Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кто разговаривает в сказках? Интонация, ее роль в общении(с. 22—23) Задачи: а) совершенствовать умение читать (понимать значение) выражение лица героев сказки; б) понимать значение интонации 4, эмоциональной окраски голоса собеседника; в) развивать умения воспроизводить речь героев сказок с соответствующей интонацией. I. 1. Рассматривание иллюстраций. Учащиеся узнают героев произведения К. Чуковского «Мойдодыр». Проводится краткая беседа по содержанию произведения с зачитыванием отдельных строчек, отрывков текста. Слова Мойдодыра, обращенные к грязнуле и чистому мальчику, соотносятся с позой Мойдодыра, жестами, выражением «лица» и, наконец, интонацией, эмоциональной окраской голоса. Соответственно и учащиеся, представляя себя в роли Мойдодыра, подкрепляют свое чтение подобной мимикой и интонацией. Коммуникативно-речевая задача: а) попробуйте убедить слушателей, что мимика, интонация помогают передать характер героя; б) докажите, что слова Мойдодыра следует читать по-разному: одни — громко, резко; другие — спокойно, одобрительно. 2. Следующее задание: — Найди смешные предметы. Есть ли они в сказке? (Подушка, как лягушка; мыло кусало, как оса.) С помощью рисунков можно раскрыть механизм образования простого сравнения, этому помогает и использование слов как, словно. Вводится условный знак сравнения . Он появляется по аналогии с образом крутящегося колеса: «Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?» Учитель может пояснить: завертелись колесом не только сами предметы, но и их слова-названия, так что свойства одних предметов стали переноситься на другие. Появились странные, смешные предметы. Какие? Сравнение рисунка поросенка, лежащего в луже, и грязнули дает наглядное представление о том, почему ребенка назвали поросенком. — В этой сказке происходят и другие невероятные вещи: слово, которым всегда назывался поросенок (учащиеся обводят рисунок), вдруг «перелетело» на мальчика (соединяют его с другим рисунком). Почему так случилось? Прав ли Мойдодыр, назвав мальчика поросенком? Учащиеся отвечают на главный вопрос: «Отчего же все кругом завертелось, закружилось и помчалось колесом?..» (Потому что Мойдодыр был очень возмущен неопрятностью малыша.) 3. Наблюдение над значением и ролью интонации в общении проводится по иллюстрациям к известным сказкам. Учащиеся анализируют выражения лиц героев и тем самым определяют интонационные особенности речи и их значение. Особое внимание уделяется изменению голоса героев. Буратино пытается говорить с Карабасом «голосом кувшина»; девочка говорит с яблонькой сначала капризно и грубо, а потом ласково и вежливо: «Яблонька, голубушка, спрячь меня!» — Зачем герои сказок меняют свой голос? (Это нужно, чтобы достичь какой-то цели, результата, т. е. важно не только что сказать, но и как сказать.) Это очень важный аспект речи, который учащиеся «открыли волшебным ключиком». 4. Заключение. Дети в лицах передают содержание представленных эпизодов, сопровождая свой рассказ необходимыми движениями и жестами, соответствующей мимикой и интонацией. Проводится игра «Отгадай, чей голос». С этого урока учитель переключает внимание детей с интонационной стороны речи к звучанию самого слова, учит ориентироваться в его звуковом составе (находить нужный звук в начале, середине и конце слова). II. Письмо.«Сравни дома», «В магазине одежды» (с. 28—29). 1. Штриховка домиков для героев. 2. Лексическая работа: различение слов с общим и конкретным значением (дом — изба, чум...). Составление рядов слов по линии увеличения объема понятия: дом, улица, город, страна... 3. Подготовка к звуковому анализу (звук в начале, в середине слова); обведение элементов букв по стрелкам 5. 4. «В магазине одежды». — Рассмотрите рисунок и догадайтесь, какой узор должен быть на одежде котика. 5. Составление узора для бордюра. «О чем рассказал Гулливер?». Слова или предметы? (с. 24—25) Задачи: а) разведение понятий «слово» и «предмет», «слово» и «признак», «слово» и «действие»; б) классификация слов, обозначающих предметы, признаки, действия; в) выяснение роли предмета и слова в общении. I. 1. Вместо слов — предметы. — Иллюстрации к произведению Дж. Свифта «Путешествие Гулливера» знакомят нас с новым способом общения, изобретенным учеными академии одной сказочной страны, — с помощью самих предметов, а не слов 6. Рассматривая иллюстрации, изображающие мудрецов с мешками за спиной, полными вещей для общения, учащиеся решают, действительно ли этот метод общения удобен. (Во всех отношениях легче просто назвать предметы, чем носить их, да и не все мысли, разумеется, можно выразить с помощью предметов.) Учитель предлагает подумать, что такое слово и предмет. 2. Игровые ситуации на различение предметов и слов, их обозначающих. — Выглянуло солнце, позвало вас гулять. Какие предметы для игры вы возьмете? (Учащимся нужно молча взять со стола учителя мяч или скакалку.) — Назовите каждый предмет словом. Покажите действия с мячом. (Учащиеся подбрасывают мячи, ударяют их об пол.) Назовите каждое действие словом. А теперь разделите мячи на группы: по цвету, размеру. Назовите их признаки словом. (Большие и маленькие, красные и синие.) 3. Чтение отрывков из сказки С. Маршака «Кошкин дом». Ситуации в гостиной приводят к важному выводу: для взаимопонимания нужно уметь правильно соотносить слово-название и предмет. Сравни
4. Игра «Слово и предмет». Учитель поочередно называет слова, обозначающие разные предметы. Учащиеся демонстрируют разнообразные предметы, затем соотносят слово и предмет. Выигрывает тот, кто заметит больше несоответствий. 5. Игра «Мы узнаем мир по именам». Почтальон Печкин задает детям вопросы: «Кто там?», «Что там?». Ребята должны называть окружающие предметы и точно классифицировать названия по вопросам кто?, что? Побеждает тот, кто больше всех назовет слов. 6. Повторение: логические упражнения на классификацию. Учащиеся с помощью карандаша соединяют рисунки, обозначающие конкретные наименования, со словами обобщающего характера: учебные вещи, животные, растения, которые даны в азбуке в наглядно-образном плане. Учитель напоминает, что слова бывают разные: одни называют конкретные предметы, другие обозначают сразу все предметы подобного рода. Например, камыш, тюльпан, ель, ромашка называют одним словом — растения. 7. Работая со словом, осмысливая его назывную функцию, учащиеся вновь встречаются с забавным существом (Ктототамом). — Как вы объясните такое необычное имя? (Это кто-то загадочный, непонятный, которому трудно придумать название.) — Кто придумал это забавное имя? (Писатель Б. Заходер.) — А теперь посоревнуемся, кто больше знает слов — названий тех предметов, которые нас окружают, т. е. существуют, находятся вокруг нас. Необходимо проследить за тем, чтобы дети умели не только называть вещи (окружающие их предметы), но и указывать все их детали, называть словом (ромашка — лепесток, стебелек и т. п.). II. Письмо.«В походе. На привале» (с. 30—31). 1. Обведение предметов, штриховка. 2. Подготовка к звуковому анализу слов. 3. Диалог по коммуникативно-речевой ситуации «На привале». 4. Рисование бордюра. 5. Тематическая классификация слов: одежда (пальто, платье...), обувь (сандалии, сапоги), электроприборы (утюг...). Как найти дорогу. |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |