Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции, структура и типология семьи. Особенности детско-родительских отношений.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Типология семей:1. Моногамия2. Полигамия: а.) полигимия (1 мужчина и несколько женщин) б). полиандрия (1 женщина и несколько мужчин)3. Экзогамия (Супружество возможно лишь вне данной родственной семейной группы.)4. Эндогамия (Браки заключаются исключительно внутри данной родственной семейной группы.)5. Патриархальная семья6. Матриархальная семья7. Детоцентристская семья(Ребенок становится центром семьи, объектом любви и привязанности.)8. Супружеская семья( Супруги направлены на индивидуальную самореализацию, дети стоят на втором месте. Существует четкое распределение обязанностей у членов семьи.)7. Эгалитарная семья( Супруги могут взаимодополнять друг друга.)8. Партнерская семья( Преобладает тот или иной пол)9. Автономная семья (Решение принимает один из супругов)10. По критерию социального положения супругов:а) гомогенная (супруги из одной социальной страты); б.) гетерогенная (супруги из разных социальных страт, каст, групп)11. по критерию пространственно-территориальной организации:а). патрилокальная (супруги живут в доме отца мужа)б). матрилокальная (супруги живут в доме отца жены).

Структура семьи:

1. По наличию детей: а). бездетная б). малодетная (1-2 ребенка)в). среднедетная (3-9 детей) г). многодетная (от 10 детей)

2. По отсутствию родителей: а) полная (оба родителя)б) неполная (1 родитель)в) нуклиарная (бабушки, родители и дети живут вместе).

Функции семьи исторические, они изменяются в зависимости от структуры и типа семьи.

Выделяют 3 группы функций:

1. специфические: а). репродуктивная (воспроизводство) б). содержание детей; в). Социализация; г). гедонистическая (удовлетворение всех потребностей в семье); д). интимная

2. неспецифические: а). накопление, передача собственности; б). организация производства и потребления; в). отдых и досуг в семье; г). забота о здоровье и благополучии членов семьи; д). создание определенного микроклимата в семье (уют и т.п.)

3. личностные: а). реализация человеком материнства или отцовства; б). сохранить любовь, реализация потребности в счастье; в). одиночество в семье.

Семья является важнейшим источником социального и экономического развития общества, она производит самое главное общественное богатство – человека. Самой важной функцией семьи является воспитание детей, семейное воспитание превышает по своей эмоциональности любое другое воспитание, так как его «проводником» является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям. Семья представляет базовую модель для социализации ребенка, а родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка в детском возрасте.

Воспитание в семье эмоционально, индивидуально, конкретно. Для него характерны целенаправленность, постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей на детей, наличие объективных возможностей включения ребенка в различные сферы деятельности семьи (бытовую, хозяйственную, досуговую, общественную). Широкий диапазон представленных в семье возрастных половых, профессиональных подсистем позволяет ребенку постепенно и поэтапно включаться в социальную жизнь, а также наиболее широко проявлять и реализовывать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Занимаемая родителями позиция, отношение к ребенку в семье во многом определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у ребенка способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей, их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня и многих других факторов, все же можно выделить два основных типа отношений к детям. В одном случае точкой отсчета и главным ориентиром является ребенок, а в другом – взрослый, его жизненные принципы, предрассудки. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимопонимание между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.

Классификация показателей детско-родительских отношений Кабановой О.А. Она выделяет показатели: 1.Родительская позиция. 2. Тип семейного воспитания. 3. Образ родителя, как воспитателя и образ системы воспитания у ребёнка. Родительская позиция определяется, как интегративная характеристика, которая включает: особенности родительского образа, как система родительских требований, эмоциональное отношение к ребенку, стиль общения с ребёнком.

Тип семейного воспитания определяет параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребёнка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации.

Критерий Образ родителей и ребенка состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности.

Семья изменяется по составу: от расширенной (с прародителями, братьями, сестрами) до нуклеарной (родители и дети).

В наше время, в среднестатистической семье не хватает родительского времени, уделяемого детям. При высокой занятости родителей, их усталости и неудовлетворенности жизнью, даже при всей их любви и принятии к своим детям, родители не могут удовлетворить главные потребности ребенка, потребности в эмоциональной поддержке, сочувствии, понимании. Зачастую уставшие после работы родители срываются, почем зря, на своих детях, они их ругают и наказывают за самые мелкие проступки. Дети, вместо поддержки и понимания слышат оскорбления, ругательства, обвинения в свой адрес, что крайне отрицательно влияет на развивающуюся личность. Наказания зачастую переваливают за поощрения, привыкающий, и ожидающий наказания за каждую мелочь ребенок включает (бессознательно) различные виды защит; он учится врать, чтобы избежать наказания, делается скрытным, непослушным, а порой и агрессивным. Зачастую можно наблюдать девиантное (плохое) поведение ребенка, как в школе, на улице, так и дома. Не имея, не чувствуя эмоциональной поддержки родителей, особенно матери, ребенок не сможет гармонично развиваться. От родительского стиля воспитания зависят как сами детско-родительские отношения, так и процесс социализации ребенка и, соответственно его будущей жизни. В наше время в основном используют социализирующий стиль (подготовка к самостоятельной жизни), и помогающий стиль – принципиально новый стиль воспитания, гуманистическая позиция и отношение к ребенку как к равноправной личности. Существуют разные стили воспитания: Авторитарный стиль воспитания (приказной, директорский) стиль, как и либеральный стиль воспитания (попустительский) – не благотворно влияют на развитие полноценной личности. Демократический и авторитетный стили воспитания – основные стили для полноценного воспитания личности.

Родителям необходимо:

1.выбрать оптимальный стиль воспитания, жертвуя собой эмоционально принимать и поддерживать ребенка, узнать его темперамент и другие психофизиологические данные (все дети по разному воспринимают, перерабатывают информацию, у них разная скорость нервных процессов, все с разной динамикой выполняют задания, поручения), и основываясь на них вырабатывать стиль воспитания и отношения к ребенку.

2.Поощрений должно быть больше, чем наказаний. Физические наказания отвергают как педагоги, так и психологи. Наказание должно быть конгруэнтным, т.е. соответствующим проступку. И ни в коем случае не должно быть оскорбления личности, ни словесного, ни, те паче физического.

3.Если родитель видит в своем ребенке, какое либо неправильное поведение, то ему, в первую очередь надо посмотреть на себя, а не ругать свое чадо. Все дети имеют свойство идентифицироваться (отождествляться, копироваться) с родителем, особенно своего пола. И если вы заметили, что постоянно ругаете ребенка за то, что он ленив, или не выключает свет в туалете, то прежде обратите внимание на членов семьи, и исправьте свое поведение и отношение к людям, вещам и задачам. Ребенок как губка, впитывает все что происходит вокруг, многие вещи происходящие в семье – совсем не для него: например скандалы между родителями (ребенок одинаково любит обоих родителей), поэтому для предотвращения психических травм ребенка, избегайте ссор при детях. Каждому ребенку необходимо родительское тепло, учитесь выражать свои эмоции словами, телесно (обнять, поцеловать), жестами и мимикой. Уважение личности ребенка, эмоциональное принятие и любовь, поддержка и внимание, авторитетный стиль воспитания – вот основные составляющие успешного, гармоничного воспитания личности и будущего Ваших детей.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...