Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственное регулирование, его цели и функции. Структура государственного управленияГосударство– союз народа, объединенный законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для осуществления общего блага. Государственность– государственное устройство общества. Государственный суверенитет – верховенство, независимость, полнота, всеобщность и исключительность власти государства в ее государственно организованных формах политического устройства. Государственная власть – высшая воля государства, имеющая право повелевать. Государственная цель – совокупность задач, которые стоят перед государством по исполнению его назначения. Государственное управление – деятельность государственной власти, направленная на осуществление государственных целей. Государственный орган– организация (или учреждение), выполняющая государственные задачи и наделенная соответствующими властными правомочиями. Государственный аппарат – система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий. Государственное регулирование национальной экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями. Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Бюджетная корректирующая политика государства – использование государственных расходов и налогов в целях регулирования макроэкономических пропорций. Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика– воздействие государства на объем и структуру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и предотвращения дефицита платежного баланса. Цель государственного регулирования экономики – стабильность социально-экономической системы и приспособление ее к изменяющимся условиям. Функции государственного регулирования экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями. Методы государственного регулирования экономики– экономические приемы, формы и способы целесообразного действия для реализации целей государственного регулирования на практике. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» методы государственного регулирования экономики могут быть прямыми и косвенными (рис. 3).
Рис. 3.Классификация методов государственного регулирования экономики Правовая система – система действующих законов и их юридического обслуживания. Социальная сфера– совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Система социальной защиты населения – система мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, материальную поддержку уязвимых групп населения. Система государственного управления Республики Беларусь включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (рис. 4).
Рис. 4.Структура республиканских органов государственного управления Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство торговли Республики Беларусь и др.). Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления в конкретной сфере деятельности (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС и др.). На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.
34. Система планирования и прогнозирования национальной экономики Планирование национальной экономики– форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Прогнозирование национальной экономики – процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических и рыночных условий, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решения государством. Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер. Индикативное планирование – форма государственного планирования макроэкономического развития, имеющая направляющий и рекомендательный характер. Программно-целевое планирование – форма планирования, в основе которой лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата. В Республике Беларусь на различные периоды времени разрабатываются следующие программные документы: · Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет; · Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 10 лет; · Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; · Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 1 год. В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) определяются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений. НСУР-2020 разработана в соответствии с принципами и методологическими подходами Повестки дня на XXI в., принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.) и других документов. На основе НСУР разрабатываются Основные направления социально-экономического развития, в которых определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны в текущем пятилетии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |