Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ВВЕДЕНИЕ

 

Основным поставщиком информации для управления организацией является бухгалтерский учет. Многочисленные изменения в законодательстве нашей страны повышают требования к знаниям основ бухгалтерского учета. Для того, чтобы правильно толковать нормы законодательства, прослеживать экономические тенденции в свете происходящих изменений, бухгалтер должен знать теорию, многолетний опыт предшественников, общепринятые правила и методики ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет должны знать не только бухгалтера, но представители администрации (руководитель и его заместители), экономисты, начальники отделов, главные специалисты, работники отдела кадров, труда и заработной платы, планирования и нормирования, менеджеры, инженеры и другие работники с целью эффективного функционирования организации как единого целого.

Данное учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «Теория бухгалтерского учета» и «Бухгалтерский учет». В разделе «Теория бухгалтерского учета» изложено понятие бухгалтерского учета и его место в хозяйственном учете, рассмотрены объекты и метод бухгалтерского учета, система счетов, классификация документов, виды и формы регистров бухгалтерского учета и учетных записей. В разделе «Бухгалтерский учет» на основании понятий и определений первого раздела рассмотрен порядок учета основных видов имущества и источников его формирования: производственных запасов, основных средств, затрат, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых результатов. Показаны изменения имущества и источников его формирования под влиянием хозяйственных процессов: заготовление, производство и реализация.

Данное пособие нацелено на усвоение основ бухгалтерского учета и выработку экономического мышления адекватного современным условиям.

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО УЧЕТА

ВИДЫ УЧЕТА И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Хозяйственный учет в зависимости от выполняемых им функций подразделяется на три основных вида: оперативный (оперативно-технический), статистический и бухгалтерский.

Оперативный (оперативно-технический) учетпредназначен для управления хозяйственными операциями и процессами непосредственно при их совер­шении. Отличительной чертой его является быстрота получения информации и реагирования на нее. Для отражения полученных данных часто не требуются документы установленной формы, записи осуществляются в произвольной удобной для пользователя форме. Бы­строе получение сведений позволяет оперативно управлять про­цессом хозяйственной деятельности: сле­дить за ассортиментом реализуемых товаров и товарооборотом, контролировать исполнение договоров с поставщиками и покупателями, количество и качество изготавливаемой продукции и т.д.

Статистический учет используется для отражения массовых социально-экономических явлений и процессов, изучения законов функционирования национальной экономики и общественной жизни, отдельных отраслей. Статистический учет характеризуется специальными приемами и способами сбора и обработки информации (группировка, расчет средних величин, коэффициентов корреляции и т.д.). Статистические показатели характеризуют объем производ­ства, экспорта, импорта, занятость трудовых ресурсов и исполь­зование рабочего времени; уровень инфляции и изменение потребительского бюджета и т.д. Объектом исследования дан­ного вида учета являются как отдельные организации, так и в целом экономика государства.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» бухгалтерский учет – это система непрерывного и сплошного документального отражения информации о хозяйственной деятельности организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Бухгалтерский учетзанимает центральное место в системе хозяйственного учета и имеет ряд отличающих его особенностей от других видов учета. Особенности бухгалтерского учета заключаются в том, что ни одну запись нельзя производить без надлежаще оформленного документа; бухгалтерский учет непрерывен во времени и охватывает все хозяйственные операции; используются специфические приемы обработки информации (счета, двойная запись и т.д.); осуществляется периодическое обобщение данных в виде составления форм бухгалтерской отчетности. В бухгалтерском учете используются все три вида измерителей, но денежный — имеет первостепенное значение, так как обеспечи­вает получение обобщенных показателей результативности деятель­ности организации (наличие активов и обязательств, балансовая при­быль, величина финансовых вложений, состояние расчетов с бюджетом и др.). Бухгалтерский учет формирует показатели хозяй­ственной деятельности в виде отдельных форм отчетности, которые используются внутренними и внешними пользователями для обо­снования и принятия управленческих решений.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

2) обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов ее финансовой устойчивости.

В свою очередь бухгалтерский учет подразделяется на финансо­вый, управленческий, налоговый.

Финансовый учет предназначен для обобщения финансовых резуль­татов работы организации и их отражение в финансовой отчетности. Он отражает движение финансовых средств, а также наличие имущества и задолженности, ликвидность, рентабельность, отношение собственнос­ти. Данные финансового учета используются внешними пользователя­ми (инвесторами, кредиторами, банками и др.). Поэтому порядок со­ставления внешних отчетов регламентируется и подчиняется общепринятым правилам и принципам.

Управленческий учет предназначен для сбора учетной информации о затратах и доходах, их нормировании, контроле и анализе по видам зат­рат, месту их возникновения, носителям затрат для управления произ­водственными процессами внутри организации. Данные управленческо­го учета используются внутри организации руководителями различных уровней. Порядок ведения управленческого учета законодательные акты, как правило, не регламентируют.

Налоговый учет применяется для получения показателей, которые используются для расчета налогооблагаемой базы и исчисления суммы налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Этот вид учета жестко регламентирован нормативными документами и за нарушение норм закона предусмотрены соответствующие меры административной и иной ответственности.

 

 

ОБЪЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Для познания и управления хозяйственной деятельностью субъект хозяйствования изучает конкретные объекты. В бухгалтерском учете такими объектами являются:

- имущество (активы);

- источники формирования имущества (пассивы);

- хозяйственные операции.

Особенность бухгалтерского учета такова, что денежная оценка имущества равна денежной оценке источников формирования имущества. Так, например, здание организации – является видом имущества, а источником его приобретения могут быть – взносы учредителей в уставный фонд при создании организации, прибыль, кредиты банков и займы других организаций и т.д.

По выполняемым функциям в хозяйственной деятельности имущество подразде­ляется на:

- внеоборотные активы;

- оборотные активы;

- отвлеченные активы (рис 2.1).

Внеоборотные активывключают в себя основные средства, нематериальные активы, оборудование к уста­новке, вложения во внеоборотные активы и некоторые другие виды.

Основные средстваучаствуют в хозяйственной деятельности многократно, сохраняя при этом натурально-вещественную форму, и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частя­ми в виде амортизационных отчислений. Основные средства — это средства труда. К ним относятся здания, сооружения, переда­точные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инструмент, инвентарь и другое имущество.

 

 

            Основные средства          
                     
                         
            Нематериальные активы          
                     
                         
      Внеоборотные активы     Оборудование к установке          
                   
                         
            Вложения во внеоборотные активы          
Имущество организации                    
                       
                  Материалы  
                   
                       
          В сфере производства     Затраты на производство  
               
    Оборотные активы                  
                Расходы будущих периодов  
                   
                       
                       
                  Готовая продукция  
                   
          В сфере обращения          
              Товары  
                     
                         
                    Отгруженные товары  
                     
                         
                    Расходы на реализацию  
                     
                         
                    Денежные средства  
                     
                         
                    Дебиторская задолженность  
      Отвлеченные активы     Убытки        
                     
                    Расходы будущих периодов  
            Сомнительные долги        
                       
                         
Рис. 2.1. Классификация имущества по выполняемым функциям в хозяйственной деятельности  
 
                         

Нематериальные активы - это вид имущества, не имеющий материально-вещественной формы, приносящий доход и выраженный в денежной оценке. К |ним относятся торговые марки, лицензии, сертификаты, патенты на изобретения, права пользования.

Вложения во внеоборотные активы— это затраты по со­зданию основных средств, нематериальных активов и других видов внеоборотных активов.

Оборотные активы в отличие от внеоборотных завершают свой оборот в течение одно­го производственного цикла и полностью теряют свою натурально-вещественную форму. Оборотные активы подраз­деляются на:

- оборотные активы в сфере производства;

- оборотные активы в сфере обращения.

К оборотным активам в сфере производства относятся различные материалы (сырье, запасные части, строитель­ные материалы, топливо, комплектующие изделия, тара и др.), затраты на производство (незавершен­ное производство) и расходы будущих периодов.

К оборотным активам в сфере обращения относятся готовая продукция, товары, товары отгруженные, расходы на реализацию, денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения

К денежным средствамотносятся наличные деньги в кассе, денежные документы, денежные средства в безналичной форме, переводы в пути.

Финансовые вложениявключают в себя приобретенные ценные бумаги (акции, облигации), предоставленные другим организациям займы.

Дебиторская задолженность— это средства данной орга­низации, временно находящиеся у других организаций и подлежащие возврату по истечении определенного пе­риода. Дебиторы — должники организаций, покупатели и заказчики, которые должны нам. Дебиторская задолженность перед организацией возникает у покупателей продукции, товаров, подотчетных лиц по денежным средствам, выданным на хозяйственные расходы и служебные командировки, налоговых органов по излишне уплаченным суммам в бюджет, работников по излишне выплаченным суммам по заработной платы, учредителей по вкладам в уставный фонд и т.д.

Отвлеченные активыявляются результатом неэффективной деятельности и представляют собой уменьшение имущества (активов). К ним относятся убытки, сомнительные долги организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в установленный срок (а если он не установлен - в течение нормально необходимого для этого времени) и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Рассмотренная выше классификация имущества (активов) по выполняемым им функциям в процессе производства построена по принципу возрастания степени ликвидности, что находит отражение в активе баланса отечественных организаций. Ликвидность представляет собой способность активов пре­вращаться в деньги. Наиболее ликвидными являются денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, а наименее ликвидными – основные средства.

Источники формирования имущества (пассивы) классифицируются на:

- собственные источники;

- заемные источники (рис. 2.2).

К собственным источникам относятся уставный фонд, резерв­ные фонды, добавочный фонд, целевое финансирование, нераспре­деленная прибыль, резервы предстоящих расходов.

 

 

                         
              Уставный фонд          
                       
                         
        Собственные источники     Резервные фонды          
                     
                       
            Добавочный фонд          
                     
                       
  Источники формирования имущества         Целевое финансирование          
                   
                     
          Резервы предстоящих расходов          
                     
                       
                       
                       
                  Кредиты и займы свыше 1 года  
                   
            Долгосрочные          
        Заемные источники         Прочие  
                   
                       
                  Кредиты и займы до 1 года  
                   
            Краткосрочные          
                Кредиторская задолженность  
                     
                         
                    Доходы будущих периодов  
                     
                         
  Рис. 2.2. Классификация источников формирования имущества  
   
                         

 

Уставный фондпредставляет собой совокупность вкладов в денежном вы­ражении собственников (учредителей) в имущество организации для осуществления хозяйственной деятельности.

Резервные фондыобразуются в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Добавочный фондвключает в себяфонды переоцен­ки внеоборотных и оборотных активов, проведенной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного фонда акционерного общества (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного фонда за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость).

Целевое финансированиеявляется источником, из которого организации получают дополнительные средства для осуществле­ния мероприятий целевого характера (строительство дорог, детских садов ит.д.). Такими ис­точниками поступлений средств являются бюджет, целевые бюд­жетные и внебюджетные фонды, средства других организаций. Данный источник носит целевой характер использования и приравнивается к собственным.

Резервы предстоящих расходовобразуются в установлен­ном порядке путем равномерного включения предстоящих расходов в себестоимость изготавливаемой продукции. К ним относятся резервы на оплату предстоящих отпусков работников, предстоящих затрат по ремонту основных средств и т.д.

В зависимости от сроков использования заемные источники подразделяются на дол­госрочные и краткосрочные.

К долгосрочным заемным источникамотносятся кредиты банков и займы юридических и физических лиц сроком погашения более 1 года.

Краткосрочные заемные источникиформируются за счет кредитов и займов сроком погашения до 1 года, кредиторской задолженности и доходов будущих периодов.

Кредиторская задолженностьпредставляет собой задолженность организации перед поставщиками, подрядчиками и другими кредиторами. Она состоит из задолженности по­ставщикам за поставленные материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы и оказанные услуги, бюджету и вне­бюджетным фондам по налогам и сборам, фонду социальной защиты населения, ра­ботникам по оплате труда, учредителям по дивидендам.

Доходы будущих периодовпредставляют собой доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам (например, поступившая арендная плата от арендаторов).

Третьим объектом бухгалтерского учета являются хозяйственные операции.

Хозяйственная операция – это действие или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании имущества (активов) и (или) источников формирования имущества (пассивов) организации.

В процессе деятельности организации осуществляется многочисленное количество хозяйственных операций. Основная часть хозяйственных операций относится к трем хозяйственным процессам: заготовление, производство и реализация продукции.

В процессе заготовления (снабжения) организация формирует производственные запасы, приобретая необходимые для осуществле­ния хозяйственной деятельности сырье, материалы, товары, средства труда. Денежные средства обмениваются на материаль­ные ценности. С учетом транспортно-заготовительных расходов по их приобретению формируется фактическая себестоимость производственных запасов.

Процесс производства характеризуется тем, что в нем происхо­дит взаимодействие трудовых ресурсов, предметов (заготовленных материальных ценностей) и средств труда (основных средств), направленное на изготовление нового вида продукта. Хозяйственные операции данного процесса отра­жают использование материальных и трудовых ресурсов, денеж­ное выражение которого образует фактическую себестоимость произведенной продукции. Процесс производства заканчивается моментом оприходования готовой продукции на склад.

Процесс реализации позволяет превратить готовую продукцию (работы, услуги, товары) в денежную форму в возросшей сумме с учетом прибыли. Полная себестоимость реализованной продукции включает производственную себестоимость и расходы по ее реа­лизации.

Таким образом, в процессе заготовления, производства и реали­зации продукции происходит последовательное движение (пре­вращение) имущества (активов) из одной формы в другую, в результате чего создаются условия для расширенного воспроизводства и накопления капитала организации.

МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Метод бухгалтерского учета - это совокупность приемов (способов), посредством которых исследуются объекты бухгалтерского учета. Таким образом, метод обеспечивает познание пред­мета. Отдельные приемы и способы называются элементами метода бухгалтерского учета. Существует восемь элементов метода бухгалтерского учета, которые подразделены на четыре группы (рис. 2.3).

Элементами, обеспечивающими наблюдение за хозяйственной деятельностью, являются документация и инвентаризация.

Документ - письменное свидетельство о факте совершения хозяй­ственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерс­кого учета.

Инвентаризация - способ проверки фактического наличия имуще­ства, обязательств путем сопоставления с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризация проводится в целях контроля сохранности материальных ценностей, денежных средств и проверки полноты и достоверности данных бухгалтерского учета. Порядок и сро­ки инвентаризации устанавливаются статьей 12 «Инвентаризация иму­щества и обязательств» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Элементами, обеспечивающими измерение объектов бухгалтерского учета, являются оценка и калькуляция.

Оценка - способ стоимостного измерения имущества и обяза­тельств. С ее помощью все хозяйственные операции в бухгалтерском учете в натуральных и трудовых показателях отражаются в денежном выражении. Правила оценки имущества организации регламентируются меж­дународными стандартами оценки, законодательством и нормативны­ми актами Республики Беларусь. Оценка имущества и обязательств регламентируется в статье 11 «Оценка имущества и обязательств» Зако­на Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

 

      элементы Метода бухгалтерского учета            
                 
                                               
                                               
  По обеспечению наблюдения     По обеспечению измерения     ПО ОБЕСПЕ-ЧЕНИЮ РЕГИСТРАЦИИ     ПО ОБЕСПЕ-ЧЕНИЮ ГРУППИ-РОВКИ И обоБщениЯ данных    
                 
                                               
                                               
Докумен-тация   Инвентаризация   Оцен-ка   Калькуля-ция   Сче-та   Двойная запись   Ба-ланс   Отчетность  
               
                                               
                                                                       

 

Рис. 2.3. Классификация элементов метода бухгалтерского учета

 

Калькуляция – это исчисление себестоимости единицы изготов­ленной продукции (выполненных работ и услуг). Калькуляция представляет собой способ группировки затрат, относящихся к одному из процессов (снабжения, производства, реализации), и определения себе­стоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) или приобретен­ных товарно-материальных ценностей. Этот элемент является основой для управления производ­ственно-коммерческой деятельностью организации и для повышения эф­фективности его работы по выпуску конкурентоспособной продукции.

Элементами, обеспечивающими регистрацию объектов бухгалтерского учета, являются счета и двойная запись.

Счета бухгалтерского учета представляют способ группировки и те­кущего отражения информации по экономически однородным объектам учета. На каждый объект учета открывается отдельный счет.

Двойная запись - способ взаимосвязанного отражения хозяйствен­ной операции, вызывающей изменение объектов одновременно на двух счетах, открытых на эти объекты, в одной и той же сумме. Метод двойной записи, когда одна и та же хозяйственная операция отражается на двух разных взаимосвязанных счетах в равных суммах, обеспечивает контроль в бухгалтерском учете.

Элементами, обеспечивающими группировку и обобщение информации об объектах бухгалтерского учета, являются баланс и отчетность.

Бухгалтерский баланс является способом экономической группиров­ки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату. Бухгалтерский баланс делится на две рав­новеликие совокупности показателей - актив и пассив. Он включает остатки счетов, которые показывают имущество организации (актив) и источники (пассив).

Отчетность - это система показателей учета, отраженных в форме определенных таблиц и характеризующих производственно-хозяй­ственное и финансовое положение организации за определенный пери­од. Состав бухгалтерской отчетности определен ст. 13 «Состав бухгал­терской отчетности», а порядок ее представления - ст. 14 «Представ­ление бухгалтерской отчетности» Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

Таблица 3.1. Оборотная ведомость по синтетическим счетам за отчетный месяц, тыс. руб.

 

 

 

№ счета Наименование счетов Остаток на начало месяца Обороты за месяц Остаток на конец месяца
дебет кредит дебет кредит дебет кредит
          Расчетный счет Касса Расчеты с покупателями и заказчиками Основные средства Материалы Готовая продукция Расчеты с подотчетными лицами Расчеты с поставщиками и подрядчиками Расчеты по налогам и сборам Расчеты с персоналом по оплате труда Уставный фонд Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 40 000   20 000   100 000 5 000 15 000   1 000   10 000   13 000   5 000 89 600   4 000   60 000   60 000 2 000   30 000   15 600 25 000 50 000   2 000   30 000   20 000   80 000 5 000   1 000   5 000 20 000 1 800   45 000   20 000 27 000 60 000   1 800   40 000   25 000   85 000   80 000   5 000   95 600 3 000 5 000   1 200       20 000   18 000   10 000 84 600   3 000   55 000
  Итого 181 600 181 600 325 600 325 600 190 600 190 600

 

Оборотные ведомости по ана­литическим счетам по учету расчет­ных опер

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...