Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ППБО-109-92

 

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

 

 

Москва"Транспорт" 1994

 

Настоящие правиларазработаны Государственным институтом технико-экономических изысканий ипроектирования железнодорожного транспорта совместно с Управлением военизированнойохраны МПС РФ, согласованы с Министерством внутренних дел РФ 05.08.92 изарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 24.12.92.

В разработке правилпринимали участие: сотрудники института П.П. Девлишев, М.А. Лехтман; сотрудникиУправления военизиро­ванной охраны М.С.Белан, В.П.Аксютин.

 

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 1. Общие положения 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности 3. Содержание территории, зданий помещений и сооружений 4. Требования к энергетическому оборудованию 5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно-технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи (СЦБ и связи) 6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ 7. Порядок совместных действий администрации и технического персонала объектов железнодорожного транспорта и пожарной охраны при ликвидации пожаров ГЛАВА 2 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ СТАНЦИЙ, ДЕПО ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ 1. Железнодорожные станции 2. Локомотивные депо 3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров 4. Промывочно-пропарочные станция и пункты 5. Путевое хозяйство 6. Шпалопропиточные заводы 7. Автотранспортные подразделения 8. Зарядные станции, стоянки электрокаров и автопогрузчиков 9. Лаборатории и вычислительные центры ГЛАВА 3 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ ДЛЯ ЗАВОДОВ И ДЕПО ПО РЕМОНТУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1. Требования пожарной безопасности, общие для заводов и депо по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава 2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава ГЛАВА 4 ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ 1. Общие требования 2.Тепловозы и дизель-поезда 3. Электровозы и моторвагонный подвижной состав 4. Паровозы 5. Цельнометаллические пассажирские, почтовые, багажные, почтово-багажные, специальные вагоны и вагоны-рестораны 6. Рефрижераторные секции (поезда) и автономные рефрижераторные вагоны (АРБ) 7. Вагоны-клубы и вагоны технической пропаганды 8. Вагоны с видеосалонами 9. Вагоны с установками двигателей внутреннего сгорания, восстановительные и пожарные поезда 10. Вагоны-магазины 11. Вагоны-гостиницы ГЛАВА 5 ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ 1. Перевозка опасных грузов 2. Перевозка грузов в сопровождении проводников грузоотправителей (грузополучателей) 3. Погрузочно-разгрузочные работы при транспортировке пожароопасных грузов 4. Перевозка нефтепродуктов 5. Перевозка автотракторной техники подвижным составом железнодорожного транспорта ГЛАВА 6 ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ, ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И СРЕДСТВА СВЯЗИ

 

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯОБЪЕКТОВ И ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Правиларазработаны в соответствии с законодательством, регулирующим деятельностьжелезнодорожного транспорта. Они определяют основные требования пожарнойбезопасности на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта иявляются обязательными для исполнения всеми организациями, учреждениями,предприятиями и объединениями МПС России, а также предприятиями, организациями,учреждениями и гражданами, пользующимися услугами железнодорожного транспорта.

Требования пожарнойбезопасности для ведомственных жилых домов, административных и общественныхзданий и других объектов, принадлежащих МПС России, не вошедшие в настоящиеПравила, определяются соответствующими правилами, утвержденными илисогласованными Службой противопожарных и аварийно- спасательных работ (СПАСР)МВД России.

1.2. Контроль за выполнениемправил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте осуществляется всоответствии с действующим законодательством

1.3. Наряду с настоящими Правилами при обеспечениипожарной безопасности объектов следует руководствоваться: стандартами системыстандартов безопасности труда; строительными нормами и правилами; нормамитехнологического проектирования; республиканскими правилами пожарнойбезопасности; Правилами перевозки грузов; Правилами устройстваэлектроустановок; Правилами технической эксплуатации электроустановокпотребителей: Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановокпотребителей; Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов,работающих под давлением; Правилами безопасности в газовом хозяйстве; инструкциямипо эксплуатации и техническими условиями на изделия, вещества и материалы, атакже нормативными документами МПС.

