Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Исторические и методологические основы

Оглавление

I. Задания для самостоятельной работы студента…………….. 4

Раздел 1. Исторические и методологические основы социальной психологии…………………………………………………………... Раздел 2. Социальная психология личности……………………....  
Раздел 3. Социальная психология группы…………………………
Раздел 4. Социальная психология общения……………………….
II. Тесты для самопроверки уровня усвоения знаний курса…
III. Практикум…………………………………………………….
IV. Словарь специальных терминов……………………………

I. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Раздел 1. Исторические и методологические основы

Социальной психологии

 

Дайте ответ на следующие вопросы:

Что изучает социальная психология как наука?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Как может меняться предмет исследования социальной психологии, если ее рассматривать

а) как часть социологии

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

б) как часть психологии

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

в) как самостоятельную область исследования, находящуюся между психологией и социологией в качестве независимой дисциплины

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Определите объект, предмет и задачи социальной психологии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Обратите внимание на предмет изучения социальной психологии, исходя из этого, определите связь социальной психологии с другими науками.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

По какому критерию производится деление на этапы развития социальной психологии как науки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заполните таблицу.

Социально-психологические направления и подходы Основные представители в России и за рубежом Краткое содержание обсуждаемых социально-психологических проблем и вопросов
1.      
2.      
3.      

Какие принципы применяются в социальной психологии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Какие трудности стоят перед исследователями при классификации методов социально-психологического исследования?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Заполнить таблицу.

 

Методы социальной психологии Условия проведения Достоинства Недостатки
       
       
       

 

Раздел 2. Социальная психология личности

 

1. Согласны ли вы с утверждением Адлера о том, что чувство неполноценности в детском возрасте играет важную роль в дальнейшей жизни людей? Можете ли вы для примера назвать какие-либо ваши устремления или достижения в настоящее время, которые восходят к ранним переживаниям собственной неполноценности?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Можете ли вы сказать, как порядковая позиция в семье повлияла на ваше личностное развитие? (А. Адлер)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

3. Выберите специфический аспект вашего поведения, который вы бы хотели изменить, — нечто, что вы хотели бы делать («Я и хотел бы не делать этого»). Основываясь на способе применения саморегулируемого изменения поведения А. Бандуры, опишите, как вы бы могли использовать пять основных шагов самоконтроля для того, чтобы вызвать желаемое изменение в вашем поведении. Дайте примеры каждого шага.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4. Как бы вы оценили иерархическую теорию мотивации Маслоу? Имеют ли смысл его теории на мотивацию человека в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других? Приведите пример.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Решите предложенные ниже задачи, определив тип трансакций, используя понятие трансакций, позиций «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Аргументируйте свою точку зрения.

 

А) определите характер трансакции:

- Мне еще надо реферат сделать к завтрашнему дню.

- Вечно ты все делаешь в последнюю минуту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Б) Дочь: «Я ненавижу суп и не буду его есть, он невкусный». Мать: «Я сейчас уйду навсегда. Готовь сама себе».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

В) Определите характер трансакции:

- Где твой дневник?

Сын: «Потерял».

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Г) Отреагируйте на реплику с позиции «Ребенка»:

- Это что такое! Опять опоздание на работу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Раздел 3. Социальная психология группы

 

В чем принципиальные психологические различия между большой и малой группой?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Для каких целей в психологической науке необходимо изучение национальной и этнической психологии?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие социальные условия способствуют усилению комформности человека в группе?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Изучение среды аудитории университета и ее влияния на уровень активности студентов

Р. Соммер и его коллеги (1973), изучавшие экологию учебных помещений, обнаружили, что уровень активности и отметки были выше у тех студентов, которые сидели в первых рядах и в центральных частях аудиторий колледжа. Однако поскольку студенты сами выбирают для себя места, то можно считать, что эти открытия отражают один или оба следующих процесса: 1) самоселекцию студентов, когда более способные, словоохотливые или более заинтересованные учебой студенты выбирают передние и центральные места; 2) экологическое влияние, когда большая активность, лучшая учеба и более высокие отметки связаны с некоторыми аспектами положения места в аудитории.

Для исследования этого явления нарисуйте план помещения и расположения мест для трех аудиторий, в которых вы занимаетесь (например, большой лекционной аудитории, маленькой и аудитории для проведения семинаров). Укажите уровни активности студентов, занимающих различные места в аудитории (Н — низкий, С — средний, В — высокий).

