Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Герберштейн С. Записки о Московитских делах

Раздел III. РОССИЯ В ХVI в.

В третьем разделе данной части «Практикума по отечественной истории» подобраны источники, освещающие социально-экономические и политические отношения в России конца ХV–ХVI вв.

Большое значение для изучения политической истории России данного времени имеют законодательные акты. Среди источников законодательного характера следует выделить уставные грамоты, судебники, приговоры Земских соборов и Боярской думы. Данные источники позволяют проследить изменения в аппарате управления и социальной структуре России описываемого времени.

Представляют интерес работы западноевропейских авторов. Несмотря на то, что эти авторы не всегда точны в описании конкретных событий русской истории, они сообщают ряд ценных сведений.

О политических представлениях ХVI в., о накале политической борьбы в процессе централизации власти дает представление переписка первого русского царя Ивана Грозного с беглым князем Андреем Михайловичем Курбским.

В раздел включены также извлечения из летописных сводов ХVI –ХVII вв. Летописи содержат ценные и достоверные свидетельства по таким вопросам русской истории, как характер землевладения, цель учреждения опричнины.

Извлечения из документов печатаются по изданиям: Российское законодательство Х–ХХ вв.: В 9 т. Т. 2. – М., 1985; Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. – М., 1992; Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986; Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов XVI века. – М.; Л., 1950; Разрядная книга 1475–1598 гг. – М., 1966.; Полное собрание русских летописей. Т. 13, Т. 22. – М., 1965; Флетчер Д. О государстве Русском. – Спб., 1905; Иностранцы о древней Москве. Москва ХV–ХVII вв. – М., 1991.

 

Белозерская уставная грамота1

 

Это я, князь великий Иван Васильевич всея Руси пожаловал своих людей и белозерцев – горожан и становых людей, и волостных всех белозерцев, кто наших наместников у них ни будет и они исполняют по этой нашей грамоте.

 

1. Взоезжего корму горожане и становые люди наместникам нашим по их приезде кто что принесет, то им взять.

 

2. На Рождество Христово наместникам нашим дадут корм со всех сох со княжих и с боярских, и с монастырских, и с черных, и с грамотников, и со всех без исключения с сохи за полоть мяса, за 10 хлебов – 10 денег, за бочку овса – 10 денег, за воз сена – 2 алтына; а на Петров день2 дадут корм наместникам нашим со всех же сох, с сохи за землю – 8 денег, за 5 хлебов – 10 денег. А тиунам корм рождественский и петровский в половину наместничьего корма; а доводчикам побор со всех же с сох и на Рождество Христово за ковригу – деньга, за часть мяса – деньга, за [меру] овса – 2 деньги, а на Петров день доводчикам со всех же сох за ковригу – деньга, за сыр – деньга.

 

3. А наместникам нашим у них держать в городе и в станах 2 тиуна и 10 доводчиков: во станах – 8 доводчиков, а в городе – два…

 

5. А наместники тиунов и доводчиков в течение года не переменяют.

 

6. А кормы наместников и тиунов, и доводчиковы поборы берут в станах сотские, да платят наместникам и тиунам, и доводчикам…

 

7. А пошлин наместникам на Белоозере в городе: явка с гостей, которые приходят из Московской земли, из Тверской, из Новгородской земель или откуда кто ни приедет, с большого судна с атамана гривна, а людей на судне сколько ни будет со всякого с головы по деньге, а кто приедет в малых судах гребных на Белоозеро… с атамана и с людей сколько их на судне ни будет со всякого с головы по деньге; а на Волоке Словенском наместникам держать своих пошлинников, а явку берут с гостей по тому же…; а который гость заплатит пошлину на Волочке, а на том другие пошлины на Белоозере не берут.

 

8. А кто придет из Московской земли, из Тверской, из Новгородской земель, из всех монастырей Московской земли и Тверской, и Новгородской земель… изо всех Белозерских монастырей, торговать им всем на Белоозере в городе житом и всяким товаром, за озеро им торговать не ездить… а кого поймают… и они с купца возьмут 2 рубля – рубль наместникам, а рубль таможенникам, а с продавца возьмут 2 рубля – рубль наместникам, а рубль таможенникам; а что у них будет товару у купца и у продавца и тот товар у них забирают таможенники на великого князя, а их дают на поруки наместник и таможенник да ставят перед великим князем; а городским людям Белозерским… за Озеро ездить, торговать по старине.

