Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 12. Психологические особенности возрастных периодов

(от 0 до 11-12 лет)

1.1. Младенчество (кризис новорожденности). Ранний возраст (кризис трех лет)

1.2. Дошкольный возраст

1.3. Младший школьный возраст

 

1.1. Младенчество (кризис новорожденности).

Ранний возраст (кризис трех лет)

 

Основным новообразованием периода новорожденности является своеобразная психическая жизнь. На протяжении первых недель жизни ребенок учиться находить сосок, сосать кулачок, ногу, фиксировать взглядом и прослеживать перемещение движущегося предмета (на расстоянии 30 см – игрушки цветные), улыбаться при виде человеческого лица, а также удерживать голову в положении лежа. Период новорожденности заканчивается к концу первого месяца жизни. Психологическим признаком завершения этого периода является появление улыбки на звук человеческого голоса.

После окончания периода новорожденности основное психическое новообразование это некоторая общность, особая связь младенца с матерью. Этот контакт служит исходным пунктом осознания собственной личности.

Кризис первого года жизни.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью.

Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т.е. в функции, которая закреплена за ними в общественном опыте.

К концу раннего детства начинают складываться новые виды деятельности - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Развитие речи в раннем детстве идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь.

Кризис 3 лет. Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей приводит к появлению нового отношения ребенка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет быть таким, как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Так возникает кризис 3 лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребенком, сталкиваются с его упрямством, негативизмом.

 

1.2. Дошкольный возраст

 

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Особенности эмоционального развития: ребенок осваивает социальные формы выражения чувств; изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение; чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными; формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении дошкольного возраста продолжает расти словарный состав речи. Функция общения является первой, но не единственной, которую выполняет речь. Эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь и сохраняет свою планирующую функцию, т.е. является промежуточным звеном между внешней и внутренней речью ребенка.

 

1.3. Младший школьный возраст (7-11 лет)

 

Как отмечала Л. И. Божович в своих работах: "Поступление ребенка в школу означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности; это решительно сказывается на формировании всей личности ребенка". Учебная деятельность – деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры.

Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно-значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место в среде окружающих, его взаимоотношение с ними. Эта новая социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности.

Психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интллектуализация (их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению научных понятий); происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

Понятие кризиса семи лет. Л.Ф.Обухова выделяет следующие особенности кризиса семи лет:потеря непосредственности (появляется ориентация на смысл поступка); манерничание, "ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает"; симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать.

Рассматривая личностную и социально-психологическую готовность к школе, Фридман отмечает, что необходимо формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...