Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Эмоционально-волевая сфера личности

1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека

1.2. Стресс

1.3. Понятие о воле

1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека

 

Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленное отношением их объективных свойств к потребностям.

Выделяют следующие виды эмоций: настроение, чувство, аффект, страсть, стресс. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. И все их можно разделить по критерию интенсивности.

5 основных векторов развития эмоциональной сферы

1. Количественные и качественные изменения, т.е. растет многообразие эмоций, которые ранее не присутствовали (в основе этого лежит основной тезис эмоция – переживание человека по отношению к внешним объектам, следовательно, многообразие отношений будет расти с расширением мира объектов).

2. Изменение функций эмоций (если изначально ребенку дана сигнальная функция эмоций: плачет – родители подходят к нему, то позже появляются другие, например, мобилизирующая – эмоции мобилизируют все ресурсы в неблагоприятной ситуации).

3. Развитие способности к осознанию эмоций, т.е. развитие «языка» эмоций (способность выражать эмоции, вербализовать и способность понимать эмоциональные состояния других). Это происходит в несколько стадий, например, словотворчество – первая стадия (2,5 – 3 года): «Я уже выгрустил все плачем» или, например, на следующей стадии (овладение особыми фразами, готовыми речевыми формами: «Я не тебе плачу, а маме», «Я тебя тоже не очень навижу») и т.д.

4. Развитие экспрессии эмоционального переживания, т.е. расширение набора внешних выразительных средств (например, мимика зрячих и слепых детей при рождении одинакова, но с возрастом у зрячих детей она усложняется, усиливается, а у слепых – сглаживается). В каждой культуре есть свой набор экспрессивных движений, ребенок их осваивает с возрастом через идентификацию, подражание, внушение.

5. Развитие способности к эмоциональной регуляции (контроль над эмоциональной сферой). Это связано с повышением уровня самосознания, контролем своего поведения, с уровнем волевого управления. Это осуществляется в более позднем возрасте, когда ребенок способен к произвольным действиям.

 

1.2. Стресс

 

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрез­мерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. В качестве примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о гибели в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.

Любое событие, факт или сообщение может вызвать стресс, т. е. стать стрессором. При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса или нет, зависит не только от самой ситуации, но и от личности, ее опыта, ожиданий, уверенности в себе и т. д. Особенно большое значение имеет, конечно, оценка угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.

Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется, и т. д.

 

1.3. Понятие о воле

 

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий.Преодоление препятствий требует волевого усилия— особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы: 1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утвер­ждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве ре­шения; 6) осуществление принятого решения, 7) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...