Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кафка» (США, Франция; режиссер Стивен Содерберг; в роли Кафки – Джереми Айронс).1993«Эта замечательная жизнь Франца Кафки» (Великобритания; режиссёр Питер Капальди; в роли Кафки – Ричард Грант).
Экранизации
1963. «Процесс» (Германия, Италия, Франция), режиссёр Орсон Уэллс, в роли Йозефа К. – Энтони Перкинс . 1968. «Замок» (ФРГ; режиссёр Рудольф Ноелте, в роли К. – Максимилиан Шелл). 1977. «Превращение господина Замзы» (анимация, Канада), режиссер Кэролайн Лиф). 1983. «Классовые отношения» (экранизация романа «Америка», ФРГ), режиссёры Жан-Мари Штрауб и Даниэль Юйе). 1990. «Замок» (Грузия), режиссёр Дато Джанелидзе, в роли К. – Карл-Хейнц Беккер). 1993. «Процесс» (Великобритания), режиссёр Дэвид Хью Джонс, в роли Йозефа К. – Кайл Маклахлен). 1994. «Замок» (Россия-Германия-Франция), режиссёр Алексей Балабанов, в роли К. - Николай Стоцкий). 1994. «Америка» (Чехия), режиссёр Владимир Михалек. 1994. «Певица Жозефина и мышиный народ» (Украина), режиссёр Сергей Маслобойщиков. 1997. «Замок» (Австрия), режиссёр Михаэль Ханеке, в роли К. - Ульрих Мюэ. 2002. «Превращение» (Россия), режиссер Валерий Фокин, в роли Грегора Замза – Евгений Миронов) 2002. «Голодарь» (США), режиссёр Том Гиббонс. 2007. «Сельский врач » (анимационный фильм, Япония), режиссёр Кодзи Ямамура). 2013. «Процесс» (Россия), режиссёр Константин Селиверстов, в роли Йозефа К. - Антон Шварц).
Практическое занятие № 4 (2 часа) Тема: Немецкоязычная литература. Тема искусства и образ художника в новелле «Тонио Крегер» и романе «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Томас Манн (1875, Любек, Германия – 1955, Цюрих, Швейцария). Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1929 год: «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной литературы и популярность которого неуклонно растет».
Биографические сведения: Полное имя Пауль Томас Манн.Родился в семье купца и городского сенатора г. Любека Томаса Йоханна Генриха Манна. Младший брат писателя Генриха Манна. После смерти отца семья переехала в Мюнхен. В середине 1890-х живет в Италии, по возвращении работает редактором сатирического журнала «Симплициссимус», проходит армейскую службу. Работал корреспондентом нью-йоркского агентства «Дайел». В 1933 эмигрирует в Швейцарию. В 1936 нацистскими властями был лишен немецкого гражданства; становится подданным Чехословакии. В 1938 уезжает в США, преподает в Принстонском университете, ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. В 1952 возвращается в Швейцарию. Похоронен в Кильхберге (Цюрих, Швейцария). Основные произведения: Романы. «Будденброки» (1901) «Королевское высочество» (1909) «Волшебная гора» (1924) «Иосиф и его братья». Тетралогия (1933—1943): «Былое Иакова» (1933) «Юный Иосиф» (1934) «Иосиф в Египте» (1936) «Иосиф-кормилец» (1943) «Лотта в Веймаре» (1939) «Доктор Фаустус» (1947) «Избранник» (1951) «Признания авантюриста Феликса Круля» (1922/1954) Новеллы «Тонио Крегер» (1903) «Тристан» (1903) «Смерть в Венеции» (1912) «Марио и волшебник» (1930) «Обмененные головы. Индийская легенда» (1940) Эссе «Размышления аполитичного» (1918) «Страдания и величие Рихарда Вагнера» (1933) «Проблема свободы» (1937)
Афоризмы: · Взгляд художника на явления внешней и внутренней жизни отличается от обыкновенного: он более холоден и более страстен. · Человек – это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой. · Во имя добра и любви человек не должен позволить смерти овладеть его мыслями. · Война - всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени. · Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный и благой символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству. · Наш страх - это источник храбрости для наших врагов. · Нравственность и жизнь – единое целое. Этика – опора жизни, а нравственный человек – истинный гражданин жизни. · Поэта рождает не дар творческого вымысла, а дар одухотворения. · Страсть, объектом которой мы становимся, не будучи сами ею затронуты, может внушить холодность и пренебрежение, ведущие к попранию чужих чувств. · Талант есть способность обрести собственную судьбу. · Разум – еще не высшее в этом мире. Понятия, которые необходимо усвоить при освоении темы: Семейная сага Интеллектуальный роман Роман-биография Ницшеанские мотивы Мифологизм Мифологема Интертекстуальность Герой-идеолог
Литература: Апт С. Томас Манн / С. Апт. – Москва: Высшая школа, 1972. – 174 с. Барышникова Д. Роман Томаса Манна «Доктор Фаустус как источник по истории культуры первой половины ХХ века» [Электронный ресурс] / Д. Барышников . – Режим доступа: http: // kogni.narod.ru. Бычков Ю. По следам Томаса Манна: Вопросы музыкальной эстетики в романе «Доктор Фаустус» [Электронный ресурс] / Ю. Бычков. – Режим доступа: http: // yuri317.narod.ru. Дирзен И. Эпическое искусство Томаса Манна: мировоззрение и жизнь: пер. с нем. / И. Дирзен. – Москва: Прогресс, 1981. – 307 с. Кургинян М. С. Романы Томаса Манна (Формы и метод) / М. С. Кургинян. – Москва: Художественная литература, 1975. – 336 с. Майкапар А. "Doktor Faustus" cum figuris (О музыке в романе Томаса Манна "Доктор Фаустус") [Электронный ресурс] / А. Майкапар. – Режим доступа: http: // maykapar.ru . Манн Т. История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа // Манн Т. Собрание сочинений: в 10 т. / Т. Манн. – Москва: Государственное издательство хзудожественной литературы, 1960. – Т. 9. – С. 199-364. Ненашев М. «Волшебная гора» Т. Манна: Опыт феноменологического прочтения романа [Электронный ресурс] / М. Ненашев. – Режим доступа: http: // relga.ru. Руднев В. Доктор Фаустус: Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» [Электронный ресурс] / В. Руднев . – Режим доступа: http: // philosophy.ru. Татаринова Н. Л. Введение в роман Т. Манна «Доктор Фаустус» [Электронный ресурс] / Н. Л. Татаринова. – Режим доступа: http: // pandia.ru.
Вопросы и задания:
Прочитайте новеллу «Тонио Крегер». Ответьте на вопросы:
1. Как трансформируется в новелле модель романтического двоемирия (антитеза «обыватели» / «человек искусства»). Какую роль в реализации этой оппозиции играют образы Тонио Грегера, Ганса Гансена и Ингеборг Хольм? 2. Т. Манн выделял два типа художников: 1 – «Гете-Толстой», 2 – «Ницше-Достоевский». Можно ли соотнести образ Тонио с одним из них? Почему? 3. Какую роль в выражении авторского представления о жизни и искусстве играет образ Лизаветы Ивановны? Почему Тонио называет русскую литературу «святой»? 4. Как вы понимаете слова Тонио «Искусство не призвание, а проклятие»? Приведите примеры в мировой культуре, доказывающие этот тезис. Как эта тема будет продолжена в романе «Доктор Фаустус»?
Прочитайте роман «Доктор Фаустус». Ответьте на вопросы: 1. Одна из важнейших антитез в творчестве Т. Манна – «живая жизнь» / «больное искусство». Как она представлена в системе персонажей романа? Как можно сформулировать авторскую позицию? Как она выражена в тексте? 2. Почему репрезентантом образа художника является музыкант? Как это связано с историей европейского романтизма? 3. Назовите основные этапы духовной биографии главного героя. Как идейно соотносятся рационализм в искусстве и безумие героя в финале? 4. Как образ Леверкюна соотносится с образом Фауста у И. В. Гете? Какие сюжетные и смысловые параллели вы можете провести? 5. Почему в романе о гении в качестве авторской маски выступает «образованный обыватель» (Серенус Цейтблом). 6. Какую роль в системе персонажей играет образ Непомука? В чем отличие «Плача доктора Фаустуса» от других произведений Леверкюна? 7. Какие жанровые определения «Доктора Фаустуса» вы можете дать? Можно ли назвать этот роман эпопеей? Как биография Адриана Леверкюна соотносится с исторической судьбой Германии в ХХ веке? 8. Прочитайте стихотворение И. Бродского «Два часа в резервуаре». Ответьте на вопрос: почему лирический герой стихотворения называет себя «антифашистом» и «антифаустом»? Что в «фаустианстве» вызывает его протест?
Мне скучно, бес... А. С. Пушкин
I Я есть антифашист и антифауст. Их либе жизнь и обожаю хаос. Их бин хотеть, геноссе официрен, дем цайт цум Фауст коротко шпацирен.
IV <…> От человека, аллес, ждать напрасно: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно". Меж нами дьявол бродит ежечасно и поминутно этой фразы ждет. Однако, человек, майн либе геррен, настолько в сильных чувствах неуверен, что поминутно лжет, как сивый мерин, но, словно Гете, маху не дает.
Унд гроссер дихтер Гете дал описку, чем весь сюжет подверг а ганце риску. И Томас Манн сгубил свою подписку, а шер Гуно смутил свою артистку. Искусство есть искусство есть искусство... Но лучше петь в раю, чем врать в концерте. Ди Кунст гехапт потребность в правде чувства.
В конце концов, он мог бояться смерти. Он точно знал, откуда взялись черти. <…> Он знал, куда уходят звезд дороги. Но доктор Фауст нихц не знал о Боге.
V Есть мистика. Есть вера. Есть Господь. Есть разница меж них. И есть единство. Одним вредит, других спасает плоть. Неверье -- слепота, а чаще -- свинство.
Бог смотрит вниз. А люди смотрят вверх. Однако, интерес у всех различен. Бог органичен. Да. А человек? А человек, должно быть, ограничен.
У человека есть свой потолок, держащийся вообще не слишком твердо. Но в сердце льстец отыщет уголок, и жизнь уже видна не дальше черта.
Таков был доктор Фауст. Таковы Марло и Гете, Томас Манн и масса певцов, интеллигентов унд, увы, читателей в среде другого класса.
Один поток сметает их следы, их колбы -- доннерветтер! -- мысли, узы... И дай им Бог успеть спросить: "Куды?!" -- и услыхать, что вслед им крикнут Музы.
<…> VI <…> Есть истинно духовные задачи. А мистика есть признак неудачи в попытке с ними справиться. Иначе, их бин, не стоит это толковать. Цумбайшпиль, потолок – предверье крыши. Поэмой больше, человеком - ницше. Я вспоминаю Богоматерь в нише, обильный фриштик, поданный в кровать. <…> Яволь. Зептембер. Портится характер. Буксует в поле тарахтящий трактор. Их либе жизнь и "Фелькиш Беобахтер". Гут нахт, майн либе геррен. Я. Гут нахт.
Томас Манн в кино: 1971. «Смерть в Венеции» (Италия), режиссер Лукино Висконти, в роли Ашенбаха – Дирк Богарт. 1982. «Доктор Фаустус» (ФРГ), режиссёр Франц Зайц, в роли Леверкюна – Джон Финч. 1982. «Волшебная гора» (Австрия, Франция, Италия, ФРГ), режиссёр Ганс В. Гайссендёрфер. В роли Ганса Касторпа – Кристоф Айхгорн. Практическое занятие № 5 (2 часа) Тема: Немецкоязычная литература. Проблематика и художественные особенности романа Германа Гессе «Игра в бисер» |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |