Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ

 

Все люди земли похожи друг на друга: в сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний; играя в игры разных народов, люди узнают друг друга. Так определяет значение народной игры Я.Сатуновский.

Рассмотрим предпосылки, появления и развития народных игр.

Многие исследователи отмечают, что на схожесть или различие в играх влияют географическое положение, климатические условия, уровень социально-экономического развития населения, наличие или отсутствие контактов народов. Все это находит свое отражение в традициях, обычаях, обрядах, народных развлечениях. Исследуя игры одного народа, находишь их аналоги в другом, особо это проявляется на региональном уровне. Например, игра с пятью камешками имеет практически одинаковые правила и игровые действия у народов Среднеазиатского региона и Казахстана. У кыргызов она называется «Беш таш», у казахов «Бестас», у туркмен «Беш даш». Данной игре посвящено диссертационное исследование М.Нарбашевой (Узбекистан). Уйгурский народ представлен достаточно большой диаспорой в Кыргызстане и Казахстане, у уйгуров эта игра называется «Бяш таш». Как замечает С.Новоселова, игры в камешки, присущие практически всем народам. Кыргызская народная игра «Ак терек, кк терек» (Белый тополь, зеленый тополь) также имеет аналоги у казахов - «Актерек», у туркмен - «Ай терек, гун терек», у узбеков - «Ок терак, кук терак», у уйгуров - «Ак теряк, кк теряк». Таджикская народная игра «Сафедчубак» (Белая палочка) есть и у кыргызов - «Ак члмк», и у казахов - «Аксуек», и у уйгуров - «Аксуяк» и т.д.

Практически у всех народов Средней Азии и Казахстана присутствуют игры с ведением мяча палкой - клюшкой. Исследуя особенности первобытной культуры, и, проведя параллели между играми древних и современных времен, Э.Тейлор писал, что «… в древности люди кидали и ловили мячи наподобие наших детей в настоящее время, и знаменитая игра греческих и римских мальчиков состояла в том, что составлялись две стороны, из которых каждая старалась схватить мяч и бросить в противостоящую. По-видимому, наши предки никогда не употребляли палки или лапты в своих играх в мяч. Но около тысячи или полутора тысяч лет тому назад иранцы стали играть в мяч, сидя верхом на лошади, что конечно, могло быть выполнимо только с помощью длинной палки, лапты или ракетки… Раз были изобретены лапта и ракетка для игры верхом на лошади, было легко воспользоваться ими для игры пешком, и, таким образом, в средние века появился целый ряд игр, где мячи бросались при помощи ракетки и лапты (крокет, теннис, хоккей, гольф и др.).

В процессе работы над кыргызскими народными играми, Т.Э.Уметову удалось найти и такие игры, которые ранее не были описаны в литературе. Это такие игры, как «Ойнок манжа» - игривые пальцы, «Бармак катмай» - Прятание пальцев (в двух вариантах), «Беш манжа» - Пять пальцев (5-й вариант), пальчиковая композиция «Жайлоо» - летнее пастбище, «Алакан ачмай» - Раскрытие ладошек, «Бир, эки, уч - колумда куч» - Раз, два, три, в руке у меня сила, «Ойнок т» - Игривый верблюжонок, «Бармак тапмай» - Найди палец, «Шамдагай алакан» - Ловкая кисть, «Манжаны карма» - Поймай пальчик, «Чымчыкты карма» - Поймай птичку, «Карга таман» - Лапа вороны и др.

Среди собранных игр обнаруживается большой и малоизученный пласт таких, которые включают тренировку внимания, восприятия, памяти, сообразительности, воображения. В соответствии с характером воздействия на ребенка, народные игры можно назвать развивающими.

Как правило, народные игры были ранее описаны с позиции правил их проведения. Так же важно раскрыть и понять их педагогическое содержание, возможности развития интеллектуальных, нравственных и физических качеств ребенка.

Обнаружилось, что в числе собранных выделяются игры, требующие умственного напряжения и сообразительности, навыков математического счета и вычислений - их можно назвать интеллектуальными («Беш коргоол» - адаптированный вариант «Тогуз коргоол» (название по-кыргызски), «Тогуз кумалак» - по-казахски, «Чатраш» - игра в веревочку (также характерна для народов Средней Азии и Казахстана).

Детские народные игры не имеет ни государственных, ни национальных границ. Схожесть игр свидетельствует о том, что все мы дети одной земли и мы проходим один и тот же путь развития, а различия в правилах и нюансах игры говорят о том, что каждый народ исключитльно по-своему универсален.

Характерны также игры экологического содержания, помогающие передавать образы животных, птиц и насекомых, вызывающие добрые чувства ко всему живому («Айлан кчк» - Водяной жук, «Ит жалатмай» - Лакание по - собачьи, «Бакчачы» - Садавник, «Каркыра турна желе тарт» - Журавли выстраивайтесь в ряд...).

К развивающим можно отнести игры на физическое совершенствование и управление своим поведением - подвижные («Ашкабак чапмай» - Попади по тыкве, «Кол курш» - Борьба руками, «Ит тартыш» - Тянуть по-собачьи, «Бука тартыш» - Перетяни быка, «Ж тартыш» -Перетягивание седока).

К отдельной группе можно отнести игры, способствующие развитию ручных умений и ловкости - игры с веревочкой, камушками, бросовым и природным материалом («Беш таш» - Пять камешков, «Топ таш» - много камешков, «Чатраш» - Игра в веревочку, «Топу басмай» - Накинь шапкой, «Чий курчак» - Кукла из чия), а также игры, помогающие детям успокоиться, овладеть своими действиями - их мы назвали игры эмоционального равновесия. Это такие игры, как («Ойнок т» - Игривый верблюжонок, «Бармак тапмай» - Найди палец, «Ойнок манжа» - Игривые пальцы).

Наконец, важным фактором развития ребенка служат, так называемые, пальчиковые игры, позволяющие решать большой спектр педагогических задач от постановки звукопроизношения до овладения счетом. Это - «Беш манжа» - Пять пальцев (пять вариантов), «Алакан ачмай» - Раскрытие ладошек, «Жайлоо», «Шамдагай алакан» - Ловкая кисть, «Зуулдак» - Жужжалка и другие.

Все существующие игры можно классифицировать следующим образом:

1) интеллектуальные игры;

2) экологические игры;

3) подвижные игры;

4) игры эмоционального равновесия;

5) игры на развитие ручных умений и ловкости;

6) пальчиковые игры.

Данная классификация не является строго фиксированной, отдельные игры могут быть отнесены и к нескольким группам, являясь одновременно интеллектуальными, пальчиковыми или играми эмоционального равновесия.

Народные игры сопровождают ребенка с самого раннего детства, и на каждом возрастном этапе, пополняясь новыми элементами, способствуют всестороннему его развитию. Новая игра для ребенка - новое открытие, приобретение новых навыков, знаний, умений - и все это в активной увлекательной форме. Ниже будет предложен анализ развивающего значения каждой игровой группы.

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Интеллектуальные игры стимулируют развитие интеллектуальных способностей детей, развитие наблюдательности, внимания, памяти. Начиная с самого простого сравнения «такой — не такой», игры помогают овладеть приемами аналитического восприятия, сравнения, счета. В игре «Ачакей, жумакей» (игра не имеет смыслового перевода) играющие берут альчики - бараньи косточки (подобие косточек в русской народной игре «Бабки»), обозначая их стороны числами (очками); затем сбрасывают альчики и считают, у кого больше выпало очков. Игра «Беш таш» - Пять камешков, включает счет камушков и определение состава числа в пределах «5». Игра «Топ таш» - много камешков, способствует развитию счета и математических вычислений в пределах 20 (если дети умеют считать более 20, то можно включить большее количество камушков). Аналогична игра «Чонтек» (не имеет перевода, это слово обозначает пароль), где играющие отгадывают количество камушков, спрятанных в кулачке, и, если отгадывают, то забирают все камушки, если нет, то отдают столько, на сколько ошиблись, просчитывают разницу чисел.

Велики развивающие возможности игры «Беш коргоол» (дословный перевод - пять шариков, адаптированный нами вариант игры «Тогуз коргоол» - дословно - девять шариков). Она привлекает кажущейся простотой: ребенок перекладывает шарики из лунки в лунку и, если образуются четные количества, - забирает их в свою казну. Но желание выиграть больше шариков и завоевать первенство побуждает мысленно просчитывать ходы, представлять, где, в какой лунке получится четное число и как выгоднее положить шарики. В результате совершенствуются навыки счета, оперирование четными и нечетными числами и, что самое важное - строится внутренний план действий, умение мысленно просчитывать варианты - качество, необходимое для творчества и успешного обучения в школе.

Несложна, на первый взгляд игра «Топу басмай» - Накинь шапкой. Из шапки высыпают кучкой косточки (камушки) и палочкой отделяют по одной так, чтобы из кучки не ссыпались другие. Игра требует сосредоточенного внимания, аналитического восприятия. Происходит тонкая регуляция движений руки, чтобы выбрать крайнюю косточку и отделить ее, не затронув другие. Соревновательный момент увлекает детей, и создается великолепный тренинг интеллектуальных способностей.

В целом, народные интеллектуальные игры просты, увлекательны и направлены на развитие важнейших базовых элементов интеллекта: умение видеть в предмете особенности, важные для человеческой практики, такие как: величина, количество, расположение, соединение с другими предметами, умение сравнивать, представлять, делать вычисления и т.п.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Экологические игры широко представлены в народной педагогике. Слияние с природой когда-то было естественным состоянием человека, и в традициях народа это обстоятельство нашло свое отражение. Детей ласково называли именами животных: кучугум (щеночек мой), мышыгым (кисочка моя), коозум (козленочек мой) и т.д. Именно эти названия становятся первыми ролями ребенка.

Народная педагогика поддерживает игровые сюжеты из жизни животных. Для ребенка нет лучшего способа понять природу, чем побывать в роли животных, разыграть сценку из их жизни, передать их повадки, особенности. Это можно заметить в таких играх как «Ит тартыш», «Ит жалатмай», где ребенок изображает щенка, который пятится назад или лакает воду из блюдечка.

В игре «Ойнок т» - изображение верблюжонка на пальцах и имитация его движений. «Буркут тумшугу» - изображение беркута. В игре «Айлан кочок» передают кружение водяного жучка, в игре «Бакчачы» передают форму растений, цветов и деревьев.

В игре «Каркыра турна желе тарт» дети подражают полету журавлей, передают в своих движениях легкий и плавный взмах крыльев, соблюдают строй. Игры экологического содержания, на наш взгляд, могут стать ценным средством экологического воспитания.

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры. Большое внимание в народе уделялось здоровью и физическому развитию детей. Жизнь кочевого народа требовала и ставила непременным условием быть выносливым, сильным, смелым, ловким, волевым, ибо без этих качеств нельзя было прожить.

Воспитанию в детях этих качеств помогали спортивные игры. Детям дошкольного возраста доступны такие игры, как: «Курш» - борьба для мальчиков, «Кол курш» -борьба руками (армреслинг), они учат силовому напряжению и сдержанности, умению добиваться победы без грубости и переносить поражение без уныния.

Игры «Аркан тартыш» - перетягивание каната, «Ит тартыш» - Тянуть по-собачьи», «Бука тартыш» - Перетяни быка, «Ж тартыш» - Перетягивание седока способствуют развитию мышц рук, шеи, спины, ног.

В игре «Аркан тартыш» дополнительно развиваются умения координировать свои действия с действиями группы. Игра «Жаа атмай» (стрельба из лука), развивает сдержанность, умение сосредоточиться, глазомер.

Игры «Ашкабак чапмай» (попади по тыкве), и «Кз танмай» (жмурки), развивают координацию движений в пространстве, умение ориентироваться по памяти, определять на ощупь, кого из детей поймал.

В играх «Пк чапмай» (сбивание с дорожки), «Кызыл короз, ак короз» (петушинный бой), «Ж тартыш» (перетягивание седока), развивается ловкость, гибкость, чувство равновесия.

Игра «Ак сандык, кк сандык» (белый сундук, зеленый сундук) развивает мышцы спины и ног.

 

ИГРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ

Игры эмоционального равновесия. Как правило, эти игры используются для переключения детей от состояния эмоционального возбуждения к эмоциональному успокоению.

Некоторые из них используются в практике дошкольного воспитания. Обычно воспитатели применяют их перед едой, сном, занятиями, так как дети в состоянии эмоционального возбуждения могут пролить суп, нарушить дисциплину, не сразу включатся в занятие и т.п.

В группу игр эмоционального равновесия собраны игры, не вызывающие у детей сильного эмоционального подъема, побуждающие их сосредоточиться, успокоиться. В игру «Бармак катмай» (прятание пальцев), дети играют парами, один переплетая пальцы, обхватывает их так, что видны только подушечки пальцев, второй должен правильно показать загаданный палец.

Игра требует сосредоточенности, внимания, проведения сопоставления размеров подушечек пальцев, а для старших детей - умения правильно называть пальцы. Большой сосредоточенности и координации движений требуют игры «Ойнок т» (игривый верблюжонок) и «Алакан ачмай» (раскрытие ладошек, попеременное раскрытие ладошек в ускоряющемся темпе).

 

 

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РУЧНЫЕ УМЕНИЯ

Игры на развитие ручных умений способствуют привитию детям навыков трудовой деятельности, выработке терпения, усидчивости, эстетического вкуса, развивают воображение и творчество. Они в большей степени состоят из разыгрывания трудовых операций взрослых, из подражательных действий или приготовлений игрушек и атрибутов для игры. Таковы «Чий курчак» - изготовление куклы из чия, «Чупурок курчак» -кукла из тряпочки или платочка.

В народных игрушках не изображали лица, что давало возможность детям представить куклу и смеющуюся, и плачущую.

В игре «Чий чырмоо» дети приобретают навыки накручивания разноцветной шерсти на чий, и в результате чего развивается эстетический вкус, терпение, умение работать по образцу и произвольно, подбирать самостоятельно цветовую гамму. Усвоению навыков лепки, познанию физических свойств глины, способствует игра «Ылай тл». Дети лепят разнообразную посуду в виде пиал и чашек.

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Пальчиковые игры широко представлены в народной педагогике и ориентированы практически на все возрасты. В них могут играть взрослый с ребенком и сами дети. Ценность их в том, что они не требуют каких-либо атрибутов и могут проводиться в любых условиях: дома, в дороге, даже в процессе ходьбы. В них отражены основные особенности народной педагогики: универсальность педагогических задач, независимость от материальных условий, доступность любому возрасту.

Особенно ценны пальчиковые игры для раннего возраста, так как способствуют развитию речи. Связь движений с речью была отмечена еще в 1928 г. В.М.Бехтеревым. По данным М.М.Кольцовой центры движения органов речи и центры движения пальцев расположены в непосредственной близости друг от друга, и активность одних стимулирует активность других. М.М.Кольцова не без основания утверждает, что способность ребенка изолированно, по одному сгибать и разгибать пальцы служит достаточным свидетельством того, что он умеет четко произносить звуки. Прекрасную тренировку в этом представляет игра «Бир, эки, уч - колумда куч» (раз, два, три, в руке у меня сила), в которой по счету: бир, эки, уч - ребенок сгибает по одному пальцу, а затем сжимает кулак со словами: «колумда куч». Игра развивает умение изолированно сгибать и разгибать пальцы, столь необходимое для чистоты звукопроизношения. В эту же группу можно отнести 4 варианта игры «Беш манжа», где под сопровождение считалки производится сгибание и разгибание пальцев. В отличие от существующих разработок по сенсорному воспитанию, где тренируется умение различать величину, форму и цвет предметов - этническая игра «Беш манжа» делает упор на развитие внутренней сенсорики — глубокого мышечного чувства. Чувственное сравнение пальцев, слабо отличающихся по размерам «Бармак басмай» - прекрасная тренировка чувственного восприятия.

В игре «Бармак басмай» один из играющих ладонями закрывает глаза, а второй одинаковыми пальцами обеих рук надавливает на тыльные стороны ладоней первого. Первый играющий должен отгадать, какими пальцами производили надавливание. Тренируется тактильная чувствительность ребенка.

Большого внимания заслуживают пальчиковые игры, способствующие установлению эмоционального контакта между взрослым и ребенком. Это такие игры, как «Арпа кууру», «Манжаны карма», «Алакан чапмай». В таких играх включаются все аспекты интимного общения: близкое расстояние, негромкая речь, прикосновение, щекотание.

В игре «Арпа кууру» взрослый легкими прикосновениями щекочет ладонь ребенка, ребенок начинает улыбаться. Затем взрослый легко перебирает пальцами по его руке от кисти к предплечью и начинает щекотать подмышкой. Все это происходит под словесное сопровождение: «Арпа кууру, буудай кууру, мында тулку, мында гулку... кыт, кыт, кыт» (Жарю, жарю я пшеницу, жарю, жарю я ячмень, здесь лисичка, здесь смешок... здесь лисичка, здесь щекоток).

В игре «Манжаны карма» взрослый прикасается указательным пальцем к раскрытой ладони ребенка, а ребенок должен успеть поймать палец взрослого, взрослый же в свою очередь должен успеть убрать его, то есть не дать поймать: отрабатывается скорость реакции, управление движениями. Быстрота движений кистей рук и реакция тренируется и в игре «Алакан чапмай», в которой ребенок должен успеть убрать свои ладони из под удара или сам успеть шлепнуть по ладони партнера. Эти игры несут в себе большой эмоциональный заряд.

Хорошей гимнастикой для пальцев рук является игра «Ойнок манжа». Ребенок поочередно соединяет большой палец правой руки с указательным пальцем левой, а затем большой палец левой руки с указательным правой и одновременно разъединяет первые соединенные пальцы, стараясь делать быстрей и дольше не сбиваться.

Помимо отмеченных особенностей пальчиковые игры сопровождаются сюжетными рассказами, что способствует развитию воображения, созданию ярких сюжетных представлений у детей. Игра «Беш манжа» (5-й вариант) - сказка про пять пальчиков - пять братьев, которые долго спорили о хорошем и плохом поступке, одни хотели идти воровать, а другие говорили, что нельзя воровать. Их спор услышала добрая волшебница и решила наказать пальцы за то, что они хотели совершить плохой поступок. Большой палец, который первый предложил плохое, волшебница отделила от остальных, с ним теперь не дружат. Указательный палец она сделала меньше ростом, а средний, который первым сказал, что нельзя воровать, остался самым большим. Безымянный пальчик меньше среднего, но больше указательного, а мизинчик, который хотел завладеть чужой вещью и поддался на уговоры, она сделала самым маленьким и отделила от большого. Эту сказку можно разыгрывать в виде инсценировки пальчикового театра в старшей и подготовительной группе.

В пальчиковой композиции «Жайлоо» отражены юрта, река, протекающая около нее, мост через реку и коновязь. Композиция «Жайлоо» сопровождается рассказом в виде диалога:

- Поедем на Жайлоо?

- Вот оно.

- А где мы будем жить?

- Вот юрта!

- Где воду брать?

- Вот речка!

- А как ее перейти?

- Вот мостик!

- А где коней привяжем?

- Вот и жердь-коновязь. Приезжайте к нам в гости!

В производной от «Жайлоо» игре «Чымчыкты карма» (поймай птичку) дети знакомятся с разновидностями трудовой деятельности и предметами быта: золотая чаша, серебряная чаша, медная чаша, мытье шерсти, присмотр за овцами.

Таким образом, пальчиковые игры в дошкольных учреждениях могут быть использованы:

1) для установления эмоционального контакта;

2) развития моторики и речи;

3) установления эмоционального равновесия;

4) развития воображения.

Изложенная выше характеристика народных игр говорит о широком диапазоне возможностей использования их в развитии ребенка. Каждая игра это новый мир чудес, новая ступень в развитии интеллекта и управления движениями.

Основное содержание и развивающее значение народных игр соответствует программным требованиям дошкольного воспитания. Однако адаптация их к условиям современного дошкольного учреждения - дело достаточно сложное. Необходимо определить возраст детей и раздел программы, где данная игра будет использована с наибольшим эффектом, а также найти методические приемы, обеспечивающие возрождение и разучивание народных игр в такой форме, когда дети будут увлечены и самостоятельны, когда не требуются указания взрослого.

