Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






К. Методы реализации задач и содержания проекта

1.Метод содержательного анализа специальной литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования,

2. Составление библиографии по теме работы и аннотирование.

3. Наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ художественных средств и приемов.

4. Конспектирование и реферирование.

5. Обобщение и систематизация результатов деятельности.

6. Составление компьютерной презентации Power Рoint по теме проекта.

 

С. В начале своей работы мы обращаемся к различным словарями, выясняем значение таких понятий, как «символ», «сквозной образ» и лексическое значение и этимологию слова «метель» , выделяем два типа символов: символы, имеющие опору в культурной традиции ( образы-символы «моря», «корабля», «паруса», «дороги», «пути», «сада», «неба», «метели», и др) и символы, возникшие внутри одного литературного произведения (Русь тройка, вишневый сад)

Образ метели в творчестве Пушкина становится сквозным. Источник этого многозначного образа – в русском фольклоре, в языке даже, в самой русской душе.

Каковы же функции этого образа –символа?

Природная стихия в повести «Метель» играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели. Разгул и месть стихии в наказание за преступление против заповедей Бога — широко распространенный фольклорный мотив, которым пользуется Пушкин, - доказывает Ольга Щербинина[1]. Метель здесь является “вестником судьбы”, она наказывает и прощает. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.

Тайное венчание против воли родителей — своего рода бунт, мятеж, отсюда и образ бури, метели. Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.

За образом метели скрывается провидение, судьба, рок, месть. Но это не всё. Пушкин подводит нас еще к одному выводу - не загадывай и не рассчитывай! Метель – это русская рулетка, круговорот страстей,

К. Итоговым произведением А. С. Пушкина является роман «Капитанская дочка».Автор затрагивает многие проблемы бытия: нравственные, социальные, человеческие. Одним из самых значимых эпизодов романа является описание бурана в степи. Эпизод этот является ключом в решении вышеперечисленных проблем, в определении авторской позиции.

Буран - это нечто стихийное, непредсказуемое, неуправляемое. Буран для человека средь голой равнины это верная гибель, смерть. Очевидно, так бы было и с Гринёвым. Однако… У Пушкина — из бурана появляется вожатый, проводник. Как спасение, как подарок судьбы, как испытание судьбы. “Вдруг я увидел что-то чёрное . Далее “что-то чёрное”, “волк или человек” становится “через две минуты” человеком, который стоит на твёрдой полосе, которому здешние места хорошо знакомы (“исхожена и изъезжена вдоль и поперёк”).

Встреча состоялась. Теперь Пушкин будет нас вести двумя дорогами — Гринёва и Пугачёва. Здесь, в степи, в буран, их дороги скрестились, переплелись. Для Гринёва встреча с вожатым — судьбоносная, ибо она повлияет на всю его дальнейшую жизнь в повести, определит его характер, поведение, личность, потом они ещё встретятся не раз, но главная их встреча — здесь, в буране.

Конечно, неслучайно автор своего Пугачёва “вывел” из бурана? Это тоже символично. Буран символизирует стихию, вихрь, смятение, “восстание природы”. В нём свобода, вольница, бунтарство. Таков же в представлении Пушкина и Пугачёв, такова и “пугачёвщина” в его изображении. Вырвавшаяся на свободу казацкая стихия, которая не знает меры, жалости, сметая всё на своём пути.

 

Метель, буран и мятеж, бунт (кстати, в некоторых изданиях А. С. Пушкина сохранилось написание «мятель»). Эти слова сближает не только звуковая анафора. Все эти слова обозначают стихию: метель и буран - природную, а мятеж и бунт – народную. Перед нами контекстуальные синонимы. Вот ещё один символический смысл метели – мятеж, бунт. Не так страшна метель природная, как человеческая. Природа щадит героев, а человек не щадит своих же собратьев: «Но приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!». Именно русский бунт хаотичен, безжалостен, жесток («казнить так казнить, миловать так миловать», - этими словами Пугачёв определяет национальную особенность русского характера), как сурова и русская природа с её буранами, метелями, вьюгами.

Д. Итак, можно выделить две ипостаси образа метели: созидающую и разрушающую. С одной стороны, метель даёт человеку внутреннее просветление, ощущение собственного величия, победы над стихией. С другой стороны, она, как русская рулетка, определяет его удачу – счастье или проигрыш – смерть, может награждать или мстить. И в этом значении метель выступает как рок, властительница судеб. Самое обобщённое и глубокое толкование метели - мятеж, бунт, который, несмотря на высокие цели, ужасен.

Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» вызывает нескончаемые споры в науке. Мы проанализировали письма Пушкина, сравнили со стихотворением и нашли много общего во внутреннем состоянии поэта в период Болдинской осени и лирического героя

Дорога, по которой едет лирический герой, не совсем обычная. Это дорога человеческой жизни. В начале стихотворения описывается, как человек противостоит разбушевавшейся стихии. Вьюга в «Бесах» ассоциируется с самой судьбой, некими внешними иррациональными силами, враждебными человеку, управляющими его жизнью, делающими его игрушкой в своих руках (как и в прозе). Движение героя – это бесстрашный вызов судьбе, которая любит «придумывать дрянные шутки». Над его головой «нависли тучи», а он не сдаётся, продолжает борьбу.

Метель в стихотворении «Бесы» воплощает в себе ощущение тревоги, страха. Метель здесь – разгул бесовских сил. Этот образ связан с образом потерянного пути, который может пониматься очень широко: и как утрата смысла жизни человеком, и как бесовское кружение России, утратившей истинный путь, и как символический образ мира, потерявшего способность к духовному саморазвитию.

С. Созданию образа метели способствуют и художественно изобразительные средства.В описании метели в повести и романе много общего: используется прием градации, динамичное описание создаётся при помощи многократного использования глагольных форм. Но есть и различие. В повести «Метель», хоть небо слилось с землею. всё жеостаётся мгла, мутная и желтоватая. Метель в «Капитанской дочке», это ещё и буран, ураган, бушующее море. Метель превращает всё в хаос, автор её одушевляет, делает живой, увеличивая её силу. , Она производит действие апокалипсиса: «Всё исчезло»

Кроме бурана, вьюги важную роль играют и такие важнейшие составляющие русского быта, фольклора, искусства ,как дорога и конь.

 
В стихотворении «Бесы» и романе сюжеты похожи, общий мотив дороги. В стихотворении “Бесы” зимний пейзаж символичен: дорога – это жиз­ненный путь человека, буря – жизненные потрясения, бесы – человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути.

Во всех произведениях появляется образ коня. Современные мифологи трактуют его как символ стихии, темных, неуправляемых сил.

В повести кони ступают. Символ изменений, но изменится только семейное положение героев Кони в романе бегут - поэтому и в судьбе главного героя изменится не только семейное положение, как у героев «Метели», но произойдет переосмысление всей жизни.. Метель для Гринёва ещё долго не закончится. В «Бесах» дорога потеряна, кони стали, но затем, напрягая свои силы, они помчали вперед, навстречу опасности, бесам, волку.. Была ли найдена дорога? Мы этого не знаем. Скорее всего, кони понеслись по снежной целине.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...