1.4. Должностные лица играждане, виновные в нарушении правил пожарной безопасности, несутответственность в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ, ЗДАНИЙ ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Содержание территории

3.1. Территория объектовжелезнодорожного транспорта должна постоянно содержаться в чистоте исистематически очищаться от производственных и бытовых отходов, мусора, опавшихлистьев, сухой травы и тополиного пуха. Промасленные обтирочные концы и другиепожароопасные производственные отходы должны храниться на специально отведенныхучастках в закрываемых металлических ящиках. Производственные отходы, неподлежащие утилизации, необходимо регулярно убирать и вывозить с территорииобъекта.

3.2. Ко всем зданиям исооружениям объекта должен быть обеспечен свободный доступ. Проезды и подъездык зданиям, сооружениям и пожарным водоисточникам, а также подступы к пожарномуинвентарю и оборудованию должны быть свободными. Противопожарные разрывы междузданиями не разрешается использовать под складирование материалов,оборудования, упаковочной тары, стоянки любых видов транспорта, строительства иразмещения временных зданий и сооружений. Горючие отходы в мусороприемниках иконтейнерах, а также тара из-под лакокрасочных материалов должны храниться наспециальных площадках, расположенных на расстоянии не менее 20 м от зданий исооружений. Тара из-под горючих жидкостей должна быть плотно закрыта.

3.3. Дороги и проезды натерритории объекта необходимо содержать в исправном состоянии, своевременноремонтировать, а в зимнее время очищать от снега.

3.4. О предстоящем закрытииотдельных участков дорог или проездов для их ремонта и по другим причинам,препятствующим проезду пожарных автомобилей, необходимо заблаговременноуведомлять пожарную охрану объекта и районную пожарную часть МВД.

На период ремонта дорог натерритории объекта должны быть установлены указатели направления объезда илиустроены переезды через ремонтируемые участки.

3.5. Переезды и переходычерез внутриобъектовые железнодорожные пути должны постоянно быть свободнымидля проезда пожарных автомобилей, иметь сплошные настилы на уровне верхаголовок рельсов, а в ночное время освещаться.

Стоянка вагонов безлокомотива на переезде запрещается.

3.6. В парках станций и депоследует устраивать специальные переезды через канавы, кюветы и рельсовые путидля проезда пожарных автомобилей. Ширина переезда должна быть не менее 6 м по нормалик оси переезда.

Для промежуточных станций инебольших железнодорожных объектов ширина дорожного покрытия для проездапожарных автомобилей допускается не менее 3,5 м.

При пересечениижелезнодорожных путей покрытие дороги или проезда должно быть на уровне верхаголовок рельсов. Устройство переездов в пределах стрелочных переводов недопускается. Проезды и переезды должны быть обозначены надписями "Пожарныйпроезд", "Не загромождать".

3.7. Сточные канавы, лотки икабельные траншеи на территории объекта и станции должны очищаться от горючегомусора, пролитых горючих жидкостей и закрываться плитами из негорючихматериалов.

На объектах, связанных схранением и применением горючих жидкостей, сеть промышленной канализации должнабыть обеспечена исправными гидравлическими затвора ми.

3.8. На территории объектовжелезнодорожного транспорта запрещается: разводить костры, выжигать сухую травуи сжигать мусор в местах, не согласованных с пожарной охраной.

Содержание зданий ипомещений

3.9. Запрещается производитьперепланировку производст­венных, административных, складских и вспомогательныхпомещений без предварительной разработки проекта, утвержденного в установленномпорядке.

3.10. Закрывать на замокдвери эвакуационных выходов во время работы запрещается. Допускается применениевнутренних легкооткрываемых замков (без ключей).

3.11. Проходы, выходы,коридоры, тамбуры и лестницы запрещается загромождать различными предметами иоборудованием.

3.12. На путях эвакуациизапрещается применять сгораемые отделочные материалы и краски на горючейоснове. Покрытия полов на путях эвакуации должны быть надежно закреплены.

3.13. Наружные пожарныелестницы, ограждения безопасности и устройства защиты от молний на крышахзданий должны содержаться в исправном состоянии.

3.14. В производственных,административных, складских и вспомогательных помещениях на видных местахдолжны быть вывешены: инструкция о мерах пожарной безопасности, табель боевогорасчета ДПД, а также план эвакуации работающих и материальных ценностей.

3.15. У входа впроизводственные и складские помещения, а также внутри этих помещений должныбыть вывешены знаки безопасности согласно требованиям действующих стандартов, атакже таблички с указанием категории помещения по взрывопожарной и пожарнойопасности и их класса по Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

3.16. Системапротивопожарной защиты здания повышенной этажности должна быть постоянно вработоспособном состоянии. Не допускается производить остекление воздушных зоннезадымляемых лестничных клеток.

Устройства, обеспечивающиеплотное закрытие дверей лестничных клеток, коридоров, тамбуров, вестибюлей ихоллов (доводчики, уплотнения притворов и т. п.), постоянно должны находиться висправном состоянии.

3.17. Установку и конструкцию решеток на окнахследует выполнять в соответствии с проектом, утвержденным в установленномпорядке. Установку дополнительных решеток на окнах и их конструктивноеисполнение необходимо согласовывать с пожарной охраной. Порядок содержанияоконных решеток определяет руководитель объекта.

3.18. Для производственных искладских помещений должны быть установлены предельно допустимые нормыодновременно используемых и хранимых взрывопожароопасных веществ и материалов.

3.19. После окончания сменыне допускается оставлять на рабочих местах сгораемые отходы производства,легковоспламеняющиеся, горючие жидкости (ЛВЖ и ГЖ) и использованные обтирочныематериалы.

3.20. Не использованные втечение рабочей смены ЛВЖ и ГЖ необходимо сдать в цеховую кладовую или хранитьв металлических ящиках (шкафах). Использованные обтирочные концы следуетубирать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками и послеокончания смены удалять из производственных помещений.

3.21. Ежедневно послеокончания работы ответственный за пожарную безопасность подразделения обязаносмотреть закрываемые помещения. Перечень помещений и порядок осмотраустанавливает руководитель подразделения. Результаты осмотра лица,производившие осмотр, записывают в специальную тетрадь (журнал) и подписываютих.

3.22. Администрация объектадолжна установить порядок замены промасленной спецодежды на чистую(периодичность стирки и обезжиривания).

Промасленную спецодеждуследует хранить в металлических шкафах в развешенном виде. Для проветриваниядверцы шкафов должны иметь отверстия в верхней или нижней части.

3.23. В производственных,административных, складских и вспомогательных зданиях объекта запрещается:

изменять функциональноеназначение зданий и помещений без согласования с органами пожарного надзора;

устанавливать на путях эвакуации производственноеоборудование, мебель, шкафы, сейфы и другие предметы;

убирать помещение сиспользованием бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ;

оставлять после окончанияработы включенными в электросеть электроприемники и нагревательные приборы(электроплитки, чайники, камины и др.), эксплуатация которых в помещенииразрешена;

обивать стены помещениймашинописных бюро, вычислительных центров горючими материалами, не пропитаннымиогнезащитным составом;

отогревать замерзшие трубыразличных систем паяльными лампами и другими способами с применением открытогоогня.

3.24. Курение на территорииобъекта, в производственных, вспомогательных и административных зданияхдопускается только в специально отведенных (по согласованию с пожарной охранойобъекта) местах, оборудованных урнами и емкостями с водой. Место для курениядолжно быть обозначено знаком в соответствии с требованиями действующегостандарта.

3.25. В подвальныхпомещениях и цокольных этажах производственных и административных зданийзапрещается применять и хранить взрывчатые вещества, баллоны с газами поддавлением, целлулоид, кинопленку, пластмассы и другие материалы, имеющиеповышенную пожарную опасность.

3.26. Запрещается хранитьматериальные ценности в чердачных и технических помещениях, а также втехнических этажах и подпольях.

3.27. Чердачные помещения, атакже технические этажи и подвалы должны быть постоянно закрыты на замок. Надверях чердачных помещений и технических этажей должны иметься надписи о местехранения ключей. Окна чердачных помещений и технических этажей должны бытьостеклены и закрыты.

Противопожарные преграды

3.28. Конструктивные решенияпротивопожарных преград должны соответствовать проектной документации,утвержденной в установленном порядке.

3.29. Проверка состояния противопожарныхпреград должна проводиться ежегодно. При этом необходимо проверить исправностьи герметичность противопожарных дверей, окон, ворот, люков, клапанов,тамбур-шлюзов; наличие зазоров и нарушений герметичности в узлах, стыках иместах пересечения преград различными коммуникациями; наличие и исправностьавтоматических устройств, предотвращающих распространение огня и продуктовгорения по каналам, шахтам и трубопроводам в случае пожара.

Обнаруженные неисправностидолжны своевременно устраняться.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

Электроустановки

4.1. Электрические сети иэлектрооборудование, находящиеся в эксплуатации на объекте, должны отвечатьтребованиям действующих ПУЭ, "Правил технической эксплуатацииэлектроустановок потребителей", "Правил техники безопасности приэксплуатации электроустановок потребителей", а также специальных правил,разработанных МПС.

4.2. Лица, ответственные засостояние электроустановок (главный энергетик, начальник электроцеха,инженерно-технический работник соответствующей квалификации, назначенныйприказом руководителя объекта), обязаны :

организовывать исвоевременно проводить профилактические осмотры и планово-предупредительныйремонт электрооборудования, аппаратуры и электросетей, а также своевременноустранять неисправности, в результате которых может возникнуть пожар;

следить за правильностьювыбора и применения кабелей, электропроводов, двигателей, светильников идругого электрооборудования в зависимости от классификации зон в соответствии сПУЭ и характеристик окружающей среды;

систематическиконтролировать состояние аппаратов защиты от токов короткого замыкания,перегрузок и других аварийных режимов работы;

следить за исправностьюавтоматических установок и средств, предназначенных для ликвидации пожаров вэлектроустановках и кабельных помещениях;

организовывать системуобучения и инструктажа дежурного персонала по вопросам пожарной безопасностипри эксплуатации электроустановок;

принимать участие врасследовании случаев пожаров и загорания от электроустановок, разрабатывать иосуществлять меры по их предупреждению.

4.3. Дежурный электрик(сменный электромонтер) обязан проводить плановый профилактический осмотрэлектрооборудования, проверять наличие и исправность аппаратов защиты ипринимать немедленные меры к устранению нарушений, которые могут привести кпожару или загоранию. Результат осмотра электроустановок, обнаруженныенеисправности и принятые меры к их устранению фиксируются в оперативномжурнале.

4.4. Проверка изоляциикабелей, проводов, надежности соединений, защитного заземления, режима работыэлектродвигателей должна производиться в сроки, установленные "Правиламитехнической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правиламитехники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей ".

4.5. Электроустановки должныбыть оснащены аппаратами защиты от токов короткого замыкания и других аварийныхрежимов, которые могут привести к пожару. Плавкие вставки предохранителейдолжны быть калиброваны с указанием клейма номинального тока вставки (клеймоставит завод-изготовитель или электротехническая лаборатория). Аппараты защитыдолжны содержаться в работоспособном состоянии.

4.6. Соединения, оконцеванияи ответвления жил проводов и кабелей во избежание опасных в пожарном отношении переходныхсопротивлений необходимо производить при помощи опрессовки, сварки, пайки илиспециальных зажимов.

4.7. Устройство иэксплуатация электросетей-времянок, как правило, не допускаются. Исключениеммогут быть временные иллюминационные установки и электропроводки, питающиеместа производства строительных и временных ремонтно-монтажных работ,выполненные в соответствии с ПУЭ.

4.8. Не допускаетсяпроводить воздушные линии электропередачи и наружные электрические провода надкровлями зданий, навесами, штабелями леса, складами волокнистых материалов,торфа, дров и других горючих материалов.

4.9. Осветительныепрожекторы на объектах следует устанавливать на отдельных опорах. Запрещаетсяустанавливать их на сгораемых кровлях строений и зданий.

4.10. Переносные светильникидолжны быть оборудованы защитными стеклянными колпаками и сетками. Для этихсветильников и другой переносной электроаппаратуры необходимо применять гибкиекабели и провода, предназначенные для этой цели.

4.11. В производственных искладских помещениях с наличием горючих материалов, а также изделий в сгораемойупаковке электрические светильники должны иметь степень защиты, предусмотреннуюПУЭ для соответствующих зон. Конструкция светильников должна исключатьвозможность выпадения колб ламп, а у светильников с люминесцентными лампами -стартеров.

4.12. Осветительнаяэлектросеть должна быть смонтирована так, чтобы светильники не соприкасались сосгораемыми конструкциями зданий и горючими материалами. Светильники должнынаходиться на расстоянии не менее 0,3 м от сгораемых конструкций и не менее 0,5м от горючих материалов.

4.13. Электродвигатели,светильники, проводка и распределительные устройства должны очищаться отгорючей пыли не реже двух раз в месяц.

4.14. Установленное взданиях маслонаполненное электрооборудо­вание должно быть защищеностационарными и передвижными установками пожаротушения в соответствии стребованиями ПУЭ.

4.15. При эксплуатацииэлектроустановок запрещается :

использовать кабели ипровода с поврежденной изоляцией и изоляцией, потерявшей в процессеэксплуатации защитные электроизоляционные свойства;

применять для отопленияпомещений нестандартные (самодельные) нагревательные электропечи иэлектрические лампы накаливания, а также приборы с открытыми нагревательнымиэлементами;

оставлять без присмотравключенные в сеть электронагревательные приборы;

сушить горючие материалы наэлектронагревательных приборах;

пользоваться электронагревательными приборамитехнологического назначения без подставок из огнестойких материалов;

пользоваться неисправнымиэлектроустановками;

оставлять под напряжениемэлектрические провода и кабели с неизолированными концами;

использоватьэлектродвигатели и другое электрооборудование, поверхностный нагрев которых приработе превышает температуру окружающей среды более чем на 45 град. С, если кэтим установкам не предъявляется иных требований.

4.16. Неисправности вэлектросети и электроаппаратуре, которые могут вызвать искрение, короткоезамыкание, сверхдопустимый нагрев горючей изоляции кабелей и проводов, должныбыть немедленно устранены дежурным персоналом электроцеха. Неисправныеэлектросети и электроаппараты следует отключить до приведения их впожаробезопасное состояние.

Отопление

4.17. Ответственность затехническое состояние и контроль за эксплуатацией, своевременным и качественнымремонтом отопительных установок на объекте несет главный энергетик (главныймеханик), а по подразделениям объекта - руководитель подразделения.

4.18. В помещении котельнойзапрещается:

сушить какие-либо горючиематериалы на котлах и паропроводах;

эксплуатировать котельнуюустановку при наличии течи жидкого топлива или утечки газа из системытопливоподачи;

подавать топливо припотухших форсунках или газовых горелках;

пользоваться расходнымибаками, не имеющими устройства для удаления топлива в аварийную емкость вслучае пожара.

4.19. Не разрешаетсявысыпать непогашенную золу, шлак, уголь возле строений. Они должны быть удаленыв специально отведенные для их сбора места.

4.20. Топливо(самовозгорающиеся уголь, торф) должно храниться на специально выделенныхплощадках. Противопожарные разрывы до ближайших строений должны соответствоватьтребованиям действующих строительных норм и правил (СНиП).

4.21. Допускается устройствопечного отопления при отсутствии централизованного теплоснабжения в зданиях ипомещениях, оговоренных в главе СНиП "Отопление, вентиляция икондиционирование воздуха". При этом должны выполняться требованияуказанной главы СНиП и глав СНиП "Каменные конструкции. Правила производстваи приемки работ".

4.22. Печи должны топитьспециально выделенные лица (истопники), проинструктированные о мерах пожарнойбезопасности при эксплуатации отопительных печей.

4.23. Топка печей должнабыть прекращена не менее чем за два часа до окончания работы.

