Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема диагностики школьной зрелости

ТЕМА 8

Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости

Ориентация в окружающей среде, запас знании

А) Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твоих родителей?

Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

В какое время года на деревьях появляются листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов: По результатам беседы заполняется п. 3 протокола. Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ.

=в п. 1-4 верным считается правильный ответ в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия;

=в п. 5 - верно названы не менее 2 диких и домашних животных;

=в п. 6 — «весной», «когда зима кончилась» и т.п.;

=в п. 7 - «лужи», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.;

=в п. 8 «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 - 8 - высокий уровень; 5-6 баллов - средний; 4 и менее - низкий.

Б) Для исследования ориентации в пространстве также может быть использована методика «Графический диктант», предложенная Д.Б. Элькониным. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1-1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

«Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

«Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

«Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам»,

Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

=4 балла - точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

=3 балла - воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

=2 балла - воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

=1 балл - воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

=0 баллов - отсутствие сходства.

За самостоятельное выполнение задания оценка ведется по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов.

В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

=0-3 баллов – низкий уровень;

=3-6 баллов - ниже среднего;

=7-10 баллов – средний уровень;

=11-13 баллов - выше среднего;

=14-16 баллов – высокий уровень.

Произношение

Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования.

Данные заносятся в п. 4 протокола, в котором указывается имеющиеся нарушения звукопроизношения. В случае необходимости ребенок направляется на консультацию к логопеду.

Речевые коммуникации

Ребенок выполняет ряд заданий, по результатам которых заполняется п. 5 протокола обследования.

А) Богатство словаря

+ Словарь существительных. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру. Я тебе буду говорить, например: «Каких ты знаешь животных?» Ты мне должен назвать каких-нибудь животных, или что-то другое, что я попрошу».

* Какую ты знаешь посуду?

* Какую ты знаешь мебель?

* Какую ты знаешь обувь?

* Какие ты знаешь деревья?

* Каких ты знаешь птиц?

* Каких ты знаешь рыб?

+ Обобщение рядов более широкого объема. Ребенку предлагается обозначить ряд слов одним словом:

* птицы, звери, рыбы (животные);

* деревья, травы, кустарники (растения);

* мебель, посуда, одежда (предметы для дома);

* часы, весы, градусник (измерительные приборы).

+ Способность к словообразованию. Ребенку предлагается выполнить ряд заданий на словообразование. Перед выполнением первого задания взрослый приводит пример правильного ответа. Остальные задания выполняются ребенком самостоятельно.

Образование существительных:

а) - у кошечки - котенок; - у собачки -...; - у лошади -...; у коровы - ...у свиньи - ...

б) «Я назову тебе предмет, а ты измени слово так, чтобы полу «карандаш», а ты говори: «карандаши»». Далее ребенку предлагается 10 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, ухо, ребенок, час, флаг. Если при изменении первого слово обнаружилось, что ребенок нечетко понял инструкцию, то следует снова обратить его внимание на образец.

в) «Я назову тебе 2 слова, а ты придумай еще одну такую же пару»: красный - краснота; черный -...; белый - белизна; желтый -

Образование прилагательных

Ребенку задается вопрос: «Если в доме один этаж, такой дом называют одноэтажным. Как называется дом, в котором 2 этажа? а 3? а 5?

Оценка результатов: выполнение каждого задания (примера) оценивается по 3-балльной шкале:

+ - задание выполнено правильно;

± - промежуточный ответ, например, неправильно поставлено ударение и т.п.;

— - задание выполнено неправильно или не выполнено вообще

Таким образом, осуществляется оценка подпунктов «Богатство словаря» и «способность к словообразованию». Словарь считается достаточно развитым, если ребенок получил 7 и более оценок <т> или 5 оценок «+» и не менее 3 оценок «±». Способность к словообразованию считается сформированной, если из 20 заданий ребенок выполняет не менее 14 с оценкой «+» или 10 с оценкой «+» и 5 с оценкой «±». Умение строить предложения и выражать мысли

Оценка идет по ходу наблюдения за речью ребенка в процессе обследования. Речь ребенка 6-7 лет должна быть связной, грамотной, эмоционально-насыщенной. К этому возрасту ребенок должен начинать наряду с простыми употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

4.Способность понимать и воспроизводить содержание

Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ. Он называется «Что придумал Сережа?». Ты внимательно его послушай и подумай, что же такое придумал мальчик Сережа.

«Что придумал Сережа»

В одном доме жил Сережа со своей мамой и папой. В этом же доме жили Таня, Миша и Вера со своими мамами и папами. Еще там жила бабушка, которая очень любила рассказывать детям сказки. Ребятам очень нравилось слушать эти сказки. Однажды бабушка сказала: «Заболела я сегодня, едва с постели встала. Надо мне к доктору сходить, а у меня кровать не убрана, посуда не вымыта». Пошла бабушка к доктору, а Сережа побежал к ребятам и закричал: «Таня, Миша! Вера! Пойдемте со мной скорее! Я что-то придумал. Скоро каждому найдется работа!» (С.Д. Забрамная),

Текст читается медленно, с паузами. После прочтения рассказа проводится беседа с ребенком. Вопросы для беседы:

*Кто жил в доме, о котором идет речь в рассказе? (Должны быть названы все герои рассказа: Сережа, Таня, Миша, Вера, их мамы и папы, старушка).

*Какую работу придумал Сережа?

*Почему надо было помочь бабушке?

*Почему бабушка должна была пойти к доктору?

*Что нужно было сделать у нее дома?

Оценка результатов: оценка идет по трем параметрам: умение устанавливать причинно-следственные связи (2, 3, 4 вопросы), способность определять последовательность событий и характер воспроизведения.

Установление причинно — следственных связей:

+ - правильный ответ на 3 вопроса;

± - правильный ответ на 1 -2 вопроса;

— - ни одного правильного ответа.

Способность определять последовательность событий:

+ - все события изложены верно;

± - имеется 1 - 2 ошибки при пересказе;

— - имеется более 2 ошибок.

Воспроизведение:

+ ~ полное, точное воспроизведение рассказа;

± - имеются ошибки или неточности не более чем в 3 деталях;

—ошибки и неточности более чем в З деталях рассказа.

Итоговая оценка считается высокой, если все 3 параметра оценены знаком «+»; низкой, если 2 или 3 параметра оценены знаком «-» , а также, если I параметр оценен знаком «-», а остальные «±». Выполнение задания оценивается выше среднего, когда 2 параметра оценены знаком «+», один «±». Остальные варианты считаются средними.

Навыки чтения

Современная школа не требует от ребенка, поступающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т.ч. овладение ям навыками чтения, В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ. Параметры оценивания данного пункта обозначены в п. 7 протокола.

Развитие мелкой моторики руки

Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений.

«Игры с пальчиками»

А. Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.

Б. Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.

«Езда по дорожке»

Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина - в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Едь аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Оценка результатов: При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту.

Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний. По результатам обследования мелкой моторики руки заполняется пункт 8 протокола.

Особенности внимания

Устойчивость внимания. Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Вначале психолог предлагает ребенку в бланке корректурной пробы зачеркивать какую-либо букву. По сигналу ребенок начинает выполнять задание и через 3 минуты его заканчивает. Через некоторое время процедуру можно повторить на материале буквенной пробы.

Оценка результатов: При оценке результатов учитываются следующие показатели: количество просмотренного материала, количество пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков. Эти данные характеризуют степень производительности и точности работы ребенка. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом типе корректуры в течение 5 минут и число допущенных ошибок. Показатель точности вычисляется по формуле:

А= Р / Р+К, где: Р - количество правильно зачеркнутых знаков, К - количество пропущенных и неправильно зачеркнутых знаков.

Если ребенок не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен 1, при наличии ошибок он всегда меньше единицы Средним считается А = 0,7 - 0, 8 [8].

По результатам исследования заполняется п. 10 протокола. Переключение и распределение внимания

Для исследования переключения и распределения внимания используется методика «Шифровка». Перед началом выполнения задания ребенку объясняют, как с ним работать. Задание заключается в том, чтобы в каждой из фигурок корректурной пробы поставить тот знак, который задан вверху на образце (в корректурной пробе должны встречаться только те символы, которые есть на образце), например:

Ребенок работает непрерывно в течение 2-х минут.

Оценка результатов: Общий показатель переключения и распределения внимания вычисляется по формуле:

S = N - п, где S - показатель переключения и распределения внимания; N - количество просмотренных и правильно помеченных в течение 2 минут геометрических фигур; п - количество ошибок*. Ошибкой считаются неправильно помеченные и пропущенные фигуры.

Чем выше этот показатель, тем больше способность ребенка к переключению и распределению внимания. Средним считается показатель ошибок, не превышающий 1/3. от количества пропущенных знаков.

Особенности памяти

При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти. Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение.

Непосредственное запоминание. Для исследования непосредственной памяти мы предлагаем использовать методику «10 слов». Перед началом работы ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе несколько слов. Ты внимательно их послушай и постарайся запомнить. Потом скажешь мне, какие слова ты запомнил».

Для запоминания ребенку предлагаются 10 односложных и двусложных слов: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, конь, игла, гриб, мед. В протоколе отмечается, какие слова запомнил ребенок. После первого воспроизведения слова зачитываются ребенку еще раз, и он снова должен воспроизвести их. В основной серии предполагается 4 воспроизведения. Через 15-20 минут после окончания выполнения задания ребенка просят воспроизвести запомненные слова еще раз.

Оценка результатов: При первом воспроизведении ребенок должен запомнить 4-5 слов (средний показатель). После 4 прочтения ребенок должен запомнить все 10 предлагаемых слов. Отклоняющиеся показатели оцениваются соответственно как высокие и низкие.

Опосредованное запоминание. Предлагаемая методика направлена на исследование особенностей произвольной опосредованной памяти, а также характера мыслительной деятельности ребенка, уровня формирования понятийного мышления.

Перед началом работы ребенку дается следующая инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой ты сможешь потом вспомнить это слово. Рисуй так, как тебе нравится, главное, чтобы картинка помогла тебе вспомнить слово». Возможен также вариант проведения данной методики, при котором ребенку предлагаются готовые картинки с изображениями, и он выбирает из них ту, которая поможет ему вспомнить предлагаемый материал. Для выполнения задания ребенку даются любые 6 слов и словосочетаний из приведенного ниже набора: веселый праздник; тяжелая работа; развитие; вкусный ужин; смелый поступок; болезнь; счастье; разлука; дружба; темная ночь; печаль; холодное утро; богатство. Воспроизведение материала начинается через 30-35 минут после запоминания.

Оценка и интерпретация результатов: При обработке результатов оценивается количество правильно воспроизведенных стимулов в соотношении с общим количеством материала, предъявленного для запоминания. 7- летний ребенок способен запомнить и через некоторое время воспроизвести с помощью картинок все 6 предлагаемых ему стимулов.

Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков. Все детские изображения можно классифицировать на 5 основных видов: абстрактные, знаково-символические, конкретные, сюжетные и метафорические.

*Абстрактные изображения (А) - в виде линий, фигур, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ;

*Знаково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, знаки, стрелки и т.п.);

*Конкретные (К) изображения конкретных предметов;

*Сюжетные (С) - изображаемые предметы и персонажи объединяются в какую - либо ситуацию, сюжет, либо изображается одинперсонаж, выполняющий какую-либо деятельность;

*Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, например, на слово «радость» изображается человек, поднявшийся в воздух на крыльях

При обработке результатов рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. По эти данным можно сделать вывод о характере и особенностях мыслительных процессов ребенка.

Если ребенок пользуется преимущественно абстрактными и знаково-символьными изображениями, для него характерно стремление к обобщению, синтезу информации, он отличается высоким уровнем абстрактно - логического мышления. Дети, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения характеризуются творческой направленностью мыслительной деятельности. В случае преобладания конкретных изображений можно предположить наличие конкретного, наглядно - действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями. Если в качестве рисунков часто изображаются человечки и при этом воспроизведение является достаточно успешным, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение затруднено, это может свидетельствовать об инфантильности ребенка.

По качеству рисунков можно косвенно судить об истощаемости. Об этом свидетельствует нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу выполнения задания

Особенности мышления

Диагностика мышления проводится по 4 основным параметрам: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Данное деление достаточно условно и предлагаемые в соответствующих разделах методики затрагивают одновременно целый ряд характеристик и свойств мышления.

