Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет психологических и педагогических

Г.В. Пинигина

Г.Г. Солодова

 

 
 

ПСИХОЛОГИЯ

И

ПЕДАГОГИКА

 

Учебное пособие

 

 

Кемерово 2003


ВВЕДЕНИЕ

 

Наше ежедневное общение в семье и на работе, в транспорте и на улице, со своими и чужими - это та реальность, в которой мы живем, та повседневность, о которой редко задумываемся. Это - наша жизнь, в которой порой нет времени "остановить мгновение". Хотим мы того, или не хотим, но все мы испытываем подчас одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

Нет, нам небезразлично, как к нам относятся, и чаще всего, мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами. Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, для кого-то это только сослуживцы, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим хорошим отношением всех окружающих - и знакомых и незнакомых. Почему? Причин много, но одна из них - всеобщая психолого-педагогическая безграмотность.

Низкая культура общения и неспособность людей понять друг друга весьма болезненно проявляются в повседневных жизненных ситуациях. Все, что мы называем хамством, и от чего постоянно страдаем, редко является сознательной жизненной позицией, целенаправленной стратегией отношения к людям. Чаще всего это невинное выражение невежества в сфере понимания других людей, духовной слепоты, проявляющейся в неумении выслушать и понять другого человека, выразить сочувствие и помочь ему. Для этого нужно преодолеть стандартное отношение к восприятию других людей, порожденное все той же психологической безграмотностью; выработать индивидуальный эталон отношения к ним; научиться слушать, слышать и понимать окружающих.

Не менее важной для взаимопонимания является и проблема самопознания. Понять себя часто бывает труднее, чем правильно оценить других людей. И в этом нет ничего удивительного. Обнаруженный в исследованиях психологов "эффект ореола" состоит в том, что правильно оценить человека труднее при длительном знакомстве, чем при менее тесных и продолжительных контактах. Но с кем, как не с самим собой, наиболее знаком человек? Чей ореол может помешать трезвой и справедливой оценке? Вряд ли кто-нибудь будет оспаривать ту мысль, что человеку, не понимающему самого себя, не следует понапрасну тратить силы на понимание психологических тонкостей взаимоотношений. Разумеется, каждый из нас имеет многолетний и непрерывный стаж общения с самим собой. И, казалось бы, кого, как не самого себя, человек знает настолько хорошо, что у него не так уж много оснований для сомнений в глубине и правильности этих знаний. Однако знания эти часто оказываются почерпнутыми из одного источника, а, следовательно, односторонними. Если справедливо, что о других нельзя "судить по себе", то еще более справедливо, как это ни парадоксально на первый взгляд, что и о себе нельзя "судить по себе". Умение взглянуть на себя глазами окружающих имеет принципиальное значение не только для самопознания, но и для правильного понимания достоинств и недостатков, которые помогают или мешают нам понять других и быть понятыми ими. Понять другого, понять себя и, наконец, быть понятым - такова логика человеческого взаимопонимания.

Проблема психолого-педагогической грамотности молодежи является сейчас одной из наиболее актуальных. Человек становится личностью не только и не столько под воздействием извне, сколько усилиями самовоспитания, а для этого ему необходимо самопознание. Однако чтобы увидеть в себе нечто существенное, нужно знать, что высматривать, на чем фиксировать свое внимание. Вот в этом и должно помочь данное пособие молодому читателю. Предполагается, что использование психолого-педагогических знаний, изложенных в пособии, поможет читателю поднять самосознание на более высокий уровень и приобрести новые возможности объективного анализа своих собственных мотивов, поступков, внутренних свойств и особенностей, а это, в свою очередь, будет способствовать пониманию психологических тонкостей человеческих взаимоотношений.

 

Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩИХ ОСНОВ

ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

 

Предмет психологических и педагогических

Исследований

 

Знакомство с психологией и педагогикой начнем с вопросов:

- что является предметом психологических и педагогических исследований;

- что изучают психология и педагогика;

- связь психологии и педагогики с другими науками.

Наука начинается с ПРЕДМЕТА ее исследований.

Следует отметить, что до настоящего времени нет единой, общепринятой формулировки предмета педагогики. Каждый, кто занимается педагогической наукой и практикой, по-своему формулирует определение, исходя из своих представлений, опыта, необходимости решения конкретных задач.

Однако, на наш взгляд, в понимании предмета педагогической науки можно выделить два крайне противоположных подхода:

1-й - взгляд на педагогику как на директивную науку. В поле зрения этих авторов только действия педагога, направленные на формирование личности. Считается, что изучением закономерностей ее формирования должны заниматься другие науки. Задача педагогики состоит в том, чтобы, опираясь на данные других наук, разрабатывать формы и содержание педагогического воздействия. Нельзя не согласиться с тем, что при таком подходе педагогика "отошла от человека как предмета воспитания и занялась воспитанием ... без человека" (Сов. педаг., 1988, № 1. с. 38-В. Бим-Бад).

2-й - авторы выступают против любых директив и норм в организации педагогического процесса, акцентируют внимание на процессе развития личности и факторах ее становления. В данном случае, по мнению Ф. Бест "из науки педагогика становится не больше, чем интуицией педагога" (Перспективы: вопросы образования, 1990 г., № 3).

С 1867 г. (начиная с К.Д. Ушинского) по сей день насчитывается более 20-ти определений предмета педагогических исследований. Так как нет единства в этом вопросе, мы вправе проявить субъективизм и остановиться на одном из них, а именно, положим в основу дальнейших рассуждений определение А.Ф. Протопопова (1957 г.).

ПРЕДМЕТ науки педагогики - процесс целенаправленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ?

Уже у первобытного человека возникало все больше и больше вопросов о том мире, в котором он жил. Он пытался понять сущность смены дня и ночи и времен года, снега и огня, туч, приносящих дождь и молнии с громом. Но он искал также ответы на вопросы, касающиеся его самого: о переживаниях, которые ему приходилось испытывать, о видениях, посещающих его во сне, о том, что с ним будет после смерти. Несомненно, во всем этом следует искать корни религиозных правил и ритуалов, которые он создавал, чтобы защитить себя от неизвестного. Здесь же нужно искать корни философии- "матери всех наук", которая гораздо позднее породит физику, химию, биологию, астрономию... и, наконец, психологию.

Наши предки вначале пытались объяснить духовную деятельность, предполагая, что в теле человека заключено другое существо, занятое расшифровкой того, что видят его глаза, слышат уши и ощущает кожа. Эту "душу", или "тень", наделяли способностью выходить на волю, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти душа покидает тело навсегда, вылетая через рот.

Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в XVII веке благодаря теориям Декарта зарождается СОВРЕМЕННАЯ психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением.

Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

В XVII веке от философии начинают отделяться различные естественные науки. Сначала это были химия и физика. В XVIII веке наступает очередь физиологии приобрести самостоятельность; в результате изучения нервной системы появилась возможность объяснить, как происходит передача информации в организме. Наконец, на исходе XIX века развиваются социология и научная психология.

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ВНУТРЕННИХ ПРОЦЕССОВ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧАЕМЫХ ДАННЫХ.

Название "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с этой наукой. Однако число студентов, впервые приступающих к изучению психологии с целью приподнять эту завесу, достаточно велико. Они надеются, таким образом, глубже познать себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей и, в конечном итоге, воздействовать на них.

ПРЕДМЕТОМ науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности.

 

ПЕДАГОГИКА изучает: ПСИХОЛОГИЯ изучает:
-КАК происходит развитие личности при воздействии на нее специально организованных и стихийных воздействий. -КАК организуется педагогический процесс, который должен помочь развитию личности в соответствии с потребностями общества. -внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей.

 

Вопрос (для размышления): Что общего вы увидели в изучении этих наук?

Ответ: Изучается ЧЕЛОВЕК.

Но человека изучают и другие науки, например:

- общественные науки (изучается человек как член общества);

- биологические науки (изучается человек как продукт биологических эволюций);

Очевидно, что психология и педагогика не могут развиваться обособленно от этих наук.

Вопрос (для размышления): Какая, на ваш взгляд, из перечисленных наук, где изучается человек, ШИРЕ?

Ответ: ПЕДАГОГИКА. Этой науке приходится обращаться к человеку в ЦЕЛОМ, так как в процессе формирования личности реализуются закономерности разного порядка: физиологические, психологические,социальные и т. п.