4.24. Очищать дымоходы ипечи от сажи необходимо перед началом и в течение всего отопительного сезона нереже:

одного раза в два месяца дляотопительных печей;

двух раз в месяц для печейдолговременной топки;

одного раза в месяц длякухонных плит и кипятильников.

4.25. При эксплуатациипечного отопления запрещается:

складывать топливонепосредственно перед топочным отверстием печи; топить печь с открытымидверцами;

применять для розжига печибензин, керосин, дизельное топливо и другие ЛВЖ и ГЖ;

оставлять топящуюся печь безприсмотра;

сушить и складывать на печии около нее дрова, одежду и другие сгораемые предметы и материалы;

применять топливо, непредусмотренное конструкцией печи;

применять для топки дрова,длина которых превышает размеры топливника;

использовать вентиляционныеи другие каналы в качестве дымоходов печей.

4.26. При необходимостииспользования на предприятиях временных металлических печей и газовых горелокинфракрасного излучения для сушки помещений строящихся зданий и сооруженийследуетруководствоватьсядействующими "Правилами пожарной безопасности при производствестроительно-монтажных работ".

ВЕНТИЛЯЦИЯ

4.27. Ответственность затехническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарнойбезопасности при эксплуатации вентиляционных систем несет главный механик(главный энергетик) или лицо, назначенное приказом по объекту.

4.28. Режим работывентиляционных установок в подразделениях определяется местными инструкциями, вкоторых должны быть предусмотрены (применительно к условиям производства) мерыпожарной безопасности, сроки очистки воздуховодов, огнезадерживающих клапанов идругого оборудования, а также определенный порядок действия обслуживающегоперсонала при возникновении пожара или аварии.

4.29. Дежурный персонал(мастер, бригадир, слесарь), осуществляющий надзор за вентиляционнымиустановками, обязан проводить плановые профилактические осмотры вентиляторов,воздуховодов, огнезадерживающих клапанов, фильтров, заземляющих устройств ипринимать меры к устранению любых неисправностей или нарушений режима ихработы, которые могут служить причиной возникновения или распространенияпожара.

4.30. Вентиляционныеустановки, предназначенные для удаления воздуха из пожаровзрывоопасныхпомещений, а также для удаления взрывоопасных веществ от местных отсосов,должны быть исправны и оборудованы устройствами для защиты от статическогоэлектричества.

4.31. Местные отсосывентиляционных систем, удаляющих пожаровзрывоопасные вещества, дляпредотвращения возможности попадания в вентиляторы металлических или твердыхпредметов должны быть оборудованы защитными сетками или магнитными уловителями.

4.32. Оборудование ивоздухоотводы вытяжных систем должны очищаться от горючих отложений (приотключенных вентиляторах) с использованием неискрообразующего инструмента.

4.33. Проверка,профилактический осмотр и очистка вентиляционного оборудования проводятся пографику, утвержденному руководителем объекта или подразделения. Результатыосмотра фиксируются в специальном журнале. Очистка вентиляционных систем отгорючих отложений огневым способом (выжиганием) запрещена.

4.34. Воздухоотводы вытяжныхсистем, по которым транспортируется взрывоопасная или горючая пыль, должныиметь устройства для периодической очистки от горючих отложений (люки,разборные соединения и др.).

4.35. При эксплуатацииавтоматических огнезадерживающих клапанов необходимо:

не реже одного раза в неделюпроверять их общее техническое состояние;

своевременно очищать отзагрязнения пылью и другими отложениями чувствительные элементы приводовзадвижек (легкоплавкие замки, легкосгораемые вставки, термочувствительныеэлементы и т. п.);

в сроки, установленныеграфиком планово-предупредительного ремонта (ППР), но не реже одного раза в годпроводить ревизию автоматических огнезадерживающих устройств. Результатыследует оформлять актом и заносить в паспорта соответствующих вентиляционныхустановок.

4.36. Работающийэлектродвигатель подлежит немедленному отключению при: возникновении сильнойвибрации электродвигателя; выявлении неисправности вентилятора; перегревеподшипников или корпуса; появлении признаков перегрузки (гудение, перегревкорпуса, запах горелой изоляции); появлении огня и дыма в случае короткогозамыкания, перегрузки или любой другой неисправности, которая может привести квозникновению пожара или взрыва.

4.37. При появлениинеисправностей, являющихся прямой или косвенной причиной пожара (перегрузкавентиляторов, биение лопаток рабочих колес о кожух, перегрев подшипников и т.п.), следует немедленно остановить вентилятор и не включать его до полногоустранения неисправности.

4.38. Очистные устройства(скрубберы, циклоны, фильтры и т. п.) для улавливания пожаровзрывоопасныхвеществ должны иметь заземление.

4.39. При эксплуатацииочистных устройств необходимо:

очищать фильтрующиеустройства номере накопления уловленных вредностей. Уловленные отходы удалять вспециально отведенные места;

выгружать горячую пыль изциклонов при выключенном вентиляторе;

устанавливать на питающемтопку трубопроводе шиберные заслонки автоматического действия, если улавливаемыециклоном отходы сжигаются в топках котлов;

не допускать примененияоткрытого огня или искрообразующих инструментов при ручной очистке и ремонтефильтрующих установок;

осуществлять контроль заисправностью взрывных предохранительных и огнезадерживающих устройств (клапаны,мембраны, огнепреградители);

при появлении очагов самовозгорания немедленнопринять меры к их ликвидации и удалению отходов и отложений в безопасное место.

4.40. В случае возникновенияпожара в вентиляционной камере, в воздуховодах, фильтрующем устройстве или налюбом участке вентиляционной системы следует выключить вентиляционнуюустановку, сообщить о случившемся в пожарную охрану и администрацииподразделения и принять меры к ликвидации пожара.

ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ПАССАЖИРСКИХ ИСЛУЖЕБНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ЗДАНИЙ СИГНАЛИЗАЦИИ, ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ, БЛОКИРОВКИ И СВЯЗИ(СЦБ И СВЯЗИ)

Пассажирские здания

5.1. Требования пожарнойбезопасности, изложенные в пп. 1-4 главы 1 настоящих Правил, распространяютсяна пассажирские помещения основного назначения, дополнительного обслуживанияпассажиров, а также служебные и технические помещения. Объемно-планировочныерешения вновь построенных и реконструированных пассажирских зданий и помещенийдолжны соответствовать проектной документации, разработанной на основаниитребований СНиП и ведомственных норм технологического проектирования.

5.2. Вдоль пассажирскихзданий должен быть обеспечен сквозной проезд пожарных автомобилей. Пассажирскиепомещения основного назначения, дополнительного обслуживания пассажиров, атакже служебные и технические помещения должны быть обеспечены первичнымисредствами пожаротушения в соответствии с действующими Нормами оснащенияобъектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствамипожаротушения.

5.3. Размещение киосков дляторговли и других услуг в пассажирских зданиях допускается по согласованию садминистрацией вокзала и органами пожарного надзора.

5.4. Оборудованиепассажирских помещений основного назначения и дополнительного обслуживанияпассажиров, а также служебных и технических помещений автоматическимиустановками пожаротушения и пожарной сигнализации регламентируетсясоответствующими разделами СНиП "Общественные здания и сооружения" идругими нормативными документами.

5.5. Электронагревательныеприборы, применяемые в буфетах, ресторанах, предприятиях бытового обслуживанияпассажиров и других помещениях, должны быть установлены на несгораемыхподставках.

5.6. Стеллажи в камераххранения ручной клади и багажных кладовых должны быть выполнены из негорючихматериалов. Устройство антресолей не допускается.

5.7. Краска для маркировкибагажа должна храниться в специально отведенном месте в металлической закрытойтаре.

5.8. В пассажирскихпомещениях основного назначения, дополнительного обслуживания, камерах храненияи в багажных кладовых запрещается:

курить в неустановленныхместах и применять открытый огонь;

принимать на хранение и кперевозке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые, едкие иядовитые вещества, мотоциклы, мопеды с бензином (топливной смесью) в баках и сподключенными аккумуляторами;

оставлять без присмотравключенные электронагревательные приборы.

5.9. Размещение видеозалов(помещений для просмотра видеопрограмм) в пассажирских зданиях регламентируется"Правилами пожарной безопасности для видеокомплексов" (ППБ-151"В"-88), приведенными в приложении 7. Ответственность за обеспечениепожарной безопасности видеокомплексов несут их руководители.

Служебно-технические зданиясигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)

5.10. Объемно-планировочныерешения и степень огнестойкости вновь построенных и реконструированныхслужебно-технических зданий СЦБ и связи должны соответствовать требованиямВНТП/МПС-85 "Ведомственные нормы технологического проектирования.Служебно-технические здания СЦБ и связи на железнодорожном транспорте.Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте".

5.11. Категорияслужебно-технических помещений и зданий СЦБ и связи по взрывопожарной и пожарнойопасности устанавливается в соответствии с требованиями ВНТП 05-89"Определение категорий помещений и зданий производственного и складскогоназначения предприятий и объектов железнодорожного транспорта и метрополитеновпо взрывопожарной и пожарной опасности".

5.12. Здания СЦБ и связидолжны быть оборудованы противопожарным водопроводом и автоматической пожарнойсигнализацией в соответствии с требованиями ВНТП/МПС-85"Служебно-технические здания СЦБ и связи на железнодорожномтранспорте". При отсутствии централизованного водоснабжения для зданий,имеющих строительный объем 1000 - 5000 м", допускается использованиепожарного водоснабжения из пожарных водоемов или резервуаров.

5.13. Противопожарныетребования к системам теплоснабжения, отопления и вентиляции регламентируютсяСНиП и ВНТП/МПС-85. Содержание территории, зданий, помещений и энергетическогооборудования должно соответствовать требованиям, изложенным в пп. 3, 4 главы 1настоящих Правил.

5.14. Размещенные в зданияхСЦБ и связи дизельные электростанции должны быть отделены от других помещенийпротивопожарными перегородками типа 1. В помещении электростанции должен бытьустановлен расходный топливомасляный бак, оборудованный аварийным сливом.

При объеме горючих жидкостейдо 1000 л допускается оборудование поддона или приямка для приема указанногоколичества жидкости.

5.15. Для хранения топливавне здания поста ЭЦ или дома связи при общем его количестве до 600 кгдопускается использование тарного хранилища 11 степени огнестойкости на однусекцию. При большем количестве топлива должны быть построены специальныехранилища в соответствии с действующими противопожарными нормами.

5.16. Помещения, в которыхпроизводится зарядка аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на один элемент,должны отвечать требованиям п. 4.4 ПЭУ. При этом необходимо соблюдать следующиеправила:

аккумуляторные батареидолжны иметь блокировку, ограничивающую заряд батарей напряжением 2,3 В на одинэлемент при отключенной вентиляции;

проходы для обслуживанияаккумуляторных батарей должны иметь ширину между аккумуляторами придвустороннем расположении аккумуляторов не менее 1 м и при одностороннем 0,8 м;

расстояние от аккумуляторовдо отопительных приборов должно быть не менее 0,75 м;

аккумуляторные батареиследует устанавливать в помещениях с естественным освещением; для застекленияокон необходимо использовать матовое или покрытое белой краской стекло.Допускается устанавливать аккумуляторные батареи в помещениях без естественногоосвещения, но при этом светильники должны быть заводского изготовления вовзрывозащитном исполнении, а осветительная проводка - в кислотоупорнойоболочке. Выключатели, предохранители, штепсельные розетки монтируются внеаккумуляторного помещения;

вход в аккумуляторноепомещение должен осуществляться через тамбур. Устройство входа из бытовыхпомещений не допускается. Тамбур должен иметь такие размеры, чтобы дверь изпомещения для хранения (зарядки) аккумуляторных батарей в тамбур можно былооткрывать и закрывать при закрытой двери из тамбура в смежное помещение. Дверитамбура должны открываться наружу и быть снабжены самозапирающимися замками,открывающимися без ключа с внутренней стороны.

На дверях должны иметьсянадписи: "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "С огнем невходить", "Курение запрещается";

помещения для храненияаккумуляторных батарей должн

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...