Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 3. Понятие преступности. Преступность в Республике Беларусь

 

1.Понятие преступности.

2.Показатели преступности: состояние, уровень, структура и динамика преступности.

3.Латентная преступность, ее причины и методы объективизации данных.

4.Преступность в СССР и БССР - краткая характеристика состояния и
динамики.

5.Преступность в Республике Беларусь

6. Общая характеристика преступности в зарубежных странах.

 

Практические задания

Задание 1

В одном из регионов, где проживают 180 тыс. человек (из них 100 тыс. - женщины, 20 тыс. - несовершенно летние), за год было зарегистрировано 1500 преступлений из которых:

а) на долю ранее судимых лиц приходится 500 преступлений;

б) мужчинами всех возрастов совершено 1200 преступлений;

в) взрослыми совершено 1300 преступлений.
Определите:

- уровень преступности в регионе (в расчете на 10 тыс. человек );

- удельный вес в структуре преступности преступлений, совершенных:

а) несовершеннолетними;

б) женщинами;

в) ранее судимыми лицами;

- индекс преступной, активности среди несовершеннолетних, мужчин, женщин (в расчете на 10 тыс. человек).

 

Задание 2

В регионе с населением 5 млн человек за год зарегистрировано 100 тыс. преступлений и выявлено 40 тыс. лиц, совершивших преступления.

Осуждено за уголовные преступления за год 30 тыс. че­ловек.

В составе населения лица старше 14 лет составляют 70% .

Определить (в расчете на 100 тыс. человек):

Уровень преступности в регионе.

Индекс преступной активности.

Уровень судимости.

Задание 3

В г. Минске с населением 1 млн 800 тыс. человек (из них в возрасте уголовной ответственности 1 млн 500 тыс. человек) в 2008 году зарегистрировано 35 тыс. преступле­ний. В Витебской области с населением 1 млн 200 тыс. человек (из них в возрасте уголовной ответственности -1 млн человек) - 20 тыс. преступлений.

Рассчитать:

Уровень преступности для г. Минска и Витебской области (в расчете на 10 тыс. человек).

Сравнить состояние с преступностью в этих регионах.

 

Тестовое задание

1. Преступность представляет собой:

а) историческое явление

б) физическое

в) социальное

 

2. Количественные признаки характеризуют:

а) состояние и динамику

б) структуру и характер

в) причины и условия

 

3. Что такое коэффициент преступ­ности?

а) цифра, на которую увеличилась или уменьшилось количество преступлений за год

б) соотношение количества зарегистрированных преступлений и численности населения из расчета на 10 или 100 тыс. жителей.

в) общее число лиц совершивших преступления, в структуре деликвентности

 

4.Показатель, отражающий изменение преступности во времени:

а) уровень

б) структура

в) динамика

 

5.Что такое латентная преступность?

а) группа наиболее опасных преступлений

б) данные о числе заявленной преступности

в) совокупность незарегистрированных преступлений

 

6. Основное содержание видов преступного поведения характеризует:

а) динамика преступности

б) характер преступности

в) структура преступности

 

7. Неучтенная преступность называется:

а) неза­регистрированной

б) латентной

в) установленной

 

8. Наиболее высокий уровень латентности следующих преступлений:

а) взяточничества, а также преступлений, связанных с наркотиками

б) краж, изнасилований, бытовых преступлений, хулиганств

в) убийства, причинение тяжких телесных повреждений

 

Темы рефератов

Проблема латентной преступности в криминологии.

Методика определения уровня латентности при оценке показателей преступности

Основные мировые тенденции преступности.

 

ТЕМА 4. Научные школы и теории в криминологии

 

1.Возникновение, основные этапы и направления развития
криминологии.

2. Биосоциальное направление в криминологии.

3. Сущностные характеристики социологического направления в криминологии (Л. Ж.-А. Кетле).

4. Развитие взглядов отечественных криминологов на причины
преступности.

Темы рефератов.

1. Антропологическое направление в криминологии (Ч. Ломброзо, Э. Ферри, Р. Гарофало).

2. Возможности использования психоаналитических теорий (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм) для противодействия преступности.

3. Генетические криминологические теории.

4. Современные зарубежные биосоциальные теории в криминологии.

5. Клиническое направление (Ж. Пинатель, Б. ди Туллио).

6. Криминологические теории социологического направления начала и середины прошлого века (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Г. Тард, Э. Сазерленд, Т. Селлин) - теории: «множественности факторов», «дифференциальной ассоциации», «социальной дезорганизации (аномии)», «конфликта культур», «контроля», «стигматизации» и др.

7. Биологическое и социологическое направления в криминологии в 20-е гг. XX в.

8. Классовый подход в определении причин преступности в 30-е годы XX века.

9. Различие во взглядах на причины
преступности в 60-90-е годы.

Тема 5. Причины и условия преступности

 

1. Понятие и значение причин и условий преступности.

2. Классификация причин и условий преступности

3.Причины и условия преступности в Беларуси.

 

Практические задания

Задание 1

Инженер НИИ Военно-промышленного комплекса Кузнецов был женат два года. По натуре Кузнецов был ревнив и вспыльчив, и на этой почве у него не раз возникали семейные скандалы с женой, переходящие иногда в рукоприкладство. Ввиду периодической задержки зарплаты материальное положение семьи было плохим. Жена обещала подать на развод. Кузнецов стал регулярно употреблять спиртные напитки, продавать из дома вещи, совершал прогулы на работе.20.10.2010.г. Кузнецов был уволен с работы.

В этот Вечер он пришел домой около 12 часов и застал там жену и его знакомого, распивающих спиртные напитки. На вопросы мужа, жена в присутствии знакомого начала оскорблять мужа, высмеивать его. Попавшимся под руку ножом гр. Кузнецов нанес несколько ножевых ранений жене и её знакомому, от которых жена скончалась на месте, мужчина в тяжелом состоянии был доставлен в больницу, где скончался, не приходя в себя, через 3 часа. Совершив убийство, Кузнецов не пытался скрыться, сам вызвал милицию, попытался оказать первую медицинскую помощь потерпевшим.

Определите основные причины, влияющие на совершение преступления, условия их совершения.

Задание 2

 

Ознакомьтесь с приведенной ниже справкой по делу гражданина А. и дайте аргументированные ответы на сле­дующие вопросы:

Какие обстоятельства жизни А. сыграли роль кримино­генных условий, а какие - причин?

Какова роль личностных свойств А. и криминогенных ситуаций в совершении каждого из преступлений А.?

А., находясь в нетрезвом состоянии, направлялся в го­родской парк. У входа в парк он увидел, как сотрудник органов внутренних дел пытается задержать знакомого А., совершившего хулиганские действия. А. набросился на милиционера, сбил его с ног, нанес несколько ударов и, освободив приятеля, вместе с ним бросился бежать, но был задержан нарядом милиции. При задержании оказал сопротивление.

А., 30 лет, образование 8 классов, специальности не имел, работал разнорабочим на механическом заводе, хо­лост. А. ранее судим за разбой и квартирную кражу. Это преступление он совершил в 17-летнем возрасте, после того как ушел из дома, где происходили постоянные пьяные ссоры и драки между матерью и ее сожителями. Отца не помнит, мать вела антиобщественный образ жизни, при­влекалась к ответственности за различные правонаруше­ния. После ухода из дома А. попал в компанию опытных воров. По его собственному признанию, он участвовал в совершении не менее 10 краж, однако был осужден только за одну из них.

После отбытия наказания «хотел жить честно», воз­вратился домой, но там было все «по-старому». Поселился у приятеля, потом у сожительницы. Злоупотреблял спирт­ными напитками.

По последнему делу была проведена судебно-психиатрическая экспертиза. В заключении эксперта отмечено наличие у А. признаков психопатизации личности (повышенная ре­активность, недостаток самообладания, плохая приспосабливаемость к условиям среды), а также констатирована че­репно-мозговая травма, полученная им в 15-летнем возрасте.

 

Тема 6. Причины, условия, механизм преступного поведения

 

1.Понятие механизма преступного поведения.

2.Мотивация преступного поведения.

3. Планирование преступления.

4. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления.

5. Поведение потерпевшего как криминологический фактор.

Практические задания

 

Задание 1

Прочтите описание преступления. Проведите виктимологический анализ:

определите, какие действия потерпевшего повысили его виктимность?

какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

Гражданин В. дал объявление в газету «Из рук в руки» о продаже автомобиля. По объявлению вскоре позвонили и предложили встретиться, чтобы обговорить условия. С по­купателем В. встретился возле авторынка и вместе с ним по его предложению на продаваемом автомобиле отправил­ся в автосервис, расположенный на окраине города. «Под­нимем машину на подъемник, посмотрим днище. Мастера дадут заключение, стоит ли она таких денег», - предложил покупатель. В. согласился. Когда иномарку загнали в бокс. В. вышел из машины и сразу же получил удар тяжелым металлическим предметом по голове.

На учете в милиции появился еще один без вести про­павший человек.

 

Тестовое задание

1. Процесс, который развёртывается как в пространстве, так и во времени, и который включает не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические процессы и явления, которые определяют генезис противоправного поведения — это:

а) механизм преступного поведения

б) преступное поведение человека

в) мотив преступления

г) самоутверждение

 

2. Механизм предумышленного преступления включает в себя следующие основные звенья:

а) мотивацию преступления

б) непосредственное определение цели

в) планирование преступных действий

г) исполнение преступления и наступление общественно опасных последствий

д)определение места и средств совершения преступления

 

3. Внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление и руководить им при его осуществлении. — это:

а) мотив преступления

б) игровой мотив

в) мотив самоутверждения

г) мотив антисоциального поведения

 

4. Какие мотивы антисоциального типа существуют?

а) мотивы самоутверждения

б) защитные мотивы

в) мотивы замещения

г) игровые мотивы

д) мотивы самооправдания

ж) мотивы агрессии

з) все ответы верны

 

5. При каком мотиве страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение угрожающих агрессивных действий?

а) мотив самоутверждения

б) мотив самооправдания

в) защитный мотив

г) игровой мотив

д) мотив замещения

 

6. Что понимается под целью совершения преступления?

а) интеллектуально-волевой акт, выражающий готовность совершить задуманное

б) совокупность приёмов, используемых преступником при реализации своих намерений

в) выбор объекта и места совершения преступления

г) тот результат, к которому стремится преступник

 

7. Что является непосредственной причиной значительного числа насильственных преступлений?

а) межличностные конфликты

б) длящиеся конфликты

в) проблемные конфликты

д) эскалация

ж) виктимность

 

8. Что изучает виктимология?

а) межличностные конфликты

б) цели совершения преступлений

в) назначение и роль жертвы в совершении преступления

г) проблемные ситуации

д) мотивы антисоциального поведения

 

9. Случайная жертва - это:

а) жертва, в отношении которой действует комплекс факторов риска

б) жертва в следствие стечения случайных обстоятельств

в) жертва, живущая при нормальных для всех людей факторах риска, виктимность которой возросла непредвиденно, под влиянием конкретной неблагоприятной ситуации

10. Какие лица относятся к жертвам с очень большими качествами риска?

а) бомжи, алкоголики, наркоманы

б) милиционеры, таксисты, банкиры

в) младенец, неизлечимо больной супруг

г) прохожий, покупатель

 

11. Что такое эскалация?

а) такое обострение конфликта, при котором предмет взаимного противодействия становится всё выше по интенсивности

б) такое обострение конфликта, при котором лицо не может контролировать свои действия

в) такое обострение конфликта, при котором повышается риск определённого лица стать жертвой преступника

г) мирное урегулирование конфликта.

 

12. Дайте определение «проблемной ситуации»?

а) совокупность обстоятельств, требующих выхода, незамедлительного принятия решения

б) обострение конфликта, при котором предмет взаимного противодействия становится всё выше по интенсивности

в) внутреннее побуждение, которое вызывает у лица решимость совершить преступление

г) связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности

Тема 7. Личность преступника

1. Понятие личности преступника.

2.Структура личности преступника.

3. Классификация и типология преступников.

 

Практические задания

Задание 1

Проанализируйте описанную ниже ситуацию и опреде­лите тип преступника в соответствии с криминологи­ческой классификацией типов преступной личности:

1) корыстный;

2) представляющий незначительную опасность;

3) ситуативный;

4) опасный;

5) ситуативно-криминогенный;

6) случайный.

Сергеев, 29 лет, женат, имеет двоих детей. По специ­альности столяр, работает на мебельной фабрике. По рабо­те характеризуется положительно, учится заочно в высшем учебном заведении.

После сдачи экзаменов однокурсники пригласили его «отметить» переход на третий курс. Согласившись с пред­ложением товарищей, Сергеев выпил около ста граммов водки. Принимавший участие в выпивке приятель Сергеева Лунин опьянел и Сергееву, поскольку он был относительно трезв, было поручено доставить Лунина домой. Доведя пья­ного до дома, Сергеев ключом, который взял из его карма­на, открыл дверь квартиры, раздел его, положил на кро­вать и, воспользовавшись тем, что дома никого не было, Похитил из шкафа вещи и деньги.

