Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Знание обязательного понятийного аппаратаКафедра философии Учебный год ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов 4 курса ф-та ГиМУ ( очное отделение Выборгского филиала) Занятие №1 Семинар – 1 час Тема: "Этика, мораль и культура, их взаимосвязь и взаимообусловленность" Вопросы: 1. Этика, ее предмет и основные категории. Структура этики. 2. Сущность морали и ее общественные функции. Мораль и право. Моральный выбор личности 3. Социальные основы и природные предпосылки возникновения и развития морали. 4. Смысл моральной прогностики, ее роль в жизни общества. 5. Основные этапы развития культуры и отражение их в структуре нравственных ценностей: а. культура и этика античности; б. культура и этика средневековья как подготовительный этап к качественным переменам Нового времен; в. специфика религиозной этики и культуры и их влияние на деятельность людей; г. этика Нового времени: новые идеи и основные течения. Основные термины и понятия: этика, мораль, нравственность, наука, добро, зло, долг, ответственность, честь, достоинство, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье, культура, свобода, социальный институт, гражданское общество. Основная литература
Дополнительная литература
Занятие № 2 Семинар – 1 час Тема: "Профессиональная этика и специфика этики управления" Вопросы: 1. Профессиональная этика и этапы ее развития. 2. Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики. 3. Идеологизированные системы как элемент общей культуры общества. 4. Специфика управления внутри идеологизированной системы и влияние ее на этику управления. 5. Переход в управленческой этике от бюрократической "этики" к этике саморегулирующихся систем. Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая «этика», культура управления, коррупция. Основная литература: 1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций "Этика и культура управления") / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос. службы" в г. Выборге (Ленингр. обл.). - Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 5-16. 2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. - М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55. 3. Ардашев В. Н. Формирование профессиональной чести современного специалиста // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 295-297 4 .Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // СОЦИС (Социологические исследования). - 2005. - N. 8. - С. 3-13 5. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие /А.И. Ионова. - М. : Флинта [и др.] , 2005. – СС, 30-36, 51-57, 62. 6. Профессиональная этика : учеб. пособие для вузов / [М. Н. Росенко [и др.]. - СПб. : Петрополис, 2006. – СС. 8-11, 20-27, 39-41, 48-52, 65-69.
1.Административная этика : Учебное пособие / [Е.В. Охотский и др.] ; под общ. ред. В.Л.Романова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1999. - 302 c 2. Ахметова Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции // Власть. - 2009. - N. 6. - С. 106-109 3. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. М.- Р-н-Д., 2004. 4. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002. 5. Государственная служба. Культура поведения и деловой этикет. М., 1999. 6. Государственная служба: организация, кадры, управление. М. Изд-во: РАГС,1997. 7. Громова Л. Этический кодекс как ресурс эффективного PR // PR-диалог. - 2002. N. 3. - С. 73-74 8. Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005. 9. Ионова, Алла Ивановна. Этика и культура государственного управления : учебное пособие / А.И. Ионова ; под общ. ред. [и с предисл.] Г.В. Атаманчука ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2005. - 174, [1] с., 2003. - 10. Корпоративная этика и ценностный менеджмент: Сб. ст. по материалам международной конференции "Корпоративная этика и ценностный менеджмент" 20-21 ноября 2002 г / [М. Ингенлат, П. Шихирев, В. Якимец и др.; Сост.: Е. Лерман, К. Костюк]; Фонд Конрада Аденауэра, Акад. "Гражданское общество", Ин-т городского управления Правительства Москвы. - М. : КноРус:ЭПИцентр:Интеграл - Информ, 2003. - 232 c. : 11. Оболонский, Александр Валентинович. Мораль и право в политике и управлении / А. В. Оболонский ; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. - 261, [2] с. 12.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. - М. : Ленанд , 2006. - С. 320-368 13.Старобинский Э.В. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.1994. 14.Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000. 15.Тайные общества и секты. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск: Литература, 1996. 16.Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, 17.Шацкий Е. Утопия и традиция. /Пер. с польск.-М.,1990.. 18.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / [В. В. Власенков [и др.] ; под ред. Дубова ; Моск. ун-т МВД РОссии. - М. : Щит-М, 2007. - 523 c.
Занятие №3 Семинар – 1 час Тема: "Основные тенденции в развитии морали в начале ХХ1 века»" Вопросы: 1.Основные тенденции в развитии морали в начале ХХI века. 2.Социальные конфликты в Новейшем времени. 3. Этика самоограничения и этика ненасилия. 4.Традиции и новации в культуре и этике управления. Основные термины и понятия: право, урбанизация, унификация, массовая культура, экология, самоограничение, ненасилие, традиция, утопия. Основная литература: 1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта [и др.], 2007.-СС. 337-368. 2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 455-459 3. Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИКЦ "МарТ" ; Ростов н/Д : ИЦ "МарТ", 2005. – СС. 402-411. 4. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. - М. : Омега-Л, 2007. – СС. 320-348. Дополнительная литература 1. Библер Н.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах.) /Этическая мысль. Научно-публицист. чтения. -М., 1990. 2 .Вебер М. Избранные произведения./Пер. с нем.-М.,1990.Ч.1. 3. Ганди М. Моя вера в ненасилие. - Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. - Гусейнов А.А. Этика ненасилия. //Вопросы философии, 1992, №3. 4. Гусейнов А.А. Мораль и насилие. //Вопросы философии. 1990. №5. 5. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романом Ч .Айтматова) //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991. 6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003. 7. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002. общества: традиции и современность 8. Принципы ненасилия: классическое наследие.-М.,1992. 9. . Роулс Дж. Теория справедливости. Гл.1.Справедливость как честность. //Вопросы философии. 1994, №10. 13. Сиванян Г.Г.Апостол ненасилия. //Философские науки. 1991. №8. 14. Философские науки. 1991, №12. Раздел: Этика ненасилия 10. Шацкий Е. Утопия и традиция. //Пер. с польск.-М.,1990. 11. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М., 1991. Раздел: Нравственная жизнь 12. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М., 1992. Разделы: Этическая мысль в странах запада. Этика ненасилия. 13. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991. Разделы: Этическая мысль в странах Запада (концепция Д. Роулса и Д. Белла). Занятие №4 CЕМИНАР – 1 час Тема: " Этика государственной службы, ее сущность и особенности формирования " Вопросы: 1. Служебная этика, административная этика, этика государственной службы - определение понятий, сущность и содержание. 2. Специфика формирования этики государственной службы. 3. Особенности развития этики государственной службы в условиях постиндустриальной цивилизации: а) тенденции сближения этических норм государственной службы в развитых государствах, причины этих процессов и следствия их; б) современные кодексы государственной службы; в) основные направления реформирования государственной службы в развитых государствах и влияние процессов реформирования на мораль служащих государственного аппарата. 4. Основные причины формирования негативных тенденций в этике служащих государственного аппарата. Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, административная этика, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая этика, культура управления, коррупция, постиндустриализм, тенденция, унификация, этические кодексы. Основная литература: 1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций "Этика и культура управления") / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос. службы" в г. Выборге (Ленингр. обл.). - Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 12-16, 22-67. 2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. - М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55. 3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы : история, теория, закон, практика. - М. : Изд-во РАГС , 2008. - 312 c. 4.Белов С. Президент указал чиновникам на их поведение // Российская газета. - 2009-07-17. - С. 1;2 Об изменениях в подписанном 12 августа 2002 года Указе "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" 5.Гражданская служба : нравственные основы, профессиональная этика : учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И. Турчинова. - М. : Изд-во РАГС [и др.] , 2006. – Раздел 1. СС. 37-48, Раздел П. СС.49-72, Раздел Ш, СС.108-175. 6.Имидж государственных служащих / О. Г. Селивоненко [и др.] ; Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации [и др.]. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2005. – СС. 20-49, 87-96. Дополнительная литература 1.Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих. Социологические исследования // Социология власти: Информационно-аналитич. бюллетень N 4-5. - М. : Изд-во РАГС , 1997. - С. 10-21 2.Государственная служба за рубежом [Текст] : Реферативный бюллетень ... / [Н.П. Арапова [и др.] ; отв. ред. Г.И. Иванов] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : Изд-во РАГС, 1999 - .. ... N 3 (49) 2003 : Этика государственного служащего . - 2003 . - 183 c. 3.Государственная служба: культура поведения и деловой этикет/Под общей ред.Е.В.Охотского // М. : Изд-во РАГС , 1999 4.Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005. 5.Имидж государственных служащих / под общ. ред. Ф. И. Шаркова. - Орел : Изд-во ОРАГС , 2005. - 144 c. 6."Кодекс поведения государственных служащих" в Госдуме : первое чтение // Чиновникъ. - 2002. - N. 3. - С. 4-6 7.Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС.Вып.1.Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Тематический выпуск. - М. : Изд-во РАГС , 2004. - С. 96-115 8.Кох И.А. Нравственные аспекты коррупции // Чиновникъ. - 2000. - N. 1. - С. 50-55 9.Кравцова Т. В. Основные аспекты формирования этики служебного поведения государственного гражданского служащего // Государственная служба. Вестник. - 2007. - N. 2. - С. 30-41 10. Лавриненко В.Н.Психология и этика делового общения.М.,2006. 11.Нравственные основы деятельности и этикет государственного служащего // Корпоративная этика:Учеб. пособие/Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М. : Изд-во деловой и учеб. лит. , 2003. - С. 119-138 12"Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации : [сборник / Сергей Пчелинцев [и др.] ; под ред. К. Плоккер, М. Николаева]. - М. : Ленанд, 2006. - 405 c. : 13.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. - М. : Ленанд , 2006. - С. 320-368 14.Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». М. 2004. 15.Этика государственного служащего в условиях социальной трансформации российского общества // Государственное управление в условиях социальной трансформации российского общества: учеб.-метод. пособие / отв. ред. В. П. Торукало. - М. : Изд-во РАГС , 2009. - С. 267-278 Конфликтные ситуации Вопросы, на которые надо ответить: 1.Варианты возможных действий. 2.Причины, влияющие на выбор вариантов действий. 3.Положительные и негативные возможные следствия предлагаемых вариантов.
Ситуация №1 Руководитель подразделения входит неожиданно в кабинет своих подчиненных и становиться свидетелем того, что один из подчиненных грубо разговаривает с посетителем, необоснованно отказывает в разъяснении и т.п. Ситуация №2 Руководитель органа государственной службы невольно, вне рамок службы (на отдыхе, в гостях, в транспорте и т.п.) становиться свидетелем или даже участником разговора, при котором крайне нелестно отзываются о его подчиненных (возможно обвиняют в вымогательстве, хамстве, проволочках намеренных и т.п.). вариант 1: участвующим в разговоре известен статус руководителя (сам представился, узнали по прессе и т.д.) вариант 2: позиция руководителя остается инкогнито во все время разговора для собеседников. Следует обсудить поведение руководителя в процессе данной ситуации, а также его дальнейшее поведение в рамках своих должностных полномочий. Ситуация №3 Между подразделениями, представителями различных подразделений назревает моральный конфликт по поводу оценок качества и сложности их труда со стороны руководства (возможно в связи с состоявшимся, либо ожидаемым премированием) вариант 1: руководителю стало известно о складывающейся ситуации со стороны; вариант 2: руководитель стал невольным свидетелем перебранки, разговора на повышенных тонах в помещениях своего органа власти из которых понял суть назревающего конфликта. Ситуация №4 Подразделение органа государственной службы связано по роду деятельности с большим числом представительских мероприятий. Каковы возможные варианты выбора участвующих в этих мероприятиях, каковы критерии отбора.
ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ НА ЗАЧЕТЕ II. Навыки и умения
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
34. 106.Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики.
53.Моральные кодексы (религиозные, профессиональные и т.п.) как своды основных добродетелей.
Cловарь терминов и персоналий Авторитет- форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации. Аксиология (этическая) – теория , рассматривающая философские вопросы моральных ценностей. Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы). Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.). Буддизм- одна из мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Основателем буддизма считают Будду (с санскрита – просветленный)- царевича Сиддхартха Гаутаму (он же – шакьямуни, т.е. «мудрец и рода шакьев»). Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Вина (виновность) –положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом. Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительное, презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием. Гедонизм ( с греч. – наслаждение)– широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму. Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии Д. люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. Ислам (арабское-покорность) – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммад (ок.570-632). Источники: Коран –(араб. – чтение) и сунна (собрание текстов, содержащих высказывания Мухаммада на различные темы). Из предписаний и запретов, содержащихся в Коране, был образован шариат – канонический закон, т.е. закон, регулирующий поведение верующих. Категории этики – основные понятия этики, отражающее наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать). Кодекс моральный (лат. –книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению. Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной номы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Личность (моральная) – субъект нравственной деятельности, Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (Самовоспитание). Макиавеллизм – понятие, употребляемое для характеристики образа действия человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в т.ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей. Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга. Общественное мнение – средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений. Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах. Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с т .зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Принципы (моральные)- (лат. - основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно (например: эгоизм, альтруизм, догматизм. фанатизм и т.д.). Профессиональная этика (или профессиональная мораль)– так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Самовоспитание – одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные. Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков. Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами. Персоналии Ганди Мохандас Карамчанд (1869- 1948) - один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения, один из создателей этики ненасилия. Исходным принципом Ганди считал воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель нем. классической философии. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности растворено в общем содержании «Философии права» (1821). У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро). Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в которых протекает нравственная деятельность человека. Гельвеций Клод Адриан (1715-71) – французский философ-материалист. В трудах Г. «Об уме» и «О человеке» рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы. Гоббс Томас (1588-1679) – англ философ- материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политическим учением. Г. развил положение Ф.Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе. Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник нем. классической философии. Кант многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т.ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. Мораль по Канту, есть область должного (Требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив, Равенство). Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)- русский философ, сторонник позитивизма. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности К., трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы. Кафедра философии Учебный год ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов 4 курса ф-та ГиМУ ( очное отделение Выборгского филиала) Занятие №1 Семинар – 1 час Тема: "Этика, мораль и культура, их взаимосвязь и взаимообусловленность" Вопросы: 1. Этика, ее предмет и основные категории. Структура этики. 2. Сущность морали и ее общественные функции. Мораль и право. Моральный выбор личности 3. Социальные основы и природные предпосылки возникновения и развития морали. 4. Смысл моральной прогностики, ее роль в жизни общества. 5. Основные этапы развития культуры и отражение их в структуре нравственных ценностей: а. культура и этика античности; б. культура и этика средневековья как подготовительный этап к качественным переменам Нового времен; в. специфика религиозной этики и культуры и их влияние на деятельность людей; г. этика Нового времени: новые идеи и основные течения. Основные термины и понятия: этика, мораль, нравственность, наука, добро, зло, долг, ответственность, честь, достоинство, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье, культура, свобода, социальный институт, гражданское общество. Основная литература
Дополнительная литература
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |