Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель кейс-стади по заданной теме

История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

 

КЕЙС-СТАДИ

предназначен по теме:

Законы Хаммураппи

 

Специальность«5В030100– Юриспруденция»

 

Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное

 

Курс 1

 

Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

 

КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

 

 

КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

 

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

 

 

Рекомендовано УМС

 

Протокол № ___«___»____________20__ г.

 

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ Стр.
Структурные разделы кейс-стади  
Цель кейс-стади по заданной теме  
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»  
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов    
Казусы-ситуации  
5.1 Тестовые вопросы для закрепления знаний  
5.2 Иллюстративный материал  
5.3 Список использованной литературы  
5.4 Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов  
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»  
   
   
     

 

Структурные разделы кейс-стади

 

Иллюстративный материал

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. Н. А. Крашенинниковой, О. А. Жидкова. М., 1998. Ч. 1.

2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. / Под ред. В. А. Томсинова. М., 1998. Ч. 1.

3. Дьяков И. М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. М., 1959.

4. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. 1. Месопотамия.

5. Крашенинникова Н. А. История права Востока. М., 1994.

6. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. М., 1980.

7. Якобсон В. А. «Кража» и «грабеж» по законам Хаммурапи // Палестинский сб. М., 1978. Вып. 26.

8. Вологдин А. А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. посо­бие. М., 2004.

 

Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов

Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»

 

История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 1 - Государство и право Древнего Востока

 

КЕЙС-СТАДИ

предназначен по теме:

Законы Хаммураппи

 

Специальность«5В030100– Юриспруденция»

 

Академическая степень бакалавра

Форма обучения-дневное

 

Курс 1

 

Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИсоставлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

 

КЕЙС-СТАДИподготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

 

 

КЕЙС-СТАДИобсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

 

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

 

 

Рекомендовано УМС

 

Протокол № ___«___»____________20__ г.

 

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ Стр.
Структурные разделы кейс-стади  
Цель кейс-стади по заданной теме  
Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»  
Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов    
Казусы-ситуации  
5.1 Тестовые вопросы для закрепления знаний  
5.2 Иллюстративный материал  
5.3 Список использованной литературы  
5.4 Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов  
Ответы по разрешению кей-стади по теме «Законы Хаммурапи»  
   
   
     

 

Структурные разделы кейс-стади

 

Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.

Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«Законы Хаммурапи»

 

Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права Древнего Вавилона и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений Законов Хаммурапи . Основная цель этой работы — научить понимать смысл Законов Хаммурапи, направленность их норм, возможность практического применения.

"ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ"

(1 час)

Хаммурапи стал правителем Вавилона в 1792 г. до н. э. В то время Вавилон представлял собой небольшое государственное образование, состоявшее из города Вавилона и окружавших его мелких сельских поселений. В период правления Хаммурапи, длившийся немногим более четырех десятилетий — по 1750 г. до н. э. — Вавилон превратился, благодаря успешным завоеваниям, в крупнейшее и могущественнейшее государство в Месопотамии. Под властью Хаммурапи оказалась почти вся территория дан­ного региона Древнего Востока. Эпоха могущества Вавилона, его господства над Месопотамией была, однако, недолгой. После смерти Хаммурапи созданное им государство стало разрушать­ся. Ослабление государственной власти влекло за собой утрату территорий. Вавилон возвращался к своему первоначальному состоянию — к существованию в качестве маленького государ­ства. В 1595 г. Вавилон оказался завоеванным сначала хеттами, а затем касситами и вообще перестал быть самостоятельным государством.

"Законы Хаммурапи" были созданы в эпоху могущества Ва­вилонского государства. Они вобрали в себя юридический опыт многих других государственных образований, существовавших на территории Месопотамии во времена, предшествовавшие возвышению Вавилона. Их нормы продолжали действовать в рам­ках различных месопотамских обществ многие столетия спустя после падения Вавилона. "Законы Хаммурапи" относятся, таким образом, к числу наиболее значительных правовых памятников Древнего Востока.

Изучение "Законов Хаммурапи" на семинарских занятиях призвано дать студентам понимание особенностей правовой культуры вавилонского общества, сведения о правовом статусе основных групп населения Вавилона, знания действовавших в его условиях норм брачно-семейного, гражданского и уголовного права, правил судопроизводства.

Для достижения указанных целей на семинарском занятии по данной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Общая характеристика "Законов Хаммурапи".

2. Правовое положение основных групп населения по "Зако­нам Хаммурапи".

3. Институты брачно-семейного права по "Законам Хамму­рапи".

4. Институты вещного права. Виды договоров по "Законам Хаммурапи".

5. Преступления и наказания по "Законам Хаммурапи".

6. Суд и судебный процесс в "Законах Хаммурапи".

Первый вопрос. Готовясь к обсуждению этого вопроса на се­минарском занятии, следует прежде всего обратить внимание на историю находки "Законов Хаммурапи" французскими археологами и на характер оригинального текста данного памятника, высеченного на каменной стеле знаками классического вавилонского диалекта аккадского языка. Дело в том, что текст "Законов", публикуемый в различных изданиях (хрестоматиях или сборниках исторических документов), есть результат научной обработки оригинального текста. Этот текст разбили на статьи, к нему добавили фрагменты, выскобленные со стелы и восстановленные на основе текстов, которые были на­чертаны на глиняных табличках, обнаруженных в той же мест­ности, где археологи нашли указанную стелу.

Далее необходимо рассмотреть структуру "Законов Хамму­рапи". Даже самый поверхностный взгляд позволяет выделить в этом правовом памятнике три отдельных части, а именно: про­лог, основной текст, разбитый на 282 параграфа, и эпилог. Такая структура присуща и правовым памятникам Месопотамии, предшествовавшим по времени создания "Законам Хаммурапи". В частности, пролог имеет юридический сборник, составленный и государстве Шумера и Аккада в период правления Шульги (2093—2046 гг. до н. э.), — так называемые "Законы Шульги"1. В этом прологе говорится о защите вдов и сирот, бедных и слабых от посягательств богатых и сильных. О том, что после основно­го текста "Законов Шульги" шел эпилог, можно только предпо­лагать — текст данного правового памятника сохранился не в полном его объеме. С пролога начинается и юридический сбор­ник, созданный в месопотамском государстве Иссин во время правления Липит-Иштара (1934—1924 гг. до н. э.). Пролог име­ется и в дошедшем до нас тексте сборника правовых норм Эш-нунны — маленького месопотамского государства, покоренного в 1756 г. до н. э. Вавилоном. Историки датируют появление "За­конов Эшнунны" временем около 1790 г. до н. э. и считают дан­ный правовой памятник непосредственным предшественником "Законов Хаммурапи". Как бы то ни было, предпосылая основ­ному тексту своих "Законов" пролог, Хаммурапи следовал усто­явшимся традициям месопотамской юриспруденции. Традици­онным является в некоторой степени и содержание пролога. В нем выражаются типичные для древневосточной политической идеологии представления о функциях государственной власти, о предназначении верховного правителя.

В прологе к своим "Законам" Хаммурапи дает оценку себе как властителю, широко используя при этом мифологические образы и высокие эпитеты. Студенты должны попытаться разъ­яснить смысл этих образов и эпитетов, показав, какие идеоло­гические концепции о сущности государственной власти и ее функциях в обществе выражает пролог.

После этого рекомендуется обратиться к эпилогу "Законов", поскольку в нем развиваются идеи, провозглашенные в проло­ге. При анализе содержания эпилога особое внимание следует уделить той характеристике, которую Хаммурапи дает здесь своим "Законам". Слова Хаммурапи, приводимые в эпилоге, сви­детельствуют о том, что его решение начертать текст "Законов" на стеле не было случайным — оно было продиктовано совершенно определенными представлениями вавилонского правите­ля о сущности своих "Законов", об их роли в общественной жиз­ни. Студенты должны рассказать, в чем заключается суть этих представлений.

Обращаясь к основному тексту "Зшсоиои Хаммурапи", не­обходимо в первую очередь ответить ни вопрос, есть ли в нем ка­кой-нибудь порядок в расположении правовых норм. Если поря­док все же обнаруживается, то каков он? Далее необходимо ос­тановиться на вопросе о происхождении этих норм, а именно: являются ли они записью обычаев, судебных решений или же их источник — воля исключительно одного Хаммурапи, возжелав­шего по-своему переустроить общественные отношения в Вави­лоне.

Свои "Законы" Хаммурапи представляет в прологе и эпи­логе к ним как воплощение справедливости. Студенты должны определить при анализе их основного текста, чем является та­кая характеристика "Законов" — просто идеологическим мифом или же отражением реальности. Что такое справедливость в понимании Хаммурапи? Действительно ли содержание "Законов Хаммурапи" пронизано началами справедливости?

Общая характеристика любого правового памятника пред­полагает, помимо прочего, характеристику его правовых норм. Рассматривая основной текст "Законов Хаммурапи", необходимо обратить внимание на форму их изложения. Какова она — ка­зуистична или абстрактна? Используются ли в данном правовом памятнике при изложении норм какие-либо абстрактные юри­дические понятия?

Для древневосточных обществ закономерностью является тесная связь правовой культуры с религией. Обнаруживается ли влияние религии на правовые нормы в "Законах Хаммурапи"? Если да, то в чем выражается это влияние? Каков его характер?

После ответа на указанные вопросы можно предпринять по­пытку определить, основываясь строго на тексте "Законов Хам­мурапи", юридическую природу данного памятника, настоящую цель его создания.

Второй вопрос. При обсуждении этого вопроса на семинар­ском занятии необходимо в первую очередь

назвать те социальные группы, статус которых юридически оформляется в "Законах Хаммурапи". Сделать это не просто. Для обозначения различных групп населения в переводах тек­ста "Законов" на русский язык широко используются термины языка оригинала, такие как, например: "редум", "баирум", "там-кар", "мушкенум" и др. При этом в самих "Законах" не дается специальных определений данных терминов. К тому же многие из них употребляются редко — не более чем в трех-четырех статьях. Поэтому подлинное их значение не может быть уста­новлено в полном объеме. Однако с учетом контекста, в котором применяются указанные термины, а также с помощью сравни­тельного метода вполне можно установить, какую категорию на­селения каждый из них обозначает. По роду занятий это могут быть землевладельцы, купцы или же государственные служа­щие, жрецы; по месту в общественной иерархии — высшие или низшие классы.

Особое внимание следует обратить на термин "человек", ис­пользуемый в русском переводе текста "Законов Хаммурапи". Данный термин выступает здесь, по меньшей мере, в трех зна­чениях. В большинстве статей он обозначает лично свободного общинника, владельца земельным участком, способного покупать серебро, золото, рабов, домашний скот. Это первое значение тер­мина "человек". В некоторых статьях он равнозначен термину "физическое лицо", обозначая человека, индивида как такового. Это его второе значение. И, наконец, в ряде случаев термином "человек" называется представитель определенной социальной группы. В этих случаях он противопоставляется члену другой социальной группы, состоящей из мушкенумов. Таково третье значение рассматриваемого термина. Студенты должны отыс­кать в тексте "Законов Хаммурапи" статьи, показывающие каж­дое из указанных трех значений термина "человек".

Рассматривая правовой статус таких социальных групп, как редумы, тамкары и мушкенумы, необходимо обратить внимание на их обязанности по отношению к государству. Характер воз­ложенных на них повинностей в пользу государства во многом определял и характер их правового статуса, место в обществен­ной иерархии. Студенты должны привести конкретные статьи "Законов Хаммурапи", иллюстрирующие отмеченную законо­мерность.

Наиболее отчетливо различия в правовом положении соци­альных групп вавилонского общества проявляются в статьях "Законов", определяющих наказания за те или иные преступле­ния. Студенты должны найти эти статьи и на конкретных при­мерах показать суть указанных различий.

Лица, относящиеся к группе несвободного населения, в рус­ском переводе текста "Законов Хаммурапи" именуются рабами. При анализе норм, закрепляющих правовой статус данной со­циальной группы, следует учесть, что в "Законах" говорится о различных категориях рабов. Студенты должны назвать эти ка­тегории и при этом определить, существуют ли какие-либо раз-линия в их правовом положении. Если да, то между какими ка­тегориями рабов, и в чем заключаются эти различия''

При описании правового положении рабов необходимо об­ратить внимание на следующие статьи "бакшиш Хаммураппи": 7, 171, 175, 176, 199 и 247, 205, 213, 214, 2;И, 21.1 и 282, 278282. Какие выводы о правовом положении paбов можно сделать из содержания указанных статей?

Третий вопрос.Нормы брачно-семейного права занимают в "Законах Хаммурапи" почти четвертую часть основного текста. Они расположены здесь компактно со 12Я-ой по 193 статью. К сфере брачно-семейпого права можно отнести также статьи 194 и 195 рассматриваемого сборника, хоти зафиксированные здесь нормы имеют одновременно ярко выраженный уголовно-правовой характер, поскольку в них идет речь о пре­ступлениях и наказаниях за преступления. Уголовно-правовы­ми по своему характеру являются и другие статьи указанной части "Законов" — они также посвящены преступлениям и на­казаниям. Их присутствие в группе норм брачно-семейного пра­ва свидетельствует о том, что в вавилонском обществе предпри­нимались особые меры по защите устоев семьи.

"Законы Хаммурапи" выражают определенные представле­ния о природе и цели брака. Как можно определить юридичес­кую природу и цель брака по нормам рассматриваемого право­вого памятника? Нормы "Законов Хаммурапи" устанавливают, что заключенный брак будет действительным лишь при соблю­дении определенных условий. Какие это условия? При каких обстоятельствах возможен развод супругов?

После ответа на указанные вопросы следует, основываясь на конкретных статьях "Законов Хаммурапи", определить права и обязанности супругов. При этом в оценке правового положе­ния мужа и жены необходимо избегать односторонности. К при­меру, описывая статус замужней женщины, необходимо специ­ально остановиться на предусмотренных для нее нормами "За­конов" гарантиях материального содержания. Студенты должны выявить эти нормы в тексте изучаемого правового памятника.

При анализе имущественных прав и обязанностей супругов следует обратить внимание на статьи 159—164, в которых идет речь о брачном выкупе и приданом супруги, а также на статью 150, где говорится об имуществе, перешедшем от мужа к жене по договору дарения. Какова юридическая природа этих катего­рий имущества? Как меняется статус приданого в различных обстоятельствах? "Законы Хаммурапи" содержат также нормы, регулирую­щие взаимоотношения родителей и детей. Эти нормы ограничи­вают власть родителей над детьми. В чем состоят данные огра­ничения?

Каково правовое положение приемных детей по "Законам Хаммурапи"?

К нормам, регулирующим взаимоотношения родителей и детей, тесно примыкают правила наследования детьми имуще­ства их отца. Какой порядок наследования имущества родите­лей детьми устанавливают "Законы Хаммурапи"? Может ли отец отстранить сына от наследования семейного имущества?

Четвертый вопрос. Институты вещного права — это в первую очередь институты права собственности, владения или держания, то есть совокупности правовых норм, закрепляющих те или иные вещи во власти ка­кого-либо субъекта права — будь это отдельный индивид или объединение индивидов (корпорация, товарищество, община).

В Вавилоне, как и во всех других древних странах, главной вещью, составлявшей фундамент благосостояния индивида, се­мьи и общества в целом, выступала земля. В силу такого свое­го значения земельные участки становились объектом сложней­ших правоотношений, в которых вещные права индивида опре­делялись во многом в зависимости от его места в общественной иерархии, они тесно переплетались с личными его повинностями в пользу государства или общины.

Содержание "Законов Хаммурапи" ясно свидетельствует о том, что земельные участки являлись в вавилонском обществе предметом гражданского оборота — они могли продаваться, сда­ваться в аренду, обмениваться, передаваться по наследству, быть предметом залога (см., например: ст. 39—42). Следователь­но, здесь был вполне развит институт права собственности на землю. Вместе с тем, однако, осуществление этого права имело некоторые правовые ограничения. Студенты должны вниматель­но прочитать статьи "Законов Хаммурапи", в которых идет речь о земельных участках, и найти указанные ограничения. Необхо­димо четко определить те условия, при которых по "Законам Хаммурапи" можно было совершить куплю-продажу земли, сдать земельный участок в аренду, сделать его предметом дого­вора мены, передать по наследству, отдать в залог.

Текст изучаемого правового памятника показывает, что земля могла быть объектом не только права собственности, но и других вещных прав. Студенты должны самостоятельно определить характер этих прав. Особое внимание следует при этом уделить институту служебного держания — нормам, которые устанавливали вещные права на земельные участки, получен­ные от правителя за государственную службу. "Законы Хаммурапи" зафиксировали несколько разновидностей таких вещных прав, которым сопутствует обязанность нести государственную службу. Какие разновидности института служебного держания можно обнаружить в тексте "Законов"? Что они собой представ­ляют и чем друг от друга отличаются?

Помимо земельных участков, объектом права собственнос­ти, служебного держания и других вещных прав по "Законам Хаммурапи" могли выступать также иные материальные пред­меты (дом, сад, скот, рабы, драгоценные металлы, продукты и т. д.). Студенты должны проанализировать конкретные статьи, в которых идет речь о вещных правах на эти предметы, и сде­лать соответствующие выводы.

После рассмотрения всего комплекса норм "Законов Хам­мурапи", закрепляющих те или иные материальные предметы во власти индивида, общины или правителя, следует перейти к анализу статей, в которых идет речь о договорах. В первую оче­редь необходимо установить, какие виды договоров нашли свое отражение в тексте изучаемого правового памятника. Затем сту­денты должны дать описание условий тех договоров, которые упоминаются здесь наиболее часто. К их числу относятся дого­вор купли-продажи, аренды, найма, займа, хранения и др. "За­коны Хаммурапи" показывают, что государственная власть ши­роко вмешивалась в договорные отношения частных лиц, огра­ничивая их свободу в выборе условий договоров определенны­ми рамками. В чем конкретно проявлялось вмешательство госу­дарства в указанную сферу?

Какие правила устанавливаются в рассматриваемом право­вом памятнике относительно договора купли-продажи?

"Законы Хаммурапи" предусматривают не только имуще­ственную, но и личную ответственность должника перед креди­тором. В чем заключалась указанная ответственность? Вместе с тем, нормы "Законов" содержат определенные ограничения вла­сти кредитора над должником. В чем состоит суть этих ограни­чений?

Какие правила устанавливаются относительно договора аренды? Какими правами обладает арендатор? В чем состоят его обязанности?

Как регулируется договор найма? Какими правами обладает наемный работник? Каковы его обязанности? Какие правила установлены в "Законах Хаммурапи" отно­сительно договора хранения? При каких условиях данный дого­вор считается юридически действительным?

Пятый вопрос.Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует иметь в виду, что в "Законах Хам­мурапи" отсутствует строгая грань между уголовным преступ­лением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб — будь то: кража или нанесение те­лесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба. Сту­денты должны привести конкретные статьи "Законов", отража­ющие такое понимание преступления и наказания.

После этого необходимо остановиться на конкретных видах преступлений и наказаний, встречающихся в тексте изучаемого правового памятника.

Особое внимание при изучении рассматриваемого вопроса следует уделить факторам, определяющим назначение того или иного наказания. Студенты должны установить, учитывается ли при этом "Законами Хаммурапи" фактор вины правонарушите­ля, различаются ли между собой умышленные и неосторожные преступления, выделяются ли различные стадии совершения преступления, формы соучастия в преступном деянии. Необхо­димо также определить, какое влияние на назначение наказания оказывает принадлежность преступника и потерпевшего к той или иной социальной группе.

"Законы Хаммурапи" знают принцип талиона при назначе­нии наказания. В чем смысл, данного принципа. Каковы его до­стоинства и недостатки? В каких случаях он применяется по "Законам Хаммурапи"? Можно ли считать принципом талиона принцип, примененный при назначении наказания в ст. 230 "За­конов"?

Шестой вопрос"Законы Хаммурапи" мало говорят о суде и судебном процессе — им посвящено не бо­лее десяти статей (3—5, 9—13). Тем не менее, по содержанию этих статей можно сделать ряд выводов относительно характера вавилонского суда и судебного процесса. В частности, можно утверждать, что помимо суда, отправлявшегося правителем в его дворце, в вавилонском обществе времен Хаммурапи суще­ствовали судебные органы и более низкого уровня. Судей мог­ли снять с должности за нарушение правил судопроизводства. Текст "Законов Хаммурапи" зафиксировал порядок привода

ответчика и свидетелей в суд, различные способы доказывания тех или иных фактов сторонами судебного процесса. Студенты должны описать эти аспекты судебного процесса на основании соответствующих статей правового памятника.

Статья 2 "Законов Хаммурапи" содержит описание так на­зываемого "божьего суда". В чем состоит цель и смысл такого "суда"?

Конкретный анализ ситуаций (казусов)

Актуализировать полученные знания поможет решение рабо­чих ситуаций, которые основаны на реальных судебных спорах или ситуациях, почерпнутых в судебных хрониках, сочинениях древних юристов и иных источниках.

При анализе ситуации необходимо прежде всего четко опре­делить существо проблемы, т.е. какое право нарушено и(или) требует юридической защиты. Далее следует выделить юридически значимые факты. И наконец, каким образом Законы Хаммурапи предлагали урегулировать аналогичные ситуации.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...