Еще в начале нашего века в педагогической печати отмечалось: "Все науки о человеке должны служить для педагогики основанием". Однако педагог не может руководствоваться в одних случаях выводами физиологии, в других - выводами психологии, в третьих- педагогики. На основе всех данных должны разрабатываться интегрированные концепции, педагогическая наука интегрирует знания о человеке, и на этой основе разрабатывает собственную теорию.

Оставаясь единой наукой, педагогика и психология представляют собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин:

 

ПЕДАГОГИКА: - общие основы педагогики; - теория воспитания; - теория обучения (дидактика); - методика воспитательной работы; - школоведение.
   
ПСИХОЛОГИЯ: - общая психология; - возрастная психология; - педагогическая психология (психологические основы обучения и воспитания); - психология труда (психологические основы трудовой деятельности); - инженерная психология (взаимодействие человека с машиной); - космическая психология; - военная психология; - психология спорта; - психология искусства; - социальная психология (взаимодействие в коллективе); - практическая психология; - юридическая психология; - медицинская психология; - патопсихология (нарушения); - сравнительная психология (изучает психику животных); - управленческая психология и др.

 

В психологии используются методы двух категорий: описательные и экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты; этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом.

 

Развитие и воспитание личности

 

Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. Ваш жизненный опыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание".

РАЗВИТИЕ - это объективное свойство живой материи, понимается как "самодвижение". Данный процесс присущ каждой личности, ему свойственны свои закономерности.

ВОСПИТАНИЕ - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Так как воспитание во многом определяется взглядами, привычками, образом жизни воспитателя, это позволяет рассматривать данный процесс как нечто внешнее по отношению к личности. В связи с этим возникает проблема: - А возможно ли целенаправленное развитие личности? И если да, то насколько это целесообразно и необходимо?

На решение данной проблемы существует множество точек зрения. Рассмотрим две из них, крайне противоположные.

Первая точка зрения: - "РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ВОСПИТАНИЯ".

Представители этой точки зрения считают, что ребенок развивается сам. Источником такого развития являются его природные силы, а потому любое воспитательное воздействие понимается как "насилие" над процессом развития личности, оно скорее мешает развитию природного начала, так как придает этому процессу направленность, необходимую, прежде всего воспитателю, что может не соответствовать природе самого ребенка. Такой взгляд на роль воспитателя в процессе развития личности подкрепляется примерами, когда, казалось бы, ребенка никто не воспитывал, а он достигает выдающихся результатов, и наоборот, жизнедеятельность воспитанника жестко регламентирована со стороны воспитателя, а результаты его развития минимальные или даже негативные.

В качестве примера рассмотрим случай, описанный В. Леви в книге "Нестандартный ребенок" (М.: Знание, 1988. С. 105-140). Леви описывает своего одноклассника, которого они называли "Академиком". "... в первый класс он явился неполных семи лет, с изрядными знаниями в классической литературе, со знаниями наизусть Брема и с представлениями о теории бесконечно малых. Кроме того, был автором около четырех десятков изобретений, подробно описанных в специальной тетради, оригинальных иллюстраций к "Приключениям Тома Сойера", научного трактата "Психология кошек", оперы "Одуванчик", сказки "О том, как великий йог Вшивананда превратился в лошадь и что из этого вышло", многосерийного комикса "Сумасшедшая мышь" и прочее, прочее, включая томик стихов ...

Вы могли бы подумать, что с этим мальчиком начали спозаранку заниматься, как-то там особо развивать, или среда была повышенно культурная. Описываю обстановку. Перегороженная на три закутка комната в коммунальной квартире на 28 жильцов ... Отец - типографский рабочий, линотипист, хромой инвалид; дома его видели мало, в основном в задумчиво-нетрезвом состоянии... Мать - хирургическая медсестра, работала на двух ставках ... Материнский дед, из костромских слесарей, самоучкой поднялся довольно-таки высоко: имел три высших образования - медицинское, юридическое, философское... Академик был предоставлен сам себе ... Читать научился в два с половиной года, за несколько минут. Выспросил у сестры, что такое значат эти букашки, - и все ... Писать научился тоже сразу сам, из чистого удовольствия, переписывая книжки, особо понравившиеся... Из него сыпались диковинные истории обо всем на свете, на ходу же изобретались путешествия во времени, обмены душами с кем угодно ...

