Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...................................................................5

Темя 1. Теория государства и права как наука. Ее предмет, методология и функции............................................9

1. Теория государства и права как наука, ее основные черты... 9

2. Предмет науки теории государства и права...................... 12

3. Структура науки теории государства и права.................... 13

4. Методология науки теории государства и права................. 17

5. Теория государства и права в системе гуманитарных наук... 18

6. Теория государства и права в системе юридических наук.... 20

7. Функции науки теории государства и права......................21

Тема 2. Происхождение государства и права....................25

!. Основные теории происхождения государства и права.........25

2. Общественное устройство, власть и управление

в первобытном обществе.............................................28

3. Происхождение государства (современные трактовки)........33

4. Происхождение права (современные трактовки)................40

Тема 3. Понятие, сущность и назначение государства...........45

1. Понятие государства...................................................45

2. Сущность государства.................................................52

3. Типология государства................................................56

4. Социальное назначение и функции государства.................61

Тема 4. Государственная власть и ее механизм.................70

1. Понятие государственной власти и ее соотношение

с государством.........................................................70

2. Структура государственной власти................................ 76

3. Механизм государственной власти.................................79

4. Принципы организации и деятельности государственного аппарата .................................................................84

5. Понятней классификация органов государства..................88

6. Государственное управление и самоуправление................92

Тема 5. Формы государства...........................................99

1. Понятней элементы формы государства..........................99

2. Многообразие государственных форм и основные их разновидности.......................................................... 103

3. Формы правления......................................................106

4. Формы государственного устройства..............................114

5. Политические режимы................................................122

Тема 6. Понятие, сущность и назначение права.................133

1. Основные теории права и вытекающие из них подходы

к его пониманию. Типы правопонимания........................133

2. Понятие и признаки права.......................................... 140

3. Сущность права.........................................................144

4. Право и государство...................................................147

5. Социальное назначение и функции права....................... 149

6. Ценность права........................................................ 156

Тема 7. Система права..............................................160

1. Понятие системы права и ее структурные подразделения.... 160

2. Принципы права...................................................... 164

3. Нормы права.............................................................167

4. Институты и отрасли права..........................................176

5. Правовые общности.................................................. 180

Тема 8. Формы (источники) права..................................185

1. Понятие формы и источника права............................... 185

2. Нормативный правовой акт как форма и источник права......188

3. Законы и подзаконные нормативные акты........................193

4. Понятие и система законодательства...............................198

5. Систематизация законодательства.................................202

6. Санкционированный обычай, юридический прецедент

и другие формы (источники) права................................210

Определения основных понятии теории государства и права, содержащихся в темах 1—8.............................................217

 

Тема 1

Тема 3

Тема 4

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Эта тема фактически продолжает две предыдущие и завершает общую характеристику государства. После того как рассмотрены поня­тие, сущность и назначение государства, государственная власть и ее механизм, целесообразно выяснить, каким образом может быть устрое­но государство и какие в связи с этим формы оно может приобретать.

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1. Понятие и элементы формы государства; 2 Многообразие государственных форм и основные их разновидно­сти; 3. Формы правления; 4. Формы государственного устройства; 5. Политические режимы.

Эти вопросы, так или иначе, рассматриваются в учебниках по теории государства и права. Но многие из них не имеют однозначных трактовок, что, безусловно, затрудняет их изучение.

1. Понятие и элементы формы государства.Вопрос о поня­тии формы государства в современной теории государства и права, можно сказать, не вызывает особых разногласий. Обычно под формой государства подразумевают устройство, или организацию государственной власти.

В русском языке слово «форма» имеет достаточно много зна­чений. Так, под формой понимают внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета; внешнее выражение, оформление какого-либо содержания; структуру чего-либо; вид или тип чего-либо; установленный образец, порядок представления чего-либо и т. д. Форму государства, исходя из этих значений, можно интерпрети­ровав и как внешнее выражение, оформление содержания госу­дарства, и как его структуру, и как вид или тип государства. Одна­ко понятие формы государства основывается, прежде всего, на философском учении о форме, согласно которому форма — это ор­ганизация, строение, структура содержания и его внешнее выражение. С точки зрения философии нет, и не может быть содержа­ния вообще, есть только оформленное содержание, и любой пред­мет или явление действительности представляет собой единство формы и содержания. Государство тоже представляет собой един­ство формы и содержания, где содержанием будет государствен­ная власть, а формой — органы государства, в которых эта власть выражена и которые организованы как государство.

Определение формы государства как устройства, организации государственной власти не является вместе с тем исчерпывающим. В отечественной теории государства и права понятие формы госу­дарства принято раскрывать через ее элементы. К ним чаще всего относят форму правления, форму государственного устройстваи политический режим,хотя некоторые авторы ограничиваются только формой правления и формой государственного устройства.

Под формой правления(ее именуют также формой государ­ственного правления) обычно понимают организацию верховной (высшей) власти в государстве.То есть форма правления гово­рит о том, как устроена высшая власть в государстве, в каких кон­кретно государственных органах она выражена, каков порядок об­разования этих органов и как они взаимодействуют друг с другом и с населением.

В учебниках по теории государства и права встречается и бо­лее широкая трактовка формы правления. Некоторые авторы под формой правления понимают способ организации государствен­ной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоот­ношений их друг с другом и с населением. Подобный подход к пониманию формы правления, как представляется, не позволяет четко разграничить форму правления и форму государственного устройства и по сути дела ведет к отождествлению формы правле­ния с формой государственного устройства.

Разделяя мнение о том, что форма правления характеризует организацию только верховной власти в государстве и ее органов, хочу вместе с тем отмстить, что форма правления определяется организацией не всех без исключения высших органов государст­венной власти, а преимущественно высших представительных (законодательных) и исполнительных органов. Особенно это касается современных государств.

Под формой государственного устройства(ее именуют также формой национально-государственного устройства, формой территориального устройства и т. д.) понимается уже территори­альная организация государственной власти.Форма государст­венного устройства, как принято считать, характеризует террито­риальное (точнее политико-территориальное) устройство государ­ства, взаимоотношения между центральными, региональными иместными органами государственной власти.

Государство, как отмечалось ранее, представляет собой тер­риториальную организацию. Оно организуется, оформляется в пределах собственной территории. Территория государства, как правило, подразделяется на определенные части, в связи, с чем в государстве создаются не только центральные органы, действую­щие на всей территории страны, но и органы, действие которых ограничивается какой-либо частью этой территории. Последними могут быть как региональные, так и местные органы государст­венной власти. Форма государственного устройства как раз пока­зывает, на какие части подразделяется территория государства, каково правовое положение этих частей и управляющих ими орга­нов, каковы взаимоотношения этих частей и их органов с государ­ством в целом и его центральными органами.

Понятию «государственное устройство» в научной литературе (особенно политической) иногда придают более широкий смысл, подразумевая под государственным устройством либо государст­венный, либо общественный строй. В этой связи некоторые иссле­дователи обращают внимание на неопределенность термина «форма государственного устройства» и предлагают заменить его другими, например, такими, как «форма политико-территориального устрой­ства», «форма территориально-политического устройства», «форма территориального устройства» и т. д. Однако едва ли в этом есть необходимость. Термин «форма государственного устройства» Достаточно прочно вошел в понятийный аппарат науки теории государства и права для обозначения территориального устройства государства и государственной власти и, как правило, не вызывает среди исследователей серьезных разногласий в его истолковании.

Наконец, политический режим(его именуют нередко госу­дарственным или государственно-правовым режимом), который многими авторами тоже рассматривается в качестве элемента формы государства, определяется чаще всего как совокупность методов, способов и средств осуществления государственной власти.То есть в данной интерпретации политический режим ха­рактеризуют методы, способы и средства, которые используются при осуществлении государственной власти, а значит, в процессе государственного управления обществом. В этом плане политиче­ский режим является показателем уровня демократии в стране, прав и свобод личности, реальности участия населения в управле­нии государством и обществом.

Надо заметить, что в учебной и научной литературе понятие «политический режим» используется в широком и узком смыслах. В широком смысле политический режим рассматривается как яв­ление политической жизни общества и его политической системы, в узком - как совокупность методов, способов и средств осущест­вления государственной власти. В теории государства и права по­нятие «политический режим» используется обычно в узком смыс­ле, вследствие чего отдельные авторы предпочитают его имено­вать государственным режимом.

