Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые формы земельных отношенийДокументальные материалы, отражающие экономическую жизнь Древнего Египта в первые два тысячелетия существования его государственности, дают лишь отрывочные и весьма скудные сведения о том, как осуществлялось в этой стране правовое регулирование имущественных отношений. Основная масса дошедших до нас древнеегипетских правовых узаконений и судебных решений, касавшихся имущественных отношений, а также документов, оформлявших вещные права и сделки, относится к первому тысячелетию до н.э. При этом большая их часть приходится на период правления в Египте династии Птолемеев. Тексты надписей, относящихся к эпохе «Старого царства», показывают, что значительное количество земельных угодий находилось в распоряжении царей, сановников и храмов. Но основную массу землевладельцев составляли простые египтяне, сами обрабатывавшие свои поля. На характер правового регулирования земельных отношений в Древнем Египте большое влияние оказывала зависимость египетского земледелия от разливов Нила. Уровень воды в реке ежегодно варьировался: соответственно менялись размеры и качество засеваемых зерновыми культурами полей. Это не могло не порождать частых и многочисленных споров между землевладельцами. Но очевидно, что царское законодательство не могло стать в этих условиях сколько-нибудь эффективным инструментом их урегулирования: наиболее подходящим средством упорядочения земельных отношений неизбежно становились в данном случае обычаи и местные общинные объединения. В оттоманском Египте, отмечает Кристофер Аир, вследствие зависимости земледелия от наводнений нормой был «коммунальный стиль земельного держания»1. О социальной организации простых землевладельцев в Древнем Египте почти не сохранилось сведений, но можно предположить, что в древности в этой стране действовал такой же способ регулирования земельных отношений, какой существовал в Средние века, то есть опирающийся на местные обычаи и общинные объединения. Должностные лица государственного управления, получавшие земельные участки от монархов в качестве вознаграждения за службу, тоже не были свободны в распоряжении ими. Их вещные права оказывались в данном случае привязанными к их должности. Ограниченный характер носило и распоряжение земельны ми участками, которые предоставлялись царями для возведения культовых сооружений -- храмов, пирамид, обыкновенных по гребений, стел и т.д. Обремененность прав на недвижимость личными, семейными, общинными, служебными обязательствами препятствовала развитию торговли земельными участками и домами. Тем не менее, случаи их продаж имели место, причем с самого начала эпохи «Старого царства». Об этом свидетельствует, например, надпись, обнаруженная археологами в одном из погребений времен правления IV династии, которая гласит, что сановник по имени Мет-жен «получил за эквивалент поле размером 200 аруров1...»2. Другая надпись, датируемая более поздним временем, содержит сообщение: «Я получил этот дом за эквивалент у писца Tntj, после чего дал ему за это 10 sn.tj»3. Из смысла этих фраз очевидно, что выражение «получил за эквивалент» означает «купил». Джеймс Брэстед привел в своем собрании «Древних документов Египта» надпись из могилы Сенени, жреца времен правления царей VI династии Пепи I, Мернеры и Пепи II. Некоторые фразы в ней оказались стертыми, но те, которые сохранились, американский египтолог прочитал следующим образом: «Что касается этого поля, которое я передал..., которое я отдал моей возлюбленной жене Диснек, [это ее] подлинное [владение. Что касается каких-либо лиц], которые отберут его у этой Диснек, они будут.. .4 за это великим богом, господином небес, и я схвачу их [подобно] дикой птице, я [теперь] ... и превосходный дух»5. В надписи не были названы ни местоположение подаренного поля, ни его размер. Но из ее содержания очевидно, что земельный участок, о котором здесь идет речь, принадлежал исключительно Сенени. Приведенные тексты о покупке и дарении земли показывают, что такие сделки совершались, как правило, писцами или