Спецшкол для одаренных детей тогда еще не было, и не знали, что делать с этим ребенком. Перевели в четвертый класс, затем в десятый, но он вернулся назад, так как там его "допрашивали", используя разницу в весовых категориях. В восьмом классе он исчез из дома, оставив записку: "До свидания, не ищите. Я вас люблю ..."

Сторонники первой точки зрения делают вывод о том, что взрослому не следует вмешиваться в естественный процесс развития ребенка, задача воспитателя состоит лишь в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия для проявления природных начал ребенка.

Но в чем же тогда проявляются различия в понимании таких явлений, как "естественное" и "стихийное" развитие ребенка? И что значит - "создавать условия для развития"?

Вторая точка зрения: - "ВОСПИТАНИЕ МОЖЕТ ВСЕ!" - другими словами, без воспитания развитие практически невозможно: не помогая ребенку познавать окружающий его мир, осмысливать его проблемы, находить пути их разрешения; не приучая ребенка к определенным нормам поведения; не развивая в нем способности и социально-личностно значимые качества личности и т.п., мы тем самым затормаживаем его развитие. Сторонники данной точки зрения также приводят конкретные примеры, которые доказывают обусловленность высокого уровня личности соответствующей методикой обучения и воспитания и, наоборот, при "отсутствии" специально организованных воздействий формулируется личность со многими "пороками". Используя для характеристики личности такие термины, как "необразованный" и "невоспитанный" мы подчеркиваем отсутствие целенаправленных действий на ребенка со стороны взрослого.

В качестве примера приведем случай, описанный в книге немецких авторов Герминда Мелхорна и Ханса-Георга Мелхорна "Гениями не рождаются" (М.: Просвещение, 1989. С. 99-101).

"... В первых числах 1800 г. пастор Карл Витте из Лохау, что близ Гале, читал лекцию членам магдебургского педагогического общества преподавателей гимназий. В своем выступлении он утверждал, что способности есть результат воспитания и обучения в первые 5-6 лет жизни. Витте заявил: "... если бог пошлет мне сына ... то я сделаю из него выдающегося человека". Через полгода у него родился сын, который был назван в честь отца: Карл Витте. Очень осторожно, используя всевозможные способы воздействия, отец пытался влиять на развитие сына. Учителя посмеивались, наблюдая за его стараниями. До 4-х лет мальчик не выделялся необыкновенными способностями. Но к шести годам мальчик добился необыкновенных результатов и поражал этим окружающих. К 8-ми годам он владел многими языками как своим родным. В 9 лет юный Карл Витте поступил в Лейципгский университет. После первого года обучения он блестяще сдал все экзамены. Многие считали, что такой ребенок не может быть "нормальным" и отец согласился на его обследование. Тщательно обследовав мальчика, комиссия написала заключение: "... 10-летний Витте физически и психически абсолютно здоров ...". В 13 лет Карл Витте становится доктором философии в университете города Гисена. Затем 4 семестра он изучает право и в 1816 г. в Гейдельберге получает степень доктора юриспруденции. После двух лет изучения искусств в Италии он в 18 лет становится профессором Гейдельбургского университета. Наконец, на 23-м году жизни он соглашается стать заведующим кафедрой в Бреслау. Там и проработал до своей смерти, а умер в возрасте 83-х лет.

Можно было бы отнести Карла Витте к феноменам, но все, кто пользовался методикой развития и воспитания, описанной его отцом, достигали великолепных результатов в воспитании своих детей. К этим родителям, чьи имена известны и сегодня, принадлежит отец барона Кельвина, математик Джеймс Кельвин. Один экземпляр книги Карла Витте (отца) оказался в Гарвардском университете и там попал в руки профессора теологии, доктора А.А. Берлэ. Он тоже воспитал своих детей по примеру Витте. Его дочь Лина в 15 лет уже училась в Радклиффе, а сын Адольф в 13 лет стал студентом Гарвардского университета. Можно привести еще длинный список подтверждения благотворного влияния методики воспитания и развития Витте.

Но все ли мы можем воспитать в ребенке? Что конкретно зависит от воспитателя? Что зависит от природы самого ребенка? А что от обстоятельств его жизни? Всегда ли они "сильнее" нас? В каких ситуациях развития личности ребенка воспитатель должен занять более активную позицию, а в каких предоставить ребенку возможность проявить себя, оставаясь при этом на позиции наблюдателя?

Приведем суждения некоторых выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, конкретизирующих данные позиции:

К.Д.УШИНСКИЙ (Россия, 1824-1871).

"Дело воспитания... состоит в том, чтобы занять ум воспитанника... такими идеями и мыслями, которые могут со временем принести в нем добрые плоды".

И.КАНТ (Германия, 1724-1804).

"В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы... Заманчиво представить себе, что благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше... и что ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности".

М.МОНТЕССОРИ (Италия, 1870-1952).

"Человек является таким, каков он есть, не из-за учителей, которые были у него когда-то, но вследствие того, что он совершил сам".

 

 

Л.Н.ТОЛСТОЙ (Россия, 1828-1910).

"Воспитание есть возведенное в принцип стремление к нравственному деспотизму... Воспитание портит, а не исправляет людей".

Ж.П.САРТР (Франция, 1905-1980).

"Человек есть лишь то, что он сам из себя делает".

ПЛУТАРХ (Др. Греция, ок. 45-127 н.э.).

"Много хорошо одаренных голов пропадает от ошибок воспитателей, которые коней превращают в ослов... То, какими родятся дети, не зависит от человека, но сделать их посредством доброго воспитания добрыми и сведущими - это в нашей власти".

АРИСТОТЕЛЬ (Др. Греция, 384-322 до н.э.)

"Искусство воспитания имеет целью восполнить то, чего не достает от природы... добродетели не даются в готовом виде от природы и потому воспитание дополняет и развивает природные данные".

ГЕЛЬВЕЦИЙ (Франция, 1715-1771).

"Воспитание делает нас тем, чем мы являемся".

Ж.Ж.РУССО (Франция, 1812-1878).

"Мы рождаемся слабыми - нам нужна сила; мы рождаемся всего лишенными, - нам нужна помощь; мы рождаемся бессильными, - нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дано нам воспитанием".

ГЕГЕЛЬ (Германия, 1770-1831).

"Педагогика есть искусство делать людей нравственными, она рассматривает человека как природное существо и показывает путь, следуя которому он снова рождается, его первая природа превращается во вторую, духовную природу, так что это духовное становится в нем привычкой".

Хотелось бы, чтобы у вас сложилось свое мнение по данной проблеме, но для этого необходимо вооружиться кое-какими знаниями в области педагогики и психологии. Попробуем помочь вам в этом.

 

Инструкция

На чистом листке бумаги сделайте заготовку в четыре строчки:

Р1

Р2

Р3

Р4

Помните:

1. Нельзя сначала прочесть весь опросник, а потом начать отвечать.

2. Самый верный ответ тот, который сразу пришел в голову. Как только Вы начнете "взвешивать" за и против, сработает свойство, присущее всем: захочется выглядеть лучше.

3. Нельзя ни с кем советоваться, выявляется Ваша индивидуальность.

Читая утверждение, ставьте (+) в том случае, если Вы часто замечали проявление данного свойства у себя. Под каким номером Вы ставите (+), неважно. Ваша задача подсчитать, сколько (+) Вы набрали в каждом разделе. В конце опросника приведена расчетная формула и пример, который поможет Вам разобраться в формуле.

Желаем успеха!

 

РАЗДЕЛ 1

 

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержаны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы, реактивны.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Энергичны.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете рывками.

9. Склонны к риску.

10. Склонны к необдуманным поступкам.

11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.

12. Неуравновешенны и склонны к горячности.

13. Агрессивны.

14. Нетерпимы к недостаткам.

15. Обладаете выразительной мимикой.

16. Способны быстро решать и действовать.

17. Неустанно стремитесь к новому.

18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

19. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

20. Склонны к резким сменам настроения.

 

РАЗДЕЛ 2

 

1. Обычно Вы веселы и жизнерадостны.

2. Деловиты.

3. Доводите начатое дело до конца.

4. Склонны переоценивать свои возможности, себя.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

10. Быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую.

12. Тяготитесь однообразием, будничной кропотливой работой.

13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.

14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь в перерывах реже других.

15. Выносливы и работоспособны.

16. Обладаете громкой, быстрой отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.

17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

18. Быстро засыпаете и просыпаетесь.

19. Проявляете поспешность в решениях.

20. Настойчивы в достижении поставленной цели.

 

РАЗДЕЛ 3

 

1. Вы спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью с остановками.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не тратите попусту сил.

Инструкция

 

Прежде всего, заготовьте лист для ответов (смотрите образец).

Вам будет предложено 30 утверждений. На каждое из них возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде.

Букву Вашего ответа (А, В или С) напишите в лист для ответов в скобках против номера утверждения в столбике "Больше всего". Затем из ответов на это же утверждение выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера утверждения, но в рубрике "Меньше всего". Для каждого утверждения используют только две буквы. Оставшийся ответ не записывают нигде. Над утверждениями не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы - в те ли столбцы, во всех ли скобках проставлены буквы. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

 

  Больше всего Меньше Всего   Больше всего Меньше всего
1. ( ) ( ) 2. ( ) ( )
3. ( ) ( ) 4. ( ) ( )
5. ( ) ( ) 6. ( ) ( )
7. ( ) ( ) 8. ( ) ( )
9. ( ) ( ) 10. ( ) ( )
11. ( ) ( ) 12. ( ) ( )
13. ( ) ( ) 14. ( ) ( )
15. ( ) ( ) 16. ( ) ( )
17. ( ) ( ) 18. ( ) ( )
19. ( ) ( ) 20. ( ) ( )
21. ( ) ( ) 22. ( ) ( )
23. ( ) ( ) 24. ( ) ( )
25. ( ) ( ) 26. ( ) ( )
27. ( ) ( ) 28. ( ) ( )
29. ( ) ( ) 30. ( ) ( )

 

1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А. Оценка работы.

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Известным игроком.

С. Выбранным капитаном команды.

 

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход.

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

 

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.

В. Вызывают у всех дух соревнования.

С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

 

5. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого представляется случай.

В. Всегда верны и надежны.

С. Интеллигентны и у них широкие интересы.

 

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А. С которыми хорошо складываются взаимные отношения.

В. Которые могут больше, чем я.

С. На которых можно надеяться.

 

7. Я хотел бы быть известным, как те кто:

А. Добился жизненного успеха.

В. Может сильно любить.

С. Отличается дружелюбием и доброжелательством.

 

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным летчиком.

 

 

9. Когда я был ребенком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах.

С. Когда меня хвалили.

 

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует мой начальник.

 

11. Основная роль школ должна была бы заключаться:

А. В подготовке учеников к работе по специальности.

В. В развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. В воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

 

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Недемократическая система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

 

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

 

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

 

15. Я люблю, когда:

А. Другие ценят меня.

В. Чувствую удовлетворение от выполненной работы.

С. Приятно провожу время с друзьями.

 

 

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил.

В. Похвалили меня за мою работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

 

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

 

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. Потеря друзей.

 

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

 

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовлетворением работают в коллективе.

С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

 

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

 

22. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

В. Помогать другим в общем, деле.

С. Вызывать восхищение других.

 

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

 

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно

В. Самостоятельно работать над решением проблем.

С. Чтобы начальник признал мои достоинства.

 

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа "Сделай сам".

 

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером

В. Солистом.

С. Композитором.

 

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В развлечениях с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением (хобби).

 

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Выиграл бы в конкурсе.

С. Организовал бы конкурс и руководил им.

 

29. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

 

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить, прежде всего, свою задачу.

С. Не нужно было его укорять за работу.

 

При обработке результатов ответов пользуются специальным "ключом".

Если указанная в "ключе" буква (А, В или С) занесена Вами в рубрику "Больше всего", то Вам приписывается 2 балла по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом "Меньше всего", то Вам дается 0 баллов. Затем подсчитайте количество двоек и запишите их внизу бланка для ответов рядом с буквами НС, ВД или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Количество двоек пишите под индексом БВ (больше всего). Также подсчитайте количество нулей, которое запишите под индексом МВ (меньше всего). Из количества двоек нужно вычесть количество нулей, к этой разности прибавить 30. Эта сумма и характеризует уровень по данному виду направленности. Следует лишь иметь в виду, что если количество нулей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В противном случае нужно искать ошибку, допущенную при подсчете.

 

На себя (НС) На взаимодействие (ВД) На задачу (НЗ)
1. А 16. В 1. С 16. С 1. В 16. А
2. В 17. А 2. С 17. С 2. А 17. В
3. А 18. А 3. С 18. С

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...