Итак, характеристика формы государства через элементы по­зволяет раскрыть ее с различных точек зрения и получить о ней более глубокие представления. Вместе с тем форма правления, форма государственного устройства и политический режим, как совершенно обоснованно отмечают некоторые государствоведы (например, проф. В. Е. Чиркин). не исчерпывают собой всех про­явлений формы государства и не дают о ней полного и целостного представления. Они раскрывают лишь основные, главные ее сто­роны, но не всю форму государства в целом. Поэтому наряду с элементной характеристикой целесообразен и более широкий под­ход, позволяющий рассматривать форму государства как органи­зационно-функциональную структуру государства, выражающую способ организации и осуществления государственной власти во всех ее проявлениях.

Подводя итог, можно дать следующее краткое определение формы государства: это организация государственной власти, выраженная, главным образом, в форме правления, форме го­сударственного устройства и политическом режиме.

2. Многообразие государственных форм и основные их разновидности.Форма государства как организация, уст­ройство государственной власти в каждом отдельно взятом госу­дарстве имеет свои особенности. Это значит, что нет каких-то универсальных, раз и навсегда установленных государственных форм, и история государства является наглядным тому подтвер­ждением. Форма каждого отдельно взятого государства, включая его форму правления, форму государственного устройства и поли­тический режим, складывается или изменяется в конкретно-исторических условиях под воздействием самых разнообразных факторов.

На форму государства, в том числе на форму правления, фор­му государственного устройства и политический режим, влияет, прежде всего, то, кому принадлежит государственная власть, и чьи интересы она выражает. Принадлежность государственной власти каким-либо классам, сословиям, социальным группам характери­зует содержательную сторону государства, а содержание с точки зрения философии является фактором, непосредственно влияю­щим на форму. Вместе с тем данный фактор, хотя он и является определяющим, не следует абсолютизировать. Как опять же учит философия, между содержанием и формой нет жесткой зависимо­сти. Одно и то же содержание может быть выражено в разных формах, а одна и та же форма может наполняться разным содер­жанием. Вследствие этого у государств, имеющих одинаковое со­держание, могут быть разные формы и, наоборот, государства сразным содержанием могут иметь одинаковые формы. Это обу­словлено тем, что на форму государства помимо его содержания влияют и другие факторы, причем как внутреннего, так и внешне­го свойства.

К внутреннимфакторам, т. е. таким, которые складываются внутри страны, наряду с принадлежностью государственной вла­сти каким-либо классам, сословиям или социальным группам от­носятся, например, соотношение политических сил в стране, уровень культуры народа, его исторические и национальные тради­ции, национальный состав населения, размер территории страны, господство той или иной идеологии и др. К внешнимфакторам, т. е. таким, которые складываются уже за пределами страны, отно­сятся, например, заимствование опыта государственного строи­тельства других, как правило, более развитых стран, международ­ная обстановка, географическое положение страны, экономиче­ская, политическая и иная зависимость государства от других го­сударств.

Таким образом, на форму каждого отдельно взятого государ­ства влияют и могут повлиять самые различные факторы, что и обусловливает многообразие государственных форм, включая формы правления, формы государственного устройства и полити­ческие режимы.

В современной отечественной литературе, в том числе и в учебниках по теории государства и права, нередко подчеркивается, что форма государства определяется в первую очередь его сущно­стью и типом. Думается, что это не совсем так. Если бы форма го­сударства определялась в первую очередь его сущностью, то во всех государствах существовали бы примерно одинаковые формы, поскольку сущность государства, как уже отмечалось ранее, всегда неизменна и выражается в том, что государство во все времена было и остается политической организацией, осуществляющей управление обществом. В процессе исторического развития в го­сударстве меняется не сущность, а содержание, что обычно и при­водит к смене одних государственных форм другими. Что же каса­ется обусловленности формы государства его типом, то и здесь нет прямой зависимости. Во-первых, при многообразии подходов к типологии государства невозможно объяснить, какими конкретно типами обусловлены те или иные формы государства. И, во-вторых, если даже основываться только на формационном подхо­де, то и здесь зависимость государственных форм от типов госу­дарства является относительной, поскольку в государствах разных типов встречаются одинаковые и формы правления, и формы го­сударственного устройства, и политические режимы.

