Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие сведения о стандартах ISO серии 9000.

Этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.

В соответствии с принципом отражения качество продукции обеспечивается качеством выполнения каждого из элементов петли качества и качеством организационно- управленческой системы. Элементы петли качества: маркетинг, проектирование продукции, разработка процессов, закупки, производство и предоставления услуг, проверка, паковка и складирование

производство
, сбыт и продажа, монтаж и сдача в эксплуатацию, эксплуатация, техническая помощь и обслуживание, утилизация или вторичная переработка по истечении срока эксплуатации. Система качества может охватывать различные элементы петли качества и обязательно охватывает организационно- управленческую систему.

Стандарт на систему качества – это стандарт, в котором установлены требования к системе качества, которая может охватывать различные элементы жизненного цикла продукции (петли качества). Стандарты на системы качества применяют в ситуациях, когда предприятие, организация или учреждение должно обеспечить стабильное соответствие продукции определенному уровню требований.

Этапы стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.

Первый сборник стандартов, содержащих требования к обеспечению и управлению качеством, появился после второй мировой войны для поставщиков военной промышленности. В 60-е годы этот сборник требований военной направленности стал использоваться в гражданской промышленности, в первую очередь, при производстве самолетов и автомобилей, а также в машиностроительной промышленности. В это время стандарты на обеспечение качества были на уровне внутреннего стандарта компаний либо групп компаний (см.
Рис. 1). В конце 70-х начались работы, прежде всего в Великобритании, а также в других европейских странах (Швейцария и Нидерланды) по формулированию внешнего национального стандарта обеспечения качества. Британские стандарты BS 5750 были приняты в 1979 году и стали базовыми при разработке международных стандартов, содержащих требования к обеспечению качества и управлению качеством. Начиная с 1979 года, стандартизация в сфере обеспечения качества вышла на уровень принятия национальных стандартов в ряде ведущих стран.

В 1987 году Международная организация по стандартизации ISO разработала и приняла серию стандартов ISO 9000, взяв за основу британские стандарты BS 5750. Первый регион, осознавший важность этого продвижения, – Европа, – внедрил стандарты ISO, ввел сертификацию на соответствие этим стандартам и провозгласил ее в качестве стратегии устранения преград свободной торговли. Уже в 1987 году каждая страна – член Европейского сообщества (ЕС) и Европейской ассоциации свободного обмена (ЕАСО) (Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Финляндия, Франция, Греция, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Португалия, Великобритания, Швеция и Швейцария) взяла обязательство применять эти стандарты в своей собственной стране. В ноябре 1987 года стандарты серии ISO 9000 были приняты Европейским комитетом по стандартизации и введены в виде европейских стандартов EN серии 29000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению». Сразу же после утверждения стандарты ISO 9000 получили широкое распространение практически на всех континентах земного шара.

 


Рис. 1 Этапы и уровни стандартизации в области управления качеством.

Интересен опыт Японии в этом вопросе. Принимая участие во всех заседаниях ISO/TK 176, Япония не вводила стандарты ISO 9000 в связи с тем, что стандарты серии ISO 9000 отображают минимальный уровень требований к системам качества. Японские системы качества находятся на гораздо более высоком уровне, о чем свидетельствует качество японских товаров. Однако невыполнение требований привело к некоторым трудностям в торговле на рынке ЕС, и в 1991 году Япония ввела у себя стандарты ISO 9000 в качестве национальных стандартов.

В 1994 году в области управления и обеспечения качества появились стандарты новой серии – QS 9000. Стандарты выпущены тремя автомобильными компаниями – Дженерал Моторз, Форд и Крайслер. Наряду с требованиями, имеющимися в стандартах серии ISO 9000, стандарты QS 9000 содержат ряд дополнительных требований, специфических для автомобильной промышленности. Все поставщики большой автомобильной тройки должны соответствовать требованиям стандартов QS 9000.

После выхода в 1987 г. стандартов серии ISO 9000 каждые четыре года организацией ISO принимаются новые редакции этих стандартов.

В Украине стандарты серии ISO 9000 были приняты, как национальные (ДСТУ ISO 9000) в 1995 году.

Значение стандартизации требований к обеспечению и управлению качеством.

Стандарты ISO серии 9000 включают требования общего характера. Они могут быть использованы любым предприятием, независимо от отраслевого производственного сектора. Общая структура систем качества, изложенная в них, универсальна. Поэтому в настоящее время их используют предприятия и организации самых различных сфер деятельности. Построение и сертификация систем качества по требованиям международных стандартов ISO серии 9000 представляет интерес для потребителей, производителей и общества в целом. Рассмотрим значение сертификации систем качества для каждой отдельной категории.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...