Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТРУДОВОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА

5.1. Предмет и структура трудового права

Трудовое право — одна из ведущих отраслей права Российской Федерации. Ее значение определяется, в частности тем, что с нормами данной отрасли права приходится иметь дело каждому, кто реализовал свое право на труд, заключив трудовой договор, а таких людей — подавляющее большинство.
Каждая отрасль права характеризуется прежде всего своим предметом. Предмет какой-либо отрасли права — это те же общественные отношения, которые данная отрасль регулирует. Предметом Трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. При этом под трудовыми отношениями законодатель понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Из этого следует, что, например, отношения между членами семьи, которые трудятся на своем дачном участке или в своем личном подсобном хозяйстве, отношения между членами производственного кооператива, между заказчиком и подрядчиком, заключившими гражданско-правовой договор, с правовой точки зрения не является трудовыми и в сферу действия трудового права не попадают. С точки зрения трудового права трудовые отношения — это отношения между наемным работником и работодателем, заключившими между собой трудовой договор (о трудовом договоре подробнее речь пойдет в одной из последующих глав).
Важно иметь в виду, что нормы трудового права распространяются на отношения между наемным работником и работодателем независимо от того, является последний физическим или юридическим лицом, а в последнем случае — независимо от организационно-правовой формы юридического лица. Действие трудового законодательства распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. При этом его целями являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Помимо трудовых отношений в том смысле, о котором было сказано выше (их еще можно назвать собственно трудовыми) трудовое право регулирует и «иные, — как выражается законодатель, — непосредственно связанные с ними отношения». К ним относятся:

— отношения по обеспечению занятости и трудоустройства; — организационно-управленческие отношения (например, между трудовым коллективом, выступающим от его имени выборным профсоюзным органом и администрацией);
— отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
— отношения по разрешению трудовых споров;
— некоторые другие отношения.
Все они тесно связаны с собственно трудовыми отношениями и вместе с ними составляют предмет трудового права.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение трудового права. Трудовое право — это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В структуре трудового права, как и в структуре большинства отраслей российского права, принято выделять две большие части: общую и особенную. Некоторые авторы полагают, что необходимо выделять еще и третью часть трудового права — специальную. Следует признать, что в последнее время, особенно после принятия нового Трудового кодекса РФ (вступил в силу с 1 февраля 2002 года), для этого есть определенные основания.
Общая часть трудового права состоит из норм, имеющих важное значение для всей системы трудового права, определяющих его цели, задачи, закрепляющих его основные принципы. Положения общей части трудового права необходимо иметь в виду, о каком бы конкретном вопросе трудового права ни шла речь.

Особенная часть трудового права включает в себя нормы, регулирующие отдельные виды (сферы) трудовых и непосредственно связанных с ними общественных отношений. В составе этой части можно выделить такие институты трудового права, как институт трудового договора (в составе которого в свою очередь можно выделить субинституты заключения, изменения и прекращения трудового договора), институт рабочего времени и времени отдыха, институт оплаты и нормирования труда и т. д. (Эти и некоторые другие институты трудового права будут рассмотрены в последующих главах учебника).
Наконец, специальную часть трудового права - если согласиться с необходимостью ее выделения — составят нормы, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними общественные отношения с участием отдельных категорий работников (женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до восемнадцати лет, лиц, работающих вахтовым методом, педагогических работников, работников религиозных организаций и других).
Данная структура трудового права находит свое отражение в структуре трудового законодательства, прежде всего — в структуре Трудового кодекса Российской Федерации. Вышеупомянутым частям, а также вышеназванным и иными институтам и субинститутам трудового права посвящены, как правило, соответствующие части, разделы и главы ТК РФ.


5.2. Источники трудового права
Трудовой кодекс — основной, но не единственный источник трудового права. Источниками трудового права является вся совокупность нормативно-правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. О разнообразии нормативно-правовых актов, их видах и иерархии мы с вами уже говорили, когда речь шла о хозяйственном праве. Источники трудового права столь же разнообразны и включают в себя нормативно-правовые акты, относящиеся практически ко всем их видам и подвидам и находящиеся на всех ступенях их иерархии.
Прежде всего следует назвать Конституцию РФ.Являясь основой всего законодательства, в том числе и трудового, Конституция РФ закрепляет принципы трудового права, те основополагающие начала, из которых исходят все остальные нормы трудового права.
К числу таких основополагающих начал трудового права относятся:
— свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
— запрет принудительного труда;
— право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
— право на вознаграждение за труд без какой- либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

— право на защиту от безработицы;
— право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
— гарантированность каждому работающему по трудовому договору установленных федеральным законом продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Следующим по важности источником трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации. Если Конституция РФ — это фундамент трудового законодательства, то Трудовой кодекс РФ — это его ядро. Именно здесь содержится основная масса норм трудового права и именно к этому нормативно-правовому акту обращаются чаще всего, решая самые разнообразные вопросы, относящиеся к сфере трудового права. Кроме того, все другие федеральные законы — а тем более подзаконные акты — содержащие нормы права, не могут противоречить Трудовому кодексу. Трудовой кодекс определяет цели и задачи трудового законодательства, основные принципы правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, правила действия норм трудового права во времени, пространстве и по кругу лиц, содержит — как уже говорилось - разделы и главы, посвященные основным институтам и субинститутам трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, Оплата и нормирование труда, дисциплина труда, охрана труда и т. д.).
Помимо Трудового кодекса трудовое законодательство включает в себя и другие федеральные законы, относящиеся к отдельным институтам трудового права — такие, например, как законы «О занятости населения в Российской Федерации», «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и другие.
Среди подзаконных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.Некоторые из них также можно рассматривать как источники трудового права. В качестве примера можно привести акты, касающиеся определения тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
Важную роль в регулировании трудовых отношений играют ведомственные нормативно-правовые акты — приказы, инструкции, правила и положения, издаваемые министерствами и ведомствами.
К источникам трудового права относятся такие локальные (внутриорганизационные) нормативно-правовые акты — правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, положения об плате труда и т. д.
В условиях сужения сферы централизованного (государственного) регулирования трудовых отношений роль локальных (внутриорганизационных) нормативно-правовых актов возрастает.
Среди правовых актов, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на уровне организации, особого внимание заслуживает коллективный договор. Согласно ст. 40 ТК РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Значение данного правового акта определяется тем, что он позволяет работникам организации улучшить условия своего труда — и порой весьма существенно — по сравнению с условиями, предусмотренными законодательством.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:
— формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций;
— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;
— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
— другие вопросы, определенные сторонами. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могу устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
Помимо коллективного договора законодательство предусматривает также возможность заключения такого правового акта, как соглашение. В соответствии со ст. 45 ТК РФ соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
— оплата труда;
— условия и охрана труда;
— режимы труда и отдыха;
— развитие социального партнерства;
— иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).
Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования
Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
В условиях возрастания роли социального партнерства в сфере труда роль подобных соглашений в регулировании трудовых отношений становится все более заметной.
Наконец, следует иметь в виду, что положение Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет перед внутренним законодательством, в полной мере относится и к трудовому праву. Поэтому многочисленные конвенции, принятые под эгидой Международной организации труда (МОТ), членом которой является Российская Федерация, также относятся к источникам трудового права России.


5.3. Трудовое правоотношение
Под правоотношением вообще понимается общественное отношение, урегулированное нормами права, стороны которого (субъекты правоотношения) связаны взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями. Эти взаимные права и обязанности субъектов правоотношения (субъективные права и обязанности) и составляют содержание правоотношения.
Исходя из этого, под трудовым правоотношениемследует понимать трудовое отношение, урегулированное нормами права. В качестве субъектов трудового правоотношения выступают работник и работодатель, а его содержанием являются права и обязанности работника и работодателя
Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в ст. 21 и 22 ТК РФ. В частности, работник имеет право на:
— заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
— предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; --рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

— своевременную и в полном объеме вsплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и т. д.
В то же время работник обязан:
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового рас- порядка организации;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством.
Работодатель имеет право:
— заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством;
— вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
— требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

— привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством.
В то же время работодатель обязан:
— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

— предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
— обеспечивать безопасность труда к условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
— обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
— выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством и т. д.
Эти и другие права и обязанности, сформулированные в Трудовом кодексе РФ в общем виде, конкретизируются в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем, коллективном договоре, правилах внутреннего трудового распорядка и т. д.
Как уже было сказано, субъектами трудовых правоотношений являются работники и работодатели.
В качестве работников выступают только физические лица. В качестве работодателей могут выступать как физические лица, так и — в большинстве случаев — юридические лица. Что касается физических лиц — работодателей, то чаще всего таковыми являются индивидуальные предприниматели, но в принципе работодателем может стать и гражданин, не имеющий такого статуса — если он наймет (и официально это оформит) домработницу, водителя, охранника и т. п.
В любом случае необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении является трудовая правосубъектность, включающая в себя трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Трудовая правоспособность — это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособность — это способность своими действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и осуществлять трудовые обязанности. В отличие от гражданского права, где правоспособность физических лиц предшествует их дееспособности (первая возникает с момента рождения, а вторая с момента достижения определенного возраста), в трудовом праве правоспособность и дееспособность возникают одновременно. Это связано с тем, что работник как субъект трудового права всегда выступает только в личном качестве. Нельзя быть субъектом трудовых прав и обязанностей, не имея возможности самостоятельно эти права осуществлять, а обязанности исполнять.
Трудовая правосубъектность работника по общему правилу возникает с 16 лет. Это означает, что именно с 16 лет гражданин приобретает возможность вступать в трудовые правоотношения, заключая трудовой договор. Из этого правила закон допускает исключения. В некоторых случаях трудовой договор может быть заключен и с граждаяани, не достигшими 16 лет. Однако условия труда этой категории граждан устанавливаются специальными нормами законодательства. Правовое регулирование труда работников в возрасте до 18 лет также имеет свои особенности.
Работодатели — индивидуальные предприниматели и юридические лица — приобретают трудовую правосубъектность с момента их государственной регистрации.
Следует иметь в виду, что работники и работодатели — основные, но не единственные субъекты отношений, регулируемых нормами трудового права. Как вы уже знаете, помимо собственно трудовых отношений трудовое право регулирует и инье непосредственно связанные с ними отношения. Круг субъектов этих отношений шире, чем собственно трудовых. В него помимо работников (отдельных физических лиц) и работодателей (отдельных физических и юридических лиц) войдут также профсоюзы и их объединения, иные представители работников, объединения работодателей, государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (например, органы федеральной инспекции труда) и т. д.
Наиболее распространенным основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор. (Подробно этот правовой акт будет рассмотрен в одной из последующих глав.) Однако в некоторых случаях только трудового договора для возникновения трудового правоотношения недостаточно — необходимы и другие юридически значимые действия. В этих случаях, говоря языком права, правоотношение возникает в силу сложного юридического состава, элементами которого выступают трудовой договор и иные юридические факты, служащие основанием для его заключения.
К таким юридическим фактам относятся:
избрание (выборы) на должность (этот юридический факт в предусмотренных законом случаях должен предшествовать заключению трудового договора с рядом должностных лиц);
избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности (например, исключительно по конкурсу замещаются вакантные должности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений);
судебное решение (например, в случае, если гражданин обжаловал в суде необоснованный отказ в приеме на работу, и суд эту жалобу удовлетворил);
— некоторые другие юридические факты, предусмотренные законодательством.
Что касается оснований измененияи прекращения трудового правоотношения, то учитывая, что изменение и прекращение трудового правоотношения всегда означают изменение или прекращение трудового договора, они будут рассмотрены в главе «Трудовой договор». Г л а в а 6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА.
ПРАВОВОЙ СТАТУС БЕЗРАБОТНОГО
Как уже говорилось, одним из основных институтов трудового права является институт занятости и трудоустройства. Значение данного института обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоустройства — и прежде всего проблема безработицы — являются актуальными (в большей или меньшей степени) практически для всех государств современности.
Рост безработицы ведет к недоиспользованию трудового потенциала страны, снижению доходов населения, усилению социальной напряженности. Массовая безработица может привести к серьезным социальным взрывам и политическим потрясениям. Поэтому любое государство в целях обеспечения социальной и политической стабильности стремится поддерживать полную занятость населения и предусматривает меры поддержки граждан, временно являющихся безработными. (Правда, последнее могут себе позволить только достаточно состоятельные страны.) Политика государства в этих вопросах находит свое закрепление в соответствующем законодательстве.
Законодательство РФ о занятости
и трудоустройстве. Государственные органы
занятости населения
В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости и трудоустройства является Федеральный закон О занятости населения в Российской Федерации (далее — Закон о занятости). Нормы данного института трудового права содержатся также в некоторых статьях Трудового кодекса РФ (например, статьях главы 27 .Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора и раздела IХ Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников), ряде других федеральных законов и подзаконных актов.
Поскольку вопросы занятости и трудоустройства должны быть предметом пристального внимания не только со стороны центральной власти, но также со стороны региональных и местных властей, постольку важную роль в регулировании этих отношений призваны сыграть — и в ряде случаев играют — законодательство субъектов федерации и местные под- законные нормативно-правовые акты.
Свою политику в сфере занятости и трудоустройства государство осуществляет посредством системы специальных органов — государственных органов занятости населения. В эту систему входят Федеральная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) — центры занятости населения.
Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:
— анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения); — информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;
— содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
регистрация безработных граждан;
— назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;
— ряд других функций, возложенных на них законодательством
При этом все услуги, оказываемые государственными органами занятости гражданам по трудоустройству, являются бесплатными.
Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. Вчастности, они вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации и подготовке могут оказывать гражданам и негосударственные организации. Такие организации должны быть юридическими лицами и иметь соответствующие лицензии.
Понятие и формы занятости.Под занятостью втрудовом законодательстве понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятельности рассматриваются как формы занятости.
В
соответствии с Законом о занятости занятым и считаются граждане:
— работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;
— занимающиеся предпринимательской деятельностью;
— занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
— выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;
— являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
— избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
--- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
— проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;
— временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);
— являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества — общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. Все остальные граждане считаются незанятыми. Однако следует иметь в виду, что незанятый гражданин и безработный — это, с точки зрения закона, не одно и тоже.
Безработным в соответствии с трудовым законодательством признается гражданин, если он:
— трудоспособен (при этом трудоспособными признаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном порядке инвалидами III или 11 степени ограничения способности к труду);
— не имеет работы и заработка (дохода);
зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;
— ищет работу и готов приступить к ней;
--- не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;
— представил в орган службы занятости все необходимые документы — паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорт и документ об образовании.
При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня представления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным. При этом считается, что гражданин является безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необходимых документов.
Правовой статус безработного характеризуется целым рядом прав и обязанностей. Ядро этого статуса составляют государственные гарантии социальной поддержки безработных. В частности, государство гарантирует безработным:
— выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
— выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности
— возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
— возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.
При этом время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение для установления права на трудовые пенсии.
В то же время, как уже было сказано, статус безработного предполагает наличие у гражданина и определенных обязанностей.
Важнейшие из них:
— вовремя и в установленном порядке проходить перерегистрацию в органах службы занятости;
— вовремя являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
— по направлению органов службы занятости своевременно являться на переговоры с работодателем о трудоустройстве.
Понятие подходящей работы. Одним из ключевых понятий законодательства в сфере занятости и трудоустройства является понятие подходящей работы. От наличия или отсутствия таковой зависит по лучение и сохранение гражданином статуса безработного, размер и сроки выплаты пособия по безработице и многое другое.
Подходящей считается работа, соответствующая:
1) профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки. Понятно, что для инженера не будет подходящей работой должность. бухгалтера, для слесаря-сантехника
работа каменщика, для токаря 6-го разряда — вакансия грузчика или вахтера;
2) условиям последнего места работы. Здесь прежде всего имеется ввиду условия оплаты труда;
3) состоянию здоровья работника. Естественно, не может считаться подходящей для гражданина работа, противопоказанная ему по состоянию здоровья.
4) транспортной доступности рабочего места. Большинство людей вряд ли сочтут для себя подходящей работу — даже если она устраивает их во всех других отношениях — если дорога на работу и с работы будет отнимать у них по нескольку часов в день. Законодательство также учитывает этот фактор при определении подходящей работы. Однако конкретные категории транспортной доступности рабочего места закон не называет — максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
При соответствии всем вышеназванным условиям работа будет признана подходящей. Причем вне зависимости от того, является ли данная работа постоянной или временной.
Для некоторых категорий безработных подходящей будет считаться и иная оплачиваемая работа, если только ее условия соответствуют требованиям трудового законодательства. К таким категориям относятся граждане:

— впервые ищущие работу (ранее не работавшие);
— не имеющие профессии (специальности);
— уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;
— ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;
— стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
— направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;
— некоторые другие категории граждан.
В любом случае не может считаться подходящей работа, если:
1) она связана с переменой места жительства;
2) ее условия не соответствуют требованиям трудового законодательства;
З) предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума или — если заработок гражданина на последнем месте работы превышал величину прожиточного минимума — ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
Пособие по безработице. Пособие по безработице — наиболее распространенный вид государственной поддержки безработных граждан. Если другими видами социальной поддержки со стороны государства гражданин может воспользоваться лишь при наличии определенных условий, то на данный вид поддержки может рассчитывать практически каждый безработный. (Следует, правда, учитывать, что период, в течение которого выплачивается пособие, не безграничен.)
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размер пособия зависит от того, имел ли гражданин до признания его безработным оплачиваемую работу и от срока в течение которого он является безработным.
Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, пособие начисляется:
- в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;
— в следующие четыре месяца — в размере 60%;
— в дальнейшем в размере 45%,
Однако во всех случаях размер пособия не может превышать величину прожиточного минимума и быть ниже 20% этой величины,
Всем другим гражданам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачивается в размере 20% величины прожиточного минимума.
Для некоторых категорий безработных предусмотрен повышенный размер пособия, К таким категориям относятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...