Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные характерные черты монополии

Единственный производитель Абсолютный монополист — отрасль, состоящая из одной фирмы; по сути, это единственный поставщик данной продукции
Нет близких заменителей Данный продукт является уникальным, так как отсутствуют хорошие или близкие заменители. У покупателя этого продукта отсутствует альтернативный выбор
Диктует цену на рынке В условиях совершенной конкуренции предприятие соглашается с ценой. В условиях монополии фирма контролирует полностью цену и объем производства
Заблокирован вход на рынок Барьеры для входа на рынок столь существенны, что вход новых предприятий на рынок практически невозможен

 

Необходимо отметить, что монополист может изменять цену в довольно широких пределах, а максимально высокая цена ограничивается платежеспособным спросом. По существу, это означает, что фирма-монополист будет получать сверхприбыли как в краткосрочном, так и долгосрочном периодах.

Закон спроса продолжает действовать и на монопольном рынке: чем выше цена, тем меньше объем продаж, меньше доход.

На монопольном рынке кривая спроса имеет наклон вниз, указывая тем самым на за­висимость: чем больше объем предложения товаров, тем меньше цена. Вполне очевидно, что доход монополиста зависит от объема продаж, однако у него имеется возможность осуществления различных вариантов установления цены. С данной позиции монополист задает тон в формировании цены на свою продукцию.

Во-первых, значительно снижается кривая спроса (положение кривой D). Это связано с тем, что на рынке появляется продукция новых предприятий (товары-субститы), которая отвлекает определенную долю спроса.

Во-вторых, с целью привлечения покупателей фирмы начинают испытывать давление издержек, связанных с модификацией своей продукции (улучшение качества, рекламное сопровождение, развитие сферы обслуживания и др.). В этой связи кривая средних сово­купных издержек (АТС) смещается вверх. Движение кривой спроса вниз, а кривой сред­них совокупных издержек (АТС) вверх будет означать потерю доходов, которые раньше заинтересовывали новые предприятия.

В конечном итоге на данном рынке устанавливается долгосрочное равновесие, основ­ным результатом которого является: а) исчезновение сверхприбылей; б) минимизация возможных убытков фирм.

Неценовая конкуренция основана на: повышении качества продукции; улучшении приспособляемости продукта к нуждам потребителя; производстве товаров-субститов; совершенствовании технического обслуживания; использовании рекламных продуктов и т. д.

Типы конкурентного поведения

По типу поведения различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная конкуренцияведет к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. В данном случае потребитель получает дифференцированную продукцию хорошего качества и по более низким ценам.

Недобросовестная конкуренциявключает: реализацию товара ниже себестоимости; распространение ложной информации; коммерческий шпионаж; нарушение качества продукции и условий поставок; незаконное использование торговой марки и др.

Типы рыночных структур

Несмотря на многообразие рыночных структур, в экономической теории обычно вы­деляют следующие четыре типа (модели рынка):

совершенная конкуренция;

монополистическая конкуренция;

олигополия;

монополия.

Каждая из названных структур отличается определенной степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены (табл.).

Модели рынка (рыночные структуры) и их характеристика

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая конкуренция Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на входе Некоторые ограничения

Представленная характеристика типов рыночных структур при сопоставлении с реальной действительностью

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Плоха не монополия сама по себе, а устранение ею конкуренции.

Ф. Хайек

Антимонопольное регулирование осуществляется путем разработки и реализации антимонопольной политики.

Антимонопольная политика — это совокупность законодательных, экономических и адми­нистративных актов, нацеленных на ограничение условий для монополизации внутреннего рынка и демонополизацию экономики.

Власть над ценой — очень тонкий инструмент в руках монополии. Если эта власть сопровождается уменьшением издержек из-за экономии в масштабах производства, раз­витием НТП, насыщением рынка продукцией по доступным ценам, то такая монополия несет обществу определенный выигрыш. Но если переступить некую степень контроля над ценой, то это оборачивается разрушением богатства общества, ведет к стагнации и застою.

Поэтому еще в конце XIX в. в промышленно развитых странах была осознана необх­димость найти ту границу власти над ценой, переступать которую законодательно запре­щается, то есть поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации.

Антимонопольное регулирование осуществляется в форме экономических и админи­стративных методов (табл.).

Основные методы антимонопольного регулирования

Экономические методы Административные методы
Создание товаров-субститов (товаров- заменителей) Запретительные меры, препятствующие тайным сговорам по ценам, рынкам сбыта, квотам производства
Финансирование/кредитование мероприятий по стимулированию производства дефицитных товаров Ограничение и запрет слияний, ведущих к установлению контроля над предложением
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса Принудительная демонополизация (дробление компаний)
Улучшение инвестиционного климата с целью развития субъектов хозяйствования Установление предельных цен или предельного уровня рентабельности

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...