Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы организации и методы активного обучения

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Аудиторные учебные занятия Групповые коллективные лекция-беседа  
лекция с элементами проблемного изложения  
лекция-визуализация  
Коллоквиум  
Деловая игра  
Проектирование документов  
Решение ситуационных задач  
  50%

 

 

Для организации изучения теоретического материала по дисциплине «Документная лингвистика», в зависимости от дидактических целей используются такие формы обучения с применением активных и интерактивных средств, как:

- лекция с элементами проблемного изложения,

- лекция-визуализация,

- лекция-беседа,

- коллоквиум,

- деловая игра,

- проектирование,

- решение ситуационных задач.

 

При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Документная лингвистика» является лекция. Лекционный материал служит основой для контрольных вопросов по программе курса.

Наряду с традиционными пассивными формами (вводная лекция, лекция-информация, обзорная лекция) рекомендуется использовать такие активные формы, как: проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.

Лекция с элементами проблемного изложения. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. В ходе проблемной лекции задача преподавателя состоит в том, чтобы создать ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Действенным средством, которое позволяет проблематизировать содержание лекции, является предварительная проработка студентами материала лекции с помощью ЭУП «Документационное обеспечение управления». Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивного восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (слайдов, схем, рисунков, таблиц, графиков, моделей). Лекция-визуализация проводитсяпри любой возможности показать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности.

Лекция-беседа предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией с использованием различных дидактических приемов, что позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп лекции.

Практические занятия занимают особое место в курсе «Документная лингвистика», что обусловлено прикладным характером курса. Практические занятия призваны стимулировать учебную деятельность студентов на овладение ими профессионально важными компетенциями в области документоведения и документационного обеспечения управления.

В зависимости от темы, методических и дидактических средств практические занятия могут проводиться в различных формах: коллоквиума, проектирования документов, решения ситуационных задач, деловой игры и др.

Коллоквиум – собеседование (беседа) преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний, как правило, по разделам, тематическим блокам. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум может проводиться также при обсуждении устных выступлений, рефератов, прикладных проектов и др.

Деловые игры проходят, как правило, в форме согласованного группового мыслительного поиска, что требует вовлечения в коммуникацию всех участников игры.

Проектировангиеориентировано на создание проекта текста служебного документа и его редактирование.

10.3. Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала – 80часов(2,25 зачетных единиц).

Цельорганизации самостоятельной работы по дисциплине «Документная лингвистика» – углубление и расширение знаний в области документационного обеспечения управления; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами составления и редактирования управленческих документов, развитие познавательных способностей студентов, формирование профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

 

 

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Самостоятельная работа индивидуальные, групповые редактирование документов  
тестирование  
решение ситуационных задач  
поиск источников с использованием Интернет-ресурсов  
подготовка рефератов (с последующим обсуждением их в аудитории)  
консультации  
ВСЕГО 50%

 

Самостоятельная работа реализуется:

- непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях и практических занятиях;

- в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

- в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

 

Виды внеаудиторной СРС разнообразны:

- подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета;

- разработка сценариев деловых игр;

- подготовка и написание докладов, сообщений и других письменных работ на заданные темы (студенту предоставляется право выбора темы);

- выполнение домашних заданий творческого характера;

- оформление презентаций учебных разделов и тем по актуальным проблемам конфиденциального делопроизводства, слайдового сопровождения докладов в аудитории;

- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

- подбор и изучение литературных и других источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике;

- работа с учебной и методической литературой, их аннотирование и конспектирование;

- самостоятельное решение ситуационных задач;

- редактирование служебных документов документов.

 

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается студентам в начале семестра. Преподаватель определяет предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровней.

Например, задание для самостоятельной работы по теме 7:

 

Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Проанализировать и отредактировать текст документа выявить орфографические и пунктуационные ошибки   определить характер и причины речевых и стилистических ошибок, отредактировать текст документа (замена слов, грамматических конструкций, перестановка частей др.)
провести корректурную правку текста

 

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Приступая к изучению дисциплины, студент должен зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым он получает доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов.

В помощь изучающим дисциплину составлен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, которые хорошо разработаны в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к практическим занятиям. Для эффективной организации СРС необходимо:

- последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на практическом занятии, текущее тестирование, доклад по проблемной теме организации защищенного документооборота, подготовка презентации и т. д.);

- постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

- систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и оказания помощи студентам на всех этапах обучения.

 

10.4. Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Документная лингвистика» вводятся три вида контроля:

1) текущий;

2) рубежный;

3) промежуточный.

 

1) Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов, дискуссии, деловой игры и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

2) Рубежный контроль по дисциплине служит для оценки объёма и уровня усвоения студентом учебного материала по нескольким темам дисциплины и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Он может включать:

- тест - содержит вопросы по всему курсу,осуществляется в аудитории или дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);

- творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

- собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

 

3) Промежуточный контроль (аттестация):

Экзамен по дисциплине может проводиться посредством прохождения студентом итогового теста или по экзаменационным билетам.

Методы контроля:

- устный;

- письменный;

- самоконтроль.

 

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых, а также предполагает выступление студента с докладом на практическом занятии.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (творческих заданий, контрольных работ и т.п.), проверку конспектов.

Самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения отдельной темы и затем всего курса по учебной (основной и дополнительной) литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов к темам.

Формы контроля включают:

- опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

- коллоквиум;

- контрольные задания и работы;

- устные выступления;

- тестирование;

- рейтинговое оценивание;

- экзамен.

 

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с критериями оценки знаний и балльно-рейтинговой системой происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...