Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 1. Познание, творчество, практика

Вопросы:

1. Познание как вид деятельности

2. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и познавательный оптимизм

3. Субъект и гобъект познания.

4. Практика как основа и цель познания

 

Методические рекомендации

ГНОСЕОЛОГИЯ (эпистемология, теория познания) – раздел философии, целью которого является постижение природы познания, закономерности и границы познавательной деятельности, структуры знания и т.д.

ПОЗНАНИЕ - процесс ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ОТОБРАЖЕНИЯ человеком (соц. группой, обществом) окружающго мира и себя в этом мире.

Центральной проблемой эпистемологии является ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА (в уточненной формулировке - проблема возможности адекватного постижения мира или проблема содержательности и объективности познания). В истории философии выделяются две линии решения данного вопроса:

- АГНОСТИЦИЗМ (буквально - "отрицание познания"). Различают "последовательный" (полный) агностицизм, представителями которого являются античные скептики, Д.Юм и агностицизм "непоследовательный", ярким представителем которого может быть назван И.Кант. В первом случае утверждается, что у субъекта нет достаточных оснований, позволяющих переходить от содержания сознания к реальности вне его. Во втором - признается возможность частично адекватного познания (познание явлений у Канта). Основанием агностицизма являются в первую очередь отрицательные результаты познавательной деятельности.

- ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ. Данная линия основывается на признании возможности адекватного постижения мира. К ней принадлежит большинство философов и философских школ.

Необходимо иметь в виду, что разделение ориентаций по основанию решения вопроса о познаваемости мира не тождественно разделению на материалистические и идеалистические концепции. Следует проанализировать общефилософские основания различных вариантов агностицизма и гносеологического оптимизма.

Предметно-практическая деятельность является генетически первичной по отношению к познавательной. Однако в плане функциональном эти виды деятельности взаимополагаемы и интегрированы в единый процесс освоения мира социальным субъектом. При этом они могут выступать фрагментарно как относительно самостоятельные (даже специализированные).

ПРАКТИКА, понимаемая как СОЦИАЛЬНО ОПОСРЕДОВАННАЯ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, является:

- источником познания, основой познания, целью познания, критерием истинности знания.

 

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

 

Исходным познавательным отношением является отношение "СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТ". СУБЪЕКТ определяется как носитель деятельностной активности (предметно-практической или познавательной). В качестве субъекта может выступать как отдельный социальный индивид так и какая-либо социальная группа или общество в целом. Активность субъекта направлена на противолежащий ОБЪЕКТ, в качестве которого выступает какой-либо фрагмент окружающего мира, с которым взаимодействует субъект. Объектом может выступать и сам субъект, представленный в объективированном виде.

Отношение "субъект-объект" опосредовано социально-историческими факторами, уровнем и характером развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности. Субъект всегда имеет определенный социокультурными основаниями арсенал методов и средств, а также цели познания, которые вносят необходимые коррективы в понимание объекта познания.

Данное отношение имеет диалектический характер - его стороны взаимоопосредованы. В процессе исторического развития, по мере усложнения опосредующих связей, осуществляется, с одной стороны, движение по пути "взаимопроникновения" субъекта и объекта, с другой (по мере роста самосознания субъекта) - все большая конкретизация границ субъективного и объективного.

 

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ В ПОЗНАНИИ

 

При ответе на вопрос необходимо проанализировать основания исторически сложившихся в философии нового времени направлений, зафиксировавших тенденции гиперболизации значения чувственного либо рационального в познании - это СЕНСУАЛИЗМ (Дж. Локк, Т. Гоббс, Дж. Бёркли и др.) и РАЦИОНАЛИЗМ (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.-В. Лейбниц, Г.-В.-Ф. Гегель и др.).

Вопрос о соотношении, роли, месте чувственного и рационального отражения в познании является одним из важнейших вопросов эпистемологии. ЧУВСТВЕННОЕ познание осуществляется в результате НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ЧУВСТВЕННОГО КОНТАКТА субъекта с окружающим миром. Виды чувственного познания: ОЩУЩЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

РАЦИОНАЛЬНОЕ познание осуществляется посредством мышления, т.е., целенаправленного обобщающего отражения, представленного в виде абстракций. Виды рационального отражения: ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Целью познания является адекватное воспроизведение в сознании субъекта реальности. Однако процесс познания не представляет собой слепого копирования связей и отношений окружающего мира. Познание - творческий процесс. ТВОРЧЕСТВО представляет собой особый вид социального действия, связанного с ПОРОЖДЕНИЕМ (открытием, созданием, изобретением) НОВОГО.

Одним из важнейших движущих противоречий познания является противоречие между необходимостью максимально точного объективного воспроизведения отражаемой реальности и творческим (субъективно опосредованным) характером познавательной деятельности.

 

Литература

1. Данильян О.Г., Тарапенко В.М. Философия: учебник . М., 2008.

2.Введение в философию. М., 1989. Ч.1.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и сестематический курс. М., 1996.

4. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. М., 2005.

5. Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов. М., в 2-х кн. М., 1996.

7. Спиркин А.Г. Философия. М., 2006.

8. Философия. Учебник для вузов. Ростов н/Д, 1995.

9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

10. Кондрашов В. Новейший философский словарь. М., 2008.

11. Ильин В.В. Философия. М.,1999

12. Мир философии. М., 1

13 Хрестоматия по философии. М., 1996.

14. Западная философия ХХ века. М., 1994.

15. История философии в кратком изложении. М., 1994.

16. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших. дней.М.,1994.

17. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20 столетия. М., 2000.

18.Лешкевич Философия науки: традиции и новации. М.,2001.

 

 

Занятие 2. Проблема истины

Вопросы:

1. Философские концепции истины

2. Понятия «абсолютной», «относительной», «объективной» истины

3. Критерии истины

 

Методические рекомендации

 

 

Проблема ИСТИНЫ является одной из центральных проблем теории познания. Существует несколько философских концепций истины:

КЛАССИЧЕСКАЯ (КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ) концепция восходит к Аристотелю. Истина здесь определяется как соответствие содержания знания о действительности самой объективной действительности. Материалистический подход к решению проблемы истины основывается на данной концепции.

Концепция КОГЕРЕНЦИИ трактует истину как самосогласованное знание. Этот подход характерен для неопозитивизма.

ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ подход определяет истину как некое положение дел в мире вне зависимости от познания. Истина - не характеристика знания, а характеристика самого бытия. Например, теория идей Платона.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ истина - самоощущение, самоопределение человека в мире, которое характеризуется как истина существования. Взгляд характерный для экзистенциализма.

В рамках диалектико-материалистического подхода разработаны положения об АБСОЛЮТНОЙ истине (неопровержимое знание - истины факта или исчерпывающее знание о каком-либо предмете - гносеологический идеал), ОТНОСИТЕЛЬНОЙ истине (содержание знания, определяющееся уровнем исторического развития субъекта, его познавательными возможностями), ОБЪЕКТИВНОЙ истине (содержание знания, не зависящее от субъекта), а также положение о КОНКРЕТНОМ характере истины ( знание всегда получено в определенных исторических условиях, в конкретной ситуации и т.д.) и о ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ истины (истина есть процесс).

 

 

Литература

1. Мир философии. М., 1991. Ч 1-2.,

2. Введение в философию. М., 1989. Ч.1-2.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и сестематический курс. М., 1996.

4. Смирнов И.Н. Титов В.Ф. Философия: Учебник для вузов. М., в 2-х кн. М., 1996.

5. Спиркин А.Г. Философия. М., 2006

6. Философия. Учебник для вузов. Ростов н/Д, 1995.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

8. Ильин В.В. Философия. М.,1999

9. Хрестоматия по философии. М., 1996.

10. Западная философия ХХ века. М., 1994.

11. История философии в кратком изложении. М., 1994.

12. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших.М.,1994.

13. Рассел Б. История Западной философии. М., 1993. Т.1-2.

14. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги 20 столетия. М., 2000.

15. Лешкевич Философия науки: традиции и новации. М.,2001.

 

Раздел 6. Философия науки

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...