жрецами, то есть лицами, которые не являлись землевладельцами. Есть основания считать, что именно в их среде впервые зародились представления о том, что земля может являться индивидуальной собственностью и быть объектом торгового оборота. От периода политической раздробленности, наступившего после распада государства эпохи «Старого царства», сохранились надписи, свидетельствующие, что право собственности на землю, полученную по наследству от отца, оформлялось документами. Так, на стеле в Западных Фивах было начертано: «Я скрепил печатью (документ) на большое поле, отошедшее мне в качестве доли из отцовского владения». Надписи, относящиеся ко времени правления XI и XII династий, показывают, что в тогдашнем Египте распространенным явлением были пожалования царями земельных угодий сановникам за службу. В эпоху «Среднего царства» получила развитие практика сдачи индивидами своих земельных участков в аренду, причем, как показывает содержание документов, без всякого разрешения со стороны властей3. Это означает, что вещные права получили к тому времени более определенное выражение, а правомочия индивидов по распоряжению землей приблизились к полномочиям собственника. В египетском обществе появились предприниматели, которые стали получать доход за счет передачи земельных участков в аренду и, с другой стороны, такие земледельцы, которые считали вполне выгодным арендовать землю. Об этом свидетельствуют обнаруженные в сезоне 1921-1922 годов в погребальном комплексе тжати Ипи в Фивах американским египтологом Гербертом Уитлоком четыре письма и три отчета, написанные Хеканакхте, слугой тжати Ментухотпа I по имени Ипи. Все эти документы датируются периодом между маем и октябрем восьмого года правления Ментухотпа II (приблизительно 2002 г. до н.э.)1. Наиболее ценные сведения содержатся в двух письмах, написанных Хеканакхте к своим домочадцам в Небе-сит, располагавшийся немного южнее Фив2, и в коротком письме-сообщении к надзирателю за дельтой Нила по имени Хрунуфе3. В первом из своих писем, адресованных сыну Мерису, Хеканакхте писал: «Что касается всего того, что получится в результате прихода воды на наши поля, именно тебе следует их тщательно обработать и всем моим людям делать то же вместе с тобой. Я возлагаю на тебя ответственность за это. Будь энергичным в обработке земли! Будь внимательным! Мои семена должны быть сохранены; вся мое имущество должно быть сохранено. Я возлагаю на тебя ответственность за это. Заботься о моем имуществе»4. Далее Хеканакхте поручал сыну найти десять аруров земли, которую можно арендовать для посевов пшеницы, и столько же земли, чтобы взять в аренду для выращивания ячменя. Содержание писем показывает, что в Египте того времени, в регионе, прилегавшем к Фивам, для земледельца среднего достатка в случае, когда состав его семьи позволял обрабатывать больше земли, чем у него имелось ее, выгоднее было не покупать землю, но брать земельные участки в аренду. Почему? Ведь покупка земли была довольно легким делом. По словам Клауса Баера, «индивиды могли покупать землю в тот период, по крайней мере в той мере, в какой это было законно, так же легко, как и в течение Старого царства или позднего Среднего царства, для которого частная собственность на пахотную землю вполне документирована»1. Думается, самое вероятное объяснение поведению Хеканакхте, который, имея средства на покупку земли, предпочитал брать ее в аренду, заключается в рискованности египетского земледелия, зависевшего от разливов Нила. При таком положении вложенные в покупку земельного участка средства могли не окупиться. Аренда оказывалась более надежным предприятием, гарантировавшим получение дохода, хотя и меньшего, чем при обработке собственной земли. При этом наиболее целесообразным сроком аренды считался один год — от разлива до разлива Нила. Письма Хеканакхте показывают, что древнеегипетские земледельцы среднего достатка более выгодным для себя считали в его время накапливать богатство не земельными угодьями, но серебром, зернами пшеницы, маслом, скотом. Такое поведение диктовалось, по всей видимости, нежеланием состоятельных земледельцев привлекать к накопленным ими материальным ценностям внимание властей. В случае покупки земледельцами новых земельных участков этого было бы не избежать, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Распространение в сфере землепользования арендных отношений размывало общинные узы в распоряжении землей и стимулировало развитие индивидуальной собственности на земельные участки. Но больше всего этому способствовало становление в Древнем Египте системы налогообложения, привязанной к земельным участкам. Государственная власть была заинтересована в закреплении их за отдельными индивидами, поскольку это облегчало сбор налогов2. Однако, с другой стороны, неразвитость товарно-денежных отношений в древнеегипетском обществе, отсутствие чеканки монет препятствовали широкому развитию практики торговли землей. Земельные участки чаще всего становились в этих условиях предметом не купли-продажи, а обмена. В качестве примера здесь можно привести документ о сделке с землей, начертанный иератикой на одном из папирусов, хранящихся в Берлинском музее1. Его первые фразы похожи на преамбулу контракта. Из них видно, что он был составлен во второй год правления Аменхотепа IV. Основной же текст документа более похож на сообщение о свершившейся сделке, чем на статьи контракта. В нем говорится: «Сегодня вновь обратился Небмехи к Месуа, главе пастухов рогатого скота, [говоря]: "Дай мне одну корову как цену 3-х аруров поля"2. Тогда Месуа [дал] ему корову, [что] составляет 1Л дебен3, перед многими свидетелями: перед Ях-месом и сыном его Небамоном, перед Ичучу и его сыном Иуфан-хом, перед Хай, перед Нану». После этих слов стоит пометка: «Составлено писцом Чучу в этот день»4. О характере древнеегипетского землевладения, сложившегося в эпоху «Нового царства», можно судить на основании записанного на папирусе Уилбуа кадастрового обзора полей в долине Нила, протяженностью около 150 км: от окрестностей современного города Эль-Минья до Фаюма1. Все содержание этого обзора, датируемого четвертым годом правления Рамсеса V (приблизительно 1142 г. до н.э.), изложено в двух обширных документах: один из них дает описание земель, принадлежавших царю и храмам, с указанием размера получаемого с них налога. Другой описывает царские земли, переданные в пользование различным должностным лицам, с обозначением имени и титулов каждого из них2. Из этих описаний видно, что на полях, принадлежавших царю, храмам и сановникам, трудилось большое число мелких землевладельцев, арендовавших у них земельные участки. При этом очевидно, что аренда не была безвозмездной. Таким образом, получалось, что права царя, храмов и сановников на земельные угодья сводились в сущности к праву получения налогов и доходов с производителей, которые их обрабатывали и которые являлись настоящими их держателями. Зафиксированный указанными кадастровыми описаниями факт наличия в распоряжении храмов огромных массивов земель во многом позволяет объяснить возвышение древнеегипетского жречества в древнеегипетском обществе во времена, последовавшие за эпохой «Нового царства». На правовом регулировании земельных отношений эта перемена сказалась самым непосредственным образом. В эпоху «Новейшего царства», в X веке до н.э., в условиях, когда верховная государственная власть ослабла и резко возрос политический вес жрецов, сделки с землей стали все чаще удостоверяться в храмах. Одним из наиболее интересных свидетельств этому являются две надписи: на стене и на поверхности десятого пилона храма Аммона в Карнаке. В первой из них описывается обращение дочери последнего фараона XXI династии Псусенна II, которую звали именем, звучавшим примерно как «Мааткаре», к богу Аммону, к его супруге Мут и к их сыну Кхонсу с просьбой подтвердить ее право собственности на земельные угодья, приобретенные покупкой. Во второй надписи рассказывается о таком же случае, но происходившем с женщиной по имени Хентоуе, отец которой был, по всей видимости, чиновником, жрецом и писцом. Согласно тексту этой надписи она обращалась к богу Аммону со следующими словами: «Мой добрый господин, что касается указа, который Аммон-Ра, царь богов, издал относительно частных полей, которые Хентоуе получила покупкой в регионе пахотной земли нома...»1. Название нома и ряд других слов в рассматриваемой надписи оказались стертыми, однако основное ее содержание сохранилось и из него видно, что Хентоуе опасалась непризнания ее сделки другими людьми и оспаривания со стороны кого-либо. Бог Аммон, богиня Мут и бог Кхонсу через посредство оракула подтвердили законность данной сделки и обещали женщине, купившей землю, свою защиту2. Что же касается Мааткаре, то, как показывает содержание надписи, боги ответили ей, через посредство оракула: «Мы убьем всех людей любого рода целой страны, будь они мужчинами или женщинами, если они будут оспаривать какое-либо имущество, [которое Мааткаре, дочь царя Псусенна приобрела покупкой] в южной стране, вместе с вещами каких бы то ни было родов, которые люди той страны продали ей»3. Элэн Гардинер, изучавший рассматриваемые надписи, отметил в статье, посвященной их переводу и анализу: «То, что Хентоуе получила, по крайней мере, часть своих владений посредством покупки, ясно из применения недвусмысленного глагола "swn", не может быть никакого сомнения в том, что "in m snnw" (в надписи) Мааткаре орфографически ошибочный вариант той же самой фразы»4. Таким образом, в эпоху «Новейшего царства» в египетском языке существовал уже и особый термин для обозначения покупки земли. Это означает, что продажи и покупки земельных участков стали вполне распространенным в древнеегипетском обществе явлением. При этом следует отметить, что правовые формы земельных отношений на всем протяжении истории Древнего Египта оставались весьма расплывчатыми. Право собственности не отличалось от владения настолько, чтобы эти правовые формы можно было отличить одну от другой. Для их обозначения в древнеегипетском языке так и не сложилось четких терминов. Более того, в демоти-ке, которая была более приспособлена для выражения юридических категорий по сравнению с иератикой и тем более с иерогли-фикой, право собственности и владение назывались одним и тем же термином. Между тем право индивидуальной собственности на землю, безусловно, существовало в Древнем Египте: на это указывают хотя бы факты продаж земельных участков. Отсутствие четких терминов для обозначения той или иной правовой формы не всегда свидетельствует о ее отсутствии: причины неразвитости понятийного и терминологического аппарата могут быть связаны со сложившимися в том или ином государстве особенностями правового регулирования имущественных отношений. В Древнем Египте верховная государственная власть вмешивалась в регулирование земельных отношений только для того, чтобы обеспечить сбор налогов и доходов с землевладельцев и земледельцев в необходимом количестве, а также гарантировать регулярное поступление их в государственную казну. Поэтому ее регулирующая функция сводилась в целом лишь к надзору за производством и распределением сельскохозяйственной продукции, поддержке производителя, если она требовалась. Цари держали огромный штат служащих, собиравших сведения о земельных участках, их размерах, плодородии, о видах выращиваемой на них продукции, ее количестве и т. д. Все эти сведения необходимы были монархам исключительно для того, чтобы знать, какое количество налогов и доходов можно будет собрать с земельных угодий страны. Вопрос о том, кому принадлежат те или иные земельные участки, интересовал властителей только для того, чтобы знать, с кого получать налоги или доходы. Очевидно, что для этого достаточно было определить, кто получает в свое распоряжение урожай с подлежащих налогообложению земельных участков, и не было никакой необходимости разбираться в правовых основаниях пользования ими. В этих основаниях вынуждены были разбираться судьи, решавшие споры между индивидами по поводу земельных участков, но интересы верховной государственной власти эти споры не затрагивали — земля ведь не оставалась без хозяина. Поэтому цари не предпринимали в своих законах попыток установить четкие правовые формы земельных отношений, отдавая регулирование земельных отношений местным властям и признавая приоритетную юридическую силу в этом вопросе за обычаем. Развитию правовой терминологии препятствовала практика заключения договоров о продаже или передаче земли в аренду в устной форме. Сохранившиеся от времен, предшествовавших эпохе эллинистического государства, древнеегипетские документы о таких продажах и передачах являются по своему содержанию скорее сообщениями о свершившейся сделке, нежели контрактами как таковыми. Ситуация несколько изменилась при Птолемеях. Но их так же, как и предшествовавших им египетских фараонов, заботило в сфере земельных отношений лишь одно: чтобы земля не оставалась бесхозной и всегда было кому платить с нее налоги. По словам Джозефа Мэннинга, «вполне определенная концепция частной собственности, обнаруживаемая в демотических сделках продажи земли, имеет поэтому долгую историю предыдущего юридического развития. К началу птолемеевского периода египетское право частной собственности, обнаруживаемое в контрактах продажи и уступки, в большинстве отношений похоже на "блэкстонскую" титулатуру прав на землю1. Но такие права часто не были в полной мере индивидуализированы, права на землю оставались встроенными в семейные, так же как и в местные институты. В самом деле, большинство документальных свидетельств от фараонского периода предполагают, что долговременная аренда или долговременное право владения, подчиненное правительственным требованиям, являлось нормальным держанием земельного участка»2. К настоящему времени египтологами обнаружено более сорока папирусов с зафиксированными на них документами о передаче земли в аренду. Пять из них относятся к периоду правления Кушитской (эфиопской) династии — от середины VIII до середины VII веков до н.э., семь из найденных такого рода документов происходят из времени правления Амасиса II (570-526 гг. до н.э.), один — от периода персидского владычества, два остались от времени правления фараона XXIX династии Хакора (392-380 гг. до н.э.), двадцать три — от эпохи правления Птолемеев. Между тем многие факты свидетельствуют о том, что аренда земельных участков была в I тысячелетии до н.э. довольно распространенным явлением в Древнем Египте1. «Аренда земли является старинной особенностью демотического права, — отмечает Джозеф Мэннинг, — но любопытно, птолемеевские демотические аренды земли были впервые документированы в Нижнем Египте в 190 году до н.э. и в Верхнем Египте только в 178 году до н.э.»2. Конечно, большая часть древнеегипетских документов погибла по разным причинам, многие еще не обнаружены, и с этой точки зрения вывод американского египтолога о том, что аренда земли по египетскому праву в Египте Птолемеев не документировалась более ста лет после начала правления этой династии, кажется излишне категоричным. Но в пользу данного факта говорит и отсутствие в египетском языке достаточно четких терминов и формул для надлежащего документального оформления аренды земли. Но самое главное, сохранившиеся древнеегипетские документы до-птолемеевской эпохи не имеют формы письменных контрактов, а напоминают скорее всего просто сообщения о состоявшейся передаче земли в аренду. Поэтому в них не указываются ни точный размер переданного в аренду земельного участка, ни его границы, ни срок аренды. Такое могло быть только при устной форме договора об аренде. С другой стороны, известно, что в Древнем Египте существовала практика регистрации или удостоверения всех договоров о передаче недвижимости в храмах. Возможно, при этом и указывались все необходимые для их заключения сведения. Как бы то ни было, документы об аренде земельного участка, составлявшиеся в Египте в период правления Птолемеев, начиная со II века до н.э., содержали указания и на его размер, и на его границы, и определяли срок действия арендных отношений. Как правило, в соглашениях об аренде между частными лицами он составлял один год и обозначался формулой: «от воды года такого-то до воды года такого-то». Царские же земли передавались в аренду частным лицам на длительный срок. Кроме того, при документальном оформлении передачи земли в аренду фиксировалась и плата за аренду: она могла устанавливаться в денежной сумме, или в виде четко определенного количества зерна, или в качестве доли от урожая, который делился в таком случае обыкновенно в следующей пропорции: одна треть его объема отходила арендодателю, две трети — арендатору. При установлении порядка оплаты аренды ориентировались на местные египетские обычаи. В регионе Фаюм и на территории Среднего Египта в обычае была предварительная оплата аренды. Аренда на таких условиях называлась «продоматической». Там, где оплата устанавливалась в виде доли от всего объема урожая, она передавалась арендодателю после сбора урожая. Вероятно, были и такие условия аренды, когда плата за нее отдавалась по окончании арендного срока. Дошедшие до нас от Птолемеевского Египта тексты договоров о передаче земли в аренду различаются и объемом и формулировками статей, но определенный набор договорных условий был общим для всех документов такого рода. Среди них особый интерес представляет изложенный на демотическом египетском языке, объемом в тридцать две строки, договор об аренде, который был заключен приблизительно в 190 году до н.э. между египтянином Петесукхосом и греком Гераклеидесом. Первый публикатор этого контракта Керри Мартин назвал его «самой интригующей демотической арендой земли (most intriguing demotic land lease)»1. В преамбуле контракта, как у всех документов такого рода, называлась дата его составления, а именно: год правления царствующего фараона (в данном случае Птолемея Эпифана) с указанием имен его предков и месяц (месори), в котором было заключено соглашение. Далее шел основной текст контракта: «Петесукхос, сын Хериеуса, иначе прозываемый (имя невозможно прочитать), его мать — (имя на египетском языке), — земледельцу Гераклеидесу, сыну Каллистратоса, его мать — Коллутес. Я передаю тебе в аренду 3 (арура) земли... в области [храма] Аммона вышеупомянутого города, границы которой следующие: [на юге] — путь [фараона; на севере] — храмовая область Анубиса; на востоке — [канал]; на западе — область храма Гармотниса. Таковы границы вышеупомянутых земель. Ты должен обеспечить их скотом и пахотными орудиями, и ты должен выполнить все задачи по возделыванию земли своими пахотными орудиями свободного человека... от 15 года [месяца] месори1 до 16 года [месяца] эпифи2, делая посев один год. Ты должен выплатить мне ренту за вышеупомянутые земли в размере 1 Уз ар-табы3 пшеницы за один арур земли, насчитывающую в целом 4 ар-табы. Половина от них — 2 [артабы], считая от 4 (артабы) пшеницы. Годовая рента за вышеупомянутые 3 (арура) земли (должна быть) вся из семенного зерна, которое должно быть чистым, настоящим и измеряться мерой, принятой фараоном и [его gst], оно должно быть качественным (и) привезено (и) передано мне, в моем доме, который находится (в) Филадельфии, (в) 16 год, [месяц] пакхонс4 (или) паини5, обязательно и без отсрочки. Что же касается семенного зерна, составляющего ренту, то если (ты) не передашь его мне (в) упомянутое [время] передачи, ты должен будешь передать его в количестве, увеличенном наполовину, в месяц после согласованного месяца, обязательно и без отсрочки. Ты должен будешь дать мне 2 артабы пшеницы и половину от нее -1 артабу, считая от 2 артаб, подлежащих востребованию. Когда я получу их от тебя, мое сердце будет удовлетворено вместе с ними, полученными полностью, без какого-либо остатка. [Я должен] взять их и зачесть их на твой счет в пределах вышеупомянутых дней вышеупомянутого одного года. Если же я заберу назад у тебя вышеупомянутые земли (или) если какой-либо человек в мире отстранит тебя от них, я заставлю его держаться подальше от тебя. Если я не заставлю его держаться подальше от тебя, я дам тебе 100 (дебен) серебра, считая половину от этого 50 (дебен) серебра, в один из пяти тех дней, в которые я не буду заставлять его держаться подальше от тебя, я выплачу это обязательно и без отсрочки. Тебе следует потребовать от меня [заставить] его держаться от тебя подальше в упомянутый выше