Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.

11. Легко сдерживаете порывы.

12. Мало восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с людьми.

15. Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите порядок и аккуратность во всем.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Инертны, малоподвижны, вялы.

20. Обладаете выдержкой.

 

РАЗДЕЛ 4

 

1. Вы застенчивы и стеснительны.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

4. Легко переносите одиночество.

5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

6. Чувствуете подавленность, растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим.

14. Склонны к подозрительности, мнительности.

15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

16. Чрезвычайно обидчивы.

17. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.

18. Мало активны в работе.

19. Безропотно покорны.

20. Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих.

 

ФОРМУЛА ТЕМПЕРАМЕНТА ( ФТ )

 

ФТ = (А1/А * 100%)Х + (А2/А * 100%)С + (А3/А * 100%)Ф +

(А4/А * 100%)М,

 

где А - общее число (+) во всех разделах:

А1- число (+) в разделе 1;

А2- число (+) в разделе 2;

А3- число (+) в разделе 3;

А4- число (+) в разделе 4.

Пример. А1=12 А2=9 А3=7 А4=12 А=40

 

ФТ = 12/40 * 100% + 9/40 * 100% + 7/40 * 100% + 12/40 * 100%

= 30% Х + 22,5% С + 17,5% Ф + 30% М

Записав формулу темперамента, найдите суммы процентного содержания холерика, сангвиника (S1) и флегматика, меланхолика (S2). Если S1>S2, Вы относитесь к холерическому типу. Если S1<S2 - к флегматическому. Некорректно ставить вопрос, что лучше. Особенно важно учесть тип темперамента при выборе профессиональной деятельности. Меланхоликам, например, противопоказана профессиональная деятельность, связанная с возможностью аварийных ситуаций, с необходимостью часто принимать ответственные самостоятельные решения. Им лучше порекомендовать выбрать профессию, связанную с повышенной внимательностью, чуткостью, принудительным ритмом (телеграфист, программист, машинистка и т.п.). Однако меланхоликам для успешной работы необходима спокойная обстановка, ровное отношение окружающих. Об этом должен позаботиться руководитель коллектива. У людей холерического типа широкий спектр выбора профессиональной деятельности, лишь бы она не была монотонной и однообразной. Большого успеха они могут достичь на поприще науки. Несмотря на то, что у холерика прекрасные организаторские способности, ему лучше не садиться за руль и не пробовать себя в роли руководителя высокого ранга, так как он в силу своей неуравновешенности склонен к невротическим реакциям и заболеваниям. В момент, когда необходимо включение тормозных реакций, у него наступает фаза истощения, так как он не может остановиться в ответ на стрессы. Ему не рекомендуется роль руководителя не потому, что он НЕ МОЖЕТ, а потому, что управленческая деятельность у людей с явным преобладанием свойств холерика приводит к ранним заболеваниям гипертонией, инфарктам, инсультам [8]. Преимущество в этом отношении имеет сангвиник. Это прирожденный лидер. Как жаль, что до сих пор мы выбираем руководителей по принципу "КТО ДОСТОИН". Возражений нет, руководитель должен быть достойным, но почему не выясняем, а МОЖЕТ ЛИ? Противопоказана управленческая деятельность ярко выраженному флегматику, даже если он очень достоин. У человека с таким типом темперамента, попавшему в эту сферу деятельности, быстро развивается невроз, более тяжелый, чем у меланхоликов. Желательно, чтобы в формуле руководителя преобладало содержание (в %) сангвиника и флегматика. Тогда имеем аналитический ум сангвиника, его прекрасные организаторские способности, уравновешенность, огромную работоспособность и плюс упорство, настойчивость, последовательность флегматика. Если к этому еще прибавить знания по психологии управления, получится идеальный руководитель в плане психологической подготовленности к управленческой деятельности.

Не только темперамент вносит свой вклад в структуру личности. Человек вступает в мир как индивид, наделенный совокупностью природных ЗАДАТКОВ, на основе которых в процессе его обучения и воспитания, активной общественной деятельности развиваются СПОСОБНОСТИ. Следует подчеркнуть, что наследственность создает лишь пределы для развития способностей, да и то весьма широкие и, как правило, неисчерпаемые, а их реализацию определяют обучение и воспитание. Способности засеиваются- наследуются и воспитываются; засеянное взращивается в виде знаний; из взращенного получается урожай в виде навыков. Но урожай еще нужно собрать, сохранить и рационально использовать [5].

