Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Мотивационно-потребностная сфера личности

 

1.1. Мотивы и потребности (классификация)

1.2. Основные мотивационные образования

1.3. Теории мотивации

 

1.1. Мотивы и потребности (классификация)

 

Мотив — это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо неосознаваемое им вообще.

Термином «мотивация» в современной психологии обозна­чаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т. е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Под потребностями подразумевают стремление к тем усло­виям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность — осознава­емое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо.

Выделяют классификацию потребностей: 1) первичные, ви­тальные (врожденные, биологические) потребности: в пище, воде, сне, отдыхе, потребность в самозащите, родительские, сек­суальные потребности; 2) культурные, приобретенные потребности имеют общественный характер по природе своего происхожде­ния, они формируются под влиянием воспитания в обществе. Среди культурных потребностей выделяют материальные и ду­ховные потребности. К духовным относят потребность в обще­нии, потребность в эмоциональном тепле, уважении, позна­вательные потребности, потребность в деятельности, эстетичес­кие потребности, потребность осознать смысл своей жизни.

Существует также классификация потребностей, предложенная Маслоу А., и обозначается как «пирамида потребностей», на вершине которой находится потребность в самоактуализации.

Мотив может быть неосознанным, если осозна­ние потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т. е. человек не знает подлин­ной причины своего поведения. К неосознанным мотивам от­носят: влечение, гипнотические внушения, установки.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности сво­им убеждениям люди даже идут на смерть).

 

1.2. Основные мотивационные образования

 

Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мо­тив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это — мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация — стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву aффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти — стремление челове­ка обладать властью над другими людьми, господствовать, уп­равлять и распоряжаться ими. Альтруизм — стремление челове­ка бескорыстно сказывать помощь людям, антипод — эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность — стремление чело­века нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденци­ей агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действий как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.

 

1.3. Теории мотивации

 

В современной психологической литературе существует несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции. Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные — внутренними факторами.

Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных идах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Качество работы является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мо­тив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.

Мотив достижения успеха — стремление человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи — относительно устойчивое стремление че­ловека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и обще­ния. Локус контроля — характеристика локализации причин, исходя из которых, человек объясняет свое поведение и ответ­ственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля — поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля — локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем слу­чае) — желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (обще­ния), которого рассчитывает добиться человек.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...