Какое влияние оказывает среда аудитории на уровень активности студентов? Какие качества характерны для студентов, которые сидят близко к преподавателю или впереди? Какие качества характерны для студентов, которые выбрали места в задних рядах? Оформите отчет, показав на бланке тип аудитории, план помещения, расположение мест и уровень активности.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел 4. Социальная психология общение

На чем основывается взаимная заинтересованность партнеров при установлении контакта?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Опишите коммуникативные барьеры

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

Заполните таблицу

Тип вопроса Что можно достичь с его помощью Как его задавать?
Открытый    
Закрытый    
Альтернативный    
Встречный вопрос    
Обходной вопрос    
Контрольный вопрос    

Заполните таблицу

Сигналы согласия Сигналы отказа
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

5. Как можно определить начало установления контакта по:

 

а) знакам языка тела:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

б) знакам вербального поощрения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) по голосовым знакам:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

г) по невербальным характеристикам уверенности, активного стремления, энтузиазма:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По каким невербальным проявлениям собеседника можно выявить:

 

а) тревогу и неуверенность:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

б) невключенность и незаинтересованность в собеседнике, стремление дистанцироваться:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) фрустрацию и разочарование:

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Установите соответствие

1) эффект новизны А) распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств  
2) эффект ореола Б) феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как по отношению к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о человеке.
3) эффект проекции В) более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.
4) Эффект первичности   Г) когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки

Установите соответствие

Типы поведения членов малой группы Психологические характеристики типов поведения
1) Внутригрупповая внушаемость. 2) Конформность. 3) Коллективизм. а) Осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении. б) Бесконфликтное принятие мнения группы. в) Относительное единообразие по ведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

 

 

13.Укажите правильные ответы. Социально-психологические особенности толпы:

1) Анонимность.

2) Однородность.

3) Внушаемость.

4) Психическое заражение.

5) Композиция.

6) Подражание.

 

14. Установите соответствие:

Компоненты общения Содержание
1) Коммуникативная сторона общения. 2) Интерактивная сторона общения. 3) Перцептивная сторона общения а) Обмен информацией между общающимися индивидами. б) Процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. в) Организация взаимодействия между общающимися индивидами.

15.Установите последовательность. Социометрическая статус-

ная иерархия группы:

1) Отверженные группы.

2) Высокостатусная группа.

3) Изолированная группа.

4) Низкостатусная группа.

5) Среднестатусная группа.

6) Социометрические звезды.

Пренебрегаемые группы.

 

16. Укажите правильный ответ.Если мы стараемся убедить

себя, что сделанный нами выбор наилучший, мы тем самым пытаемся:

1) Усилить когнитивный диссонанс.

2) Создать когнитивное равновесие между своими чувствами и поведением.

3) Увеличить когнитивное расхождение.

4) Оказывать влияние.

17. Укажите правильный ответ.Стереотипы — это:

1) Результат вашего личного опыта.

2) Укрепляются при тесном общении с другой группой людей.

3) Предубеждения.

4) Устойчивые, фиксированные образы.

 

18. Укажите правильный ответ.Как называется склонность объяснять поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными?

1) Эффект первичности.

2) Эффект ореола.

3) Эффект плацебо.

4) Эффект Пигмалиона.

 

19. Укажите правильные ответы. Функции конфликта:

1) Развитие взаимопонимания между участниками взаимодействия.

2) Снижение вероятности застоя и упадка группы.

3) Источник развития личности, группы, межличностных отношений.

4) Разрушение совместной деятельности.

5) Ухудшение или распад отношений.

6) Ухудшение самочувствия участников взаимодействия.

 

20. Установите соответствие. Виды коммуникативных сетей:

1) Централизованные сети.

2) Децентрализованные сети

 


III. ПРАКТИКУМ

 

Обработка результатов

Шкала адаптивности. Высокие оценки свидетельствуют:

- о личной удовлетворенности; положительном отношении к окружающим, принятии их;

- о чувстве социальной и физической защищенности;

- о чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним.

Для эмигрантов характерно:

- стремление к самореализации;

- высокий уровень активности;

- уверенность в отношениях с другими;

- планирование своего будущего, основанного на собственных возможностях и собственном опыте.

Шкала конформности.Высокие оценки означают:

- стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми;

- ориентацию на социальное одобрение;

- зависимость от группы;

- потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими людьми; принятие системы ценностей и норм поведения данной среды.

Поведение эмигрантов формируется под воздействием ожиданий группы в зависимости от степени заинтересованности в достижениях своих целей и от предполагаемого вознаграждения.

Шкала интерактивности.Высокие оценки соответствуют:

- принятию данной среды;

- активному вхождению в эту среду;

- настроенности на расширение социальных связей;

- чувству уверенности в своих возможностях;

- критичности к собственному поведению;

- готовности к самопреобразовыванию;

- желанию реализовать себя путем достижения материальной независимости;

- направленности на сотрудничество с другими;

- контролю за собственным поведением с учетом социальных норм, ролей и социальных установок данного общества;

- направленности на определенную цель и подчинению себя этой цели.

Шкала депрессивности. Высокие оценки говорят о дисгармонии личности. Весь мир для такого эмигранта окрашивается в мрачные тона и воспринимается как лишенный смысла и ценностей. Это сопровождается:

- невозможностью реализовать свой уровень ожиданий, связанный с социальной и профессиональной позицией;

- пониженной самооценкой;

- беспомощностью перед жизненными трудностями, сочетающейся с чувством бесперспективности; чувством вины за прошлые события;

- сомнением, тревогой относительно социальной идентичности;

- нереализацией собственных способностей. связанной с неприятием себя и других;

- чувствами подавленности, опустошенности изолированности.

Шкала ностальгии. Высокие оценки означают:

- потерю связи с культурой, сопричастности с ней;

- внутреннее расстройство и смятение, проистекающие из-за чувства разъединенности с традиционными ценностями и нормативами и невозможности обрести новые;

- бесприютность, ощущение того, что человек «не на своем месте». Эмоциональное состояние таких эмигрантов характеризуется мечтательностью, тоской, меланхолией, опустошенностью.

Шкала отчужденности. Высокие оценки соответствуют:

- утверждению норм, установок и ценностей данного общества;

- неприятию нового социума; низкой самооценке; несогласовыванию притязаний и реальных возможностей;

- озабоченности своей идентичностью и своим статусом;

- влиянию внешнего контроля на общее непрятие себя и других;

- убежденности, что собственные усилия могут лишь в незначительной степени повлиять на ситуацию. Для таких эмигрантов характерны беспокойство по поводу неспособности удовлетворить свои потребности, паника, беспомощность, ощущение покинутости, нетерпеливость.

Ключ

Шкалы Номер утверждения

Адаптивность «+»: 22, 25, 52, 57, 59, 60, 69, 79, 89

«-»: 35, 40, 50, 56, 64, 80, 87

Конформность «+»: 1, 5, 13, 38, 53, 55, 61, 66, 71, 75, 78, 96

«-»: 14, 67, 73, 76

Интерактивность «+»: 2, 3, 6. 7, 8, 15, 28. 43, 44, 46, 47, 77, 88

«-»: 54, 62, 90

Депрессивность «+»: 10, 19, 23, 27, 32, 39, 68, 81, 84

«-»: 16, 18, 20, 58, 63, 70, 86

Ностальгия «+»: 17, 30, 51, 65, 72, 74, 85, 94

«-»: 4, 12, 26, 41, 42, 45, 49, 93

Отужденность «+»: 11, 21, 24, 31, 33, 82, 83, 91, 92

«-»: 9, 29, 34, 36, 37, 48, 95

При совпадении с ключом за каждое утверждение начисляется 1 балл, при несовпадении – 0 баллов (ответ «это ко мне не относится» не учитывается). По каждой шале баллы суммируются и определяется уровень адаптации:

- высокий – сумма баллов превышает 12;

- средний – от 6 до 12;

- низкий – менее 6 баллов.

Далее определяется преобладающий тип адаптации из шести возможных вариантов: 1) адаптивный; 2) конформный; 3) интерактивный; 4) депрессивный; 5) ностальгический; 6) отчужденный.

 

 

Бланк ответов

Свойства психологического климата А оценка Свойства психологического климата Б
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях, антипатия
В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют к более тесному общению безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
С уважением относятся к мнению других каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Достижения и неудачи группы переживаются как собственные достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов
В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение: "один за всех и все за одного" В трудные дни группа "раскисает": растерянность, ссоры, взаимные обвинения
Чувства гордости за группу, если ее отмечает руководство К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно
Группа активна, полна энергии Группа инертна, пассивна
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоится в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Группа заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", пренебрежительное отношение к слабым
Совместные дела увлека

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...