Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность

Лосев С.С.

 

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Минск – 2007


УДК 347.77 /.78

Рецензенты В.Г. Тихиня доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент НАН Беларуси, заведующий кафедрой международного экономического права факультета права Белорусского государственного экономического университета
   

Лосев С.С.

Основы управления интеллектуальной собственностью: учеб.- метод. пособие / С.С. Лосев. – Мн.: БГЭУ, 2007. - …. с.

В учебно-методическом пособии освещаются основные вопросы, связанные с предоставлением правовой охраны объектам интеллектуальной собственности, использованием этих объектов в экономическом обороте, защитой прав интеллектуальной собственности, а также системой международных соглашений в области интеллектуальной собственности.

Представленный в пособии учебный материал дополнен вопросами для повторения, тестами для самоконтроля, а также планом проведения практических занятий.

Может быть рекомендовано студентам экономических и юридических специальностей при изучении курса «Основы управления интеллектуальной собственностью».

 


Оглавление

Введение

 

Тема 1. Введение в интеллектуальную собственность

Определение интеллектуальной собственности.

Система объектов интеллектуальной собственности.

Роль интеллектуальной собственности в развитии общества

 

 

Тема 2. Авторское право и смежные права

 

Авторское право

1.1. Понятие и признаки произведения.

1.2. Произведения, охраняемые авторским правом.

1.3. Произведения, не являющиеся объектами авторского права.

1.4. Авторы произведений. Соавторство.

1.5. Служебные произведения.

1.6. Содержание авторского права.

1.6.1. Личные неимущественные авторские права.

1.6.2. Имущественные авторские права.

1.7. Срок охраны авторского права.

 

 

Смежные права

2.1. Объекты смежных прав: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания.

2.2. Смежное право исполнителей.

2.3. Смежное право производителей фонограмм.

2.4. Смежное право организаций вещания.

Тема 3. Право промышленной собственности

I. Патентное право

Объекты патентного права.

1.1. Понятие изобретения. Объекты изобретения. Условия патентоспособности изобретения.

1.2. Полезные модели. Понятие и условия патентоспособности.

1.3. Промышленные образцы. Понятие и условия патентоспособности.

1.4. Сорта растений. Понятие и условия патентоспособности.

1.5. Топологии интегральных микросхем. Понятие и условия предоставления охраны.

 

Субъекты патентного права

2.1. Авторы объектов промышленной собственности.

2. 2. Патентообладатели.

2. 3. Служебные объекты промышленной собственности.

2.3.1. Основания признания объектов промышленной собственности служебными.

2.3.2. Права и обязанности работника и нанимателя при получении патентов на служебные объекты промышленной собственности.

2.3.3. Право авторов служебных объектов промышленной собственности на вознаграждение.

 

Патентование объектов промышленной собственности.

3.1. Патент и его функции.

3.2. Понятие и виды приоритета.

3.3. Содержание прав патентообладателей.

3.4. Системы патентования.

3.5. Процедура выдачи патентов.

3.6. Право преждепользования и право послепользования.

3.7. Прекращение действия патента.

 

II. Средства индивидуализации участников гражданского оборота, их товаров, работ и услуг

 

Правовая охрана фирменных наименований.

Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания.

2.1. Понятие и функции товарного знака.

2.2. Виды товарных знаков.

2.3. Порядок регистрации товарного знака. Абсолютные и иные основания для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака.

2.4. Содержание права на товарный знак.

2.5. Прекращение охраны товарного знака.

Географические указания.

3.1. Использование географических указаний для индивидуализации товаров.

3.2. Наименование места происхождения товара.

3.3. Указание происхождения товара.

 

III. Правовая охрана нераскрытой информации.

 

Понятие нераскрытой информации и условия ее охраны.

Правовая охрана секретов производства (ноу-хау).

 

 

Тема 4. Патентная информация и патентные исследования

 

Патентная информация. Состав патентной информации.

2. Официальные издания патентного органа.

3. Электронные патентно-информационные ресурсы и базы данных.

4. Международные классификации.

5. Патентные исследования.

 

 

Тема 5. Использование объектов интеллектуальной собственности

Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности

1. Оценка рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности. Методы оценки.

2. Использование объектов интеллектуальной собственности в качестве нематериальных активов.

 

Распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности

2.1. Формы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности

2.2. Договор уступки прав на объекты интеллектуальной собственности.

2.3. Лицензионный договор.

2.4. Авторский договор.

 

Тема 6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав Интеллектуальной собственности.

 

1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности

Судебное рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности.

Гражданско-правовая защита прав интеллектуальной собственности.

Административная и уголовная ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.

Тема 7. Инфраструктура интеллектуальной собственности

 

Патентные поверенные.

Темы семинарских занятий

Вопросы к зачету

 


Введение

Определенный в качестве стратегической задачи перевод национальной экономики на инновационный путь развития, формирование и эффективное функционирование экономики, основанной на знаниях, многократно увеличивает значение правой охраны результатов интеллектуальной деятельности. Это, в свою очередь, требует подготовки специалистов во всех отраслях народного хозяйства, обладающих необходимыми знаниями в области охраны и управления интеллектуальной собственностью.

Основной целью курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» является формирование у студентов базовых представлений об интеллектуальной собственности.

Задачами курса является изучение основных положений, связанных с правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности в экономике, таких как:

- основы международного права и национального законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

- принципы предоставления правовой охраны объектам интеллектуальной собственности в Республике Беларусь и за рубежом;

- способы введения объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот и распоряжения правами на эти объекты;

- основы экономики интеллектуальной собственности;

- основы системы управления интеллектуальной собственностью;

- ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности.

Программа курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» включает следующие темы:

1. Введение в интеллектуальную собственность.

2. Авторское право и смежные права.

3. Право промышленной собственности.

4. Патентная информация и патентные исследования.

5. Использование объектов интеллектуальной собственности.

6. Рассмотрение споров, связанных с объектами интеллектуальной собственности. Защита прав интеллектуальной собственности.

7. Инфраструктура интеллектуальной собственности.

8. Международная охрана интеллектуальной собственности.

В процессе изучения предлагаемого курса студенты должны ознакомиться с основами национального законодательства и международных договоров Республики Беларусь в области права интеллектуальной собственности, а также с существующей в Республике Беларусь системой государственного управления интеллектуальной собственностью.

Умения, приобретенные при изучении курса «Основы управления интеллектуальной собственностью», должны включать применение полученных знаний в процессе создания объектов интеллектуальной собственности, получения правовой охраны и использования этих объектов в экономическом обороте.

Студенты должны получить представление об основных понятиях в сфере интеллектуальной собственности, знать порядок оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также способы распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности.

Включенные в пособие вопросы для повторения, а также приведенные списки литературы и электронные ресурсы призваны помочь студенту в самостоятельном изучении курса «Основы управления интеллектуальной собственностью». Приведенные после отдельных тем тесты предназначены для самостоятельного контроля качества усвоения учебного материала.

Планы практических занятий могут быть использованы преподавателями курса «Основы управления интеллектуальной собственностью» при организации учебного процесса.

 


Рис. 1 Система объектов интеллектуальной собственности


 

Вопросы для повторения

1. Назовите объекты интеллектуальной собственности.

2. Какую роль играет интеллектуальная собственность в построении инновационной экономики?

Литература

 

Нормативный материал

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.

 

Основная

1. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.

2. Зинов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие / В.Г. Зинов. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.

 

Дополнительная

1. Идрис, К. Интеллектуальная собственность – мощный инструмент экономического роста / К.Идрис; пер. с англ. –М.:ФИПС, 2004. – 450 с.

2. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.1. Авторское право и смежные права / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 560 с.

3. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.2. Промышленная собственность / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 624 с.

4. Чурин, Н.Ф. Интеллектуальная собственность в структуре мировой экономики / Н.Ф. Чурин. – М.: Экономистъ, 2005. – 71 с.

 

Электронные ресурсы

Всемирная организация интеллектуальной собственности: http:// www.wipo.int/


Авторское право

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

 

Законодательство не раскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно является основополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, что любое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающим образом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определение понятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права. Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своё выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения»[1].

Для того, чтобы охраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме. Произведение - это объект идеальный; оно изначально возникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в виде творческого замысла. До того момента, как произведение не станет существовать вне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности, нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором и его произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами, нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие.

Произведение может быть представлено в следующих формах:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

- устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

- в других формах.

Однако не всякая объективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское право распространяется только на работы, являющиеся результатом творческой деятельности. Творческой деятельностью признают самостоятельную интеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущего произведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.

Авторское право не регулирует сам процесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособности произведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданию произведения, а соответствующий признак созданного в результате этой деятельности произведения. Признаком того, что произведение является результатом творческой деятельности, большинство исследователей называют его новизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность) произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этом новизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самого произведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот же сюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений, содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личность автора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение. Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.

Предоставление охраны произведению не зависит от его назначения и достоинства. Под достоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиеся к его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научная глубина, авторский стиль и т.д. Назначение авторского права в целом состоит не в том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечить интересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение может быть использованы другими лицами. Авторским правом должны охраняться любые произведения, в которых проявляется творчество, и которые обладают предусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.

Служебные произведения

 

Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» определяет служебное произведение как произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.

Закон не содержит четкого определения сферы, в которой применяются нормы о служебных произведениях. Тем не менее, можно говорить о том, что понятие «служебное» может использоваться только применительно к произведениям, созданным в рамках трудовых отношений. Законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ст.1 ТК наниматель - это юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того, законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание», которые применяются именно в трудовых отношениях.

Первым возможным основанием признания объекта авторского права служебным является то, что его создание входит в служебные обязанности работника. Действующее законодательство не дает непосредственного определения того, что такое «служебные обязанности». Трудовой кодекс использует понятие «служебное положение работника» при определении термина «должность». При этом служебное положение работника определяется кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя из этого, можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и «должностные обязанности». В свою очередь, должностные обязанности предполагают наличие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором; именно в трудовом договоре или в должностной инструкции и должны быть закреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебного произведение может получить в том случае, если его создание входит в трудовые обязанности автора.

Закон «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает в отношении служебных произведений особый правовой статус. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное.

Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпция принадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю может быть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора. Наниматель и автор в трудовом договоре (контракте) могут установить, что имущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают у автора; в этом случае его правовой режим не будет отличаться от правового режима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю, заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с работником авторский договор. Имущественные права в соответствии с соглашением будут разделены между работником и нанимателем (по способам использования произведения или территории, на которой будет осуществляться право).

Закон ограничивает автора служебного произведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личными неимущественными правами. В том случае, если обладателем имущественных прав на служебное произведение является наниматель, автор не вправе препятствовать обнародованию такого произведения.ьтопечение межправительственного сотрудничества административным Кроме того, автор служебного произведения не может также осуществить право на отзыв.

Признание имущественных авторских прав на служебное произведение за нанимателем лишает автора такого произведения права на получение вознаграждения как самим нанимателем, так и третьими лицами.

 

Содержание авторского права

 

Имущественные авторские права.

Статья 983 ГК устанавливает, что обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования объекта интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом.

Данное правило в отношении объектов авторского права конкретизируется в Законе «Об авторском праве и смежных правах», ст. 16 которого устанавливает, что автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:

- воспроизведение произведения;

- распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности;

- прокат оригиналов или экземпляров компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах;

- импорт экземпляров произведения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателя авторских прав;

- публичный показ оригинала или экземпляра произведения;

- публичное исполнение произведения;

- передачу произведения в эфир;

- иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

- перевод произведения на другой язык;

- переделку или иную переработку произведения.

Воспроизведения произведения определено в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как изготовление одного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Экземпляром произведения является копия произведения, изготовленная в любой материальной форме. Поэтому существенным признаком воспроизведения является изготовление копий произведения в форме материальных объектов.

Распространениеоригинала или экземпляров произведения является самостоятельным способом использования произведения, при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходе права собственности или права владения экземпляром произведения от одного лица к другому. Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право на распространение помогает автору ограничить территорию, на которой изготовленные с согласия автора экземпляры произведения будут находится в гражданском обороте. Однако признание за автором исключительного права на распространение экземпляров произведения без установления пределов его осуществления может парализовать их гражданский оборот. Поэтому в отношении права на распространение использует принцип исчерпания, который в том, что экземпляры правомерно опубликованного произведения, введенные с разрешения автора в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности, могут в дальнейшем распространяться на территории Республики Беларусь без согласия автора и без выплаты вознаграждения. Однако исчерпание права на распространение не будет означать прекращение права автора на сдачу произведения в прокат.

Наряду с правом на распространение Закон называет право автора импортировать экземпляры произведения. Выделение данного права необходимо, в первую очередь, для того, чтобы предоставить обладателю авторского права возможность пресекать ввоз в страну контрафактных экземпляров его произведения.

Публичным показом является показ оригинала или экземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, теле- кадра на экране, с помощью любого другого технического средства или иным способом (в отношении аудиовизуального произведения – показ отдельных кадров вне их последовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. Данный способ использования наиболее характерен для произведений изобразительного искусства.

Публичным исполнением является исполнение произведения посредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе с помощью технических средств (в отношении аудиовизуального произведения – показ кадров в их последовательности с сопровождением звуком) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи. К публичному исполнению относятся все виды театральных постановок, концерты, цирковые представления, исполнение музыкальных произведений на танцплощадках и дискотеках, клубах, барах, ресторанах и иных общественных местах. К публичному исполнению также относится демонстрация аудиовизуальных произведений в кинотеатрах, видеосалонах и иных общественных местах.

Передача в эфир определяется как сообщение произведения для всеобщего сведения посредством беспроволочной передачи, включая передачу через спутник. Данное авторское правомочие представляет особое значение, поскольку предполагает доведение произведения до сведения наиболее широкой аудитории. При этом не имеет значения, какое количество лиц фактически воспринимали переданное в эфир произведение; объектом права является сама возможность воспринимать произведение с эфира.

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения определяется в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как сообщение для всеобщего сведения как «передачу по проводам или средствами беспроволочной связи изображений или звуков … таким образом, что они становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы доступны для восприятия; сообщением произведения для всеобщего сведения также является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору». Таким образом, данное авторское правомочие охватывает как сообщение произведения по кабелю, так и размещение его в сети Интернет.

Право осуществлять или разрешать осуществлять перевод произведения на другой язык является традиционно признаваемым правом автора. По большому счету перевод является частным случаем переработки произведения, а выделение права на перевод в отдельное правомочие является не более чем данью традиции. Поэтому многие исследователи отмечают необходимость объединения указанных правомочий в одно, например, в единое право на преобразование произведения.

Право перерабатывать произведение включает в себя возможность автора самому переработать произведение в другой вид, придать произведению другую форму, перевести его в другой жанр и т.п., а также разрешать другим лицам осуществлять такую переработку и использовать произведение в переработанном виде. Наиболее распространенными способами переработки произведения являются перевод литературного произведения в драматическое произведение, сценарий или иное подобное произведение.

Допускаемые случаи свободного использования охраняемых авторским правом произведенийисчерпывающим образом перечислены в статьях 18-21 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Срок охраны авторского права

 

Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. При жизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественные права. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могут осуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, - защиту личных неимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а при отсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. В настоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь.

Смежные права.

Смежное право исполнителей

 

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие права:

право на имя;

право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации);

право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.

Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.

Имущественные права, предусмотренные настоящим Законом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

 

Вопросы для повторения

1. Какие произведения охраняются авторским правом?

2. Какие личные неимущественные и имущественные авторские права, признаваемые за создателем произведения?

3. В чем состоят особенности правового статуса служебных произведений?

4. Что является объектами смежных прав?

Тесты для самоконтроля

 

1. Авторское право распространяется на:

а) произведения литературы и искусства;

б) компьютерные программы;

в) произведения науки;

г) исполнения.

 

2. Авторское право возникает:

а) в силу факта создания произведения;

б) в силу факта создания произведения при условии проставления на произведении;

в) на основании регистрации авторского права в установленном порядке;

 

3. Составное произведение – это:

а) произведение, созданное в соавторстве;

б) произведение, представляющие по подбору включенного в него материала результат творческой деятельности;

в) произведение, представляющее по расположению включенного в него материала результат творческой деятельности.

4. Служебное произведение – это:

а) произведение, право на использование которого автор передал по авторскому договору нанимателю;

б) произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей;

в) произведение, относящиеся к области деятельности нанимателя.

 

5. Объектами смежных прав являются:

а) фонограммы;

б) кинофильмы;

в) передачи организаций эфирного вещания.

Литература

Нормативный материал

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 415-З // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1999. - №7-9. - Ст.101.

2. Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 370- // Ведамасці Нац. Сходу Рэсп. Беларусь. -1998. - №31-32. - Ст.472.

 

Основная

1. Кудашов, В.И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие / В.И. Кудашов. - Минск: БНТУ, 2004. – 321 с.

2. Лосев, С.С. Авторское право. Национальное и международное законодательство / С.С. Лосев - Минск: «Ураджай», 2000. – 270 с.

3. Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А.П. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 751 с.

 

Дополнительная

1. Интеллектуальная собственность (в 2-х книгах). Кн.1. Авторское право и смежные права / сост. и комм. И.В. Попова; под ред. В.Ф. Чигира. – Минск: Амалфея, 1997. – 560 с.

2. Липцик, Д. Авторское право и смежные права / Липцик Д.; пер. с франц. – М.: издательство ЮНЕСКО, 2002. – 788 с.

3. Лосев, С.С. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» / С.С. Лосев - Минск: «Дикта», 2007. – 280 с.

4. Судариков, С.А. Основы авторского права / С.А. Судариков. – Минск: Амалфея, 2000. – 511 с.

 

Ответы на тесты

А», «б», «в»; 2 – «а»; 3 – «б», «в»; 4 – «б»; 5 – «а», «в».


I. Патентное право

Объекты патентного права

Субъекты патентного права

Патентообладатели.

Патент и его функции.

Понятие и виды приоритета.

Содержание прав патентообладателей

 

Системы патентования

Система оформления прав на изобретение в современном понимании зародилась уже в начале XIX века. Сегодня она базируется на четких юридических процедурах, исторически оформившихся в относительно самостоятельные системы патентования, отличающиеся друг от друга объемом и глубиной проверки существа заявляемого на патентование технического решения.

Явочная система выдачи патентов появилась раньше других. Эта система характеризуется тем, что патент выдается без квалификации заявленных технических решений на критерии патентоспособности. Патентный орган проверяет правильность оформления заявки и соответствие заявляемого решения понятию изобретения. Полная проверка патентоспособности, условия которой сформулированы в законодательстве, относится к компетенции суда, который проводит такую проверку в случае возникновения спора. Система явочной процедуры выдачи патентов в настоящее время существует в таких странах, как Франция, Италия, Испания и ряде других стран. Явочная система имеет неоспоримое преимущество, которое состоит в возможности получить патент после проведения формальной экспертизы заявки, занимающей всего 1-2 месяца.

Однако явочная система выдачи патентов имеет очевидный недостаток, который состоит в том, что лицо, желающее использовать запатентованное изобретение, не может быть до конца уверено в том, что приобретаемый патент не будет в последующем признан недействительным. Поэтому с середины XIX века в промышленно развитых странах стала приобретать все большую популярность проверочная система выдачи патентов. Ее отличие состоит в том, что патентным органом проводится оценка формальных и сущностных признаков технического решения исходя их сформулированных в законодательстве критериев патентоспособности. Проверочная система выдачи патентов существует в США, Канаде, скандинавских странах. Объем и глубина проверки могут отличаться в разных государствах, применяющих проверочную систему. Однако наряду с достоинствами и эта система не лишена недостатков, среди которых обычно называют большую продолжительность и высокую стоимость экспертизы.

Поэтому в рамках проверочной системы выдачи патентов стала выделяться обособленная разновидность, получившая название процедуры с отсроченной экспертизой заявок. Ее суть состоит в том, что исследование патентоспособности заявленного технического решения откладывается на установленный законодательством срок, который предоставляется заявителю для более обстоятельного изучения вопроса о целесообразности проведения экспертизы заявки по существу. Подобная система действует в Великобритании, ФРГ, большинстве постсоветских государств, включая Республику Беларусь. Данная процедура предполагает обязательную публикацию материалов заявки. Публикация заявки на изобретение в рамках системы отсроченной экспертизы преследует несколько целей, основными из которых является ознакомление всех заинтересованных с уровнем техники, а также критическая оценка заявленного решения профессиональному анализу на критерий патентоспособности вне рамок официальной экспертизы.

Процедура выдачи патентов

 

При выдаче патентов на разные объекты промышленной собственности в Республике Беларусь используют

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...