1) Анализ и синтез. Для диагностики аналитико-синтетических характеристик мышления ребенку предлагается методика «Разрезные картинки». Помимо анализа и синтеза эта методика позволяет также выявить особенности развития операции сравнения.

При выполнении методики ребенку предлагается собрать из частей 2 картинки. Первая (более простая) разрезана на 6 частей прямыми перпендикулярными линиями. Вторая картинка разрезана на S частей под различным углом. Перед выполнением задания ребенку предлагается следующая инструкция: «Видишь, картинка сломалась, почини ее». В качестве картинок, могут использоваться изображения знакомых ребенку предметов или несложные открытки. В обоих случаях называть изображенный на картинке предмет не следует. В случае ошибочного выполнения задания исследователю следует попросить ребенка внимательно посмотреть на картинку, найти и самостоятельно исправить ошибки.

Оценка результатов. Выполнение задания оценивается знаком «+», когда правильно собраны обе картинки, «±», если верно сложена только одна, «-», если обе картинки сложены неверно.

2) Сравнение. Ребенку предлагается методика «Анализ образца», направленная на выявление уровня развития таких операций мышления как сравнение, анализ и синтез.

На столе перед ребенком выкладывается фигура человека, сделанная из спнчек (см. рисунок). Инструкция: «Я сделал (-а) человечка из спичек. Внимательно посмотри на него и постарайся запомнить. Теперь я его закрою, а ты попробуй сделать точно такого же». При объяснении задания не следует специально обращать внимание ребенка на особенности образца. После выполнения задания проверяющий открывает образец и предлагает ребенку сравнить его с тем, что получилось у ребенка. Ребенку предлагается самому исправить ошибки. Если ребенок исправляет только часть конструкции (учитывается и то, в какую сторону повернуты головки спичек), то проверяющий может задавать ему наводящие вопросы.

Оценка результатов: При высоком уровне школьной зрелости ребенок способен довольно точно воспроизвести образец обнаружить отклонения и внести коррективы. Показателем среднего уровня развития является способность исправить фигурку с помощью взрослого, который фиксирует внимание дошкольника на особенностях образца. При низком уровне развития мышления ребенок даже при массированной помощи не может исправить свои ошибки. В соответствии с эти в протокол заносятся оценки «+», «±» или «-».

3) Классификация. Ребенку предлагается разделить на группы несколько картинок. Инструкция: Сейчас я дам тебе картинки. Ты должен внимательно рассмотреть их и разложить так, чтобы вместе оказались картинки, предметы на которых чем-то похожи, которые можно назвать одним словом». Можно предложить следующий перечень картинок

Изображения Правильный ответ
Кошка, собака, свинья Домашние животные
Автобус, машина, поезд Транспорт
Линейка, карандаш, книга Школьные принадлежности
Чашка, ложка, тарелка Посуда
Рубашка, платья, тапки Одежда

После раскладки проверяющий предлагает назвать каждую группу одним словом. Если ребенок допускает ошибки при раскладке, психолог может задать ему наводящие вопросы,

Оценка результатов. Ребенок получает оценку «+», если безошибочно разложены и названы все группы; «±» - правильно разложены хотя бы 3 группы предметов, при наводящих вопросах ребенок сам замечает и исправляет ошибки; «-» - ошибки более чем в 3 группах, допущенных ошибок ребенок не замечает и не исправляет.

4) Обобщение. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Сейчас я буду называть тебе разные слова, а ты подумай и скажи мне, как можно назвать эти предметы одним словом?»:

* Тарелка, стакан, нож -

* Стол, стул, диван -

* Рубашка, брюки, платье -

* Туфли, калоши, валенки —

* Суп, каша, кисель -

* Одуванчик, роза, ромашка -

* Береза, липа, ель -

* Воробьи, голуби, гуси-

* Карась, щука, окунь -

* Малина, земляника, вишня -

* Морковь, капуста, огурец -

* Яблоки, груши, мандарины -

* Столяр, маляр, плотник -

Оценка результатов: «+» - правильно обозначены 11-13 понятий; «±» - 7 - 10 понятий; «-» - правильно названы менее 7 понятий.

Результаты исследования особенностей мышления ребенка заносятся в пункт 12 протокола.

Навыки счета

Необходимость оценивания данного параметра, также как и оценка навыков чтения обусловлена требованием определения уровня знаний ребенка. В рамках психологической диагностики оценка данного пункта проводится, если ребенок не проходит параллельно специального педагогического обследования.

Умение сравнивать: поступающий в школу ребенок должен уметь выбирать большее и меньшее число в пределах 10.

Знание прямого и обратного счета: в протоколе отмечаются пределы, в рамках которых ребенок умеет считать в прямом и обратном порядке.

Выполнение арифметических операций: поступающий в школу ребенок должен владеть операциями сложения и вычитания чисел в пределах 10.

По результатам обследования заполняется пункт 13 протокола.

Следующий этап исследования связан с определение социальной и эмоциональной зрелости ребенка. Она может носить качественные характер и основываться на данных наблюдения психолога за поведением ребенка в ходе обследования. В некоторых случаях можно использовать специальные методики, направленные на оценку этих компонентов школьной зрелости.

Исследование социальных эмоций

Экспериментатор задает ребенку ряд вопросов, ответы на которые анализируются на качественном уровне:

*Можно ли смеяться, если твой друг упал? Почему?

*Можно ли обижать животных? Почему?

*Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

*Если ты сломал игрушку, а воспитательница подумала, что это сделал другой ребенок, скажешь ли ты, что это твоя вина? Почему?

*Можно ли баловаться, когда другой человек хочет отдохнуть? Почему?

*Нужно ли помогать старшим? Почему?

*Можно ли драться, когда другой ребенок отобрал у тебя иг
рушку? Почему?

Незаконченные ситуации. Ребенку предлагается закончить несколько ситуаций;

=Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро уложила кубики в коробку. Воспитательница ей сказала: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, можешь пойти играть или помоги Свете». Маша ответила..,

=Костя принес в детский сад новую игрушку - самосвал.Всем детям захотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Косте подошел Сережа, выхватил у него самосвал и стал играть один. Тогда Костя...

=Катя и Вера играли в догонялки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала, тогда Вера...

=Лена и Оля играли в «Дочки — матери». К ним подошел маленький мальчик и сказал: «Я тоже хочу играть». «Мы тебя не примем, ты еще маленький», - ответила Оля. А Лека...

=Дима играл в «лошадки». Он бегал по комнате и кричал: «Но! Но! Но!». В другой комнате мама укладывала его маленькую сестренку. Девочка не могла заснуть, тогда мама подошла к Диме и сказала: « Не шуми, пожалуйста, Света не может заснуть». Дима ответил ей...

=Таня и Миша рисовали. К ним подошла воспитательница и сказала: «Таня, твой рисунок получился очень хорошим». Миша тоже посмотрел на ее рисунок и сказал.,.

=Саша играл около дома и сильно шумел. Вдруг он увидел маленького котенка, который дрожал от холода и жалобно пищал. Тогда Саша...

Обработка данных и оценка результатов: Анализ результатов наблюдения и выполнения методик проводится пол схеме:

Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому - либо предпочтение и почему.

-Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по инициативе взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно; формально;начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.п.);

-Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в каких ситуациях и в чем оно выражается;

-Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких си
туациях, как на него реагирует и т.д.

-Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, как это делает (постоянно, время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других, в каких действиях выражается эта забота.

-Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, завидует успеху другого и радуется его неудаче и т.п.)

При анализе результатов обращают внимание не только на характер ответов, но и на мотивировку. Данные наблюдения, беседы и эксперимента сопоставляются, и делается вывод об уровне социальной зрелости ребенка. По итогам обследования заполняется пункт 14 протокола.

Составление заключения

Для вынесения заключения об уровне школьной зрелости ребенка и определения программы и характера его дальнейшего обучения анализируются показатели ребенка по всем проведенным методикам. Заключение составляется в письменном виде, в форме характеристики психологического развития ребенка. При составлении заключения может быть использован следующий план:

1. Причины исследования, цели, задачи, заказчик.

  1. Краткое описание применяемых методик (рекомендуется назвать методики, не описывая предлагаемые ребенку задания).

3. Результаты исследования: указываются основные симптомы, которые подтверждаются цифровыми показателями

4. Интерпретация обоих видов данных (качественных и количественных).

5. Сопоставление полученных результатов с данными анамнеза

6. Описание поведения ребенка во время исследования

7. Резюме: определение главного симптома, характера его возникновения и развития (с обязательным указанием на гипотетичность).

8. Указание предложенных коррекционных мероприятий (в случае необходимости).

9. Прогноз дальнейшего развития ребенка, описание диапазона возможных изменений.

10. Рекомендуемая программа обучения в школе (указывается, если встает вопрос о необходимости коррекционного обучения или обучения по усложненной программе).

Для определения по итогам диагностического обследования уровня психического развития ребенка и его школьной зрелости можно использовать критерии, предложенные У.В. Ульенковой.

1.Эмоциональное развитие: интерес к заданию; особенности эмоционального реагирования; стремление продолжить и закончить работу.

2.Фонд действенной реализации: уровень понимания задачи; характер программирования предстоящей деятельности; овладение предлагаемыми действиями и операциями; осознание и оценка результата деятельности.

3.Саморегуляция деятельности: степень полноты принятия задачи; качество самоконтроля.

В соответствии с этими критериями можно выделить 5 уровней развития школьной зрелости ребенка:

1. Задача сразу заинтересовывает ребенка Положительный настрой сохраняется до конца занятия, ребенок проявляет удовольствие при нахождении правильных ответов, стремиться продолжить и завершить работу. Понимает задачу быстро, не нуждается в ее повторении и разъяснении. Фонд действенной реализации достаточен: владеет всеми необходимыми для выполнения предлагаемых заданий навыками и операциями. Задания в основном выполняет правильно и самостоятельно, выделяя более или менее существенное. Может вербально доказать свое мнение. Ребенок самостоятельно сосредотачивается на задаче, старается обдумать решение, прежде чем начать действовать. Помощь взрослого использует минимально. Сам может оценить правильность решения, улучшить и исправить результат. Уровень психического развития ребенка оценивается как высокий.

2. Задание заинтересовывает ребенка, в целом охотно и с интересом выполняется, Понимает задание без дополнительных разъяснений,но иногда нуждается в повторении инструкции и содержания задачи.Фонд действий и операций достаточен. Задания выполняются в большинстве случаев правильно. Ребенок принимает задание, может сосредоточиться на нем, но ходом его выполнения может хорошо управлятьтолько с помощью взрослого, который контролирует и регулирует деятельность, помогает системой побуждающих и наводящих вопросов. Ошибки может исправить сам, но часто просит помощи взрослого. Уровень психического развития ребенка оценивается выше среднего.

3)Ребенок заинтересован ситуацией занятия, но к его непосредственному содержанию скорее безразличен. Готов сразу прекратитьработу, перейти к выполнению следующего задания, не закончив предыдущего. Для успешной работы нуждается в постоянном поощрениии похвалах со стороны взрослого. Доля понимания сложных заданийему необходимо повторение, разъяснение инструкции, иногда в прямой помощи в виде практических действий. Владеет необходимымзапасом дифференцированных общих представлений, но фонд действенной реализации недостаточен Задачи решает с опорой на восприятие и непосредственное действие. Ответы ситуативны. Не всегда может обосновать свои действия и ход решения задачи вербально. Нуждается в наводящих и подсказывающих вопросах. Ошибки замечает только с помощью взрослого. Уровень развития ребенка в зависимости от характера я выраженности указанных характеристик оценивается как средний или ниже среднего.

4) Предложение позаниматься встречает с некоторым интересом, который быстро исчезает. К процессу и результату деятельности ребенок безразличен. Фонд действий и знаний узок и беден, задачу не принимает и часто не понимает. Вопросы взрослого, связанные с сущностью задания не замечает, дает поспешные, импульсивные ответы или молчит. Ответы ребенка могут быть связаны с ситуацией исследования или обусловлены необычными ассоциациями, ожившими в памяти в связи с задачей. Помощь взрослого чаще всего не воспринимается и не принимается. Умственные действия в большинстве своем бессистемны, хаотичны, бездумны. Уровень развития ребенка оценивается ниже среднего.

5)Ребенок безразличен к ситуации занятия и содержанию заданий. Процесс деятельности его не интересует. Не реагирует или неадекватно реагирует на вопросы взрослого, связанные с заданием. Демонстрирует полное неприятие ситуации обследования и содержания заданий. Такой ребенок не г

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...