Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 1. Исторические и методологические основыОглавление I. Задания для самостоятельной работы студента…………….. 4
I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА Раздел 1. Исторические и методологические основы Социальной психологии
Дайте ответ на следующие вопросы: Что изучает социальная психология как наука? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если ее рассматривать а) как часть социологии __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
б) как часть психологии __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
в) как самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите объект, предмет и задачи социальной психологии __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Обратите внимание на предмет изучения социальной психологии, исходя из этого, определите связь социальной психологии с другими науками. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ По какому критерию производится деление на этапы развития социальной психологии как науки? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Заполните таблицу.
Какие принципы применяются в социальной психологии? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Заполнить таблицу.
Раздел 2. Социальная психология личности
1. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Можете ли вы сказать, как порядковая позиция в семье повлияла на ваше личностное развитие? (А. Адлер) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
3. Выберите специфический аспект вашего поведения, который вы бы хотели изменить, — нечто, что вы хотели бы делать («Я и хотел бы не делать этого»). Основываясь на способе применения саморегулируемого изменения поведения А. Бандуры, опишите, как вы бы могли использовать пять основных шагов самоконтроля для того, чтобы вызвать желаемое изменение в вашем поведении. Дайте примеры каждого шага. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
4. Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеют ли смысл его теории на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Решите предложенные ниже задачи, определив тип трансакций, используя понятие трансакций, позиций «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Аргументируйте свою точку зрения.
А) определите характер трансакции: - Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню. - Вечно ты все делаешь в последнюю минуту. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Дочь: «Я ненавижу суп и не буду его есть, он невкусный». Мать: «Я сейчас уйду навсегда. Готовь сама себе». ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Определите характер трансакции: - Где твой дневник? Сын: «Потерял». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Отреагируйте на реплику с позиции «Ребенка»: - Это что такое! Опять опоздание на работу. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 3. Социальная психология группы
В чем принципиальные психологические различия между большой и малой группой? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Для каких целей в психологической науке необходимо изучение национальной и этнической психологии? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие социальные условия способствуют усилению комформности человека в группе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Изучение среды аудитории университета и ее влияния на уровень активности студентов Р. Соммер и его коллеги (1973), изучавшие экологию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и отметки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отражают один или оба следующих процесса: 1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места; 2) экологическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более высокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории. Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (например, большой лекционной аудитории, маленькой и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активности студентов, занимающих различные места в аудитории (Н — низкий, С — средний, В — высокий). Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для студентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие качества характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах? Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел 4. Социальная психология общение На чем основывается взаимная заинтересованность партнеров при установлении контакта? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ Опишите коммуникативные барьеры ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
Заполните таблицу
Заполните таблицу
5. Как можно определить начало установления контакта по:
а) знакам языка тела: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
б) знакам вербального поощрения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) по голосовым знакам: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) по невербальным характеристикам уверенности, активного стремления, энтузиазма: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. По каким невербальным проявлениям собеседника можно выявить:
а) тревогу и неуверенность: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________
б) невключенность и незаинтересованность в собеседнике, стремление дистанцироваться: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) фрустрацию и разочарование: __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Установите соответствие
Установите соответствие
13.Укажите правильные ответы. Социально-психологические особенности толпы: 1) Анонимность. 2) Однородность. 3) Внушаемость. 4) Психическое заражение. 5) Композиция. 6) Подражание.
14. Установите соответствие:
15.Установите последовательность. Социометрическая статус- ная иерархия группы: 1) Отверженные группы. 2) Высокостатусная группа. 3) Изолированная группа. 4) Низкостатусная группа. 5) Среднестатусная группа. 6) Социометрические звезды. Пренебрегаемые группы.
16. Укажите правильный ответ.Если мы стараемся убедить себя, что сделанный нами выбор наилучший, мы тем самым пытаемся: 1) Усилить когнитивный диссонанс. 2) Создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением. 3) Увеличить когнитивное расхождение. 4) Оказывать влияние. 17. Укажите правильный ответ.Стереотипы — это: 1) Результат вашего личного опыта. 2) Укрепляются при тесном общении с другой группой людей. 3) Предубеждения. 4) Устойчивые, фиксированные образы.
18. Укажите правильный ответ.Как называется склонность объяснять поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными? 1) Эффект первичности. 2) Эффект ореола. 3) Эффект плацебо. 4) Эффект Пигмалиона.
19. Укажите правильные ответы. Функции конфликта: 1) Развитие взаимопонимания между участниками взаимодействия. 2) Снижение вероятности застоя и упадка группы. 3) Источник развития личности, группы, межличностных отношений. 4) Разрушение совместной деятельности. 5) Ухудшение или распад отношений. 6) Ухудшение самочувствия участников взаимодействия.
20. Установите соответствие. Виды коммуникативных сетей: 1) Централизованные сети. 2) Децентрализованные сети
III. ПРАКТИКУМ
Обработка результатов Шкала адаптивности. Высокие оценки свидетельствуют: - о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим, принятии их; - о чувстве социальной и физической защищенности; - о чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Для эмигрантов характерно: - стремление к самореализации; - высокий уровень активности; - уверенность в отношениях с другими; - планирование своего будущего, основанного на собственных возможностях и собственном опыте. Шкала конформности.Высокие оценки означают: - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми; - ориентацию на социальное одобрение; - зависимость от группы; - потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими людьми; принятие системы ценностей и норм поведения данной среды. Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения. Шкала интерактивности.Высокие оценки соответствуют: - принятию данной среды; - активному вхождению в эту среду; - настроенности на расширение социальных связей; - чувству уверенности в своих возможностях; - критичности к собственному поведению; - готовности к самопреобразовыванию; - желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости; - направленности на сотрудничество с другими; - контролю за собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества; - направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели. Шкала депрессивности. Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается: - невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией; - пониженной самооценкой; - беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события; - сомнением, тревогой относительно социальной идентичности; - нереализацией собственных способностей. связанной с неприятием себя и других; - чувствами подавленности, опустошенности изолированности. Шкала ностальгии. Высокие оценки означают: - потерю связи с культурой, сопричастности с ней; - внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые; - бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью. Шкала отчужденности. Высокие оценки соответствуют: - утверждению норм, установок и ценностей данного общества; - неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласовыванию притязаний и реальных возможностей; - озабоченности своей идентичностью и своим статусом; - влиянию внешнего контроля на общее непрятие себя и других; - убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость. Ключ Шкалы Номер утверждения Адаптивность «+»: 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89 «-»: 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87 Конформность «+»: 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96 «-»: 14, 67, 73, 76 Интерактивность «+»: 2, 3, 6. 7, 8, 15, 28. 43, 44, 46, 47, 77, 88 «-»: 54, 62, 90 Депрессивность «+»: 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84 «-»: 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86 Ностальгия «+»: 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94 «-»: 4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93 Отужденность «+»: 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92 «-»: 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95 При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шале баллы суммируются и определяется уровень адаптации: - высокий – сумма баллов превышает 12; - средний – от 6 до 12; - низкий – менее 6 баллов. Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: 1) адаптивный; 2) конформный; 3) интерактивный; 4) депрессивный; 5) ностальгический; 6) отчужденный.
Бланк ответов
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |