Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 2. История развития психологического знания

1.1. Период формирования психологического знания

1.2. Психология как самостоятельная наука

1.1. Период формирования психологического знания (донаучный период)

Чтобы более четко представлять путь развития психологического знания, кратко рассмотрим основные его этапы.

1. Наши предки пытались объяснить духовную деятельность, полагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят глаза, слышат уши и ощущает кожа.

2. Древние цивилизации придумали себе богов и богинь, те мысли или поступки человека, которые древние не могли понять, они приписывали действию таинственных и могущественных сил. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии.

3. Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

4. Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427 – 347 гг. до н.э.), душа – это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

5. Великий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) в трактате «О душе», который считается первым психологическим произведением, впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех жизненных функций. Аристотель, в отличие от Платона, выдвинул концепцию души как функции тела, а не как чего-то внешнего по отношению к нему феномена. Душа, или «психе», - это двигатель, позволяющий живому существу реализовывать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека – это сущность живого тела, это осуществление его бытия, - считал Аристотель. Центр «психе» находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, накапливаясь в течение всей жизни и сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение.

6. Вскоре против этой концепции восстала иудейско-христианская религия, по которой сущность человека постигается не через разум и рассудочное мышление, а через Высшее существо, которое представляет собой тайну, недоступную смертным. В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Путь к спасению, соответственно, лежит не через знания, а через веру в догматы.

7. Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) приходит к выводу о различии между душой человека и его телом: “тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим”. Однако душа способна производить в теле в движения. Это противоречие породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и душевные (психические) процессы в человеке?

 

1.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (научный период)

 

1. Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. В 1879 году в Лейпцигском университете была основана первая психологическая лаборатория. Ее возглавил Вильгельм Вундт (1832 – 1920), философ и одновременно психолог, который решил изучать содержание и структуру сознания на научной основе.

2. Основоположником отечественной научной психологии является И. М. Сеченов (1829 – 1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

3. Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862 – 1936). Его главная заслуга состоит в создании в России психологического института (1912). Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В. М. Бехтерев (1857 – 1927). Усилия И. П. Павлова (1849 – 1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

4. Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878 – 1958) провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология – это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует изгнать из сферы научной психологии. Это направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behaviour – поведение).

5. В начале XX в. в психологии возникло направление психоанализа, или фрейдизма. Австрийский психиатр З. Фрейд (1856 – 1939) ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу о том, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллективное бессознательное, вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

6. На сегодняшний день наряду с психоанализом и бихевиоризмом развиваются и другие направления психологии, такие как когнитивная психология (от лат. cognito – знание), гештальтпсихология (от нем. «форма», «организация»), гуманистическая психология.

7. Необходимо отметить, что значительный вклад в развитие психологии внесли наши отечественные ученые Л. С. Выготский (1896 – 1934), А. Н. Леонтьев (1903 – 1979), А. Р. Лурия (1902 – 1977) и П. Я. Гальперин (1902 – 1988).

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...