Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материал для слушателей курсов повышения квалификации

 

Настоящее пособие может быть использовано на курсах повышения квалификации работников дошкольных учреждений.

Представленный в пособии материал может служить основой для любого тематического цикла лекций, рассчитанного на 72 или 36 учебных часов, а также для отдельных 6—8-часовых обзорных лекций.

Распределение материала по принципу концентричности позволяет постепенно, от раздела к разделу, раскрывать пути решения основополагающих проблем развития малышей. Содержание каждого предыдущего раздела дополняется, уточняется, углубляется в последующих разделах. К каждой теме дан список литературы. Все это позволяет сформировать у слушателей курсов прочные знания, а практические занятия и самостоятельная работа будут способствовать успешному применению этих знаний и умений на практике.

Подбор и распределение тем лекций зависит от запросов слушателей и состава аудитории. Для руководителей дошкольных учреждений это может быть обзорная лекция, объединяющая основные положения таких тем, как: «Особенности развития детей раннего возраста», «Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет», «Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения».

Для слушателей с высшим образованием и опытом работы цикл лекций составляется на основе разделов «Особенности развития детей раннего возраста» и «Развитие игры в раннем детстве». Тематику разделов «Формирование личности ребенка в разных видах деятельности» и «Вхождение ребенка в социум» выборочно можно предложить слушателям для самостоятельной работы (например, прогулки, социализация и социальная адаптация и др.).

Для начинающих педагогов дошкольных учреждений представленный материал следует использовать в полном объеме, уделяя особое внимание практическим занятиям. После лекции о культурно-гигиенических навыках в режимных процессах на практическом занятии нужно обратить внимание слушателей на трудные моменты в работе с детьми, на взаимодействие персонала группы, на необходимость объединения усилий педагогов и родителей в общем деле воспитания малышей. В течение всего курса у слушателей постепенно накапливается дополнительный материал для работы с родителями: цикл бесед на актуальные темы воспитания детей, список литературы и др.

 

В ходе курса предусмотрены следующие формы работы:

• лекции;

• практические занятия;

• самостоятельная работа слушателей.

 

 

На лекциях раскрывается своеобразие педагогической работы с детьми первых лет жизни с позиций современных научных достижений и передового практического опыта. К каждой лекции предлагается список рекомендуемой литературы, намечается тема практического занятия и самостоятельная работа слушателей.

Практические занятия посвящены закреплению теоретического материала лекций. На занятиях обсуждаются пути внедрения нового в практику работы с детьми, своеобразие их обучения.

Кроме того, каждый из участников семинара должен написать конспект по какой-либо теме (по выбору), подготовить к нему иллюстративный материал, оригинальное пособие и др. Затем слушатели обсуждают представленные материалы и выдвигают лучшую работу на общее прослушивание и обсуждение.

Практические занятия предполагают анализ непосредственной работы с детьми в группе. С этой целью организуется посещение дошкольного учреждения или просмотр видеозаписи по конкретной тематике (по желанию слушателей). Составить грамотный анализ просмотренного материала помогают представленные в пособии схемы анализа.

Самостоятельная работа слушателей. Для самостоятельного изучения слушателям предлагается материал, который широко используется в практической работе с детьми (например, методики проведения конкретного вида деятельности, прогулок и т.п.), а также темы, которые в настоящее время не востребованы в ходе работы с малышами (например, содержание работы с детьми первого года жизни).

Кроме того, предусматривается такая форма самостоятельной работы, как написание реферата или доклада на одну из предлагаемых тем. Свободный выбор темы, обсуждение нескольких докладов на одну и ту же тему и выдвижение лучшего доклада на общее обсуждение помогают слушателям овладеть умением самостоятельно работать с литературой, доказательно описывать, а затем дискутировать и отстаивать собственную позицию, оперировать научными и практическими фактами. Этим задачам посвящены и предлагаемые слушателям диспуты.

 

К концу курса у каждого слушателя накапливается материал, который поможет им в дальнейшей работе: лекции, рефераты, доклады, темы и вопросы диспутов.

Итоговое занятие проходит в виде конференции, в ходе которой заслушиваются лучшие доклады. К конференции также готовится фотовыставка.

 

Учебно-тематический план курсов повышения квалификации

Особенности развития и воспитания детей

От рождения до трех лет

 

Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Принципы и задачи гармоничного развития детей первых дет жизни — 2 ч. Ведущие линии развития ребенка первого года жизни (показатели нервно-психического развития) —2 ч. Обсуждение доклада—1 ч. Доклад на тему: «Две формы детской активности» (по Н. Н. Поддьякову).
Особенности развития детей раннего возраста —2 ч. Обсуждение материалов лекции— 2 ч. Обсуждение доклада — 1 ч. Доклад на тему: «Сходства и различия в воспитании детей первых лет жизни и дошкольников».
Роль взрослого в воспитании ребенка от рождения до трех лет —2 ч. Обсуждение рефератов —1ч. Обсуждение доклада — 1 ч. Рефераты на темы: «Бабушка и дедушка в помощь маме», «Роль папы в воспитании малыша». Доклад на тему: «Простота и сложность воспитания детей первых лет жизни».
  Обсуждение темы «Режим дня» — 1 ч. Режимы дня для детей второго года жизни (в графическом изображении) — 1 ч. Вопросы для самостоятельной работы: — значение сна для полноценного развития ребенка; — значение бодрствования для интеллектуального и психического развития ребенка.
  Обсуждение темы «Особенности развития и воспитания детей первого года жизни» (обсуждение рефератов и доклада) —2 ч. Контроль за развитием детей — 1 ч. Рефераты на темы: «Особенности развития и воспитания детей от рождения до 6 месяцев (от 6 до 9 месяцев, от 9 до 12 месяцев)». Доклад на тему: «Образ Я. Кризис первого года жизни».

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...