Как уже отмечалось, народная игра полифункциональная и ориентировать ее на какой-то раздел учебно-воспитательной работы можно сугубо условно, для удобства планирования. Конкретизировав программное содержание, мы пытались помочь комплексному решению педагогических задач, сочетанию народной игры с другими видами работы, сходными по содержанию. Это особенно важно при ознакомлении и разучивании, дальнейшее же самостоятельное проведение игры детьми уже не может быть связано рамками отдельной темы или раздела.

Учитывая растущие возможности ребенка, мы в отдельных случаях снова возвращались к уже известной игре, предлагая усложненные ее варианты. К примеру, игра «Беш манжа» может быть использована в трех возрастных группах.

В первой младшей группе на занятиях по сенсорному воспитанию - для сравнения внешних признаков предмета: большой-маленький, такой-не такой. На занятиях по развитию речи эта игра может быть использована для обогащения словарного запаса, формирования правильного произношения звука прилагательных и существительных, и ознакомления с кыргызским названием пальцев руки.

Во второй младшей группе игру «Беш манжа» можно применить на занятиях по развитию элементарных математических представлений: о равенстве и неравенстве, много и один, длиннее - короче, уже - шире, больше - меньше - одинаково. Игра проводится как сравнение, какой пальчик шире, длиннее и т.п.

В средней группе игра «Беш манжа» может выступать как материал по счету в пределах «5». В старших группах - для работы по составу чисел в пределах 10.

На занятиях по рисованию мы предлагаем использовать игру «Беш манжа» для развития воображения посредством рисования отпечатками вертикально поставленных пальцев и отпечатками ладоней. Работа может сопровождаться составлением рассказов и счетом.

Воспитатель использует опыт работы с детьми, их знания и требования программы по данной группе, может выбирать игру и вносить соответствующие коррективы к предложенным нами таблицам.

В заключение отметим, что анализ педагогических возможностей развивающих игр кыргызского народа показал соответствие их основным задачам дошкольного воспитания.

Игра для детей дошкольного возраста является универсальным средством их развития. Посредством игры осваиваются навыки физических движений и управление своим поведением. Происходит нравственное воспитание, осознание отношений людей, традиций и обычаев народов, умение играть в коллективе, подчинять свои поступки и эмоции общему замыслу, роли, проникаться сочувствием ко всему живому. Осуществляется интеллектуальное развитие ребенка, тренировка базовых составляющих интеллекта - умения видеть предмет с такими его особенностями, какие важны в человеческой практике, умение представлять, начинает формироваться сообразительность и творчество.

В играх детей присутствуют фольклорные произведения в виде речевых сопровождений действий, бытовые сюжеты, элементы подражания явлениям природы и жизни животных. В игре происходит взаимообучение детей. Большое значение имеет присутствие старших детей, в процессе общения с которыми происходит передача социально - накопленного опыта народа. Однако организация игры в традициях народной педагогики требует своих методических решений.

Анализ содержания и педагогической значимости развивающих игр кыргызского народа свидетельствует о сходстве многих из них с дидактическими играми, широко используемыми в современной дошкольной практике.

Сходство выражено, прежде всего, в том, что народные развивающие игры, как и современные дидактические, активизируют познавательную деятельность, способствуют усвоению знаний и навыков. Однако заметны и существенные различия между ними. Народная игра усваивается в непосредственном общении со старшими, путем подражания. Зачастую она проводится без взрослых по инициативе детей. Обучение выражено минимально и возникает по просьбе ребенка объяснить или научить чему-то, в то время как дидактическая игра проводится взрослым с целью научения.

В определении путей приобщения детей к народным развивающим играм педагогам важно ориентировались, прежде всего, на теорию дидактической игры, учитывая их сходство и различия.

Занятия и дидактическая игра являются основными формами обучения детей. Дидактическая игра познавательна, направлена на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем мире. Дидактические игры сгруппированы по основным разделам обучения и воспитания: сенсорное воспитание, ознакомление с природой, формирование математических представлений и др.

Иногда игры классифицируют в соответствии с игровым материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, строительно-конструкторские и др.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Известный итальянский педагог М. Монтессори разработала целый комплекс дидактических игровых заданий, которые она использовала в своей работе с умственно отсталыми детьми. Дидактические игры способствовали реализации принципа саморазвития, вызывали познавательную инициативу детей, в результате чего они к моменту поступления в школу умели читать, писать и считать.

А.П.Усова в своей работе «Обучение в детском саду» отмечала, что дидактические игры, игровые задания и педагогические приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразить учебную деятельность ребенка, внося привлекательность, занимательность, интерес и творчество.

А.И.Сорокина подчеркивает, что в дидактической игре формируются нравственные привычки детей, создаются условия для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач и выполнении игровых действий.

Дидактическая игра содействует экологическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям природы и социальной жизни, к предметам быта и произведениям искусства. А.И.Сорокина также констатирует, что в практике дошкольного воспитания дидактические игры используются недостаточно, на что следовало бы обратить особое внимание педагогам.

В работе А.К.Бондаренко собраны словесные игры, способствующие развитию мышления и речи. Автор отмечает, что и в теории, и в практике дидактические игры часто рассматриваются как игровой прием в ходе занятий, и показывает возможность использования их в различных функциях:

1) дидактическая игра как игровой метод обучения;

2) дидактическая игра как форма обучения детей;

3) дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность;

4) дидактическая игра как средство всестороннего воспитания личности ребенка: нравственного, трудового, эстетического, физического.

А.К.Бондаренко в своих работах так же описывает более 140 дидактических игр и дает рекомендации по их применению. Методические рекомендации заключаются в следующем:

1. Воспитатель должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в ней. Выбор игры определяется как уровнем умственного развития детей группы, так и задачами воспитания.

2. Необходимо создать игровое настроение в группе.

3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы игру от занятий и дидактических упражнений.

4. Нужно создать условие для умственной активности всех детей.

5. В каждую игру следует вводить варианты с усложнением задач.

6. Выбор словесной игры определяется задачами воспитательной работы с детьми данной группы.

7. Роль воспитателя меняется в зависимости от возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем свободнее они ведут игру.

8. При проведении дидактических игр особое внимание должно быть уделено правилам.

В работе Г.С.Швайко собраны 34 игры для развития речи. Здесь автор выделяет две группы в соответствии с педагогическими задачами:

1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем мире и формирование словаря;

2) игры и упражнения, способствующие совершенствованию звуковой культуры речи у детей.

Е А.Агеева, В.В.Брофман и А.И.Булычева представили игры более широкого диапазона, направленные на умственное развитие школьника, помогающие подготовить ребенка к школе. В соответствии с индивидуальными особенностями ребенка предлагаются разные варианты игр - упрощенные или усложненные.

С.Л.Новоселовой отмечена связь между играми-занятиями и играми, протекающими вне занятий. Выделены основные дидактические принципы в проведении игр: планомерность, повторность, наглядность. Большое внимание уделено проблеме индивидуального общения - игре взрослого с ребенком.

Все авторы вышеперечисленных работ предполагают руководство воспитателя в проведении дидактических игр. Однако намечается и другая позиция: стимулирование самостоятельной игры детей с дидактическим материалом.

А.А.Смоленцева описывает сюжетно-дидактические игры, помогающие старшим дошкольникам овладеть элементарными математическими знаниями и умениями. В организации и проведении сюжетно-дидактических игр автор выделяет три этапа:

- на первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер и ведущая роль принадлежит воспитателю;

- на втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми по предложению воспитателя;

- на третьем этапе наблюдается возникновение самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей, однако такая инициатива наблюдается крайне редко, что отмечает и сам автор.

Можно заметить, что современные дидактические игры разрабатываются профессионалами-методистами в соответствии с конкретными разделами программы и представляют собой игровое оформление конкретной учебной задачи. В большинстве случаев они составляются по определенной схеме. Это или путешествие, где на каждой станции даются программные задания, или программное упражнение в воображаемой ситуации (нумерация вагонов поезда, размещение зрителей в театре, игра в магазин...), или появление игрового персонажа, от имени которого даются задания. Таким образом, современные дидактические игры ориентированы на занятия по определенной теме, и методика их проведения предполагает руководство взрослого, воспитателя. Необходимо отметить, что в истории педагогики были и противоположные взгляды на руководство детской игрой со стороны взрослого.

Идея невмешательства в игры детей нашла свое отражение в теории свободного воспитания. Ф.Давидсон и П.Моген считают, что ребенка не надо учить играть, ему надо лишь это разрешить. Но Н.К.Крупская была противником свободного воспитания. Она считала, что …на детей должны влиять взрослые, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего.

А.В.Запорожец отмечает необходимость педагогического руководства игрой со стороны взрослых. Трудно переоценить значение игры и педагогического руководства ею для воспитания детей дошкольного возраста.

По данным исследования Т.Я.Миндлиной, прогрессивные педагоги «Материнских школ» Франции также обращают внимание на то, что без специального педагогического руководства игровое творчество ребенка остается на низком уровне. Игры бывают бедны по содержанию, а неумение детей организовываться в игре и распределять роли приводит к детским ссорам.

Б.Спок писал о необходимости педагогического общения взрослых с детьми и о положительном влиянии этого общения, но «…игра... доставит ребенку удовольствие, если вы будете играть с ним на его уровне. Пусть он сам покажет вам как играть».

Обобщая идеи авторов, можно сказать, что развитие игры и развитие ребенка в игре связано с умением старших передать свой опыт ненавязчиво, не авторитарно, с учетом интересов ребенка и, разделяя его позицию. Именно этими особенностями отличаются народные традиции в руководстве игрой, в них заложен демократизм отношений, равноправное участие взрослого и ребенка и одинаковое для всех подчинение правилам.

Народная игра в отличии от дидактической не может ограничиваться условиями занятий. Здесь главная задача - развить инициативу самих детей, перенести игру на участок, в семью, вовлечь родных и друзей по месту жительства. Только тогда она сохранит народный характер и обеспечит высокий развивающий эффект.

Если народные игры использовать только как дидактические, они утратят ценнейшие свои свойства - самостоятельность и инициативу детей - то, что, собственно, и определяет их развивающее влияние.

Положительным примером сохранения традиций народной педагогики служат, на наш взгляд, Вальдорфские детские сады. Программа их носит рекомендательный характер. Все предлагаемые методические материалы имеют одну функцию – побуждение. Выбор темы определяют конкретные дети, их желание зависит от уровня развития и от стимуляции воспитателя. Дети – участники планирования дня. Их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейший критерий отбора, содержания, воспитания и обучения. Педагогический процесс ведется на основе примера действий воспитателя, родителей, старших детей, тружеников ближайших предприятий. Большое место отводится совместному труду детей и взрослых, достижению практически значимых целей. Такой принцип работы близок народной педагогике.

По описанию Т.Фуряевой обучение в Вальдорфских детских садах проходит следующим образом. Воспитательница готовит реквизиты, необходимые для занятия, и сама начинает выполнять разучиваемые действия. Дети, заметив, что воспитатель делает что-то новое, подходят, смотрят и спрашивают, что она делает. Воспитательница поясняет свои действия и предлагает попробовать и научиться. Таким образом, незаметно дети уже втянуты в занятие, причем занятие начинается по их желанию, при повышенной заинтересованности и в совместной деятельности со взрослым.

Включение народных развивающих игр в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений может, в какой-то мере, опираться на разработанную в дошкольной педагогике теорию дидактической игры. Их объединяет определение доминирующих программных задач, учет особенностей возрастной группы и возможностей детей данного возраста, подготовка дидактических материалов. В то же время народные игры существенно отличаются от дидактических. Они чаще всего рассчитаны на смекалку, без жесткой привязки к конкретной учебной задаче или разделам программы, не связаны с определенным возрастом детей, интересны для любого любознательного человека. В них ярко выражен соревновательный характер и занимательный элемент, что увлекает детей на самостоятельную игру без взрослых. Народные игры всегда оригинальны, в основе их содержания - увлекательная фабула, реалистические или волшебные персонажи, игра может увлекать как интеллектуальное упражнение.

Включение народной игры, по нашему мнению, целесообразно проводить в совместной деятельности с взрослыми, на основе подражания старшим, а не в системе официальных ролей учитель - ученик.

Для повышения эффективности использования народных игр, мы предлагаем формы работы по приобщению детей к народным развивающим играм, выделяя направленность действий взрослого и приемы стимулирования инициативы детей.

Обозначенные в нижеприведенной та

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...