Различают общие и специальные способности. К первым относятся такие свойства человека, которые выступают в виде внимания, наблюдательности, запоминания, творческого воображения, рассудительности и др. Память - одно из условий развития общих способностей человека. Обучаемость - свойство общей одаренности человека.

Следует заметить, что задатки нужно развивать, превращать в способности в определенное время. Например, некоторые психологи утверждают, что общие способности есть результат воспитания и обучения в первые 5-6 лет жизни [9]. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить. Для развития способностей нужна усиленная деятельность. Однако не любая деятельность развивает способности, а деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Необходимость положительных эмоций, чувства удовольствия от деятельности - жесткое условие для развития любых способностей, так как развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развивать.

Специальные способности - это совокупность определенных личностных свойств, позволяющая быстро овладеть данным видом деятельности. Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них.

Остановимся особо на творческих и интеллектуальных способностях, исследованию которых посвящено множество работ. Глубокий анализ результатов этих исследований приведен Ж. Годфруа в его замечательной книге "Что такое психология" [10].

"Всякий умный человек знает, что такое интеллект ... Это то, чего нет у других!" [10]. Из этого шуточного высказывания становится ясно, что определений интеллекта, наверное, не меньше, чем людей, которые пытаются такие определения сформулировать.

Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект- черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. После долгих споров психологи пришли к следующему определению интеллекта: СПОСОБНОСТЬ ИНДИВИДУУМА АДАПТИРОВАТЬСЯ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. В настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, но компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.

Является ли интеллект единым целым или он состоит из отдельных способностей, соответствующих специфическим потенциям? Нельзя ли определить интеллект как набор таких потенций, число и значение которых зависит от встающих перед индивидуумом задач? Не существуют ли различные типы интеллекта для задач разных уровней сложности? Были сформулированы различные теории, пытавшиеся ответить на эти вопросы. Краткий обзор этих теорий приводит Ж. Годфруа [10].

В начале XX века (1904 г.) Спирмен пришел к выводу, что он может, исходя из поведения индивидуума, выделить некий "генеральный" фактор интеллекта, который он назвал фактором G. Однако нельзя было не признать, что при решении арифметической задачи, ремонте двигателя или изучении иностранного языка, мозг работает по-разному. Некоторые люди более способны к одним видам деятельности, чем к другим, хотя общий ("генеральный") уровень интеллекта у них может быть сходным. Поэтому Спирмен наряду с фактором G ввел еще фактор S, служащий показателем специфических способностей. Итак, с точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач такой адаптации.

Многие психологи поняли, что представление о едином интеллекте не вполне соответствует действительности и не отражает всего разнообразия задач, которые возникают при адаптации к окружающему миру. Каждый человек в повседневной жизни действует по-своему, и его интеллект при этом проявляется в его перцептивных, мнемических, языковых, счетных и иных способностях.

Тeрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал эти различные стороны общего интеллекта, которые он назвал ПЕРВИЧНЫМИ УМСТВЕННЫМИ ПОТЕНЦИЯМИ. Он выделил семь таких потенций:

- СЧЕТНУЮ СПОСОБНОСТЬ, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

- ВЕРБАЛЬНУЮ (словесную) ГИБКОСТЬ, то есть легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;

- ВЕРБАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ, то есть способность понимать устную и письменную речь;

- ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТАЦИЮ, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

- ПАМЯТЬ;

- СПОСОБНОСТЬ К РАССУЖДЕНИЮ;

- БЫСТРОТУ ВОСПРИЯТИЯ, сходств или различий между предметами или изображениями, а также их деталей.

По мнению Тeрстоуна, достаточно лишь разработать тесты на каждую из этих способностей, и можно будет вычертить профиль интеллектуального потенциала индивидуума. Оказалось, однако, что все эти способности не столь независимы друг от друга, как полагал Тeрстоун, и что необходима еще большая детализация факторов интеллекта. В дальнейшем психологи пришли к заключению, что очень трудно или даже невозможно измерять и сравнивать между собой столь разнообразные и индивидуальные способности.

По мнению некоторых психологов, одни задачи требуют конкретного, а другие - абстрактного интеллекта. КОНКРЕТНЫЙ, или практический, интеллект помогает нам решать повседневные проблемы и ориентироваться в наших взаимоотношениях с различными предметами. В связи с этим Йенсен (1969 г.) относит к первому уровню интеллекта так называемые АССОЦИАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ, позволяющие использовать определенные навыки или знания и вообще информацию, хранящуюся в памяти. Что касается АБСТРАКТНОГО интеллекта, то с его помощью мы оперируем словами и понятиями, и Йенсен относит его ко второму уровню интеллекта - уровню КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. По мнению Йенсена, соотношение между этими двумя уровнями у каждого человека определяется наследственными факторами.

Развитие интеллекта зависит от тех же факторов, что и развитие других функций организма, то есть от генетических и иных врожденных факторов, с одной стороны, и от окружающей среды- с другой.

Генетические факторы представляют тот потенциал, который ребенок получает с наследственной информацией от своих родителей. Именно этот потенциал служит основой для тех возможностей, которые будут использоваться организмом по мере его роста и созревания для эффективного взаимодействия с окружающей средой. Об этих генетических факторах почти ничего не известно. Единственное, что мы знаем наверняка, - это то, что в определенной степени от этих факторов зависит направление интеллектуального развития индивидуума. Однако если мы можем с уверенностью утверждать, что человеку передаются по наследству какие-то интеллектуальные механизмы или, по крайней мере "сырье" для получения таких механизмов, то это еще не значит, что индивидуум наследует определенный уровень "чистого" интеллекта, зависящий от его уровней у родителей.

Во время внутриутробного развития ребенок живет практически "одной жизнью" с матерью. Поэтому сильные нарушения физического и психического равновесия у матери в это время могут оказывать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить последующее взаимодействие его с окружающей средой. Очень важно питание матери. Весьма вероятно, что серьезные нарушения питания матери могут оказать влияние на последующую умственную деятельность ребенка. Различные заболевания, возникающие во время беременности, могут пагубно отразиться на развитии ребенка, например, диабет, сифилис, краснуха. Употребление будущей матерью некоторых лекарств нежелательно, злоупотребление антибиотиками, транквилизаторами типа элениум или даже аспирином может привести к значительной задержке умственного развития новорожденного.

Сегодня лишь немногие ученые поддерживают генетическую теорию интеллекта. В то же время не более многочисленны и сторонники концепции, согласно которой в развитии интеллекта играет роль только окружающая среда. Совершенно ясно, что влияние наследственности и окружающей среды тесно переплетены друг с другом и не могут рассматриваться по отдельности. Даже если с самого начала интеллектуальный потенциал богат разнообразными возможностями и предоставляет его обладателю наибольшие шансы для успеха, плохие условия среды могут препятствовать его развитию. И наоборот, если человек от рождения унаследовал лишь скудный генетический багаж, то в среде с высоким уровнем психической стимуляции его способности смогут максимально развиться, и он сможет достичь даже большего успеха, чем более одаренный от рождения индивидуум.

Можно сравнить формирование интеллекта с изготовлением книжного шкафа, который будет в этом случае аналогом умственных структур, приобретаемых сначала ребенком, а потом подростком и лежащим в основе интеллектуальной деятельности взрослого. Некоторые люди могут при рождении получить великолепные доски из полированного красного дерева, позолоченные гвозди и самые лучшие инструменты, но не иметь достаточной поддержки, консультаций и стимулирования, когда они приступят к изготовлению своего "шкафа". Другие же, напротив, могут обладать вначале лишь несколькими неотесанными сосновыми досками и горстью кривых гвоздей, но это будет компенсировано благоприятной окружающей средой, в которой будут приложены все усилия для того, чтобы в будущем шкафу ящики хорошо выдвигались, а полки были просторными. В первом случае, кое-как сделанный шкаф не позволит удобно хранить знания, и может оказаться столь неприглядным, что человек вовсе не будет им пользоваться, особенно если окружающие не будут уделять особого внимания поддержанию этого "книжного шкафа" в порядке. Во втором случае, у начинающего свою жизнь взрослого человека в распоряжении будет удобное место для обработки и хранения знаний, которое он сможет использовать, особенно если окружающие создадут все условия для того, чтобы эти знания были ему посильны.

