Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самосознание – акт непосредственного обращения сознания к самому себе.

В процессе самосознания формируется своеобразное смысловое отношение идентификации, оценки, согласия или несогласия с актуальной деятельностью сознания, «нацеленного на» любого рода познавательные, нравственные, эстетические, личностные и др.опыты. В своей рефлексивной деятельности самосознание обнаруживает очевидные принципы, формальные и содержательные предпосылки собственно сознательной деятельности, «внутренне» рассматривает предметное содержание знания, производит его критический анализ, уясняет возможные методологические формы постижений. Самосознание выступает условием самопознания личности, раскрывает строение и специфику ее духовного и ценностного мира.

Самосознание – это процесс осознания человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

Осознание себя как личности происходит в процессе взаимодействия, общения с другими людьми.

Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, осознающий себя человек берет на себя и ответственность за эти действия.

Сознание и самосознание - разные виды и способы отражения природы и своего бытия. И. Кант представлял самосознание как осознание человеком собственного Я. Мир сознания, по И. Канту, в принципе немыслим без осознания роли и значения внешнего окружения человека в своем собственном, внутреннем мире, т.е. в Я.

Самосознание представляет собой часть, элемент сознания человека, составляет особую область духовной сущности человека как личности. Оценочное отражение собственного Я в самосознании личности проявляется в виде фиксирования самобытной сути индивидуального бытия личности, стремления понять происходящие в душе переживания.

Развитие сознания и самосознания происходит в единстве телесного, материального бытия человека и мира, с идеальным отражением сознанием себя как субъекта.

В конце 19 в. ученый-физиолог и философ И.М. Сеченов сформулировал определение сознания и самосознания на основе рефлекторной теории психики. Сеченов считал, что человек непрерывно получает информацию о мире и о себе от своего же организма при помощи органов чувств. По мнению Сеченова, самосознание дает человеку "возможность относиться к актам собственного сознания критически, т.е. отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - словом, изучать акт собственного сознания"[15].

Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная.

 

 

Проблема бессознательного в философии. Бессознательное: природа и формы его проявления. Подсознание. Диалектика сознательного и бессознательного в человеке. Индивидуальное бессознательное. Философские идеи теории З.Фрейда.

З.Фрейд впервые в истории философии, психологии и медицины создал теорию индивидуального бессознательного, в которой определил место бессознательного в структуре психической деятельности человека, предложил свое объяснение механизмов бессознательной сферы личности.Он разработал метод исследования бессознательной сферы личности человека – психоанализ. В современной медицине и психологии, в психотерапевтической практике в настоящее время широко используются методики, созданные на основе этого метода. Термин «психоанализ» в настоящее время используется для обозначения философско-психологической концепции и методики психотерапии, основанной на признании ведущего значения бессознательных процессов в психо-социальной жизнедеятельности человека.

Согласно представлениям Фрейда о строении психики человека, в ее структуре имеются три уровня:

1. сознание («Супер-Эго» - супер-Я),

2. предсознательное («Эго» - Я),

3. бессознательное («Ид» - Оно).

Эти уровни психики находятся в неразрывном единстве. Они представляют собой взаимосвязанные процессы, а не «структуры» личности.

Уровень сознания («Super-еgo») состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятия, чувства, память) входят в сферу сознательного. Чтобы ни переживалось в данный момент на уровне сознания, это результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Определенное содержание осознается только в течение короткого времени, а затем погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы.

Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

По мнению Фрейда, для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей и норм (этических, правовых и проч.), разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации» посредством формирования «Супер-Я».

«Супер-Эго» - это последний компонент развивающейся личности, представляющей интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. Дети приобретают его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими людьми.

Супер-Эго – это морально-этическая сила личности. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо», «нравственно» и «безнравственно».

Таким образом, по Фрейду, Супер-Эго – это не врожденная, а принужденно сформировавшаяся структура.

Супер-Эго состоит из двух подсистем: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать.

Эго-идеал – это поощрительный аспект супер-эго. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости.

Уровень предсознательного («Эго» - «ego» - «Я»). Эго – это компонент психики, ответственный за принятие решений.

Область предсознательного («доступная память») включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия.

По Фрейду, предсознательное – это «мост» между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. Предсознательное, также как и область сознания, - небольшая часть психики.

Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.

Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии Ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.

Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид, Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире.

Цель достигается при помощи определенных действий, дающих Ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира – искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.д.

Эго использует когнитивные (интеллектуальные) и перцептивные (чувственные) стратегии в своем стремлении удовлетворить желания и потребности Ид.

Эго подчиняется принципу реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Принцип реальности дает возможность индивиду тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.

Когда объект для удовлетворения потребности и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности.

Таким образом, Эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов, необходимых для решения проблем.

Область бессознательного («Ид» - «Id» - Оно). Это самая глубокая и значительная часть психики. Она включает в себя исключительно примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности.

Бессознательное содержит примитивные инстинктивные побуждения, а также эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены личностью, вытеснены в область бессознательного.

В бессознательном могут находиться забытые психические травмы, полученные в детстве, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые человек не осознает.

По мнению Фрейда, содержание бессознательного в значительной степени определяет повседневное поведение человека.

Ид функционирует на уровне бессознательного и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют поведение энергией.

По Фрейду, Ид – это нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое ведущее значение на протяжении всей жизни человека.

Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Это самая древняя структура психики. Она выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными).

Агрессивные и сексуальные побуждения, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила принцип удовольствия.

Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) форме активности, при которой игнорируются последствия для других или условия самосохранения. Ид не знает страха или тревоги, поэтому оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели, что может представлять опасность для общества.

Ид считал, что Ид – это посредник между соматическими (телесными) и психическими процессами в организме.

Ид, по его мнению, выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд был уверен, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, если и начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, то это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума.

Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но неосознаваемый материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в силах, фантазиях, игре или работе.

Форму замещения, при которой импульсы Ид направляются на социально приемлемую активность, Фрейд назвал сублимацией.

З. Фрейд считал, что психика человека – это айсберг и только ничтожно малая его часть выступает над поверхностью.

До Фрейда человек рассматривался как существо разумное и осознающее свое поведение.

По мнению Фрейда, люди находятся в состоянии беспрестанного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых сексуальных и агрессивных побуждениях.

Личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в бесконечном конфликте. В этом суть психодинамического понимания личности Фрейдом.

Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека (личности) является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Эта детерминация распространяется на все, что человек делает, чувствует или о чем думает, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и т.п.

По Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Следствием неадекватной разрядки энергии либидо является возникновение состояния тревоги. Это состояние нарастающего напряжения, которое является результатом действия не находящей выхода энергии либидо. Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха.

Это можно представить в виде схемы: накопившаяся энергия инстинктов при условии отсутствия необходимого объекта или условий вызывает состояние тревоги, которое при продолжающемся накоплении энергии инстинктов приводит к болезненным изменениям в организме (психическим и соматическим).

В зависимости от источника тревоги, Фрейд выделяет три ее вида: реалистическая, невротическая и моральная.

Фрейд выделил несколько механизмов защиты личностью своего «Я».

З.Фрейд за почти 45 лет активной научной деятельности и клинической практики, внес значительный вклад в развитие медицинской науки и психологии. Наибольшее значение идеи Фрейда имели для неврологии и психиатрии. Многие его идеи о взаимосвязи психического и соматического легли в основу нового направления в медицине, возникшего в начале 20 века – психосоматики.

К достижениям З.Фрейда относятся:

- первая развернутая теория личности, в которой отражено место бессознательной сферы психики человека;

- обширная система клинических наблюдений, включающая данные самоанализа пациента;

- метод лечения невротических расстройств;

- метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими-либо другими способами (психоанализ).

 


[1] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 178.

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 490.

[3] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 187

[4] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 177-178.

[5] Тощенко. Парадоксальный человек…. С. 9

[6] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Внлби, Изд-во Проспект, 2003, с. 255.

[7] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 185.

 

[8] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 186.

 

 

[9] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т.3. - С.25.

[10] Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. - с. 633.

[11] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 182.

[12] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 182 - 183.

[13] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Внлби, Изд-во Проспект, 2003, с. 256-257.

[14] Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.М. Хрусталев. - М.: Издательский центр "Академия", 2008, с. 186

[15] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М., 1947. - с. 504.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...