барьеров» в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны общ-я со школьниками, кот-е, больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность.

В процессе общ-я со школьниками старайтесь уходить от стереотипов, мешающих усиленному взаимод-ю (манерность, дидактизм и т.д.).

Попытайтесь для себя ответить на такой вопрос: «Каким видят меня школьники?». Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел.

старайтесь не выяснять отнош-я с детьми, а тщательно анализировать, как они развив-ся, устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образ-ю барьеров».

Совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять пед.процессом - техника общения.

Сюда Н.В. Клюева включает две группы компонентов:

Первая группа связана с умением педагога управлять своим повед-ем (речь, мимика, пантомимика, выражение своих эмоций, внимание, наблюдательность и т.п.).

Вторая с умением воздействовать на личность и коллектив.

Автор к техникам общения относит следующие блоки:

1. Обращение (жесткое, суровое, нейтральное, нежное, рациональное, шуточное, абсурдное).

2. Речь

а), дикция; желанная, корректная, свободная, вульгарная;

б), диалогизация: асимметрия в пользу партнера, симметрия (оба говорят одинаково), асимметрия в пользу субъекта;

в) жестикуляция; отчаянная, порывистая, умеренная, отсутствует;

г) язык; научный, литературный, профессиональный, народный, вульгарный, диалект;

д) стиль речи; протоколирующая, штамповал, «житейская», лаконичная, патетическая,риторическая, поэтическая).

3. Стиль повед-я (строго формальный, деловой, неформальный, фамильярный, рафинированный, простой).

4. Выражение чувств (преувеличенно, свободное, сдержанное, заторможенное).

5. Степень причинности (игнорирование этикета, корректность, любезность, дискретность, деликатность, тактичность).

Общение учителя с детьми определяется личностью педагога, его высокими нравственными качествами, любовью к детям, духовной щедростью. учитель может выработать у себя демократический стиль общения с детьми, добиться подлинной культуры общ-я с учащимися.

Пед. такт- профессиональное качество учителя, часть его мастерства. Это умение учителя устанавливать педагогически целесообразный тон и стиль в общении с учащимися. Пед.такт предполагает наличие у учителя чувства меры, умение дозировать свои средства воздействия, не допускать крайностей в общ-и со школьниками. Основываясь на принципе гуманизма, тактичное повед-е требует, чтобы всамых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение кчеловеку.

Осознание этого и выполнение в практике пед.деят-ти и явл-ся свидетельством освоенной педагогом коммуникативной культуры.

Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками . Это принципы:

- ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);

- уважения труда познания ученика;

- уважения неудач и слез ребенка;

- уважения тяжелой работы роста;

- уважения самобытности ученика;

- безусловной любви воспитателя к воспитаннику;

- оптимальной требовательности и уважения;

- опоры на положительное в ребенке;

- компромиссности спорных решений.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...