Отсюда видно, что среда играет важнейшую роль в проявлении генетического потенциала. Существует еще один очень важный фактор, тесно связанный с влиянием внешней среды. Дело в том, что интеллектуальное развитие происходит главным образом в первые 20 лет жизни, причем в разном возрасте с различной скоростью. Психологи утверждают, что к шести годам интеллектуальное развитие осуществляется уже больше, чем на треть, к 8 годам наполовину и к 12 годам на три четверти. Таким образом, эти годы играют важнейшую роль и составляют критический период, от которого зависит все будущее человека. То, как взрослый человек будет воспринимать и познавать мир, рассуждать, выносить оценки или самовыражаться, в большей степени определяется тем, как сформируются умственные структуры в детстве.

Существуют два способа поисков решения той или иной проблемы. Одни люди полагают, что есть только одно верное решение и пытаются найти его с помощью уже имеющихся знаний и логического рассуждения. Это КОНВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, при котором все усилия концентрируются на поиске единственного правильного решения. Другие, напротив, начинают искать решение по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такой "веерообразный" поиск, чаще всего приводящий к оригинальным решениям, свойствен ДИВЕРГЕНТНОМУ МЫШЛЕНИЮ.

Творческим личностям обычно свойственно дивергентное мышление. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с "пустыми глазами идиота", найдет два десятка различных применений зубочистке. Пикассо говорил: "Я не ищу, я нахожу". Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стоны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людей "среднего ума" интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом; у человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся.

Важно помнить, что творческая способность воспитывается, в основном, до 10-летнего возраста. Предпринимались попытки установить связь между интеллектом и творческими способностями у детей 11-12 лет. Оценив у испытуемых количественно эти две характеристики, ученые провели серию собеседований и наблюдений. Это позволило выяснить, каким образом эти дети решают свои жизненные проблемы в зависимости от того, к какой группе они были отнесены - к высокоинтеллектуальным и высокотворческим, к высокоинтеллектуальным и малотворческим, к малоинтеллектуальным и высокотворческим, малоинтеллектуальным и малотворческим. Дети первой группы уверены в своих возможностях. Они, по-видимому, хорошо контролируют свои действия, оставаясь в то же время в этих своих действиях вполне свободными. Они легко могут переходить, смотря по обстоятельствам, от детского к взрослому стилю поведения. Они проявляют большой интерес ко всему новому, не боясь прослыть "баламутами" в рамках традиционной конформистской системы воспитания.

У детей с высоким уровнем интеллекта, но слабыми творческими способностями вся энергия направлена на достижение успеха. Любая неудача воспринимается ими как катастрофа. Именно поэтому они чаще всего избегают риска и не любят высказывать собственное мнение, ограничиваясь лишь ответами на вопросы. Подобная сдержанность не дает им возможности открыться своим приятелям, и поэтому они всегда несколько "отгорожены" от них.

Дети с низким уровнем интеллекта, но высоким творческим потенциалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы, которые они никак не могут выполнить. Они страдают от "комплекса неполноценности" и неверия в свои возможности.

Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому, наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.

Творцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас. Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления. Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. Творческий человек любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои "бредовые идеи".

Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию. Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях "убивают Моцарта". Как же так происходит, что, хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного расчетливого взрослого конформиста. Частично мы уже отвечали на этот вопрос, когда касались школы. Тот факт, что наши первоклассники обладают более хорошо выраженной творческой способностью, чем десятиклассники, говорит о сокрушительном ударе по психике, который получают младшие школьники, утрачивающие даже то немногое, что им удалось приобрести в семье. Если же они приобрели много, то школьный регламент становится для них настоящим мучением, так как наша школа больше всего боится творческого ученика. Традиционная школа ориентирована на подготовку эрудитов. Обществу нужны люди с различной одаренностью, в том числе и интеллектуально одаренные. Но надо быть справедливыми: именно творческому человеку труднее всего жить в любом обществе, именно творческому ребенку труднее всего приходится в школе. Именно творческая способность должна быть самым ценным свойством студента инженерного вуза, ведь инженер - это творец! Каково приходится творческому студенту в вузе, пусть оценит читатель, ибо им и является студент.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...