Задание 2

 

Определите, какие из перечисленных психофизиологических особенностей преступников относятся к числу факторов, детерминирующих преступность, какие служат благоприятным фоном антиобщественного поведения, а какие являются криминологически ней­тральными:

а) унаследованные или приобретенные физические или психи­ческие дефекты;

б) физические травмы, полученные в результате несчастного случая или заболевания;

в) врожденные или приобретенные психические нарушения (слабоумие, психопатия);

г) умственные и психосоматические расстройства (психозы, психоневрозы);

д) патологии, связанные с половыми извращениями, алкого­лизмом, наркоманией;

е) низкий интеллектуальный уровень, умственная ограничен­ность, невежество, наивность;

ж) гормональные аномалии, связанные с повышенной сексу­альностью, импотенцией, и т. п.

 

Задание 3

 

Ознакомьтесь с нижеприведенной справкой по делу М. и от­ветьте на поставленные в конце текста вопросы.

М., 35 лет. Родителей потерял в малолетнем возрасте, воспи­тывался в детском доме. По специальности — квалифицированный столяр с 10-летним стажем работы, образование — 6 классов общеоб­разовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семь­ей в отдельной двухкомнатной квартире. Заработок — средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хули­ганство — к лишению свободы. Хулиганство совершил при следую­щих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего приятеля М. допустил непристойное высказывание в отношении жены последнего. В ответ на замечание приятеля М. неожиданно ударил его бутылкой по голове, избил жену и сына, разбил окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам М. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако, отмечены факты выпивки в рабочее время , а также использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении десяти месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, М. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в ней кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников колонии (по месту отбывания последнего наказания), М. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в коло­нии. имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение М.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется, главным образом, спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником выяснилось, что М. школу бросил, потому, что «не давалось учение и хотелось скорее начать зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, М. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, не знает, кто такие И.Е. Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре, не помнит. В возрасте 16—18 лет занимался в волейбольной секции, имел второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений по­зитивного характера не выявлено. Социальной активностьюне отли­чался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, М. за­метно заволновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, М. ответил: «Сам виноват. Дурость своя да водка».

1. Укажите основные социальные роли М.

2. Дайте обобщенную оценку такого элемента структуры лич­ности М, как социальные роли и статусы.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и во­левые свойства личности М.

4. Охарактеризуйте культурный уровень М.

5. Дайте обобщенную нравственно-психологическую характе­ристику личности М.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности М. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная установка)?

7. Можно ли отнести М. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профес­сионализма?

Тестовое задание

1. Что понимают под личностью преступника?

а) характеристики конкретного лица, совершившего преступление;

б) совокупность негативных личностно-структурных психических качеств, влияющих в сочетании с внешними условиями на преступное поведение

в) характеристики лиц, которых относят к «негативной среде

г) некоторые общие характеристики лиц, совершивших преступление.

 

2. Какие качества играют решающую роль в структуре причин преступления?

а) биологические;

б) социальные

в) в отношении одних преступлений биологические, а в отношении других – социальные

3. К какому виду структуре личности относится образование и гражданство?

а) социально- демографические признаки

б) социально- психологические

в) уголовно- правовые признаки

 

4. К какому типу относится человек, впервые совершивший преступление?

а) криминогенный

б) случайный

в) последовательно-криминогенный

г) дезадаптивный

 

5. Какой тип преступника принимает меры для создания благоприятных для совершения преступления условий?

а) криминогенный

б) последовательно-криминогенный

в) ситуативный

г) ситуативно-криминогенный

 

6. К какому типу относится человек, которого к совершению преступления приводит микросреда и весь действующий образ жизни?

а) ситуативный

б) ситуативно-криминогенный

в) криминогенный

г) семейный

 

7. Какой тип личности преступника, характеризуется постоянной потребностью в риске, поиске острых ощущений?

а) утверждающийся

б) последовательно-криминогенный

в) игровой

г) семейный

 

8. Для какого типа личности преступника, характерен мотив совершения корыстных преступлений - получение средств для приобретения спиртного?

а) дезадаптивный

б) утверждающийся

в) игровой

г) алкогольный

 

9. Какой тип личности характеризуется нарушением приспособленности к условиям микросреды?

а) алкогольный

б) безадаптивный

в) ситуативный

г) криминогенный

 

10.К какому типу личности относится «вор в законе»?

а) последовательно-криминогенный

б) ситуативно-криминогенный

в) случайный

г) криминогенный.

 

Темы рефератов

Соотношение социального и биологического в личности преступника.

Социально-демографические признаки, характеризующие преступность.

Специфика нравственного сознания преступника.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...