Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование, его цели и функции. Структура государственного управления

Государство– союз народа, объединенный законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для осуществления общего блага.

Государственность– государственное устройство общества.

Государственный суверенитет – верховенство, независимость, полнота, всеобщность и исключительность власти государства в ее государственно организованных формах политического устройства.

Государственная власть – высшая воля государства, имеющая право повелевать.

Государственная цель – совокупность задач, которые стоят перед государством по исполнению его назначения.

Государственное управление – деятельность государственной власти, направленная на осуществление государственных целей.

Государственный орган– организация (или учреждение), выполняющая государственные задачи и наделенная соответствующими властными правомочиями.

Государственный аппарат – система органов государства, через которые служащие от имени государства обеспечивают исполнение этими органами властных полномочий.

Государственное регулирование национальной экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями.

Государственное регулирование экономикиэто система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Бюджетная корректирующая политика государства – использование государственных расходов и налогов в целях регулирования макроэкономических пропорций.

Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика– воздействие государства на объем и структуру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и предотвращения дефицита платежного баланса.

Цель государственного регулирования экономики – стабильность социально-экономической системы и приспособление ее к изменяющимся условиям.

Функции государственного регулирования экономики – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями.

Методы государственного регулирования экономики– экономические приемы, формы и способы целесообразного действия для реализации целей государственного регулирования на практике. По критерию «степень непосредственного воздействия государства на процесс принятия субъектами управленческих решений» методы государственного регулирования экономики могут быть прямыми и косвенными (рис. 3).

 
 

 


Рис. 3.Классификация методов государственного регулирования экономики

Правовая система – система действующих законов и их юридического обслуживания.

Социальная сфера– совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.

Система социальной защиты населения – система мер, направленных на профилактику социального неблагополучия, материальную поддержку уязвимых групп населения.

Система государственного управления Республики Беларусь включает 25 министерств, 5 государственных комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (рис. 4).

 
 

 


Рис. 4.Структура республиканских органов государственного управления

Министерство является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в определенной отрасли и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь (Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство торговли Республики Беларусь и др.).

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления в конкретной сфере деятельности (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС и др.).

На территориальном уровне государственное управление экономикой осуществляют также областные исполнительные комитеты.

 

34. Система планирования и прогнозирования национальной экономики

Планирование национальной экономики– форма государственного воздействия на экономику, связанная с разработкой и практическим осуществлением планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.

Прогнозирование национальной экономики – процесс разработки научно обоснованных прогнозов по поводу будущих экономических и рыночных условий, тенденций их развития, являющийся основой для принятия решения государством.

Директивное планирование – форма народнохозяйственного планирования в условиях командной экономики, имеющая обязательный характер.

Индикативное планирование – форма государственного планирования макроэкономического развития, имеющая направляющий и рекомендательный характер.

Программно-целевое планирование – форма планирования, в основе которой лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей.

Программирование социально-экономического развития – метод вмешательства государства в процессы социально-экономического развития, предполагающий разработку целевых программ с определением последовательности действий для достижения запрограммированного результата.

В Республике Беларусь на различные периоды времени разрабатываются следующие программные документы:

· Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет;

· Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 10 лет;

· Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

· Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь и регионов на 1 год.

В Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) определяются стратегические направления эффективного использования социально-демографического, природного, производственного и инновационного потенциалов страны с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих поколений. НСУР-2020 разработана в соответствии с принципами и методологическими подходами Повестки дня на XXI в., принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Декларации тысячелетия (Генеральная Ассамблея ООН, 2000 г.) и других документов.

На основе НСУР разрабатываются Основные направления социально-экономического развития, в которых определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и средства их достижения.

В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны в текущем пятилетии.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...