Теперь рассмотрим основные разновидности государствен­ных форм. При этом речь пойдет не о формах правления, формах государственного устройства или политических режимах (о них мы поговорим при освещении следующих вопросов темы), а о формах государства в целом, т. е. формах, которые выделяются, исходя из целостного представления о форме государства. На се­годняшний день таких форм выделяется три; монократическая, поликратическаяи сегментарная.

Монократическаяформа государства характеризуется еди­новластием. Государственная власть концентрируется в руках ли­бо монарха, либо диктатора, либо военной хунты, либо органов правящей партии (например, коммунистической) и т. д. При этом не имеет принципиального значения, принадлежит власть одному органу или системе определенного рода органов. Разделение вла­стей в монократическом государстве отсутствует. Участие населе­ния в формировании органов государственной власти или не до­пускается, или носит формальный характер. Местного самоуправ­ления нет. Устанавливаются, как правило, авторитарные и тоталитарные режимы, которые опираются на принуждение, насилие, обязательную государственную идеологию, носящую иногда рели­гиозный характер. Для монократической формы государства зачас­тую характерны огосударствление экономики и всей общественной жизни, крайне элитарный характер государственной власти, отсут­ствие подлинно демократических прав и свобод личности.

Монократическая форма имеет несколько разновидностей. Выделяются, в частности, теократическая монократическая формагосударства, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар и др.); экс­тремистская монократическая форма(в фашистских и полуфа­шистских государствах); милитаристская монократическая форма(в недалеком прошлом в Ираке); монократическая госу­дарственная форма тоталитарного социализма.

Любая из этих форм может быть прикрыта парламентской оболочкой, могут существовать выборные органы, конституция, провозглашаться права и свободы личности, однако в действи­тельности все это не имеет реального значения.

Поликратическаяформа государства (ее называют также полиархической) является прямой противоположностью монокра­тической. Для нее характерны разделение властей, децентрализация управления территориями, высокая степень автономности ад­министративно-территориальных и иных образований, наличие местного самоуправления. Институты государственной власти формируются населением путем свободных, демократических вы­боров. Права и свободы личности гарантируются государством. Существует политический и идеологический плюрализм. Эконо­мика отделена от политики и государства.

Выделяются (правда, с некоторой долей условности) две раз­новидности поликратической формы: традиционнаяи постсо­циалистическая.Первая сложилась в большинстве демократиче­ских стран после Второй мировой войны и считается зрелой раз­новидностью поликратической формы государства. Другая еще переживает период своего становления.

Сегментарнаяформа государства является промежуточной, поскольку сочетает в себе черты монократической и поликратиче­ской форм. Она присуща государствам с полудемократическими иавторитарными режимами и в значительной степени носит олигар­хический характер. В таких государствах преобладающую роль играют кланыувплемена, сословия, семьи, олигархические группы. Разделение властей отсутствует, но допускается разделение ролей между различными органами по управлению обществом. Сущест­вуют элементы местного самоуправления и автономии админист­ративно-территориальных единиц. Нет безраздельного господства какого-либо органа или должностного лица, но имеется лидирую­щий орган или доминирующее должностное лицо. Государствен­ная власть открыта только для частичного давления на нее со сто­роны определенных заинтересованных групп. Политический плю­рализм существует в ограниченном виде. Это выражается в том, что либо законом устанавливается ограниченное число разрешае­мых государственной властью политических партий (Индонезия, Нигерия, Сенегал), либо применяются меры, ограничивающие создание новых партий (например, Египет). Демократические пра­ва и свободы личности признаются в конституциях, но на практике носят ограниченный характер.

3. Формы правления.В научной и учебной литературе традиционно выделяют две основные формы правления - моиархическую(или монархию)и республиканскую(или республи­ку).

Монархия(от греч. «топагсЫа» — единовластие, единодер­жавие) — это такая форма правления, при которой высшая государ­ственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха (фараона, царя, коро­ля, императора, шаха и т. д.), является пожизненной и передается по наследству. Монархия - наиболее древняя форма правления. Подавляющее большинство рабовладельческих и феодальных го­сударств были монархиями. В современном мире более сорока го­сударств имеют монархическую форму правления.

Как форма правления монархия характеризуется следующими признаками:

во-первых, высшая государственная власть в монархии пол­ностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха,

во-вторых, монарх является несменяемым главой государства и осуществляет государственную власть пожизненно;

в-третьих, власть монарха передается по наследству;

в-четвертых, монарх осуществляет государственную власть по своему усмотрению, независимо от воли населения страны;

в-пятых, монархическая форма правления характеризуется юридической безответственностью монарха, т. е. монарх не несет за результаты своего правления юридической, а также политиче­ской ответстветтности.

Все монархии принято подразделять на абсолютные(или не­ограниченные) и ограниченные.В абсолютноймонархии госу­дарственная власть полностью и безраздельно принадлежит мо­нарху и не ограничена каким-либо представительным (законосо­вещательным или законодательным) органом. Зародившись в глу­бокой древности (древневосточные деспотии), абсолютные монар­хии просуществовали почти до конца XX в. По мнению ряда государствоведов, в современном мире абсолютных монархий в чис­том виде уже нет, но полу абсолютные монархии еще встречаются (например. Саудовская Аравия).

В ограниченноймонархии в отличие от абсолютной власть монарха всегда ограничена властью какого-либо представительного органа, обладающего определенными законосовещательными или законодательными полномочиями. К ограниченным относятся сословно-представительнаяи конституционнаямонархии.

Сословно-представительнаямонархия, существовавшая при феодализме, характеризуете я тем, что власть монарха в какой-то мере ограничена обладающим законосовещательными полномо­чиями сословно-представительным органом — собранием предста­вителей различных сословий (духовенства, дворянства, верхушки третьего сословия), созыв и объем полномочий которого полно­стью зависели от воли монарха.

Конституционнаямонархия, возникшая в эпоху буржуазных революций, характеризуется уже тем, что власть монарха на осно­ве конституции или актов, имеющих конституционное значение, ограничивается законодательной властью парламента, являющего­ся органом народного представительства. Правда, степень ограни­чения власти монарха и организация самой верховной власти не во всех конституционных монархиях одинаковы. В этой связи их принято подразделять на дуалистическиеи парламентарные(парламентские1).

В дуалистическоймонархии (от лат. «ЛиаНз» - двойствен­ный) верховная государственная власть разделена между парла­ментом, который является органом законодательной власти и из­бирается народом, и монархом, которому принадлежит исполни­тельная власть. При этом монарх обладает значительными власт­ными полномочиями. Он имеет право налагать вето на закон, при­нятый парламентом, распускать парламент по своему усмотрению, издавать акты (указы, декреты и т. п.), по юридической силе рав­ные законам парламента. Для управления страной монарх форми­рует правительство, ответственное только перед ним, назначает министров и других должностных лиц.

Дуалистическая монархия считается формой правления пере­ходной от абсолютной к парламентарной монархии. Ее возникно­вение связывается с выступлениями против абсолютизма в XVIII-XIX вв., в результате которых возник компромисс между растущей буржуазией и еще достаточно сильным дворянством. Дуалистиче­ская монархия имела место в Германии, Турции, Таиланде, Ливии и многих других странах. В настоящее время такой формы правления в чистом виде, как принято считать, не существует, хотя полудуалисгаческие монархии встречаются (например, в Непале, Иор­дании, Марокко).

Парламентарнаямонархия в отличие от дуалистической яв­ляется более прогрессивной формой правления. Большинство со­временных монархий (Великобритания, Бельгия, Испания, Нидер­ланды, Швеция, Япония и др.) имеют именно эту форму правле­ния. Здесь уже нет дуализма между законодательной и исполни­тельной властью, поскольку правительство формируется не мо­нархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом. Монарх является главой государства и по конституции может обладать достаточно широким кругом полномочий. Однако эти полномочия во многом носят номинальный характер, так как монарх либо по существую­щей традиции их не использует (например, право абсолютного ве­то, которым обладает монарх Великобритании, не используется с1707 г.), либо не может осуществлять их самостоятельно (напри­мер, монарх может назначать министров, но выполняет он при этом волю парламента). Поэтому в парламентарной монархии мо­нарх по большей части является лишь символом нации. Он, как принято считать, царствует, но не правит.

Республика(от лат. «гез риЫкал - общественное дело) - это форма правления, при которой высшая власть в государстве при­надлежит уже выборным органам. Они избираются на определен­ный срок и несут ответственность перед избирателями. Республи­ка - тоже довольно древняя форма правления. Она встречается врабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) и феодальных (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.) государствах, но наибольшее рас­пространение получила в Новое время. В современных государст­вах эта форма правления является преобладающей.

Республиканской форме правления присущи следующие ос­новные признаки:

во-первых, высшая государственная власть в республике все­гда принадлежит выборным органам;

во-вторых, главой государства является или выборное лицо, или выборный орган. Монарх, как таковой, отсутствует;

в-третьих, выборные органы, которым принадлежит верхов­ная государственная власть, включая главу государства, избирают­ся на определенный срок и сменяемы. Пожизненный глава госу­дарства, который встречается в отдельных республиках, в целом не характерен для республиканской формы правления и привносит в нее элементы монархии;

в-четвертых, выборные органы, которым принадлежит вер­ховная государственная власть, осуществляют власть не по своему усмотрению, а в интересах населения страны или каких-либо со­циальных групп:

в-пятых, республиканская форма правления предполагает от­ветственность выборных органов, осуществляющих высшую власть в государстве, перед своими избирателями.

Теперь о классификации республик. Следует заметить, что этот вопрос еще не получил должной разработки в отечественной теории государства и права. В учебниках обычно говорится о со­временных республиках, которые принято подразделять на прези­дентские и парламентарные (парламентские). Однако такая клас­сификация не охватывает всех республиканских форм правления, которые существовали и существуют в действительности. Поэто­му, думается, все республики первоначально можно подразделить на демократическиеи антидемократические. К демократиче­скимотносятся республики, в которых источником власти при­знается народ, а высшие представительные органы государства формируются непосредственно населением, выражают его волю и подотчетны ему. Данная форма правления возникла в глубокой древности (Афинская демократическая республика У-1У вв. до н. э.), но наибольшее распространение получила в Новое время в ви­де президентской и парламентарной республик. К антидемокра­тическимотносятся республики, в которых народовластие либо вообще отсутствует, либо носит формальный характер. Это из­вестные с древнейших времен аристократические(Спарта, Рим) и олигархические(Карфаген) республики, а также встречающие­ся в Новейшее время авторитарныеи тоталитарныереспублики.

В современном мире существуют преимущественно демокра­тические республики, которые принято подразделять на прези­дентскиеи парламентарные(парламентские).

Для президентской республики (США, Аргентина, Бразилия, Португалия и др.) характерным является следующее. Во-первых, здесь имеет место жесткое разделение законодательной (парла­мент) и исполнительной (президент, правительство) власти. Во-вторых, президент избирается населением и имеет равную с пар­ламентом легитимность. В-третьих, президент является главой го­сударства и одновременно главой исполнительной власти. В-четвертых, правительство формируется президентом и ответствен­но перед ним.

Ничего этого нет в парламентарнойреспублике (Италия, ФРГ и др.). Вместо жесткого разделения здесь существует сотруд­ничество законодательной и исполнительной власти. Президент, как правило, избирается парламентом. Он является главой госу­дарства, но не является главой исполнительной власти. Правитель­ство формируется парламентом и ответственно перед ним. Воз­главляется оно премьер-министром, который обладает значитель­ными полномочиями в области исполнительной власти.

Рассмотренные формы правления в науке принято называть типичными.Однако кроме типичных существуют также нети­пичные(смешанные, гибридные) формы правления. Особенно часто они встречаются в современных государствах. К нетипич­ным формам правления относятся пол у абсолютныеи полудуали­стические (полупарламентарные)монархии, так называемые «республиканские монархии»и «монархические республики»,а также полупрезидентскиеи полупарламентарныереспублики.

Полу абсолютныемонархии — это монархии, сочетающие в себе черты абсолютной и ограниченной монархии. Как отмечалось выше, в современном мире практически нет абсолютных монархий в их чистом виде, т. е. монархий, в которых вся полнота государ­ственной власти безраздельно принадлежит монарху, а конститу­ция и парламент отсутствуют. Последняя абсолютная монархия, по мнению проф. В. Б. Чиркина1, прекратила свое существование в Омане в 1996 г. после того, как монарх даровал конституцию. Вместе с тем полуабсолютные монархии — это монархии, которые лишь по форме не являются абсолютными, поскольку оснащены конституциями и парламентами, формально ограничивающими власть монарха. Фактически же монарх в таких монархиях власт­вует безраздельно. Он может приостановить действие конституции (Бахрейн) или отменить ее (Свазиленд), распустить на неопреде­ленное время парламент (Кувейт), отменить любой акт парламен­та, так как обладает правом абсолютного вето. Да и парламенты в этих монархиях не обладают реальной силой, поскольку всецело подчинены воле монарха. Вследствие этого полуабсолютные мо­нархии по своей сути остаются абсолютными монархиями.

Полудуалистические (полупарламентариые)монархии -это монархии, сочетающие в себе черты дуалистической и парла­ментарной монархий. Если в такой монархии преобладают черты дуалистической монархии, она считается полудуалистической, ес­ли же парламентарной, она считается полупарламентарной. Опять же по мнению В. Е. Чиркина, последняя дуалистическая монархия была упразднена в 1991 г. в Иордании1. Современные полудуали­стические, полулараментарные монархии таковыми могут счи­таться тоже лишь по формальным соображениям, т. е. исходя из действующих в них конституций. Фактически же в основе своей они остаются дуалистическими монархиями.

«Республиканские монархии»— это монархии, в которых присутствуют некоторые черты республиканской формы правле­ния. Например, в современной Малайзии существует «выборная монархия».Глава государства не является здесь пожизненным и наследственным монархом, а каждые пять лет переизбирается. Это сближает монарха с президентом, а монархическую форму прав­ления с республиканской. Вместе с тем Малайзия в связи с перио­дическим переизбранием главы государства не превращается в республику, поскольку главой государства здесь может быть из­бран не любой гражданин, а только один из правителей субъектов федерации. Малайзия - федеративное государство, в котором 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султа­нами, Эти 9 султанов образуют Совет правителей, который раз в пять лет избирает главу государства. На этот пост султаны избираются по очереди, для чего в Совете правителей ведется особый список.

Другой разновидностью «республиканской монархии» явля­ется «коллегиальная монархия»,которая имеет место в Объеди­ненных Арабских Эмиратах. Здесь полномочия главы государства фактически принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федера­ции, хотя председатель этого Совета, которым избирается эмир крупнейшего эмирата Абу-Даби, занимает в Совете определяющие позиции и обладает' значительными властными полномочиями.

«Монархические республики»- это республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства. В XX в. такие респуб­лики существовали в Индонезии, социалистической Югославии, на Филиппинах, в Малави. Уганде, Тунисе, Экваториальной Гви­нее и некоторых других странах. В настоящее время пожизненные президенты существуют в Малави, КНДР и Туркмении.

Полупрезидентскиеи полу парламентарныереспублики — это республики, сочетающие в себе черты президентской и парла­ментарной республик. Причем если какие-то черты парламентар­ной республики приобретает президентская республика, ее относят к полупрезидентской, если же черты президентской республики приобретает парламентарная республика, ее относят к полупарла­ментарной. Иногда и ту, и другую условно именуют полупрези-денсткой республикой. В настоящее время к полупрезидентским, и полу парламентарным республикам относят форму правления в Австрии, России, Франции, ФРГ и некоторых других странах.

Появление нетипичных форм правления может быть вызвано разными причинами. Во-первых, чистые формы правления имеют, как принято считать, недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к прези­дентскому авторитаризму, а парламентарной республике присуща нестабильность правительства, част

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...