год. Все, что является моим, и что я приобрету, (составляет) гарантию соблюдения мною твоих прав по упомянутой аренде. Я не в состоянии буду сказать: "Я действовал в согласии со всем вышеупомянутым"1 в то время, когда между нами стоит аренда2. Ты можешь требовать, чтобы я исполнял свои обязанности в соответствии со всем вышеупомянутым, обязательно и без отсрочки. Я должен буду освобождать тебя в упомянутое выше время от любого требования со стороны фараона, касающегося [полей]. Вышеупомянутый Гераклеидес говорит вышеупомянутому Петесукхосу, сыну Хериеуса. Ты дал мне в аренду 3 (аурура) земли (в) упомянутой выше области храма Аммона. Я должен буду выплатить тебе ренту в соответствии с тем, что выше записано. Если я оставлю вышеупомянутые земли, отказавшись работать на них в упомянутое выше время, я выплачу тебе ренту в соответствии с тем, что выше записано, обязательно и без отсрочки. Они, два [вышеупомянутых] человека говорят единодушно: "Все и каждая вещь, которая является нашей, вместе с тем, что мы приобретем, (составляет) гарантию соблюдения прав по [вышеупомянутой] аренде". Мы будем не в состоянии сказать: "Это аренда, условия которой изменились (в течение) года". Мы не в состоянии будем сказать: "Мы действовали в соответствии со всем вышеупомянутым" в то время, когда между нами стоит аренда. Один из нас имеет требование относительно другого действовать в соответствии со всем вышеупомянутым, обязательно и без отсрочки. Записано Пе[тебастисом], сыном Аменнеуса»1. Текст контракта был подписан сторонами и удостоверен двенадцатью свидетелями. На его обратной стороне было записано одной строкой: «Арендный договор, который Петесукхос, сын Хериеуса, заключил с Гераклеидесом относительно 3 (аруров) земли (в) области храма Аммона (в этом месте была поставлена печать) на срок до 16 года». После этого назывались имена двенадцати свидетелей, присутствовавших при заключении данного контракта. Папирус с его текстом был свернут в свиток и перевязан. Содержащиеся в тексте контракта заявления сторон о том, что они будут не в состоянии сказать, что их действия соответствовали условиям контракта, свидетельствуют, по всей видимости, что текст данного контракта, составленный в одном экземпляре, был доверен для хранения какому-то постороннему лицу. Приведенный контракт показывает, что в Птолемеевский период египтяне стали, вопреки прежней традиции, значительно более подробно формулировать условия соглашений о передаче земли в аренду. О том, что такой способ юридического оформления данных соглашений был не единичными случаями, но сделался, по крайнем мере, начиная со II века до н.э., распространенной практикой, свидетельствует текст контракта об аренде, заключенного в 148 году до н.э., в день и месяц, соответствующие 9 декабря по нашему календарю2, в городе Гефестиасе Арсинойского нома3. В отличие от вышеприведенного контракта 190 года до н.э. он был написан на греческом языке4. Основному тексту данного контракта тоже предшествовала преамбула, в которой назывался год правления царствующего монарха с указанием его предков, а также месяц, число и место заключения арендного соглашения. Его сторонами также были грек, имевший имя Гераклеидес, и египтянин, носивший, по странному совпадению, имя Петесукхос. Но в этот раз грек являлся арендодателем, а египтянин — арендатором. В контракте говорилось: «Гераклеидес, сын Никанора, управляющий имуществом Эу-булоса, одного из первых друзей, передал в аренду Петесухосу, сыну Фрамениса, арсинойскому земледельцу, из вышеупомянутого имущества, землю размером 15 аруров на тридцать четыре года за ренту за каждый арур из одиннадцати четыре артабы пшеницы, за оставшиеся четыре с четвертью арура за ренту в пять и две третьих артабы пшеницы, гарантированную от риска и не подлежащую взысканию за убытки. Когда эта земля будет орошена, Петесукхос засеет ее за свой счет чистым зерном. Если он не засеет землю или оставит аренду после того, как засеет землю, он заплатит всю сумму ренты. А когда земля будет засеяна, представители Гераклеидеса и Эу-булоса должны будут гарантировать Петесукхосу и его представителям аренду и землю на согласованный период времени. Если аренда не будет гарантирована, как выше записано, вышеупомянутые представители Гераклеидеса и Эубулоса, будучи партнерами по гарантии, должны будут заплатить штраф в двадцать та-лентов бронзы и возместить убытки, а эта аренда не будет больше иметь силы. И Петесукхосу должно быть позволено в свою очередь изгонять любого, кто будет ходить по его земле, без того, чтобы нести ответственность за какое-либо преступление. В случае, если аренда будет подтверждена, Петесукхосу следует передать Ге-раклеидесу и представителям Эубулоса оговоренную ренту в месяц пакхонс того же года и он должен передать урожай в той же самой деревне (название деревни на египетском языке) Эубулосу, где бы он ни приказал это сделать, новым, чистым и настоящим зерном..., (перевезенным) в Гефестиас... за его собственный счет. И за каждую не переданную артабу Петесукхос должен платить немедленно штраф в одну тысячу бронзовых драхм или самую высокую цену, которая может быть (установлена) на рынке в Гефестиасе. Пусть представители Гераклеидеса и Эубулоса сами имеют правомочие взыскивать с персоны самого Петесукхоса и со всех его владений, согласно инструкциям и законам». После основного текста контракта шла следующая запись: «Этот контракт является имеющим силу. Свидетели: Паменис, жрец; NN; Диодорос, оба персы; Каллиас, Трациан, все трое из них гекатонтаруры1 из второй гиппархи Аратоса; Дорофеос; Пто-лемайос, оба македонцы из Эпигона. Хранитель контракта Паменис, жрец. Я, Гераклеидес, дал аренду, согласно тому, что выше написано и передал (контракт) на хранение с NN, сыном .. .сукхоса». Я, Петесукхос, взял аренду, согласно тому, что выше написано, и подписал контракт. Я, Памениос, получил контракт (на хранение)»2. Приведенные тексты контрактов о передаче земли в аренду имеют общую черту в своем содержании: они предельно прагматичны. В них нет ничего, что было бы данью религии, обычаю, традиции, но зато есть все, что необходимо в контракте для того, чтобы плата за аренду получалась арендодателем вовремя и в надлежащем размере, чтобы арендатор пользовался земельным участком свободно, не опасаясь его лишиться по каким-то причинам и потерять тем самым вложенные в землю средства. Стиль контракта в полной мере соответствует характеру его содержания: это рациональный стиль, предполагающий использование типовых фраз, формул. Появлению в Египте таких документов, безусловно, способствовало втягивание во взаимные отношения по поводу земли представителей различных этносов. В обоих представленных выше контрактах сторонами являлись египтянин и грек. Религия, обычай, традиция не могли иметь в таких правоотношениях регулирующего значения: у каждой из сторон они были свои. Традиционные соционормативные регуляторы вполне могли бы заменить законы. Однако Птолемеи отказались от создания в Египте основанного на законе и единого для представителей всех этносов правопорядка. Их законы если и направлялись на регулирование земельных отношений, то затрагивали только самые общие их аспекты, а из конкретных — лишь те, которые касались в основном налогообложения. Прагматизм был в этих условиях единственно возможным методом регулирования правоотношений. При заключении контракта стороны следовали, конечно, неким общепринятым процедурным правилам и формулировкам, то есть привлекали свидетелей для удостоверения действительности соглашения, старались указывать к тексте контракта необходимые для его вступления в юридическую силу атрибуты: дату заключения контракта, срок его действия, имена сторон, местоположение земельных участков и т. д. Но содержание контракта всецело определялось согласованными между собой прагматическими интересами сторон. Тексты соглашений об аренде земли, заключенных в Птолемеевском Египте в 190 и в 148 годах до н.э., дают образцы методики согласования различных имущественных интересов, которая использовалась в правовых отношениях между представителями египетского и греческого этносов. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |