Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Знание обязательного понятийного аппарата

Кафедра философии

Учебный год

ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов 4 курса ф-та ГиМУ ( очное отделение Выборгского филиала)

Занятие №1 Семинар – 1 час

Тема: "Этика, мораль и культура, их взаимосвязь и взаимообусловленность"

Вопросы:

1. Этика, ее предмет и основные категории. Структура этики.

2. Сущность морали и ее общественные функции. Мораль и право. Моральный выбор личности

3. Социальные основы и природные предпосылки возникновения и развития морали.

4. Смысл моральной прогностики, ее роль в жизни общества.

5. Основные этапы развития культуры и отражение их в структуре нравственных ценностей:

а. культура и этика античности;

б. культура и этика средневековья как подготовительный этап к

качественным переменам Нового времен;

в. специфика религиозной этики и культуры и их влияние на деятельность людей;

г. этика Нового времени: новые идеи и основные течения.

Основные термины и понятия: этика, мораль, нравственность, наука, добро, зло, долг, ответственность, честь, достоинство, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье, культура, свобода, социальный институт, гражданское общество.

Основная литература

  1. Бачинин, Владислав Аркадьевич. Этика: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. CC. 9-10, 13, 30-31, 46,50,63, 89, 114-123,146,156,211,233, 240,270.
  2. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта [и др.], 2007. – СС. 9-17,40-49, 62-73,123-129, 136-144, 170-206,300-329.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 10-36, 54-62, 77-107, 110-151, 241-278, 295-306, 336-342.
  4. Дубко, Елена Леонидовна. История европейской этики : учеб. пособие для вузов / Е. Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 132, 161-190
  5. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. - М. : Омега-Л, 2007. – 7-59, 148-254.

Дополнительная литература

  1. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Античная этика : [Учебное пособие] / А. А. Гусейнов; Ин-т философии РАН. Фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Гардарики, 2003. - 270 c
  2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Краткая история этики [Текст] / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М. : Мысль, 1987. - 589, [3] с.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Великие пророки и мыслители : Нравственные учения от Моисея до наших дней / А. А. Гусейнов ; [Ин-т философии РАН]. - М. : Вече, 2009. - 493, [1] c.
  4. Голубева, Галина Александровна. Этика : учебник / Г.А. Голубева ; Моск. акад. экономики и права. - М. : Экзамен, 2007. - 318, [1] с.
  5. Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИКЦ "МарТ" ; Ростов н/Д : ИЦ "МарТ", 2005. - 412, [1] с.
  6. Канке, Виктор Андреевич. Этика ответственности. Теория морали будущего / Канке. - М. : Логос, 2003. - 351 c
  7. Разин, Александр Владимирович. Этика : учебник для вузов / А.В. Разин. - М. : Академ. Проект, 2006. - 622, [1] с.
  8. Рыбин, Виктор Александрович. Гуманизм как этическая категория / В. А. Рыбин. - М. : Логос, 2004. - 269, [2] с.
  9. Разин, Александр Владимирович. Этика : учебник для вузов / А.В. Разин. - М. : Академ. Проект, 2006. - 622, [1] с.
  10. Тарасов, Юрий Николаевич. Этика. Эстетика : учебное пособие / Ю.Н. Тарасов ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. - М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2006. - 279, [1] с.
  11. Хвостов, Вениамин Михайлович. Этика человеческого достоинства : Критика пессимизма и оптимизма / В. М. Хвостов. - Изд. 3-е. - М. : КомКнига, 2007. - 168 c.
  12. Шишкин, Александр Федорович. Человеческая природа и нравственность : Историко - критический очерк / А. Ф. Шишкин. - М. : Мысль, 1979. - 266, [2] с.
  13. Швейцер А. Этика и культура. М. 1992.
  14. Шрейдер Ю. Этика. М., 1998.
  15. Этика : [учебник / А.А. Гусейнов [и др.] ; под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2006. - 493 c.
  16. Этика. Энциклопедический словарь. М., 2001.
 

Занятие № 2 Семинар – 1 час

Тема: "Профессиональная этика и специфика этики управления"

Вопросы:

1. Профессиональная этика и этапы ее развития.

2. Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики.

3. Идеологизированные системы как элемент общей культуры общества.

4. Специфика управления внутри идеологизированной системы и влияние ее на

этику управления.

5. Переход в управленческой этике от бюрократической "этики" к этике саморегулирующихся систем.

Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая «этика», культура управления, коррупция.

Основная литература:

   

1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций "Этика и культура управления") / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос. службы" в г. Выборге (Ленингр. обл.). - Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 5-16.

2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. - М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55.

3. Ардашев В. Н. Формирование профессиональной чести современного специалиста // Проблемы современной экономики. - 2007. - N. 1. - С. 295-297

4 .Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Профессиональная этика: социологические ракурсы // СОЦИС (Социологические исследования). - 2005. - N. 8. - С. 3-13

5. Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие /А.И. Ионова. - М. : Флинта [и др.] , 2005. – СС, 30-36, 51-57, 62.

6. Профессиональная этика : учеб. пособие для вузов / [М. Н. Росенко [и др.]. - СПб. : Петрополис, 2006. – СС. 8-11, 20-27, 39-41, 48-52, 65-69.

Дополнительная литература

1.Административная этика : Учебное пособие / [Е.В. Охотский и др.] ; под общ. ред. В.Л.Романова ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. : Изд-во РАГС, 1999. - 302 c

2. Ахметова Н. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции // Власть. - 2009. - N. 6. - С. 106-109

3. Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления. М.- Р-н-Д., 2004.

4. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. М., 2002.

5. Государственная служба. Культура поведения и деловой этикет. М., 1999.

6. Государственная служба: организация, кадры, управление. М. Изд-во: РАГС,1997.

7. Громова Л. Этический кодекс как ресурс эффективного PR // PR-диалог. - 2002. N. 3. - С. 73-74

8. Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.

9. Ионова, Алла Ивановна. Этика и культура государственного управления : учебное пособие / А.И. Ионова ; под общ. ред. [и с предисл.] Г.В. Атаманчука ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М. : Флинта [и др.], 2005. - 174, [1] с., 2003. -

10. Корпоративная этика и ценностный менеджмент: Сб. ст. по материалам международной конференции "Корпоративная этика и ценностный менеджмент" 20-21 ноября 2002 г / [М. Ингенлат, П. Шихирев, В. Якимец и др.; Сост.: Е. Лерман, К. Костюк]; Фонд Конрада Аденауэра, Акад. "Гражданское общество", Ин-т городского управления Правительства Москвы. - М. : КноРус:ЭПИцентр:Интеграл - Информ, 2003. - 232 c. :

11. Оболонский, Александр Валентинович. Мораль и право в политике и управлении / А. В. Оболонский ; Гос. ун-т, Высш. шк. экономики. - М. : ГУ ВШЭ, 2006. - 261, [2] с.

12.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. - М. : Ленанд , 2006. - С. 320-368

13.Старобинский Э.В. Основы менеджмента на коммерческой фирме.-М.1994.

14.Степнов П.П. Этические нормы государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2000.

15.Тайные общества и секты. Энциклопедия преступлений и катастроф. Минск: Литература, 1996.

16.Управление - это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор,
Г. Форд. - М., 1992.

17.Шацкий Е. Утопия и традиция. /Пер. с польск.-М.,1990..

18.Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник / [В. В. Власенков [и др.] ; под ред. Дубова ; Моск. ун-т МВД РОссии. - М. : Щит-М, 2007. - 523 c.

 

Занятие №3 Семинар – 1 час

Тема: "Основные тенденции в развитии морали в начале ХХ1 века»"

Вопросы:

1.Основные тенденции в развитии морали в начале ХХI века.

2.Социальные конфликты в Новейшем времени.

3. Этика самоограничения и этика ненасилия.

4.Традиции и новации в культуре и этике управления.

Основные термины и понятия: право, урбанизация, унификация, массовая культура, экология, самоограничение, ненасилие, традиция, утопия.

Основная литература:

1. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта [и др.], 2007.-СС. 337-368.

2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 455-459

3. Золотухина-Аболина, Елена Всеволодовна. Современная этика : учебное пособие для студентов вузов / Е.В. Золотухина-Аболина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М. : ИКЦ "МарТ" ; Ростов н/Д : ИЦ "МарТ", 2005. – СС. 402-411.

4. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. - М. : Омега-Л, 2007. – СС. 320-348.

Дополнительная литература

1. Библер Н.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах.) /Этическая мысль. Научно-публицист. чтения. -М., 1990.

2 .Вебер М. Избранные произведения./Пер. с нем.-М.,1990.Ч.1.

3. Ганди М. Моя вера в ненасилие. - Мартин Лютер Кинг. Любите врагов ваших. - Гусейнов А.А. Этика ненасилия. //Вопросы философии, 1992, №3.

4. Гусейнов А.А. Мораль и насилие. //Вопросы философии. 1990. №5.

5. Давыдов Ю.Н. Этическое измерение памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романом Ч .Айтматова) //Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991.

6. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М., 2003.

7. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося общества. М., 2002.

общества: традиции и современность

8. Принципы ненасилия: классическое наследие.-М.,1992.

9. . Роулс Дж. Теория справедливости. Гл.1.Справедливость как честность. //Вопросы философии. 1994, №10.

13. Сиванян Г.Г.Апостол ненасилия. //Философские науки. 1991. №8.

14. Философские науки. 1991, №12. Раздел: Этика ненасилия

10. Шацкий Е. Утопия и традиция. //Пер. с польск.-М.,1990.

11. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М., 1991. Раздел: Нравственная жизнь

12. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. - М., 1992. Разделы: Этическая мысль в странах запада. Этика ненасилия.

13. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения.-М.,1991. Разделы: Этическая мысль в странах Запада (концепция Д. Роулса и Д. Белла).

Занятие №4 CЕМИНАР – 1 час

Тема: " Этика государственной службы, ее сущность и особенности формирования "

Вопросы:

1. Служебная этика, административная этика, этика государственной службы - определение понятий, сущность и содержание.

2. Специфика формирования этики государственной службы.

3. Особенности развития этики государственной службы в условиях постиндустриальной цивилизации:

а) тенденции сближения этических норм государственной службы в развитых государствах, причины этих процессов и следствия их;

б) современные кодексы государственной службы;

в) основные направления реформирования государственной службы в развитых государствах и влияние процессов реформирования на мораль служащих государственного аппарата.

4. Основные причины формирования негативных тенденций в этике служащих государственного аппарата.

Основные термины и понятия: профессиональный долг, ответственность, справедливость, профессиональная этика, служебная этика, этика управления, административная этика, этика менеджмента, корпоративная мораль, бюрократическая этика, культура управления, коррупция, постиндустриализм, тенденция, унификация, этические кодексы.

Основная литература:

1. Абрамова, Л. П. Этические аспекты функционирования государственной службы как социального института : (материалы к курсу лекций "Этика и культура управления") / [Л. П. Абрамова, Т. М. Варбенкова ; под общ. ред. Г. Г. Филиппова] ; Федер. агентство по образованию, Фил. Федер. гос. образоват. учреждения высш. проф. образования "Сев.-Зап. акад. гос. службы" в г. Выборге (Ленингр. обл.). - Выборг : Васильев И. Н., 2008. – СС. 12-16, 22-67.

2. Алехина, Ия Валентиновна. Морально-этические аспекты управления : практ. рекомендации / Алехина Ия. - М. : Дело, 2007. – СС. 7-13, 44-55.

3. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы : история, теория, закон, практика. - М. : Изд-во РАГС , 2008. - 312 c.

4.Белов С. Президент указал чиновникам на их поведение // Российская газета. - 2009-07-17. - С. 1;2 Об изменениях в подписанном 12 августа 2002 года Указе "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих"

5.Гражданская служба : нравственные основы, профессиональная этика : учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Соколова, А. И. Турчинова. - М. : Изд-во РАГС [и др.] , 2006. – Раздел 1. СС. 37-48, Раздел П. СС.49-72, Раздел Ш, СС.108-175.

6.Имидж государственных служащих / О. Г. Селивоненко [и др.] ; Рос. акад. гос. службы при президенте Рос. Федерации [и др.]. - Орел : Изд-во ОРАГС, 2005. – СС. 20-49, 87-96.

Дополнительная литература

1.Бойков В.Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих. Социологические исследования // Социология власти: Информационно-аналитич. бюллетень N 4-5. - М. : Изд-во РАГС , 1997. - С. 10-21

2.Государственная служба за рубежом [Текст] : Реферативный бюллетень ... / [Н.П. Арапова [и др.] ; отв. ред. Г.И. Иванов] ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М. : Изд-во РАГС, 1999 - .. ... N 3 (49) 2003 : Этика государственного служащего . - 2003 . - 183 c.

3.Государственная служба: культура поведения и деловой этикет/Под общей ред.Е.В.Охотского // М. : Изд-во РАГС , 1999

4.Дубко Е.Л. Политическая этика. М., 2005.

5.Имидж государственных служащих / под общ. ред. Ф. И. Шаркова. - Орел : Изд-во ОРАГС , 2005. - 144 c.

6."Кодекс поведения государственных служащих" в Госдуме : первое чтение // Чиновникъ. - 2002. - N. 3. - С. 4-6

7.Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС.Вып.1.Российская бюрократия: состояние и тенденции развития: Тематический выпуск. - М. : Изд-во РАГС , 2004. - С. 96-115

8.Кох И.А. Нравственные аспекты коррупции // Чиновникъ. - 2000. - N. 1. - С. 50-55

9.Кравцова Т. В. Основные аспекты формирования этики служебного поведения государственного гражданского служащего // Государственная служба. Вестник. - 2007. - N. 2. - С. 30-41

10. Лавриненко В.Н.Психология и этика делового общения.М.,2006.

11.Нравственные основы деятельности и этикет государственного служащего // Корпоративная этика:Учеб. пособие/Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. - М. : Изд-во деловой и учеб. лит. , 2003. - С. 119-138

12"Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации : [сборник / Сергей Пчелинцев [и др.] ; под ред. К. Плоккер, М. Николаева]. - М. : Ленанд, 2006. - 405 c. :

13.Служебная этика // Реформа государственной гражданской службы в Российской Федерации. - М. : Ленанд , 2006. - С. 320-368

14.Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ». М. 2004.

15.Этика государственного служащего в условиях социальной трансформации российского общества // Государственное управление в условиях социальной трансформации российского общества: учеб.-метод. пособие / отв. ред. В. П. Торукало. - М. : Изд-во РАГС , 2009. - С. 267-278

Конфликтные ситуации
для разбора на групповом занятии

Вопросы, на которые надо ответить:

1.Варианты возможных действий.

2.Причины, влияющие на выбор вариантов действий.

3.Положительные и негативные возможные следствия предлагаемых вариантов.

 

Ситуация №1

Руководитель подразделения входит неожиданно в кабинет своих подчиненных и становиться свидетелем того, что один из подчиненных грубо разговаривает с посетителем, необоснованно отказывает в разъяснении и т.п.

Ситуация №2

Руководитель органа государственной службы невольно, вне рамок службы (на отдыхе, в гостях, в транспорте и т.п.) становиться свидетелем или даже участником разговора, при котором крайне нелестно отзываются о его подчиненных (возможно обвиняют в вымогательстве, хамстве, проволочках намеренных и т.п.).

вариант 1: участвующим в разговоре известен статус руководителя (сам представился, узнали по прессе и т.д.)

вариант 2: позиция руководителя остается инкогнито во все время разговора для собеседников.

Следует обсудить поведение руководителя в процессе данной ситуации, а также его дальнейшее поведение в рамках своих должностных полномочий.

Ситуация №3

Между подразделениями, представителями различных подразделений назревает моральный конфликт по поводу оценок качества и сложности их труда со стороны руководства (возможно в связи с состоявшимся, либо ожидаемым премированием)

вариант 1: руководителю стало известно о складывающейся ситуации со стороны;

вариант 2: руководитель стал невольным свидетелем перебранки, разговора на повышенных тонах в помещениях своего органа власти из которых понял суть назревающего конфликта.

Ситуация №4

Подразделение органа государственной службы связано по роду деятельности с большим числом представительских мероприятий. Каковы возможные варианты выбора участвующих в этих мероприятиях, каковы критерии отбора.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СТУДЕНТУ НА ЗАЧЕТЕ

II. Навыки и умения

  1. Уметь давать определения основных категорий и понятий курса.
  2. Иметь навыки изложения этических проблем по изученным темам.
  3. Уметь сравнивать и применять этические теории и различные научные подходы к анализу конкретных нравственных ситуаций.
  4. Уметь письменно изложить содержание той или иной этической теории, основных категорий и понятий.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Предмет науки этики, ее структура.
  2. Мораль и ее роль в жизни общества.
  3. Происхождение морали в истории человеческой цивилизации.
  4. Система моральных ценностей и религиозная культура.
  5. Моральный выбор как ключевой акт нравственной деятельности личности.
  6. Роль морального выбора в этике управления.
  7. Нравственный конфликт, роль ценностей и мотивов в формировании линии поведения.
  8. Социальный конфликт и этика управления.
  9. Страсти и конфликты как факторы индивидуализации морального сознания.
  10. Сущность, структура и функции морали.
  11. Добро и зло - основополагающие категории этики.
  12. Долг и ответственность, их специфика и сущность.
  13. Профессиональный долг и ответственность - ключевые категории профессиональной морали.
  14. Совесть, честь и достоинство личности, их содержание и место в индивидуальном поведении личности.
  15. Основные тенденции в развитии морали на пороге ХХI века.
  16. Основные тенденции в развитии культуры и этики управления.
  17. Особенности моральных норм у различных социальных групп (классов, народов, профессиональных общностей) и значение их для этики управления.
  18. Смысл и задачи моральной прогностики.
  19. Воспитание и самовоспитание как ключевые моменты формирования культуры управления.
  20. Мораль и политическая жизнь общества.
  21. Мораль и право.
  22. Этические аспекты глобальных проблем современности.
  23. Этика и культура управления в периоды социальных катастроф.
  24. Этика античности.
  25. Этические основы раннего христианства.
  26. Особенности этических доктрин католицизма, православия и протестантизма.
  27. Этика и культура протестантизма как основа современной деловой этики.
  28. Основные этические идеи Нового времени и их значение в этике управления.
  29. Этика И. Канта.
  30. Этика самоограничения, этапы ее развития.
  31. Этика ненасилия.
  32. Культура управления и организационная культура.
  33. Профессиональная этика и этапы ее развития.

34. 106.Этика управления как неотъемлемая часть профессиональной этики.

  1. Идеологизированные системы как элемент общей культуры общества.
  2. Переход в управленческой этике от бюрократической "этики" к этике саморегулирующихся систем.
  3. Урбанизация и ее воздействие на традиционную нравственность.
  4. Роль этики управления и культуры в регулировании общественных отношений.
  5. Государственная служба как социальный институт и как вид профессиональной деятельности.
  6. Этика государственной службы, ее специфика и структура.
  7. Основные причины, влияющие на формирование и содержание этики государственной службы.
  8. Основные причины сближения этических норм государственной службы в различных странах в условиях индустриальной цивилизации.
  9. Основные причины, определяющие трансформацию норм этики государственной службы на пороге ХХI века.
  10. Основные группы нравственных требований к представителю государственной службы.
  11. Основные причины формирования негативных тенденций в рамках профессиональной морали государственной службы..
  12. Основные направления воздействия этики идеологизированных систем на нравственность государственных служащих.
  13. Нравственная культура общества и этикет.
  14. Деловой этикет и имидж управленца.
  15. Культура поведения и этикет.
  16. Специфика культуры организаций и этикета в государственной службе.
  17. Общий этикет поведения и особенности профессионального этикета.
  18. Специфические черты этикета государственного служащего.

53.Моральные кодексы (религиозные, профессиональные и т.п.) как своды основных добродетелей.

 

Cловарь терминов и персоналий

Авторитет- форма дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации.

Аксиология (этическая) – теория , рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Аморализм - моральный принцип, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности.

Благо – общее понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности предметов и явлений. Различают материальные и духовные блага, утилитарные, эстетические и др. Одна из разновидностей духовного блага – моральная ценность, добро (иногда слова «благо» и «добро» в обыденном языке употребляют как синонимы).

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

Буддизм- одна из мировых религий. Возник в VI-V вв. до н.э. в Индии. Основателем буддизма считают Будду (с санскрита – просветленный)- царевича Сиддхартха Гаутаму (он же – шакьямуни, т.е. «мудрец и рода шакьев»).

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина (виновность) –положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Состояние вины является выражением морального отношения, в котором личность находится к другим людям и к обществу в целом.

Высокомерие – отрицательное моральное качество, характеризующее неуважительное, презрительное, надменное отношение к другим людям (к отдельным личностям, определенным социальным слоям или людям вообще), связанное с преувеличением своих собственных достоинств и себялюбием.

Гедонизм ( с греч. – наслаждение)– широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели – к получению наслаждения и избежанию страдания. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. В понятии Д. люди выражают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности (группы лиц, общества), указывая на их моральную ценность. Вместе с тем понятие Д. подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным.

Долг – одна из основных категорий этики; общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.

Ислам (арабское-покорность) – одна из мировых религий. Основатель ислама – Мухаммад (ок.570-632). Источники: Коран –(араб. – чтение) и сунна (собрание текстов, содержащих высказывания Мухаммада на различные темы). Из предписаний и запретов, содержащихся в Коране, был образован шариат – канонический закон, т.е. закон, регулирующий поведение верующих.

Категории этики – основные понятия этики, отражающее наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Категорический императив – основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом (т.е. чтобы все другие могли также ему следовать).

Кодекс моральный (лат. –книга) – свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Конфликт моральный – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной номы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека ( в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписываются псевдоморальный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели.

Личность (моральная) – субъект нравственной деятельности, Человек становится моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя (Самовоспитание).

Макиавеллизм – понятие, употребляемое для характеристики образа действия человека (организации), принципом поведения которого (особенно в политике) является использование любых, в т.ч. и аморальных, средств (напр., лжи, клеветы, жестокости и т.п.) для достижения преследуемых им целей.

Образ жизни – устоявшиеся, типичные для исторически конкретных социальных отношений формы индивидуальной (групповой) жизни и деятельности людей, характеризующие особенности их общения, поведения и склада мышления в сферах труда, общественно-политической деятельности, быта и досуга.

Общественное мнение – средство духовного воздействия общества (массы людей, коллектива, окружающих) на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций; одно из проявлений моральных отношений.

Обычай – вид общественной дисциплины; исторически сложившаяся и распространенная в обществе или коллективе форма действий, повторяющихся в определенных обстоятельствах.

Ответственность (нравственная) – категория этики, характеризующая личность с т .зр. выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

Принципы (моральные)- (лат. - основание) – одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно (например: эгоизм, альтруизм, догматизм. фанатизм и т.д.).

Профессиональная этика (или профессиональная мораль)– так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности.

Самовоспитание – одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производит самооценку совершаемых поступков.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Однако в отличие от понятия достоинства моральная ценность личности в понятии Ч. связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Персоналии

Ганди Мохандас Карамчанд (1869- 1948) - один из лидеров и идеологов индийского национально-освободительного движения, один из создателей этики ненасилия. Исходным принципом Ганди считал воздержание от нанесения живым существам какого-либо вреда.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – представитель нем. классической философии. В гегелевской философской системе учение о морали и нравственности растворено в общем содержании «Философии права» (1821). У Г. известным образом отождествляются онтология и этика (действительность, разум есть также и добро). Своеобразие этики Г. состояло в том, что он, оставив спор об отвлеченных моральных принципах, сосредоточил внимание на тех социальных формах, в которых протекает нравственная деятельность человека.

Гельвеций Клод Адриан (1715-71) – французский философ-материалист. В трудах Г. «Об уме» и «О человеке» рассмотрены в тесной взаимосвязи философские, социально-политические и этические проблемы. Чувственные впечатления, себялюбие, наслаждение и правильно понятый личный интерес составляют основу всей морали. Природное равенство человеческих умственных способностей, единство успехов разума с успехами промышленности, природная доброта человека, всемогущество воспитания - вот главные моменты его системы.

Гоббс Томас (1588-1679) – англ философ- материалист. Этика у Г. выступает связующим звеном между философией и социально-политическим учением. Г. развил положение Ф.Бэкона о «прирожденном эгоизме», подчеркивая неизменность «природы человека», и пользе как определяющем моральном принципе.

Кант Иммануил (1724-1804) – родоначальник нем. классической философии. Кант многое сделал для уяснения специфики нравственности и уточнения предмета этики, в т.ч. для преодоления натурализма в этике и разграничения областей исследования этики и психологии. Мораль по Канту, есть область должного (Требование моральное), которое в нравственности имеет всеобщий характер (Категорический императив, Равенство).

Кропоткин Петр Алексеевич (1842-1921)- русский философ, сторонник позитивизма. Моральные проблемы занимают важное место в обосновании разработанной им системы «анархического коммунизма». Отрицая божественное толкование категорий нравственности К., трактует их сущность биологически, считает, что добро и зло, справедливость и др. моральные представления должны быть объяснены из наблюдений над жизнью природы.

Кафедра философии

Учебный год

ПЛАНЫ семинарских занятий по дисциплине «Этика и культура управления» для студентов 4 курса ф-та ГиМУ ( очное отделение Выборгского филиала)

Занятие №1 Семинар – 1 час

Тема: "Этика, мораль и культура, их взаимосвязь и взаимообусловленность"

Вопросы:

1. Этика, ее предмет и основные категории. Структура этики.

2. Сущность морали и ее общественные функции. Мораль и право. Моральный выбор личности

3. Социальные основы и природные предпосылки возникновения и развития морали.

4. Смысл моральной прогностики, ее роль в жизни общества.

5. Основные этапы развития культуры и отражение их в структуре нравственных ценностей:

а. культура и этика античности;

б. культура и этика средневековья как подготовительный этап к

качественным переменам Нового времен;

в. специфика религиозной этики и культуры и их влияние на деятельность людей;

г. этика Нового времени: новые идеи и основные течения.

Основные термины и понятия: этика, мораль, нравственность, наука, добро, зло, долг, ответственность, честь, достоинство, справедливость, совесть, смысл жизни, счастье, культура, свобода, социальный институт, гражданское общество.

Основная литература

  1. Бачинин, Владислав Аркадьевич. Этика: энциклопедический словарь / В. А. Бачинин. - СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2005. CC. 9-10, 13, 30-31, 46,50,63, 89, 114-123,146,156,211,233, 240,270.
  2. Горелов, Анатолий Алексеевич. Этика : учеб. пособие / А. А. Горелов, Т. А. Горелова ; Рос. акад. образования, Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта [и др.], 2007. – СС. 9-17,40-49, 62-73,123-129, 136-144, 170-206,300-329.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Этика : учебник для вузов, рек. М-вом образования Рос. Федерации / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 10-36, 54-62, 77-107, 110-151, 241-278, 295-306, 336-342.
  4. Дубко, Елена Леонидовна. История европейской этики : учеб. пособие для вузов / Е. Л. Дубко. - М. : Гардарики, 2007. – СС. 132, 161-190
  5. Канке, Виктор Андреевич. Современная этика : учебник / В.А. Канке. - М. : Омега-Л, 2007. – 7-59, 148-254.

Дополнительная литература

  1. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Античная этика : [Учебное пособие] / А. А. Гусейнов; Ин-т философии РАН. Фил. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. - М. : Гардарики, 2003. - 270 c
  2. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Краткая история этики [Текст] / А. А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М. : Мысль, 1987. - 589, [3] с.
  3. Гусейнов, Абдусалам Абдулкеримович. Великие пророки и мыслители : Нравственные учения от Моисея до наших дней / А. А. Гусейнов ; [Ин-т философии РАН]. - М. : Вече, 2009. - 493, [1] c.
  4. Голубева, Галина Александровна. Этика : учебник / Г.А. Голубева ; Моск. акад. экономики и

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...