Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТАВВЕДЕНИЕ
Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет должны знать не только бухгалтера, но представители администрации (руководитель и его заместители), экономисты, начальники отделов, главные специалисты, работники отдела кадров, труда и заработной платы, планирования и нормирования, менеджеры, инженеры и другие работники с целью эффективного функционирования организации как единого целого. Данное учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». В разделе «Теория бухгалтерского учета» изложено понятие бухгалтерского учета и его место в хозяйственном учете, рассмотрены объекты и метод бухгалтерского учета, система счетов, классификация документов, виды и формы регистров бухгалтерского учета и учетных записей. В разделе «Бухгалтерский учет» на основании понятий и определений первого раздела рассмотрен порядок учета основных видов имущества и источников его формирования: производственных запасов, основных средств, затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых результатов. Показаны изменения имущества и источников его формирования под влиянием хозяйственных процессов: заготовление, производство и реализация. Данное пособие нацелено на усвоение основ бухгалтерского учета и выработку экономического мышления адекватного современным условиям.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА ВИДЫ УЧЕТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
Хозяйственный учет в зависимости от выполняемых им функций подразделяется на три основных вида: оперативный (оперативно-технический), статистический и бухгалтерский. Оперативный (оперативно-технический) учетпредназначен для управления хозяйственными операциями и процессами непосредственно при их совершении. Отличительной чертой его является быстрота получения информации и реагирования на нее. Для отражения полученных данных часто не требуются документы установленной формы, записи осуществляются в произвольной удобной для пользователя форме. Быстрое получение сведений позволяет оперативно управлять процессом хозяйственной деятельности: следить за ассортиментом реализуемых товаров и товарооборотом, контролировать исполнение договоров с поставщиками и покупателями, количество и качество изготавливаемой продукции и т.д. Статистический учет используется для отражения массовых социально-экономических явлений и процессов, изучения законов функционирования национальной экономики и общественной жизни, отдельных отраслей. Статистический учет характеризуется специальными приемами и способами сбора и обработки информации (группировка, расчет средних величин, коэффициентов корреляции и т.д.). Статистические показатели характеризуют объем производства, экспорта, импорта, занятость трудовых ресурсов и использование рабочего времени; уровень инфляции и изменение потребительского бюджета и т.д. Объектом исследования данного вида учета являются как отдельные организации, так и в целом экономика государства. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Бухгалтерский учетзанимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. Особенности бухгалтерского учета заключаются в том, что ни одну запись нельзя производить без надлежаще оформленного документа; бухгалтерский учет непрерывен во времени и охватывает все хозяйственные операции; используются специфические приемы обработки информации (счета, двойная запись и т.д.); осуществляется периодическое обобщение данных в виде составления форм бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей, но денежный — имеет первостепенное значение, так как обеспечивает получение обобщенных показателей результативности деятельности организации (наличие активов и обязательств, балансовая прибыль, величина финансовых вложений, состояние расчетов с бюджетом и др.). Бухгалтерский учет формирует показатели хозяйственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обоснования и принятия управленческих решений. Основными задачами бухгалтерского учета являются: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах; 2) обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости. В свою очередь бухгалтерский учет подразделяется на финансовый, управленческий, налоговый. Финансовый учет предназначен для обобщения финансовых результатов работы организации и их отражение в финансовой отчетности. Он отражает движение финансовых средств, а также наличие имущества и задолженности, ликвидность, рентабельность, отношение собственности. Данные финансового учета используются внешними пользователями (инвесторами, кредиторами, банками и др.). Поэтому порядок составления внешних отчетов регламентируется и подчиняется общепринятым правилам и принципам. Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации о затратах и доходах, их нормировании, контроле и анализе по видам затрат, месту их возникновения, носителям затрат для управления производственными процессами внутри организации. Данные управленческого учета используются внутри организации руководителями различных уровней. Порядок ведения управленческого учета законодательные акты, как правило, не регламентируют. Налоговый учет применяется для получения показателей, которые используются для расчета налогооблагаемой базы и исчисления суммы налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Этот вид учета жестко регламентирован нормативными документами и за нарушение норм закона предусмотрены соответствующие меры административной и иной ответственности.
ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Для познания и управления хозяйственной деятельностью субъект хозяйствования изучает конкретные объекты. В бухгалтерском учете такими объектами являются: - имущество (активы); - источники формирования имущества (пассивы); - хозяйственные операции. Особенность бухгалтерского учета такова, что денежная оценка имущества равна денежной оценке источников формирования имущества. Так, например, здание организации – является видом имущества, а источником его приобретения могут быть – взносы учредителей в уставный фонд при создании организации, прибыль, кредиты банков и займы других организаций и т.д. По выполняемым функциям в хозяйственной деятельности имущество подразделяется на: - внеоборотные активы; - оборотные активы; - отвлеченные активы (рис 2.1). Внеоборотные активывключают в себя основные средства, нематериальные активы, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы и некоторые другие виды. Основные средстваучаствуют в хозяйственной деятельности многократно, сохраняя при этом натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями в виде амортизационных отчислений. Основные средства — это средства труда. К ним относятся здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, инвентарь и другое имущество.
Нематериальные активы - это вид имущества, не имеющий материально-вещественной формы, приносящий доход и выраженный в денежной оценке. К |ним относятся торговые марки, лицензии, сертификаты, патенты на изобретения, права пользования. Вложения во внеоборотные активы— это затраты по созданию основных средств, нематериальных активов и других видов внеоборотных активов. Оборотные активы в отличие от внеоборотных завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и полностью теряют свою натурально-вещественную форму. Оборотные активы подразделяются на: - оборотные активы в сфере производства; - оборотные активы в сфере обращения. К оборотным активам в сфере производства относятся различные материалы (сырье, запасные части, строительные материалы, топливо, комплектующие изделия, тара и др.), затраты на производство (незавершенное производство) и расходы будущих периодов. К оборотным активам в сфере обращения относятся готовая продукция, товары, товары отгруженные, расходы на реализацию, денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения К денежным средствамотносятся наличные деньги в кассе, денежные документы, денежные средства в безналичной форме, переводы в пути. Финансовые вложениявключают в себя приобретенные ценные бумаги (акции, облигации), предоставленные другим организациям займы. Дебиторская задолженность— это средства данной организации, временно находящиеся у других организаций и подлежащие возврату по истечении определенного периода. Дебиторы — должники организаций, покупатели и заказчики, которые должны нам. Дебиторская задолженность перед организацией возникает у покупателей продукции, товаров, подотчетных лиц по денежным средствам, выданным на хозяйственные расходы и служебные командировки, налоговых органов по излишне уплаченным суммам в бюджет, работников по излишне выплаченным суммам по заработной платы, учредителей по вкладам в уставный фонд и т.д. Отвлеченные активыявляются результатом неэффективной деятельности и представляют собой уменьшение имущества (активов). К ним относятся убытки, сомнительные долги организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок (а если он не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени) и не обеспечена соответствующими гарантиями. Рассмотренная выше классификация имущества (активов) по выполняемым им функциям в процессе производства построена по принципу возрастания степени ликвидности, что находит отражение в активе баланса отечественных организаций. Ликвидность представляет собой способность активов превращаться в деньги. Наиболее ликвидными являются денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, а наименее ликвидными – основные средства. Источники формирования имущества (пассивы) классифицируются на: - собственные источники; - заемные источники (рис. 2.2). К собственным источникам относятся уставный фонд, резервные фонды, добавочный фонд, целевое финансирование, нераспределенная прибыль, резервы предстоящих расходов.
Уставный фондпредставляет собой совокупность вкладов в денежном выражении собственников (учредителей) в имущество организации для осуществления хозяйственной деятельности. Резервные фондыобразуются в соответствии с законодательством и учредительными документами. Добавочный фондвключает в себяфонды переоценки внеоборотных и оборотных активов, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного фонда акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного фонда за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость). Целевое финансированиеявляется источником, из которого организации получают дополнительные средства для осуществления мероприятий целевого характера (строительство дорог, детских садов ит.д.). Такими источниками поступлений средств являются бюджет, целевые бюджетные и внебюджетные фонды, средства других организаций. Данный источник носит целевой характер использования и приравнивается к собственным. Резервы предстоящих расходовобразуются в установленном порядке путем равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость изготавливаемой продукции. К ним относятся резервы на оплату предстоящих отпусков работников, предстоящих затрат по ремонту основных средств и т.д. В зависимости от сроков использования заемные источники подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным заемным источникамотносятся кредиты банков и займы юридических и физических лиц сроком погашения более 1 года. Краткосрочные заемные источникиформируются за счет кредитов и займов сроком погашения до 1 года, кредиторской задолженности и доходов будущих периодов. Кредиторская задолженностьпредставляет собой задолженность организации перед поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами. Она состоит из задолженности поставщикам за поставленные материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы и оказанные услуги, бюджету и внебюджетным фондам по налогам и сборам, фонду социальной защиты населения, работникам по оплате труда, учредителям по дивидендам. Доходы будущих периодовпредставляют собой доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (например, поступившая арендная плата от арендаторов). Третьим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные операции. Хозяйственная операция – это действие или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании имущества (активов) и (или) источников формирования имущества (пассивов) организации. В процессе деятельности организации осуществляется многочисленное количество хозяйственных операций. Основная часть хозяйственных операций относится к трем хозяйственным процессам: заготовление, производство и реализация продукции. В процессе заготовления (снабжения) организация формирует производственные запасы, приобретая необходимые для осуществления хозяйственной деятельности сырье, материалы, товары, средства труда. Денежные средства обмениваются на материальные ценности. С учетом транспортно-заготовительных расходов по их приобретению формируется фактическая себестоимость производственных запасов. Процесс производства характеризуется тем, что в нем происходит взаимодействие трудовых ресурсов, предметов (заготовленных материальных ценностей) и средств труда (основных средств), направленное на изготовление нового вида продукта. Хозяйственные операции данного процесса отражают использование материальных и трудовых ресурсов, денежное выражение которого образует фактическую себестоимость произведенной продукции. Процесс производства заканчивается моментом оприходования готовой продукции на склад. Процесс реализации позволяет превратить готовую продукцию (работы, услуги, товары) в денежную форму в возросшей сумме с учетом прибыли. Полная себестоимость реализованной продукции включает производственную себестоимость и расходы по ее реализации. Таким образом, в процессе заготовления, производства и реализации продукции происходит последовательное движение (превращение) имущества (активов) из одной формы в другую, в результате чего создаются условия для расширенного воспроизводства и накопления капитала организации. МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов (способов), посредством которых исследуются объекты бухгалтерского учета. Таким образом, метод обеспечивает познание предмета. Отдельные приемы и способы называются элементами метода бухгалтерского учета. Существует восемь элементов метода бухгалтерского учета, которые подразделены на четыре группы (рис. 2.3). Элементами, обеспечивающими наблюдение за хозяйственной деятельностью, являются документация и инвентаризация. Документ - письменное свидетельство о факте совершения хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Инвентаризация - способ проверки фактического наличия имущества, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сроки инвентаризации устанавливаются статьей 12 «Инвентаризация имущества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Элементами, обеспечивающими измерение объектов бухгалтерского учета, являются оценка и калькуляция. Оценка - способ стоимостного измерения имущества и обязательств. С ее помощью все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в натуральных и трудовых показателях отражаются в денежном выражении. Правила оценки имущества организации регламентируются международными стандартами оценки, законодательством и нормативными актами Республики Беларусь. Оценка имущества и обязательств регламентируется в статье 11 «Оценка имущества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Рис. 2.3. Классификация элементов метода бухгалтерского учета
Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы изготовленной продукции (выполненных работ и услуг). Калькуляция представляет собой способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретенных товарно-материальных ценностей. Этот элемент является основой для управления производственно-коммерческой деятельностью организации и для повышения эффективности его работы по выпуску конкурентоспособной продукции. Элементами, обеспечивающими регистрацию объектов бухгалтерского учета, являются счета и двойная запись. Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и текущего отражения информации по экономически однородным объектам учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет. Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйственной операции, вызывающей изменение объектов одновременно на двух счетах, открытых на эти объекты, в одной и той же сумме. Метод двойной записи, когда одна и та же хозяйственная операция отражается на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах, обеспечивает контроль в бухгалтерском учете. Элементами, обеспечивающими группировку и обобщение информации об объектах бухгалтерского учета, являются баланс и отчетность. Бухгалтерский баланс является способом экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс делится на две равновеликие совокупности показателей - актив и пассив. Он включает остатки счетов, которые показывают имущество организации (актив) и источники (пассив). Отчетность - это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяйственное и финансовое положение организации за определенный период. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгалтерской отчетности», а порядок ее представления - ст. 14 «Представление бухгалтерской отчетности» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».
Таблица 3.1. Оборотная ведомость по синтетическим счетам за отчетный месяц, тыс. руб.
Оборотные ведомости по аналитическим счетам по учету расчетных опер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |