Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание при проведении режимных процессов

 

Ребенку первых лет жизни интересны все предметы, попадающие в поле его зрения, и действия взрослого с ними. Он во всем хочет походить на взрослых, поэтому демонстрируемые ими действия малыш старается выполнять точно так же, с интересом и желанием включаясь в выполнение режимных процессов.

 

Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, гигиенические процедуры) занимают довольно много времени на протяжении каждого из отрезков бодрствования малышей. Ухаживая за младенцем, взрослый одновременно формирует у него положительное отношение к этим процессам. Ближе к одному году, удовлетворяя врожденную активность малыша, взрослый предлагает ему принимать участие в совместных действиях. В 8 месяцев ребенок держит в руке хлеб и учится держать чашку во время еды, с удовольствием подставляет руки под струю воды во время умывания. К году он спокойно относится к высаживанию на горшок, пытается самостоятельно есть, засовывая руки в тарелку, отнимает у взрослого ложку и выражает недовольство, когда его останавливают. Во время одевания ребенок пытается сам натягивать трусы, колготки и т. п. На втором году жизни активность ребенка возрастает. Он требует: «Я сам!» —и отказывается от помощи взрослого.

 

Существуют особые периоды в развитии ребенка (их называют сен-зитивными периодами), когда он направляет свою энергию в русло какой-либо деятельности. Для детей раннего возраста сензитивным является период начиная с конца первого — начала второго года жизни, когда они стремятся к самостоятельности при выполнении действий по самообслуживанию. Однако действия малышей еще неуклюжи, деятельность растянута по времени, желания приходят в несоответствие с возможностями, в результате наступает разочарование. Поэтому взрослый должен быть всегда рядом, чтобы вовремя помочь, научить, ободрить.

Обучение действиям по самообслуживанию — трудоемкий процесс, который занимает не одну неделю и даже не один месяц. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и др. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, интерес к действиям по самообслуживанию угасает, уступая место другим интересам. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребенку, так и взрослому Зная это, следует с конца первого года жизни приучать ребенка к самообслуживанию, способствуя формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность.

 

Заботясь в первую очередь о здоровье детей, воспитатель дошкольного учреждения должен, не выходя за рамки режима, четко проводить режимные процессы, обслуживая малышей в возрасте 1—3 лет и одновременно обучая их необходимым умениям.

Для того чтобы детям было комфортно, следует создать соответствующую среду:

• подобрать оборудование, соответствующее ростовым показателям, и предусмотреть свободный доступ к нему (к полотенцу, к шкафчику с верхней одеждой и т.п.);

• в приемной поставить низкие широкие скамейки (не стулья), чтобы малыши могли сидеть, не мешая другим, свободно раскладывать свою верхнюю одежду; закрепить определенное место для подготовки ко сну (в спальне или игровой комнате), иначе дети возбуждаются и не могут заснуть;

• обеспечить простор для передвижения детей;

• предметы, находящиеся в личном пользовании ребенка (шкафчик для одежды, полотенце и т.п.), пометить одинаковыми картинками;

• активизировать зрительное и слуховое восприятие, что способствует закреплению у детей положительного эмоционального состояния. Так, во время обеда можно включить спокойную музыку, тем самым создавая комфортную обстановку во время приема пищи. При засыпании детей следует поставить для прослушивания колыбельную, шум дождя и т.д.; при сборах на прогулку — веселые песни, ритмические мелодии и т. п.

 

Поведение детей носит непроизвольный характер. Например, если в небольшое помещение приемной вывести сразу всех детей, им будет дискомфортно, так как они не выносят скученности. Одни малыши начнут громко смеяться, толкать товарищей, другие будут с интересом, а кто и с настороженностью оглядываться по сторонам, не слыша и не видя взрослого. Очень трудно успокоить всех детей сразу. В связи с этим в работе с детьми первых лет жизни используется принцип постепенности, когда к какому-либо режимному процессу воспитатель привлекает небольшую группу малышей. В этом случае взрослый видит каждого ребенка и может уделить ему максимум внимания. Дети заняты делом, спокойны, слушают взрослого, осваивают необходимые навыки, получают новые знания. Подгруппы детей воспитатель формирует по определенному принципу, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень сформированности умений. Поработав с одной подгруппой, педагог приглашает следующую.

 

Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих правил:

• предложение педагога должно совпадать с потребностью ребенка (кормление, сон, высаживание на горшок и др.). Так у малыша вырабатывается положительное отношение к побуждениям взрослого;

• к выполнению режимного процесса нужно привлекать небольшую группу детей (остальные малыши в это время заняты игрой);

• постепенно, с увеличением объема необходимых умений, следует усложнять требования к выполнению определенных действий (осуществляя индивидуальный подход), что поддерживает интерес малышей к ним. Так, научившись частично раздеваться, дети начинают осваивать умение самостоятельно одеваться и т.п.;

• не одно достижение ребенка не следует оставлять без внимания, нужно обязательно похвалить малыша, сообщить об этом родителям, вместе порадоваться успехам;

• необходимо предъявлять к ребенку единые требования со стороны воспитателей и родителей;

• взрослые не должны делать за малыша то, что он может сделать сам.

 

До 1 года 6 месяцев у детей преобладают активные приспособительные движения: подставляют руки под струю воды, наклоняют голову при надевании свитера и т.п. Вместе с тем ребенок начинает испытывать чувство удовлетворения, когда ему самому удается стянуть носок, шапку, снять с вешалки полотенце и др. Так зарождаются ростки результативного, ценного практического действия. Необходимо бережно развивать это приобретение, поддерживать самостоятельность, активность, инициативу малыша, предусмотрительно помогать в трудные моменты, развязав ему косынку, подвязав салфетку и т. п. К концу второго года жизни дети демонстрируют немало самостоятельных умений: самостоятельно едят густую и жидкую пишу ложкой, раздеваются с небольшой помощью взрослого (снимают ботинки, шапку), надевают некоторые предметы одежды (рейтузы, валенки, свитер).

 

Обучая малышей навыкам самообслуживания, важно соблюдать следующие условия:

• необходима предварительная установка на предстоящий процесс («Заканчивай игру, скоро будем собираться на прогулку!»), так как дети пока не в состоянии быстро переключаться с одного вида деятельности на другой;

• предлагаемые действия по самообслуживанию должны быть посильны ребенку. Если предлагаемое незнакомо малышу, он или откажется от совместных со взрослым действий или молча отойдет, потеряв интерес к происходящему;

• следует индивидуально подходить к каждому ребенку, своевременно осуществляя контроль за его действиями;

• необходимо терпеливо, по нескольку раз в день, обучать каждого воспитанника одним и тем же действиям, поскольку процесс усвоения ребенком инструкций взрослого еще не совершенен в силу слабого развития речи, произвольности;

• следует объяснять детям значимость того или иного режимного процесса, тогда малыши будут активно включаться в его выполнение. Например, вернувшись с прогулки, малыши стремятся приступить к игре.

Воспитатель напоминает, что сначала надо вымыть руки (спрашивает: для чего? — идет процесс обучения) и только потом можно идти играть.

Каждый режимный процесс — это определенного вида ритуал, цепочка необходимых действий, которые должны проводиться одно за другим в четкой последовательности, иначе нельзя достичь результата. Например, чтобы вымыть руки, ребенок с помощью взрослого засучивает рукава, затем подставляет руки под струю воды, учится намыливать их. Воспитатель показывает, как круговыми движениями намыливать руки мылом, а потом тщательно смывать его.

 

Затем ребенок под контролем взрослого снимает с крючка свое полотенце, с помощью воспитателя учится насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Так воспитывается самостоятельность и аккуратность малышей.

Взрослый учит ребенка опрятности: останавливает малыша у зеркала, вместе с ним поправляет одежду, причесывает волосы. После того как малыш убедится, что в его внешнем виде все в порядке, он выходит из ванной комнаты.

Многократные повторения одних и тех же действий в строго определенном порядке помогают малышу запомнить последовательность их выполнения, вырабатывают динамический стереотип, который со временем позволит ребенку выполнять эти действия автоматически.

В процессе взаимодействия со взрослым ребенок учится владеть собой, управлять собственным поведением, то есть тренирует собственную произвольность, хотя не всегда справляется со спонтанными импульсами. Начиная мыть руки, он может забыть, зачем это делает, и перевести свои действия в план игровых (пытается брызгать воду на соседа, энергично трет язык).

 

Взрослый старается предотвратить нежелательные действия малыша, перевести их в русло продуктивных, следит за правильностью их выполнения. Недопустимо раздражаться по поводу отвлечения, медлительности ребенка, чтобы не закрепить у него отрицательного отношения к режимному процессу.

Частые напоминания взрослого о необходимости следить за чистотой рук и лица, посещать туалетную комнату, пользоваться личным полотенцем, расческой, носовым платком способствуют формированию у детей опрятности и аккуратности.

Эффективность обучения детей напрямую зависит от слаженной работы воспитателя и его помощника. Воспитатель объясняет, показывает новые действия, а помощник закрепляет их с детьми. Малыши одинаково относятся к предложениям взрослых, им безразлично — воспитатель перед ними или его помощник.

 

Проиллюстрируем сказанное примерами.

 

Сборы на прогулку. Предупредив детей о том, что нужно собираться на прогулку, воспитатель у входа в группу расставляет полукругом стульчики так, чтобы малыши сидели спиной к игровой комнате и не мешали друг другу. Воспитатель вместе с подгруппой детей убирает игрушки на место. Затем малыши выходят в приемную, берут свои вещи (носки, рейтузы, свитера, обувь), возвращаются в группу и начинают собираться на прогулку. Помощник воспитателя в приемной организует деятельность второй подгруппы детей. Оба взрослых учат детей одеваться самостоятельно, оказывают необходимую помощь, хвалят каждого за старание. Воспитатель выводит свою подгруппу из игрового помещения. Оба взрослых быстро надевают детям шапки, шарфы и верхнюю одежду. Воспитатель выводит детей на прогулку. Помощник воспитателя заканчивает одевание остальных ребят и выводит их на улицу.

Возвращение с прогулки. В конце прогулки помощник воспитателя выходит к педагогу и забирает подгруппу детей (ослабленных, самых маленьких, медлительных). При раздевании помощник воспитателя следит, чтобы малыши правильно складывали свою одежду в шкафчики, раскладывает для просушивания влажные вещи. Затем вместе с детьми переходит в туалетную комнату, организует высаживание на горшок.

Воспитатель приводит с прогулки остальных детей, помогает им раздеться и отводит в туалетную комнату, где учит всех правильно мыть руки (высаживание на горшок детей старшей подгруппы проводится по их желанию). Постепенно дети переходят в группу и играют самостоятельно, пока помощник воспитателя не принесет обед.

Обед. Дети первых лет жизни только начинают осваивать социально полезные умения, действия их нескоординированны. Они могут нечаянно толкнуть тарелку, пролить суп, испачкать одежду и искренне расстроиться по этому поводу, даже потерять аппетит. Для того чтобы этого не случилось, детей сажают за стол без скатерти, на плоском блюдце подают маленькие кусочки хлеба, каждому справа кладут ложку и салфетку, чтобы еда не попадала за воротник. Как только ребенок сел за стол, перед ним ставят тарелку с едой.

Умение есть аккуратно не зависит от возраста малыша. Если ребенок ест неаккуратно, ему нужно обязательно повязать двухслойную салфетку: сверху небольшую клеенчатую, снизу — матерчатую. В процессе еды взрослый должен учить детей наклоняться над тарелкой, правильно держать ложку, по мере надобности вытирать рот салфеткой. Спустя некоторое время, отмечая явные успехи того или иного ребенка, можно постепенно отказаться от клеенчатой салфетки. Пример одних детей положительно сказывается на остальных: каждый старается есть аккуратно.

Детям, которые едят аккуратно, можно разрешить положить матерчатую салфетку на стол, рядом с тарелкой, и пользоваться ею по напоминанию, а затем и самостоятельно, по мере надобности (приблизительно к 2 годам 6 месяцам). К концу третьего года жизни дети могут самостоятельно или по напоминанию взрослого пользоваться бумажными салфетками.

Воспитатель и его помощник следят за чистотой столов, протирают их по мере загрязнения, при необходимости помогают детям (кому-то разделят котлету на части, кому-то дадут ложку для компота и т.д.). Если кто-то отстает или ест медленно, взрослый берет вторую ложку, садится справа от ребенка и докармливает его (попеременно работает ложкой то сам ребенок, то взрослый). Неопытный воспитатель может забрать у ребенка ложку и докормить его. Делать этого не следует, так как в следующий раз ребенок будет отказываться есть самостоятельно.

Конец обеда предполагает выполнение детьми ряда последовательных действий. Воспитатель учит малышей этой последовательности, каждый раз напоминает о ней, применяя разные приемы, отмечает достижения каждого.

Например: «Молодец, Андрюша! Закончил обедать, вытер рот салфеткой, потом встал, задвинул за собой стул, не забыл поблагодарить и пошел играть!»

Поощрение взрослого имеет огромное значение для малыша. Ребенок еще не в состоянии оценить свои действия самостоятельно, он смотрит на себя глазами взрослого. Чем чаще ребенок слышит похвалу в свой адрес, тем больше удовлетворяется его притязательность на признание.

В конце обеда помощник воспитателя может начать мыть посуду, а воспитатель следит, чтобы малыши доели все до конца, протирает столы, уносит грязную посуду, учит детей правильно выходить из-за стола, докармливает некоторых из них и следит за играющими.

 

Высаживание на горшок. Детей второго года жизни обязательно высаживают на горшок, при выходе на прогулку и возвращении с нее, перед сном и после пробуждения (если ребенок встал сухой). Детям третьего года жизни, не настаивая, начинают предлагать посетить туалетную комнату после прогулки, перед обедом и после сна.

Подготовка ко сну. При выходе на прогулку и возвращении с нее, при укладывании на сон и подъеме детей учат раздеваться самостоятельно. Для того чтобы поддержать активность малыша при раздевании, следует предварительно расстегнуть ему пуговицы на рубашке, развязать пояс и т.п. По мере формирования самостоятельных умений малышам предлагают освоить и более сложное умение — умение самостоятельно одеваться. Одновременно необходимо учить малышей последовательности действий и аккуратности.

Например: воспитатель обращает внимание детей на то, как аккуратно Оля сняла платье и майку, повесила одежду на спинку стула, затем поставила туфельки под стул, а колготки положила на сиденье.

Пример сверстника и оценка его действий взрослым гораздо больше впечатляют детей, чем просто инструкция.

Как только большая часть детей разденется, воспитатель переходит в спальную комнату, чтобы проконтролировать, как они надевают пижамы, как засыпают. Помощник воспитателя заканчивает раздевать детей и начинает заниматься влажной уборкой группового помещения, после чего устраивает сквозное проветривание.

В ходе режимных процессов воспитатель в первую очередь решает здоровьесберегающие задачи: вовремя накормить детей, уложить спать, погулять с ними. Но решая глобальные задачи, не следует оставлять без внимания частные моменты ухода за детьми первых лет жизни. Так, у малышей происходит интенсивное потоотделение, поэтому после прогулки необходимо обязательно переодеть детей в сухую одежду (майка и рубашка). Укладывать малышей спать нужно в пижаме, на физкультурное занятие выводить в форме (занятие целесообразно проводить сразу после дневного сна, перед полдником, тем самым сняв возникающие трудности в режиме дня). В этом случае дети выйдут на прогулку в сухой одежде и не заболеют.

В процессе обучения навыкам самообслуживания открываются широкие возможности для развития внимания, памяти, мышления детей. Следует обогащать их знания об окружающем мире, расширять объем пассивного и активного словаря. С этой целью можно предложить детям сравнить одежду и обувь друг друга (по цвету, величине), обогащая тактильные ощущения, погладить шубу, шерстяную варежку; объяснить малышам, чем отличается зимняя и летняя одежда. Во время обеда воспитатель может спросить у детей, как называется первое блюдо, вместе выяснить, из чего оно приготовлено, что они едят с котлетой, уточнить вкусовые ощущения по поводу третьего блюда; пояснить, для чего нужна чайная ложка, блюдце и др. Малыши учатся ориентироваться в помещениях группы и запоминать назначение подсобных помещений.

При проведении режимных процессов у детей воспитывают навыки культуры поведения: их учат не шуметь за столом, не мешать товарищам, не выходить из-за стола с непрожеванной пищей во рту; пользоваться только личными вещами (полотенце, носовой платок и т.п.), знать свое место за столом, свою кровать. Малыши еще не в состоянии осмыслить многие правила и нормы поведения, но в дальнейшем они будут стараться поступать в соответствии с ними.

Для закрепления новых навыков следует использовать игру, например, во время кормления куклы нужно вытирать ей рот салфеткой, при укладывании куклы спать — напоминать малышу, в какой последовательности снимают одежду.

Овладевая первыми навыкам самостоятельности, аккуратности и опрятности при самообслуживании, ребенок становится инициативным, уверенным, легче вступает в контакт с окружающими, с удовольствием демонстрирует собственные умения, по просьбе взрослого помогает товарищам.

Меняется и характер побуждения детской активности. Первоначальное подражательное желание (сделать, как воспитатель) под педагогическим воздействием превращается в продуктивную цель (сделать хорошо). Дети постепенно переходят от простого подражания к результативному действию. Такие качественные изменения становятся возможны лишь при педагогически грамотном руководстве всех взрослых, принимающих участие в жизни малышей.

Со временем изменяются и методы руководства взрослого деятельностью детей. Если в начале учебного года воспитатель, демонстрируя то или иное действие, обращал внимание на каждого воспитанника, обучал новым умениям, действуя рукой ребенка, поощрял действия по подражанию, поддерживая его активность поощрительными словами, улыбкой, то к середине года взрослый уже действует словом, подсказывает, направляет действия малыша, иногда включается в совместные с ним действия. В конце года при условии относительно высокого уровня развития детской самостоятельности воспитатель может словом руководить деятельностью малышей.

Со временем дети становятся способны подчинять свое поведение требованиям взрослого. Действия по речевой инструкции теперь опираются не на наглядность, а на содержание высказываний взрослого, а затем — на его кратко сформулированное предложение: «Собираемся на прогулку!» Этого достаточно, чтобы дети убрали игрушки, принесли свою одежду и начали одеваться (это свидетельствует о развитии произвольности в их поведении, наглядно-образного мышления).

 

Чуткое отношение взрослого к детям вызывает у них ответные добрые чувства. В обстановке взаимопонимания, любви у малышей легко и свободно формируется способность к осознанию результата собственных действий, проявляется целенаправленность поведения. Эти новообразования делают возможным осознание и переживание каждым ребенком собственной значимости, чувства гордости за свое достижение («Я могу сам!»), что символизирует рождение личности малыша.

 

 

Прогулки с малышами

 

Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если дети получат возможность свободно передвигаться по всему участку в любое время года, вместе с воспитателем наблюдать за явлениями природы, растениями и животными, самостоятельно действовать с игровым и природным материалом, познавая многообразие форм, красок, запахов и звуков. Задача воспитателя — научить детей видеть существенное в предметах и явлениях окружающего мира, активно действовать с предметами, обогащая свой жизненный опыт, и в то же время ценить, охранять окружающий мир.

 

Наглядно-действенное мышление, характерное для детей первых лет жизни, позволяет им усвоить новые знания и умения лишь при условии правильного сочетания умственных и практических действий под непосредственным руководством взрослого. В структуру прогулок должны входить:

 

• наблюдение;

• дидактическое задание (игры);

• трудовые действия;

• подвижная игра.

Все структурные компоненты прогулки следует организовывать с подгруппами детей (3—8 человек) на фоне самостоятельной деятельности остальных малышей, которые находятся под наблюдением помощника воспитателя.

Обычно на прогулке организуется какой-либо один вид наблюдения:

• наблюдение за неживой природой (сезонные явления, снег, ручейки и т.п.);

• наблюдение за живой природой (трава, кусты, деревья, листья, цветы и т.п.);

• наблюдение за домашними животными и птицами, а также за зимующими птицами (кошка, собака, ворона, голубь, воробей, снегирь и т.п.);

• наблюдение за трудом взрослых (помощник воспитателя, шофер, дворник, строители и т.п.);

• наблюдение за жизнью улицы (автомобили, стройка, прохожие, новогоднее убранство улицы и т. п.).

 

В ходе каждого из видов наблюдений решаются конкретные воспитательные и образовательные задачи: обогащение детей знаниями об окружающем, развитие памяти, мышления, наблюдательности, внимания, речи, воспитание нравственных качеств, формирование любви к родной природе, бережного отношения к ней, чувства прекрасного.

Естественно, на одной прогулке невозможно решить весь комплекс перечисленных задач. Выйдя на прогулку, воспитатель должен определиться с объектом наблюдения. Внимание детей крайне неустойчиво. Кроме того, на улице много отвлекающих факторов, которые могут появиться самым неожиданным образом (например, на территорию детского сада въехала продуктовая машина), поэтому к наблюдению нужно привлекать небольшую группу малышей, не занятых интересным делом (до 1 года 6 месяцев — 1 года 7 месяцев — 3-4 человека, старше 1 года 8 месяцев —5—8 человек, к 3 годам —до 10 человек).

Наблюдение обычно носит кратковременный характер (3—5 минут). В процессе планомерной работы продолжительность некоторых видов наблюдений увеличивается до 7 минут (кормление зимующих птиц).

Для детей младше трех лет характерно чувственное познание действительности и наглядно-действенное мышление, поэтому кратковременность наблюдения не исключает его действенного характера. Например, первое знакомство с тем или иным животным (котенок, цыпленок и т.п.) должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог как можно ближе подойти к нему. При этом малыш учится под руководством взрослого бережно относиться к живому существу, заботиться о нем. При знакомстве с растительным миром внимание детей в первую очередь нужно обращать на самое яркое, впечатляющее (цвет, форма). Можно предложить малышам бережно прикоснуться к цветку, понюхать его, попробовать на вкус овощи или фрукты, вдохнуть их аромат; потрогать шишку и желудь, ощутить весовые различия камешка и желудя, температурные различия снежка и матерчатого шарика и т. п. Включение системы анализаторов в процесс познания способствуют обогащению личного опыта каждого малыша. Благодаря систематической работе к трем годам дети могут делать такие обобщения: «Ворона, голубь и воробей — это птицы», «Ромашка, мак и колокольчик—это цветы»; рассказать, кто из животных бегает, летает, плавает, ползает.

Интерес детей к окружающему миру должны поддерживать и родители. Например, по дороге домой они могут уточнить знания малыша о видах транспорта, цветах проезжающих мимо машин, праздничном убранстве города, витрин и др.

 

Дети с интересом наблюдают за миром взрослых, их взаимоотношениями. Воспитатели и родители постепенно знакомят малышей с разными профессиями: охранник, дворник, продавец и др.

Некоторую трудность для детей представляют наблюдения за сезонными явлениями. В связи с этим целесообразно готовить малышей к тому, что они увидят на прогулке. Подготовительную работу нужно начинать во время сборов на прогулку. Например, воспитатель обращает внимание детей второго года жизни на то, во что они одеты, объясняет, почему на них сапоги, плащи, куртки, перчатки. («На улице холодно, дождливо».) При выходе на участок взрослый обращает внимание детей на лужи, мокрые скамейки, вместе с малышами наблюдает, во что одеты прохожие, уточняет, что одежда детей и взрослых подобрана по погодным условиям.

При сборах на прогулку детей третьего года жизни взрослый подготавливает их восприятие к освоению такого сложного понятия, как время года: «Что мы надели? Почему? Потому что на улице холодно, сыро, идет дождь, потому что пришла осень». На участке вместе с детьми воспитатель рассматривает желтые листья, мокрые скамейки, лужи, отмечает, что не слышно птиц.

Воспитатель не спешит, не навязывает детям объект для наблюдения. Он дает им возможность оглядеться, самим увидеть необычное (например, распустившийся цветок на клумбе) и только потом организует наблюдение. Часто при выходе на прогулку дети находят себе какое-нибудь интересное занятие, например, начинают кататься с горки. Воспитатель не должен нарушать самостоятельное проявление активности малышей. Наблюдение следует организовать позже.

Для закрепления и уточнения знаний, полученных в ходе того или иного наблюдения, следует предлагать детям дидактические задания с использованием природного материала, например, можно попросить выполнить простое поручение (набрать шишек или желудей), игровое упражнение («Раз, два, три —к дереву (к елке) беги!»), определить цвет предмета (собрать осенние листья красного цвета). В ходе выполнения такого рода заданий происходит дальнейшее накопление детьми чувственного опыта, обогащение представлений об окружающем мире, развитие мышления, речи.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что выполнение того или иного предложенного взрослым действия не должно быть самоцелью. Для детей большое значение имеет уверенность в том, что их усилия не пропадут даром. Конечный результат должен быть понятен и интересен малышам. Так из собранных детьми шишек воспитатель может выложить на влажном песке всевозможные узоры, привлекая к этой деятельности всех желающих; из пестрых осенних листьев сделать каждому малышу шапочку или пояс, выложить разноцветный ковер и т.п.

 

Непосредственные действия с доступным и интересным природным материалом, совместные со взрослым исследовательские действия способствуют конкретизации представлений о свойствах и качествах предметов (снег и лед — холодные, но снег мягкий, а лед твердый и др.).

Детям нравится экспериментировать. Взрослый может предложить им понаблюдать: что случится, если льдинку положить на асфальт, залитый солнечным светом; что в луже поплывет, а что утонет (камешек, ватка, перышко, песок и др.). При этом воспитатель не спешит с ответом, а ждет, пока выскажутся все желающие.

Наблюдения можно закончить дидактической игрой («Угадай, что я вложу в твои ладошки: шишку или желудь (палочку или травинку)?», «Определи по запаху, что лежит под крышкой: лимон или огурец?»).

Детям третьего года жизни предлагают первые трудовые поручения. Например, завершая наблюдение за кроликом, можно предложить малышам принести ему травы и воды.

В силу свойственной детям активности они не могут оставаться в стороне от интересующих их дел и с удовольствием включаются в совместную со взрослым деятельность: помогают подметать веранду, собирать листья, убирать снег и др.

Первые элементарные трудовые действия детей третьего года жизни имеют огромное образовательное и воспитательное значение. Активные действия с природным материалом обогащают их чувственный опыт. Дети приносят снег или песок (влажный или сухой), ощущая их весовые различия, могут сами удостовериться, можно ли соорудить постройку из сухого песка и т. п. Они учатся действовать различными орудиями труда, стремятся помочь взрослым. У них совершенствуется ориентировка в окружающем, развивается речь, мышление, память. Дети, запоминают, где стоят лопатки и ведерки, где можно набрать песок, куда его необходимо отнести и что с ним можно сделать.

Дети учатся соотносить свои действия с действиями сверстников, начинают высказываться по поводу совместных действий, давать советы товарищу. При выполнении трудовых действий под воздействием взрослого они учатся бережно относиться к природе, заботиться о живых существах.

Воспитатель продумывает заранее, какие трудовые поручения будут выполнять дети, какие трудовые навыки осваивать, какими средствами они достигнут результат; определяет место действия, подбирает необходимый инвентарь.

Дети младше 1 года 6 месяцев могут выполнить несложные поручения: принести ведерки, поставить на место веники. Дети старше 1 года 6 месяцев способны выполнять сложные задания, состоящие из двух этапов: собрать листья и отнести их на веранду, взять на прогулку крошки хлеба и вместе со взрослым покормить птиц и др. Дети третьего года жизни по предложению воспитателя могут взять в специально оборудованном уголке труда (около веранды) ведерки и лопатки, чтобы вместе со взрослым включиться в трудовой процесс.

Мотивация действий детей должна быть разнообразной. Это поддерживает их активность и интерес к деятельности («Закончим лепить медведя и начнем с ним играть», «Принесем снег, чтобы соорудить снежную клумбу с разноцветными льдинками-цветами или сделаем горку для катания кукол». «Принесем угощение для зимующих птиц» и т.д.). Но познавательная мотивация является ведущей в любом виде деятельности детей. Она питает их активность. Этому способствуют также и разнообразные действия, которыми дети овладевают с большим интересом: они учатся сгребать снег для сооружения клумбы, расчищать дорожку от снега, чтобы устроить перебежки; приносить снег, чтобы слепить жирафа и т.д.

• Действия детей еще несовершенны, характеризуются отсутствием целесообразности, поэтому первые трудовые задания представляют собой индивидуальные поручения каждому ребенку подгруппы, состоящей из 3—4 человек. Взрослый все время находится рядом, чтобы показать, как правильно пользоваться инвентарем, при необходимости оказать помощь. По мере закрепления того или иного навыка число детей в подгруппе постепенно увеличивается до 6—8 человек. Возрастает и сложность трудового задания, которое теперь уже может состоять из 3—4 этапов: взяли необходимый инвентарь, пошли к месту, где будут производиться трудовые действия, выполнили их, отнесли груз (четко фиксированный по весу) в назначенное место, а затем вернули инвентарь в уголок труда. Усложняются и приемы руководства детской деятельностью: напоминания, указания, советы, одобрение, похвала.

Успешное выполнение трудового поручения зависит не только от овладения теми или иными способами действий. Особое внимание следует уделять осознанию детьми значения результатов действий как конечных, так и промежуточных. Для этого при объяснении задания (например, сооружение снежного медведя) сначала нужно предложить детям выполнить первый этап поручения: отобрать определенный инвентарь и всем вместе пойти в указанное место за снегом. Затем дети переходят ко второй части задания: наполняют снегом ведерки до определенной отметки. На следующем этапе они относят снег к месту постройки и приступают к сооружению медведя. Завершающим и самым трудным для детей является этап, когда нужно отнести инвентарь на место. Им хочется начать игру. Поэтому в первое время это задание выполняют лишь некоторые старшие дети.

Особо следует остановиться на инвентаре, который используют дети при выполнении трудовых поручений. Игрушечный инвентарь они не воспринимают серьезно. Он должен быть настоящим, соответствующим росту и силам детей. В летнее время это ведерки с устойчивым дном для песка и воды, совочки, грабли, венички. С внутренней стороны ведерка масляной краской должен быть отмечен уровень их наполнения (объем не более 0,2 кг). Те же требования относятся и клейкам. В зимнее время детям предлагаются пластмассовые ведерки объемом до 2 кг (так как снег легкий, объемный), деревянные лопатки (с них не соскальзывает снег) площадью не более 20x25 см. Длина черенка лопатки, граблей — 60—70 см. Для каждого ребенка нужно иметь по 2 ведра или лейки, так как дети должны носить груз (до 0,2 кг) в обеих руках одновременно во избежание сколиоза. Расстояние, которое могут пройти дети, не должно превышать 100—120 м. На выполнение задания должно затрачиваться не более 10 минут (с обязательным чередованием активных действий и отдыха).

Трудовые действия не всегда являются завершающим этапом наблюдения. Они могут предшествовать развертыванию игр с природным материалом (принесли воду и начали купать кукол; наполнили песочницу песком и стали сооружать разнообразные постройки: дома, гаражи, дороги и т.п.).

В работе с детьми на участке в теплое время года широко используются песок и вода для экспериментирования, проведения дидактических игр, в самостоятельной деятельности. С этой целью взрослый подбирает разнообразный игровой материал (мелкие и крупные сита, пластмассовые бутылочки разного объема, чашки, воронки, фигурки водоплавающих птиц, рыб, разноцветные пластмассовые, деревянные и металлические шарики, сачки для их вылавливания или ложки-шумовки) и природный материал (камешки, листики, желуди, ракушки, шишки).

В зимнее время на участке детского сада с привлечением родителей можно соорудить 2—3 крупные снежные постройки, что активизирует разные виды движений (по лабиринту можно бегать, под жирафа подлезать, в корзину снежного медведя забрасывать снежки и т.п.; можно устраивать перебежки от одной постройки к другой (развитие ориентировки в окружающем), прятаться за ними, устраивая переклички («Ау! Найдите нас, мы за медведем спрятались!»). Постройки следует постепенно дополнять. Дети могут украсить их разноцветными льдинками, которые заготавливаются накануне вечером. Из льдинок вместе с воспитателем малыши могут соорудить разноцветные дома, лесную поляну с грибами и ягодами, снежную клумбу и т. п. или самостоятельно украсить снежный вал узорами.

Помимо наблюдений, дидактических заданий и трудовых поручений, во время прогулки следует организовывать подвижные игры. Игру можно предложить детям при выходе на п

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...