 

9. А будет суд перед наместниками и перед тиунами о рубле, а захотят помириться и они дадут наместникам гривну… за все пошлины, а досудят наместники и тиуны о рубле до поля1, а захотят помириться и они дадут наместникам гривну… за все пошлины; а будет выше рубля или ниже, а наместники с них берут по тому же расчету; а побьются на поле и наместники велят на виноватом истцово взять, а на себя велят взять столько же как истцу, а то им с тиунами и с доводчиками за все их пошлины…

 

13. А за самосуд наши наместники и их тиуны берут 2 рубля; а самосуд то, кто поймает вора с поличным и отпустит его прочь, а наместникам и их тиунам не предъявит, а его в том уличат, и это самосуд; а кроме этого самосуда нет.

 

14. А учинится у них в городе душегубство, а не доищутся душегубца, тогда вины 4 рубля заплатят горожане… а доищутся душегубца и они его дадут наместникам или их тиунам, а христианам в том продаж нет…

 

19. А наместникам нашим и их тиунам без сотников и без добрых людей не судить суд…

 

21. А князья мои и бояре, и дети боярские… у горожан и у становых людей, и волостных людей кормов и подвод, и проводников, и сторожей не берут…

 

23. …А нарушат эту мою грамоту, кто что с них возьмет или чем изобидит, быть тому от меня от великого князя в казне…

 

 

Вопросы и задания

 

1. Как назывался описанный грамотой порядок управления?

2. Каковы были функции наместника?

3. Почему русские люди требовали упразднить подобный порядок управления?

 

 

Судебник 1497 г.

 

Лета 7006-го месяца сентября уложил великий князь всея Руси Иван Васильевич с детьми своими и с боярами о суде, как судить боярам и окольничим. Судить суд боярам и окольничим, а на суде быть у бояр и у окольничих дьякам, а посулов боярам, и окольничим, и дьякам… не брать, тако ж и всякому судье посула да не брать никому. А судом не мстить, не дружить никому. А каков жалобник к боярину прийдет и ему жалобников… не отсылать, а давать всем жалобникам управу, всем которым пригоже1. А которого жалобника не пригоже управить2 и об этом доложить великому князю или к тому его послать, которому дела этих людей приказано ведать.

 

8. О воровстве. А обвинят кого-нибудь в татьбе или разбое, или душегубстве… или иное какое лихое дело и будет известный лихой, и боярину его велеть казнить смертною казнью, а истцово велеть взять из его имущества; а что имущества останется, и то боярину и дьяку взять себе… а не будет у которого лихого имущества, чем истцово заплатить и боярину… лихого истцу… не выдать, а велеть его казнить…

 

9. А государственному убийце и мятежнику, церковному татю… и зажигальнику известному лихому человеку жизни не оставлять, казнить его смертною казнью.

 

10. О татях. А которого татя поймают с какою татьбою… впервые, кроме церковной татьбы и головной, а в иной татьбе прежней доноса на него не будет, и его наказать торговой казнью, бить кнутом, да взяв на нем истцово, да судье ему платить; не будет у какого татя имущества, чем истцово заплатить, и его бить кнутом, да истцу его выдать… головой1… судье не брать ничего с него.

 

12. А на кого укажут детей боярских человек 5 или 6 добрых по крестному целованию или черных человек 5–6 добрых христиан целовальников, что он тать, а доказательства на него в прежнем деле не будет… и на том взять ущерб истца без суда.

 

39. О татях указ. А обвинят кого в татьбе или разбое, или душегубстве, или в ином каком лихом деле, а будет известный лихой, и ему того велеть казнить смертною казнью…

 

42. Об отпускной грамоте2. А положит кто отпускную грамоту без боярского доклада и без подписи дьяка или с городов без наместничьего доклада… и та отпускная грамота не в отпускную, кроме той отпускной, что господин своей рукой напишет, и та отпускная в отпускную.

 

55. О займах. А который купец, идучи в торговлю, возьмет у кого деньги или товар, да на пути у него утеряется товар бесхитростно: утонет или сгорит, или рать возьмет – и боярин, обыскав, велит… платить истцов долг без процентов. А кто у кого взявши что в торговлю, да идя пропьет или иным каким безумием погубит товар свой...и того истцу …выдать головой на продажу3.

 

56. А холопа полонит рать татарская, а выбежит из плена и он свободен, а старому господину не холоп4.

 

57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться из волости, из села в село в один срок за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы пожилые платят: в полях – за двор рубль, а в лесах – полтина. А который крестьянин поживет за кем год да пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит, а три года поживет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года поживет, и он весь двор платит.

 

60. А который человек умрет без духовной грамоты, а не будет у него сына, тогда имущество все и земли – дочери, а не будет у него дочери, тогда взять ближайшему родственнику.

 

66. О полной грамоте. По полной грамоте – холоп; по тиунству и по ключу по сельскому – холоп … и с женою и с детьми, которые у одного господина, а которые его дети у иного или самостоятельно живут, то не холопы; а по городскому ключу – не холоп, по рабе – холоп, по холопе – раба, приданой – холоп, по духовной – холоп.

 

Вопросы и задания

 

1. Сравните содержание «Русской правды» и Судебников (виды преступлений, наказания за преступления).

2. Какие преступления законодатель считает наиболее опасными?

3. Какие социальные группы можно выделить, опираясь на текст закона? Каков юридический статус каждой из групп? (ст. 2, 12).

 

 

Судебник 1550 г.

 

В год 7058 июня царь и великий князь Иван Васильевич всея России со своими братьями и боярами этот Судебник утвердил как судить боярам и окольничим, и дворецким, и казначеям, и дьякам, и всяким приказным людям, и по городам наместникам, и по волостям волостелям, и тиунам, и всяким судьям.

 

1. Суд царя и великого князя судить боярам и окольничим, и дворецким, и казначеям, и дьякам. А судом не дружить или не мстить никому, и взяток в суде не брать, также и всякому судье взяток в суде не брать. А который боярин или дворецкий, или казначей… ошибется и обвинит кого… ненамеренно… а выяснится это и боярину, и дворецкому, и казначею… в том штрафа нет… А который боярин или дворецкий, или казначей… в суде взятку возьмет и обвинит намеренно, а выяснится это и на том боярине или на дворецком, или на казначее взять иск истца, а пошлины царя и великого князя… взять втрое, а штраф как государь прикажет. А который дьяк… дело запишет… не так, как на суде было… а выяснится, что он за это взятку взял, на том дьяке взять половину боярского штрафа и бросить в тюрьму. Подьячий, который запишет не так, как на суде было, ради взятки… и того подьячего наказывать торговой казнью – кнутом. А кто виноватый солжет на боярина или на окольничего или на дьяка, или на подьячего, а выяснится, что он солгал, и того жалобщика сверх его вины наказать торговой казнью… И бросить в тюрьму.

 

8. А брать… в суде от рублевого дела с виноватого… боярину или дворецкому… 11 енег, а дьяку – 7 денег, подьячему – 2 деньги. А будет дело выше рубля и ниже, и им брать пошлины по расчету…

 

25. А в иных делах судить по тому же, кто в чем признает свою вину, так его и наказать, а штраф как государь прикажет, смотря по человеку, а в остальном суд и правда, крестное целование.

 

26. А бесчестье детям боярским, за которыми кормления, установить равным дохода, который на том кормлении… а жене его бесчестья вдвое… которые дети боярские получают денежное жалование, сколько который жалованья получал, то ему и бесчестье, а жене его вдвое против их бесчестья; а дьякам… бесчестье, какое царь и великий князь укажет… а торговым гостям большим 50 рублей, а женам их вдвое против их бесчестья; а торговым людям и посадским людям… бесчестья 5 рублей… а боярскому человеку доброму бесчестья 5 рублей, кроме тиунов и доводчиков… а крестьянину… бесчестья рубль, а жене его бесчестья 2 рубля… А за увечье… смотря по человеку и по увечью.

 

43. Тарханных вперед не давать никому, а старые тарханные грамоты забрать у всех.

 

52. А приведут кого с поличным впервые, и его судить да послать опросить о нем. И назовут его в опросе лихим человеком и его допрашивать. И скажет на себя сам и его казнить смертной казнью, а не скажет на себя сам и его бросить в тюрьму до смерти, а истцам иск платить из его имущества. А скажут в опросе, что он добрый человек и дело решать по суду.

 

53. А пошлют которого недельщика схватить воров или разбойников и ему задерживать воров и разбойников справедливо, а не помогать им никому, а схватив вора или разбойника, ему взяток не брать. А лишних ему людей не задерживать…

 

55. А которого вора поймают и уличат в воровстве впервые, кроме церковного и головного воровства, а в прежнем воровстве доноса на него не будет, и его наказать торговой казнью… да взять истцов иск, а его дать на крепкую поруку…

 

56. А поймают того вора вторично и его допрашивать. Скажет на себя сам и его казнить смертной казнью, а истцу заплатить из его имущества, а не будет у которого вора имущества… и его велеть казнить смертной казнью…

 

58. А кого обвинят дети боярские человек 10 и 15 добрых или черных людей человек 15 или 20 добрых же христиан… клятвой на кресте, что он вор, а доноса на него в прежнем деле не будет у кого крал… и на том взять цену иска без суда. А его дать на крепкую поруку. А не будет за него крепкой поруки и его бросить в тюрьму… А мошеннику та же казнь, что и вору…

 

59. А обвинят кого в разбое или убийстве… или иное какое лихое дело, а будет известный лихой человек, и боярину велеть того казнить смертной казнью. А истцу из его имущества велеть заплатить… А не будет у которого лихого столько имущества, чтобы истцу заплатить, и боярину того лихого… велеть его… казнить смертной казнью…

 

60. А губным старостам кроме известных разбойников у наместников не вмешиваться ни в какие дела…

 

61. А государственному убийце, градскому сдавцу, и мятежнику, и церковному вору… и подметчику, и зажигальнику, известному лихому человеку жизни не дать, казнить его смертной казнью…

 

62. А боярам и детям боярским судить, за которыми кормления с боярским судом, а на суде у них… быть… и лучшим людям, и целовальникам…

 

68. А которому наместнику дан город с волостями, или ему даны в кормление волости, а в которых волостях ранее старост и целовальников не было, и ныне в тех волостях быть старостам и целовальникам во всех.

 

76. А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому с докладной холоп с женой и с детьми, которые у одного господина с ним в одной крепости и которые родились в холопстве. А которые его дети, а родились до холопства, а станут жить у другого господина или сами станут жить, то не холопы. А по городскому ключу не холоп. По рабе холоп. По холопе раба. По завещанию холоп… А по тиунству без полной и без докладной не холоп… А полному и докладному сына своего свободного, который у него родился до холопства, не продать, а продастся он сам кому хочет…

 

80. А холопа войско пленит, а сбежит из плена, и он свободен, а старому господину не холоп…

 

81. А детей боярских служилых и их детей, которые не служили, в холопы не принимать никому, кроме тех, которых государь от службы отставит.

 

84. А о землях суд. Взыщет боярин на боярине или монастырь на монастыре, или боярин на монастыре и судить за 3 года… а долее трех годов не судить, а взыщет черный на черном или помещик на помещике, за которыми земля царя и великого князя… и судить по тому же… А взыщет на боярине или на монастыре царя и великого князя земли и судить за 6 лет, а долее не судить…

 

88. А крестьянам переходить из волости в волость и из села в село один срок в году за неделю до Юрьева дня осеннего и неделею после Юрьева дня осеннего. А дворы пожилые в поле рубль и 2 алтына, а в лесах… за двор полтина и 2 алтына. А который крестьянин за кем живет год да пойдет прочь, он платит четверть двора, а два года поживет, и он платит полдвора, а три года поживет, и он платит три четверти двора, а четыре года поживет, и он платит весь двор… А за повоз брать с двора по 2 алтына, а кроме того пошлин на нем не брать. А останется у которого крестьянина хлеб в земле и как тот хлеб пожнет, и он с того хлеба или с стоячего даст 2 алтына, а где была озимая рожь его и пошлину дать царю и великому князю со ржи, а боярину, за кем жил, не делать. А попу пожилого нет и уйти ему вон бессрочно воля. А который крестьянин продастся в холопы вполную, и он выйдет бессрочно же и пожилого с него нет. А который хлеб его останется в земле, и он с того хлеба подать царю и великому князю дает, а не захочет подать платить, и он своего хлеба… лишен.

 

91. А попа и дьякона, и чернца, и черницу, и старую вдовицу, которые питаются от церкви божией, их судить святителю или его судьям; а будет простой человек с церковным. И суд общий… А торговым людям городским в городских дворах монастырей не жить, а которые торговые люди будут жить на монастырских дворах, и тех с монастырских дворов выводить, да и наместникам их судить. А на монастырских дворах жить нищим, которые питаются от церкви божией милостыней.

 

92. А который человек умрет без завещания, а не будет у него сына, и имущество все и земли взять дочери. А не будет у него дочери, и взять ближнему из его рода.

 

98. А которые будут дела новые, а в этом судебнике не написаны, и как те дела с доклада государю и со всех бояр приговора решатся, и те дела в этом судебнике приписывать.

 

Вопросы и задания

 

1. Сравните содержание судебников 1497 г. и 1550 г.

2. Были ли у судебного процесса XVI в. недостатки, на Ваш взгляд?

3. Опираясь на статьи судебника, докажите, что в России в середине XVI в. существовало социальное неравенство?

4. Какие сословия можно выделить в российском обществе?

5. Охарактеризуйте положение крестьян в XVI в.

6. Почему судебник 1550 г. ограничивает источники холопства?

 

 

Стоглав

 

…царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах.

Глава 2

 

…Господь… воссиял в сердце благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея России самодержца, чтобы царствовать и творить благое… Добрый же он миротворец, державный самодержец, прекроткий царь многим разумом и мудростью венчан и в совершенном благоденствии царство содержит. Озаботившись не только устроением земским, но и многими… церковными исправлениями. И возвещает… Макарию митрополиту всея Росии собор… собрать вскоре.

Глава 3

 

И на том же соборе дал царь своей рукой написанное: «…Вы, святители преосвященнейший… Макарий, митрополит всея России… и весь священный собор, и иноки… также и братия моя, любимые мои князья и бояре, и воины, и все православное христианство, помогайте мне… Господь Бог, да обратит нас на истинный путь святых его заповедей, от них же отступили душевно и телесно. И… нельзя описать и человеческим языком рассказать содеянные нами все злые согрешения и законопреступления... Ныне же эти все злые дела возненавидевши, добрые и богоугодные дела возлюбим… Вы… потрудитесь ради веры христовой, чтобы исправить и изъяснить по правилам святых отцов – для этого и собрал вас…». …Потом царь дал Собору другое послание о новых чудотворцах, и о многих различных обрядах и вопросах…

Глава 4

 

…Каждого во всяких пределах, порученных им… спрашивать и узнавать о великих новых чудотворцах… где какие чудотворцы прославились великими чудесами… и от… повеления нашего вскоре собирают каноны и жития… тех… чудотворцев…

Глава 5

 

Вопрос: Отец мой Макарий, митрополит всея Руси, и все архиепископы, и епископы… ныне видим и слышим… многие церковные обряды… совершаются не по священным правилам и не по уставу. И вы бы о всех тех церковных обрядах, рассудив, указ учинили… по священным правилам о всяком… причте церковном и поставили бы старост поповских надо всеми священниками…

Глава 6

 

…Собором постановили: отныне и впредь… ради порядка церковного… и ради всех православных христиан, особо же оберегая сана и величия царства и святительства… да ничто во святых церквях кроме святых и божественных правил не сотворяется… И того ради церковного порядка в царствующем граде Москве и по всем городам Российского царства … повелели избирать протопопов в каждом городе… искусных, добрых и житием непорочных… По всем городам назначить старост и десятских над священниками… А по селам и по погостам, и по волостям… назначить над попами десятских священников. И тем священникам-старостам и священникам-десятским… следить каждый день во всех церквях за священниками и дъяконами, чтобы у них было… божественное правило церковное и звон по уставу и по преданию… И отпев заутреню… пели бы молебны о многолетнем здравии и спасении благородного и христолюбивого, и боговенчанного царя… Ивана Васильевича… чтобы… возвысил бы Господь Бог царскую десницу его надо всеми его недругами и врагами и устроилось бы царство его мирно и вечно… навеки. Также молить Бога… и о всех благоверных князьях и боярах, и о помощи, и о укреплении христолюбивого царя воинства, и о благопребывании и устроении земском, и о тиши, и о здравии, и о спасении всего православного христианства…

Глава 16

 

…А о прочем церковном пении все по уставу твори… А на заутренях бы и на вечернях говорили … тихо и неспешно, со всяким вниманием. А одновременно бы псалмов и псалтыри не говорили. Также бы и канонов… не говорили по два вместе… Если кто с земным царем беседует, того страхом и трепетом предстоит и всем сердцем, и умом внемлет от царя сказанное и не смеет смотреть по сторонам. Насколько же более всем православным в святых церквях на божественном на всяком пении… со страхом и трепетом предстоять, ни о чем земном не помышлять…

Глава 18

 

…и венчали бы после обедни, а ночью бы не венчали. А венчали бы юношей 15 лет, а девушку 12 лет… А меньше бы юношу 15 лет не венчали…

Глава 23

 

А второму браку венчания нет, но только молитва по правилам. И третьему молитва под запрещением по священным правилам… А четвертый бы брак от вас никогда же именовался…

Глава 25

 

…И святителям… в попы ставить в 30 лет, а в дъяконы в 25 лет. А грамоте бы умели… И те бы святители каждый в своем граде… избрали… священников и дъяконов… благочестивых… и грамоте и чести гораздых. И у тех священников учинить в домах училища, чтобы священники и дъяконы, и все православные христиане… передавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пения…

Глава 28

 

…А которые священники… не станут протопопов слушать, а станут упиваться… и о церковном пении не заботиться, и протопопам таких вместе наказывать, чтобы в пьянство не упивались и к церквям божьим ходили, и на божественном пении чинно стояли… а не дрались и не ругались, и не сквернословили… А которые священники и дъяконы после первого и второго наказания протопопов станут прекословить и не повиноваться… и протопопам о таких бесчинниках святителям докладывать и тем священникам и дьяконам… быть… от церкви отлученным…

Глава 31

 

Также бы священники… на себе изображали крестное знамение крестообразно… Также бы… и всех православных христиан поучали… чтобы ограждали крестным знамением… и на себя крестное знамение возлагать двумя перстами… Если двумя перстами не благословляет… или не изображает крестного знамения, да будет проклят…

Глава 32

 

Нигде не написано, что не пить вина… Но сам Бог создал и повелел пить вино в веселье, а не во пьянство. Также и есть не в объедение, а в сытость и в славу Божию…

Глава 36

 

Также бы и дети родителей своих почитали бы и слушались во всем… если чтит родителей своих, тот очистится от грехов своих… Если же кто злословит родителей, тот пред Богом грешен, а от людей проклят. Если бьет отца или мать, от церкви да отлучится и смертью да умрет… Также и юных детей своих наставляйте и учите… чтобы жили в чистоте и в покаянии и в прочих добродетелях…

Глава 37

 

Также бы своих детей духовных поучали… чтобы промеж себя и в соседстве жили любовно, не крали и не грабили… и ложно не свидетельствовали… и именем Божьим во лжи… не клялись…

Глава 40

 

Также священные правила православным христианам всем… не брить бород и усов не постригать…

Глава 41

 

…Писать живописцам иконы с древних образов как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев… а от своего замышления ничего не творить…

 

По всем святым церквам… избирают прихожане священников и дьяконов и дьяков искусных и грамоте гораздых и житием непорочных и денег у них… не берут… и приходят с ними ко святителю. И святитель их… благословляет и не берет с них ничего, кроме благословенной гривны…

 

Благочестивому царю… свою царскую заповедь учинить, чтобы… волхвы и чародеи… и смотрящие во «Рафли» и во «Аристотелевы врата», и по звездам смотрящие… и прочие эллинские беснования творят, и такая вся богомерзкая прелесть… и отныне бы и впредь та ересь попрана бы была до конца в тоем христолюбивом царстве.. Если кто из православных христиан начнет такими чародействами в народе прельщать, и потом обличены будут, и таковым от царя в великой опале быть. А тем православным христианам, которые станут от них то… чарование принимать, от церкви отверженным быть…

Глава 42

 

…всем православным христианам говорить сугубую аллелую, а в третий – «Слава тебе Боже»…

Глава 44

 

…Хотящие креститься или в иночество постричься, или божественных тайн причащаться сами дают… причетникам сколько кто может… священники же и пищу, и прочие потребности от этого удовлетворяют, как земледельцы плоды вкушают от труда своего и как воины оброками своими кормятся…

Глава 53

 

…ни князь, ни боярин, ни всякий мирской судья не облагает иерея, ни монастыря, ни монахов. Это все… возложено святителям…

Глава 54

 

Божественные правила и законы не повелевают мирским судьям судить священников и прочих причетников, и иноков, но все… владычество и управление… местным епископам повелевают иметь. И если причетник с причетником судится, да не оставляет своего епископа и на мирской суд да не приходит… Также и иноки, и прочие церковные люди, да судит их епископ их или вместо себя (тот) повелит кому судить их…

Глава 63

 

…Дал я те суды… отцу своему, митрополиту и всем епископам во всей русской земле и в них не надо вмешиваться… ни в люди церковные, ни во все суды их, то все дал я церкви божьей… и по всей земле… своим боярам… приказываю судов церковных не судить и наших судов без судей митрополичьих не судить десятины для. А вот суды церковные: разводы и прелюбодеяние... похищение невест; споры между мужем и женою об имуществе и детях; и в сватовстве уличение; ведовство; потворы; чародейство; волхвование… или сын отца бьет, или дочь мать бьет… или кто будет сквернословить, прилагая отца или мать, или сестры, или дети; или племя тяжется о наследстве; церковное воровство… те все суды церквам божьим даны прежде нас по законам и по правилам святых отцов…

Глава 76

 

А что… монастырские… деньги в росты и хлеб в наспы и о том божественное писание и священные правила… всему священническому и иноческому чину возбраняют… И того ради отныне… святителям и всем монастырям деньги давать по своим селам своим крестьянам без росту и хлеб без наспу для того, чтобы за ними крестьяне были и села бы их были не пусты… А у которых монастырей… будут деньги, на те деньги купить монастырям земли, чтобы тем питаться…

Глава 84

 

…подобает строго следить епископам… не попускать мирским людям новых церквей поставлять, а старые церкви презирать и не брегомы держать. Ибо многие люди не ради Бога церкви созидают, но ради тщеславия и гордости…

Глава 98

 

…Говорил с государем и великим князем отец его Макарий, митрополит всея России, приговорил государь… о слободах наших митрополичьих и архиепископских, и епископских, и монастырских, что слободам всем новым тянуть с городскими людьми во всякое тягло и с судом. И мы ныне тот приговор помним. В новых слободах ведает Бог да ты, государь, кроме суда… А впредь бы митрополитам и архиепископам, и епископам, и монастырям держать свои старые слободы по старине о суде и о всяких делах по прежним грамотам, а новых бы слобод не ставить и дворов многих в старых слободах не прибавлять… А прихожим людям городским и сельским в тех старых слободах новых дворов не ставить. А в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звать сельских людей пашенных и непашенных по старине, как прежде сего было. А отказывать тех людей в срок в Юрьев день осенний по государеву указу по старине же…

Глава 100

 

О искуплении пленных чтобы не с сох брать тот выкуп. Брать бы выкуп из митрополичьей… и казны, и с монастырей со всех, кто чего достоин, как ты пожалуешь положишь на ком. А христианам, государь царь, и так много тяжести в твоих податях. Государь… при отце твоем брали с митрополита и с архиепископов, и с владык из казны владыке Смоленскому пошлины для его недостатков и они, государь, о том не тужили. А пленникам, государь, нужнее того…

 

О скоморохах. Бога ради, государь, вели их извести, ни одного бы их не было в твоем царстве. Это тебе, государь, великое спасение, если бесовской игры их не будет…

Глава 101

 

Царь и великий князь Иван Васильевич всея России приговорил с отцом своим Макарием, митрополитом всея России, и с архиепископами, и епископами и со всем собором, что впредь архиепископам и епископам и монастырям вотчин без царева великого князя ведома и без доклада не покупать ни у кого. А князьям и детям боярским, и всяким людям вотчин им без доклада не продавать. А кто купит или кто продаст вотчину без доклада, и у тех, кто купит, деньги пропали, а у продавца – вотчина. А взять вотчину на государя безденежно. А которые люди ранее и по сие время вотчины давали в монастыри по свои души и о родителей своих…, или которые впредь станут по тому же вотчины давать в вечный поминок, а тех вотчин у монастырей никому никак не выкупать… А которые царевы… поместные или черные земли задолжали у детей боярских и у крестьян насильством поотнимали владыки и монастыри… а называют владыки и монастыри те земли своими… и того сыскать, чьи земли были исстари, за тем те земли записать. А которые села и волости, и рыбные ловли, и всякие угодья, и оброчные деревни после великого князя Василия бояре подавали епископам и архиепископам, и монастырям, и то выяснив, установить так, как было при великом князе Василии… И впредь в Твери и в Микулине, на Белоозере и на Рязани, и в Оболенске иногородцам вотчин… не продавать. И суздальским, и ярославским, и стародубским князьям вотчин никому без царя и великого князя ведома не продавать и по душе не дать. А кто в монастыри по душам до этого государева приговора давали тем вотчинам впредь за монастырями и быть…

Вопросы и задания

 

1. Какой была социальная база реформ начала 50-х годов XVI в.?

2. С какой целью создавался институт церковных старост?

3. Докажите, что «Стоглав» должен был способствовать централизации власти в России.

4. Опишите, против каких недостатков богослужения выступает «Стоглав».

6. Укажите функции сословий в середине XVI в.?

7. Как решен в «Стоглаве» вопрос о разделении судебных полномочий между духовной и светской властью?

8. Как собором решен вопрос о церковном землевладении?

 

«Избранная тысяча»

 

В год 7059 (1550) в октябре царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси приговорил с боярами в Московском уезде… в числяках и в ордынцах1, и в перевесных деревнях, и в тетеревничьих2, и в оброчных деревнях3 от Москвы за шестьдесят и семьдесят верст учинить помещиков [из] детей боярских – лучших слуг одну тысячу человек. А тем боярам и окольничим быть готовым в посылки, а [если] поместий и вотчин в Московском уезде у них не будет, тем боярам и окольничим дать поместья в Московском уезде по 200 четей, а детям боярским первой статьи дать поместья по 200 же четей, а другой статьи детям боярским дать поместья по 150 четей, а третьей статьи дать детям боярским поместья по 100 четей... А который по грехам из той тысячи вымрет, а сын его не пригодится к той службе, и в место того прибрать иного. А за которыми боярами и за детьми боярскими [есть] вотчины в Московском уезде или в ином городе, которые близко от Москвы, верст за пятьдесят или за шестьдесят, и тем поместья не давать... И всех детей боярских во всех статьях Московской земли, и новгородских помещиков, и псковских, и торопецких, и луцких, и ржевских дворовых и городовых [учинить] 1 050 человек; а земли им дать 112 600 четей опричь бояр. А бояр и окольничих, и дворецких, и казначеев 28 человек, а земли им дать 5 600 четей...

Приговор о местах воевод в полках

 

В год 7058 (1550) в июле царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси приговорил с отцом своим митрополитом Макарием и с братом своим князем Юрием Васильевичем, и с князем Владимиром Андреевичем, и со своими боярами да и в наряд служебный велел написать, где быть на царевой... службе боярам и воеводам по полкам: в большом полку быть большому воеводе, а воеводам передового полка и [полков] правой руки и левой руки и первым воеводам сторожевого полка быть меньше первого воеводы большого полка. А кто будет второй воевода в большом полку, и до того второго воеводы большого полка большому воеводе [полка] правой руки дела и счета нет: быть им без мест1.

 

А которые воеводы будут в [полку] правой руке, и первым воеводам передового полка да сторожевого полка быть правой руки не меньше. А воеводам [полка] левой руки быть не меньше первых воевод передового полка и сторожевого полка. А воеводам [полка] левой руки быть меньше первого воеводы [полка] правой руки. А второму воеводе в [полку] левой руки быть меньше второго же воеводы [полка] правой руки. А князьям и дворянам большим и детям боярским на царской и великого князя службе с боярами и с воеводами или с легкими воеводами… для дела быть без мест. И в наряд служебный царь и великий князь велел записать, что [если] боярским детям и дворянам большим случится на царской и великого князя службе быть с воеводами не по их отечеству, [то] в том их отечеству порухи (унижения – ред.) ни которой нет. А дворяне большие, которые ныне будут с меньшими воеводами где-либо на царской и великого князя службе не по своему отечеству, а в будущем кому-либо из тех больших дворян случится самим быть воеводой и с теми же воеводами вместе, с которыми они были, или случится им быть где-либо какой посылке и с теми воеводами, с которыми они бывали, счет дать тогда и быть им тогда в воеводах по своему отечеству2...

 

Уложение о службе

 

По сем же государь и это рассмотрел: вельможи и всякие воины, которые многими землями завладели, службою оскудели, – не против государева жалования и своих вотчин служба их3. Государь же им уравнение сотворил: в поместьях землемерие им учинил1, кому что достойно, так устроил, Преизлишки же разделил неимущим2. А с вотчин и с поместья уложенную службу учинил же: со 100 четвертей доброй угожей земли – человек на коне и в доспехе полном, а в д<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...