Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почвоведение как наука. Методы почвенных исследований. История развития почвоведения.

Билет 1

Почвоведение как наука. Методы почвенных исследований. История развития почвоведения.

Почвоведение - это наука о почвах, их образовании, составе и свойствах, о закономерностях их географического распространения, о процессах взаимосвязи с внешней средой, о путях рационального использования почв. Испокон веков поклонялся человек земле, а вернее - почве. Ей посвящал он легенды и былины, ее воспевал в поэмах и песнях. Почва- это особое естественно-историческое тело Природы, «кожа» планеты, память жизни, или, выражаясь языком кибернетики, управляющая система биосферы. От отдельных организмов (живых существ) и совокупности всего живого на Земле (живого вещества) через круговороты жизни и смерти к организованности всей биосферы - такова созидательная роль и функции почвы. В. В. Докучаев, в 19 веке, объявил человечеству, что почва- это особое тело природы, точно также, как растения, животные и минералы. Докучаевское генетическое почвоведение - гордость русской науки. Русские слова «чернозем», «подзол», «солодь», «солонец» знают профессионалы всего мира - называют свои почвы.

Среди природных факторов почва- источник жизни и изобилия- играет основную роль в окружающей среде. Без почвы невозможна жизнь на Земле. Почва – необходимый фактор как для поддержания экологического равновесия, так и для жизни человека, поскольку она представляет собой один из основных природных ресурсов, обуславливающих социальное и экономическое развитие общества.

Почва, или правильнее почвенный покров, есть не что иное, как специфическая среда между литосферой, атмосферой и биосферой, участвующая в многочисленных круговоротах, происходящих между компонентами экосистемы: энергией, водой, биогенными элементами.

Основным свойством почвы является ее плодородие. Именно это важнейшее качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал академик В.Р. Вильямс, определяя почву как « поверхностный горизонт суши земного шара, способный производить урожай растений».

Растениеводство как наука и отрасль сельскохозяйственного производства

Растениеводство — это одна из основных отраслей сельского хозяйства, занимающаяся выращиванием культурных растений и использованием дикорастущей растительности для получения продуктов питания для населения, кормов, для животноводства и сырья для многих отраслей промышленности.

Растениеводство возникло в глубокой древности, с появлением культурных растений и тесно связано с земледелием и животноводством.

Растениеводство подразделяется на ряд самостоятельных отраслей:

полеводство — возделывание полевых культур;

овощеводство — выращивание овощных культур;

плодоводство — возделывание семечковых плодовых культур, косточковых плодовых культур, ягодных культур, орехоплодных культур, винограда;

цветоводство; лесоводство; луговодство.

Отрасль имеет свои особенности. Это прежде всего сезонность сельскохозяйственного производства, проведение того или иного агротехнического приема в определенные сроки.

Растениеводство — это также и наука о возделывании сельскохозяйственных культур; один из разделов агрономии. Она занимается классификацией культурных растений, изучением их биологических и экологических особенностей, разрабатывает агротехнику сельскохозяйственных культур и сортов (сортовая агротехника), обеспечивающую выращивание высоких и устойчивых урожаев. Растениеводство тесно связано с другими науками — агрохимией, земледелием, селекцией, семеноведением, многими биологическими науками.

Классификация растений полевой культуры

Зерновые (пшеница, рожь, тритикале).

Зернофуражные (ячмень, овес).

Крупяные (гречиха, просо, рис).

Зернобобовые (горох, нут, фасоль, чечевица, чина).

Зернокормовые (кукуруза, могар, пайза, сорго, сорго — суданковые гибриды, суданская трава, чумиза).

Зернобобовые кормовые (бобы, вика мохнатая и посевная, люпин белый, желтый, узколистный и многолетний).

Бобовые травы (донник белый и желтый, клевер гибридный, луговой и ползучий, козлятник восточный, люцерна желтая, изменчивая и синяя, лядвенец рогатый, эспарцет).

Злаковые травы (двукисточник тростниковый, ежа сборная, житняк, кострец безостый, лисохвост луговой, мятлик луговой, овсяница красная, луговая и тростниковая, пырей бескорневищный, райграс пастбищный, тимофеевка луговая).

Корнеплоды кормовые (свекла, брюква, турнепс).

Силосные (амарант, борщевик Сосновского, горец Вейриха и забайкальский, капуста кормовая, мальва, редька масличная, сильфия, топинсолнечник).

Аридные (камфоросма, кейреук, кохия веничная, полынь белая и солелюбивая, прутняк, терескен).

Масличные (арахис, горчица белая и сарептская, клещевина, кунжут, лен, мак, перилла, подсолнечник, рапс озимый и яровой, рыжик озимый и яровой, сафлор, соя, сурепица озимая и яровая).

Технические (свекла сахарная, стевия, табак, хмель).

Прядильные (конопля, лен-долгунец, хлопчатник).

Эфиромасличные (анис обыкновенный, кориандр, лаванда, мята, пажитник, тмин, шалфей мускатный).

Лекарственные (валериана, зверобой продырявленный, левзея сафлоровидная, наперстянка шерстистая, ноготки лекарственные, пустырник сердечный, расторопша пятнистая, родиола розовая, ромашка аптечная, синюха голубая, тысячелистник обыкновенный, шалфей лекарственный, эхинацея).

Клубнеплодные (картофель, топинамбур).

Билет 2

1. Выветривание и почвообразование. Факторы почвообразования.Развитие процесса почвообразования.

Почвообразование сложный природный процесс образования почв, их развития, функционирования и эволюции под воздействием комплекса факторов почвообразования. На первых стадиях процесса с поселением живых организмов на поверхности горных пород или продуктах их выветривания и переотложениемпервичный почвообразовательный процесс по существу совпадает с выветриванием, и формирующаяся почва физически совмещена с корой выветривания. Затем выветривание и почвообразование разделяются в пространстве и времени, а почва формируется лишь в самой верхней зоне коры выветривания горных пород, часто после ее образования и переотложения.

Кора выветривания — часть поверхностного покрова суши, в котором ее скелетом являются топографически не смещенные продукты гипергенного изменения вещества материнских пород. В предложенном определении кора выветривания противопоставляется всему комплексу осадочных отложений как образований, возникающих за счет материала, топографически смещенного относительно источников сноса (по Е. В. Шанцеру). Характерные признаки коры выветривания — наследование структурно-текстурных признаков материнской породы, а также ее профильное строение. Горные породы, слагающие геологическое тело коры Основанием для этого служат качественные различия процессов, обусловливающих их развитие.

Образование почв и коры выветривания составляют суть следующих основных процессов выветривания: морозного, температурного, гидратационного и биохимического.

1. Морозное выветривание — это дезинтеграция горных пород под воздействием расклинивающего действия замерзающей воды и других физических и физико-механических процессов, связанных с промерзанием и льдообразованием. Этот тип выветривания характерен для ландшафтов тундр и лесотундр, отличающихся суровыми климатическими условиями, многолетней мерзлотой и обусловленным ею избыточным поверхностным увлажнением. Частые переходы температур через точку замерзания воды приводят к образованию глыбового элювиального материала с небольшой примесью мелкозема. Размер глыб колеблется от нескольких десятков сантиметров до нескольких метров в диаметре. Возможная мощность коры выветривания, образованной морозным выветриванием, определяется глубиной сезонного промерзания-оттаивания и может достигать 10—15 м от поверхности.

2. Температурное выветривание — механическая дезинтеграция горных пород под действием теплового расширения и сжатия ее минеральных компонентов. Этот тип выветривания проявляется в ландшафтах пустынь умеренных и тропических термических поясов, а также в ландшафтах нивального пояса высоких гор, холодных пустынь, полупустынь и сухих саванн в условиях непромывного и аридного режима увлажнения.

Температурные колебания в консолидированных горных породах приводят к возникновению элювия с частицами разной размерности: а) щебенчатого в пределах одного или нескольких сантиметров (кристаллические сланцы, мраморы, кварциты, порфириты); б) пылеватого и глинистого в пределах десятых и сотых долей миллиметра. Возможная максимальная мощность коры выветривания, образованной температурным выветриванием, ограничивается глубиной суточных температурных амплитуд, т.е. одним метром.

Однако все перечисленные процессы не вызывают механические напряжения, способные привести к дезинтеграции рыхлых субстратов. Согласно данным А.Г.Черняховского, механические свойства этих субстратов изменяются благодаря гидратации-дегидратации и «солевого» температурного выветривания в результате расклинивающего действия кристаллизующихся солей.

3. Гидратационное выветривание — это дезинтеграция горных пород расклинивающим действием адсорбированных пленок воды. Адсорбция водных пленок препятствует смыканию трещин и примногократном повторении деформаций приводит к полному разрушению породы. Этот тип выветривания может происходить в любой климатической зоне, но самостоятельное значение приобретает в ландшафтах степей, лесостепей, аридных редколесий, сухих кустарников, типичных саванн. Он осуществляется в условиях непромывного режима увлажнения или дефицита влаги. Элювий отличается тонким механическим составом с преобладанием дресвы и фракций песка и глины. Возможная мощность коры выветривания, образованная гидратационным выветриванием, определяется сезонными температурой и влажностью.

4. Биохимическое выветривание происходит по законам растворения. Этот тип выветривания — основной процесс в гумидных ландшафтах всех термических поясов Земли, т.е. в зонах, где удаляются продукты разрушения. Элювий отличается дресвяно-глинистым и глинистым составом. Механизм и продукты химического выветривания определяются свойствами воды (диэлектрическими, диссоциационными, окислительно-восстановительными и др.), гумусовых веществ и структурой взаимодействующих с ними минералов.

Билет 3

Подготовка семян к посеву. Посев семян сельскохозяйственных культур.

Подготовка семян к посеву заключается в создании условий для улучшения всхожести. Сюда входят такие мероприятия как калибровка семян, прогревание, замачивание, проращивание, яровизация, обработка семян микроэлементами, барботирование, дражирование, закаливание, дезинфекция и стратификация семян.

Предварительная обработка семян определяет количество и качество урожая, снижает заболеваемость растений, ускоряет появление всходов. Способ предпосевной обработки зависит от культуры.

Разные виды подготовки семян имеют неодинаковый эффект: пробуждение, активизацию биологических процессов, изменение проницаемости оболочки семени... Очень важно соблюсти очередность видов обработки и учесть их совместимость, чтобы вместо пользы не нанести семенам вред. И не стоит подвергать семена всем доступным способам обработки!

Стало популярным использовать различные биостимуляторы для замачивания семян.

Размещение семян в почве, площадь питания каждого растения, ее форма на практике определяются выбранным способом и нормами посева. Способы посева сельскохозяйственных культур делятся на разбросные и рядовые.

Разбросной посев существует с первых дней возникновения земледелия. При нем семена распределяются по полю неупорядоченно— разбросными сеялками с последующей заделкой семян боронами. Разбросной способ посева имеет много недостатков: неравномерность распределения семян по площади, неодинаковая глубина заделки семян, потери посевного материала в виде незаделанных в почву семян и др. Над созданием разбросных сеялок, обеспечивающих равномерное распределение семян на полях, работают конструкторы в нашей стране и за рубежом.

Основным способом посева сельскохозяйственных культур в настоящее время является рядовой. Семена при этом способе высеваются рядами равномерно, заделываются на одинаковую глубину. Рядовой способ посева может быть сплошным и широкорядным. По этому признаку сельскохозяйственные культуры делятся на культуры сплошного сева (непропашные) и пропашные (кукуруза, подсолнечник и др.) в посевах которых может проводиться междурядная обработка.

Билет 4

Билет 5

Билет 6

Лущение

Прием обработки почвы, обеспечивающий рыхление, крошение, частичное или полное оборачиваниеверхнего слоя пласта на глубину не более 10 - 12 см. Выполняют его отвальными или дисковыми многокорпусными лущильниками. При лущении подрезаются и уничтожаются сорняки, заделывается стерня, разрушается дернина.

Культивация

Прием обработки почвы культиваторами, обеспечивающий рыхление, крошение и частичное перемешивание почвы, а также полное подрезание сорняков и выравнивание поверхности поля. Обычная глубина культивации составляет 5 - 12 см.

Шлейфование

Прием обработки почвы шлейфами или волокушами, обеспечивающий выравнивание поверхности рыхлой почвы. Волокуша состоит из нескольких рядов брусьев, которые последовательно соединены между собой цепочками. Волокушу с зубьями на переднем брусе называют гвоздевкой. Гвездевка имеет металлический скребок, а перед ним ряд железных зубьев, наклон которых можно менять под разным углом. Скребок и зубья расположены перед деревянными брусьями.

Прикатывание

Прием обработки почвы катками, обеспечивающий уплотнение и выравнивание поверхности поля, а также дробление глыбистой части почвы. В результате прикатывания более точно выдерживается заданная глубина заделки семян при посеве; достигается лучший контакт семян культурных растений с твердой фазой почвы, вследствие чего семена быстрее набухают и прорастают; улучшается тепловой режим поверхностного слоя почвы. Главная задача прикатывания состоит не в том, чтобы уплотнением подтянуть влагу ближе к поверхности почвы, а в том, чтобы в засушливых условиях как можно полнее сохранить влагу от физического испарения. Прикатывание необходимо также в тех случаях, когда почва до посева озимых не успела осесть естественным путем, поскольку оседание почвы после посева приводит к повреждению корневой системы у озимых культур и к изрежи - ванию всходов весной.

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 24

Билет 25

Подготовка семян к посеву. Посев семян сельскохозяйственных культур.

· Билет 3 вопрос 3

 

Билет 11

Ботаническая характеристика

Стебель высокий, облиственный.

Листья голые, серо- или сизовато-зелёные. Нижние листья очень крупные, мясистые, лировидно-перисто-рассечённые, сближенные, с выдающимися жилками[1],черешчатые, образуют прикорневую розетку, плотно прилегая друг к другу, образуют кочан вокруг стебля (кочерыжки). Верхние листья сидячие, продолговатые. Стеблевые листья более-менее стеблеобъемлющие.

Цветки крупные в многоцветковой кисти. Чашелистики, как и тычинки, стоячие. Венчик бледно-жёлтый, реже белый.

Стручки очень крупные, до 10 см длиной, отклонённые. Носик толстый, туповатый, короткий, 4—6 мм, реже 15 мм длиной. Семена крупные, тёмно-бурые, около 2 мм длиной, шаровидные, слабо ячеистые.

Отношение к свету

Растение длинного дня. К свету не требовательна. Однако в начальный период роста рассада капусты достаточно чуствительна к освещению.

Отношение к влаге

К влаге капуста очень требовательна. Благодаря большим цельным неопушенным листьям, капуста много воды расходует на испарение и нуждается в повышенной влажности почвы.

Отношение к почве

Капуста требовательна к почве. Непригодны тяжелые глинистые, песчаные и кислые почвы. На кислых почвах капуста развивается плохо, заболевает килой капусты.
Оптимальный pH = 6,5-7.

Как растение с большой листовой массой, капуста требовательна к азоту. При высоком урожае выносит из почвы много элементов питания, поэтому для нее нужны плодородные почвы и высокие дозы органических и минеральных удобрений.

Вегетационный период капусты

Сорта белокочанной капусты отличаются разными сроками созревания продукции, размерами кочанов и характером использования. По длине вегетационного периода различают ранние (вегетационный период 50-120 дней), среднеспелые (90-170 дней) и позднеспелые (160-210 дней) сорта.

Агротехника. Почву для всех сортов капусты готовят с осени, вскапывая ее на полную глубину гумусового слоя. При перекопке вносят 1 —1,5 ведра навоза или компоста на 1 м ).

Рассаду ранних и поздних сортов белокочанной капусты готовят в защищенном грунте, а среднеспелых — можно в холодном рассаднике на грядах.

Рассаду белокочанной капусты ранних сортов высаживают в открытый грунт в конце апреля — начале мая (в зависимости от погодных условий). Если возникает угроза резкого понижения температуры воздуха, можно накрыть растения групповыми пленочными укрытиями. Высаженные рано растения дают самую раннюю продукцию. Поздние сорта высаживают в конце мая, среднеспелые — в начале июня.

Гнездовой способ посева

Гнездовой способ посева (посадки) отличатся от строчного тем, что растения в строке размещают не по одному, а гнездами. Это позволяет экономить семян. Если расстояние между гнездами в строке и между строк одинакова, то способ называют квадратно-гнездовым, если в гнезде оставляют лишь одно растение — квадратным. Квадратным и квадратно-гнездовым способами высевают (высаживают) культуры, которые требуют больших площадей питания —капусту, помидоры, огурцы, бахчевые, картофель, сахарную кукурузу.

 

Билет 12

Азот, содержащийся в торфе, находится в органических соединениях и плохо усваивается растениями. Поэтому в чистом виде применяют только низинный тип торфа с высокой степенью разложения, богатый известью и фосфором, и только на легких почвах.

Билет

Билет

Значение и задачи пришкольного сада. Планирование, закладка сада, выбор участка

Школьный учебно-опытный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви к природе и сельскому хозяйству; обеспечения связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся; успешного освоения знаний по природоведению, биологии, химии, географии и другим предметам; приобретения учащимся элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений; проведения опытнической работы.

Работа учащихся на школьном участке проводится в тесной связи с изучением основ наук.

Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания в школьной столовой.

Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:

реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;

практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;

Формирование у сельских школьников интереса к познанию природы родного края может в немалой степени содействовать тому, чтобы после окончания школы они не покидали родные места.

развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;

формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;

развивает интеллект и эстетические чувства школьников;

учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. В ходе практических занятий учитель может наглядно показать материальную сущность и познаваемость многих процессов и явлений.

Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя биологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;

В отделе начальных классов учащиеся 1 – 4 классов выращивают декоративно-цветочные культуры и другие растения в соответствии с программой по трудовому обучению и окружающему миру.

В отделе овощных культур выращивают необходимые для использования в школьной столовой сельскохозяйственные культуры.

В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.

В коллекционном отделе возделываются типичные представители основных сельскохозяйственных и систематических групп растений, изучение которых предусмотрено школьной программой.

В подсобном помещении хранятся сельскохозяйственный инвентарь, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.

Вокруг участка создана искусственная изгородь. Участок обеспечен водой для полива растений.

Сельскохозяйственная продукция, выращенная на учебно-опытном участке, используется для организации питания учащихся в школьной столовой.

Учебно-опытный участок обеспечивается сельскохозяйственным инвентарём из средств, заработанных на участке.

 

Билет 15

Билет 17

Билет 18

Билет 19

Билет

Билет 21

Гнездовой способ посева

Гнездовой способ посева (посадки) отличатся от строчного тем, что растения в строке размещают не по одному, а гнездами. Это позволяет экономить семян. Если расстояние между гнездами в строке и между строк одинакова, то способ называют квадратно-гнездовым, если в гнезде оставляют лишь одно растение — квадратным. Квадратным и квадратно-гнездовым способами высевают (высаживают) культуры, которые требуют больших площадей питания —капусту, помидоры, огурцы, бахчевые, картофель, сахарную кукурузу.

 

Билет 22

Билет

Агротехнические мероприятия

Агротехнические мероприятия должны обеспечивать усиленное водопоглощение почвами, перехват талых и ливневых вод, повышать плодородие почв, препятствовать ветровой и йодной эрозии, улучшать почвенный микроклимат. Указанные мероприятия включают при наличии водной эрозии глубокую обработку почвы по горизонталям, проведение специальных водозадерживающих приемов обработки (прерывистое бороздование, крестование, лункование, щелевание и др.), углубление пахотного слоя, снегозадержание и регулирование снеготаяния, внесение удобрений. Это способствует поднятию плодородия. В районах ветровой эрозии большое влияние на дефляцию почв оказывают состояние сельскохозяйственных угодий и скорость ветра. Для предотвращения эрозии применяют безотвальную систему обработки почвы с внесением минеральных удобрений и сохранением стерни, посев кулис высокостебельных трав для снижения скорости ветра и задержания снега.

Выполнение агротехнических мероприятий на высоком уровне дает большой эффект. Исследованиями в Каменной степи на участках крутизной 2° установлено, что обработка почвы поперек склона сокращает весенний полевой сток в 2 раза, а смыв почвы в 8 раз.

Лесомелиоративные мероприятия

Лесомелиоративные мероприятия направлены на устранение причин возникновения ветровой и водной эрозии. Создание и выращивание взаимодействующей системы защитных лесных насаждений в комплексе с другими мероприятиями является мощным фактором борьбы с этим явлением.

Лесные насаждения для защиты почв от водной эрозии в равнинных районах создают чаще всего в виде полос (стокорегулирущих, прибалочных, приовражных к др.), а также в виде сплошных и куртинных насаждений. Эти насаждения одновременно служат для защиты сельскохозяйственных культур от ветровой эрозии и суховеев.

Противоэрозионная роль лесных насаждений состоит в улучшении водно-физических свойств почв, что обеспечивает усиленное просачивание талых и ливневых вод и уменьшение поверхностного стока. Почва под лесными насаждениями в условиях степи может поглотить от 150 до 300 - 400 мм талой воды в час. Это б Ю - 20 раз превышает водопоглощение пашни. Каждый гектар противоэрозионных насаждений переводит примерно 1700 м' талых вод в грунтовый сток.

Гидротехнические мероприятия

Гидротехнические мероприятия применяют в том случае, когда необходимо быстро ликвидировать разрушительное действие водной эрозии. Осуществляются они в комплексе с организационно-хозяйственными, агротехническими и лесомелиоративными мероприятиями. Противоэрозионные гидротехнические мероприятия проводят прежде всего для регулирования и задержания стока талых и дождевых вод, закрепления оврагов и промоин. Основным гидротехническим мероприятием по защите почв от эрозии и повышению производительности земельных угодий является регулирование и задержание стока вод. Для этого строят пруды, водоемы, лиманы, валы с широким основанием и другие сооружения, которые проектируют с учетом полного задержания стока талых и ливневых вод. Если ми склонах невозможно задержать весь сток, его с помощью водоотводящих и водорассеивающих сооружений и устройств отводят в безопасные в эрозионном отношении места.

Закрепление оврагов и промоин осуществляется путем строительства простейших гидротехнических сооружений: распылителей, поверхностного стока, водозадерживающих и водоотводящих валов и капав, водосбросных вершинных устройств и донных запруд. Распылители поверхностного стока призваны вывести из ложбин воду на прилегающие задернованные пологие склоны. Водозадерживающие валы, широко применяются для борьбы с ростом вершин оврагов. Они задерживают полевой сток, предотвращают рост оврагов, увлажняют почву на прилегающих участках и ослабляют эрозию нижележащих угодий.

3) Технологические опреции: оборачивания почвы, рыхление почвы, крошение почвы, перемешивание почвы, уплотнение почвы, выравнивание почвы, порезание сорняков

Технологическая операциясоставная часть технологического процесса (оборачивание, рыхление, уплотнение и др.) при которой в процессе обработки изменяются определенные свойства почвы.

Основные технологические операции обработки почвы:

Оборачивание почвы взаимное перемещение слоев и горизонтов обрабатываемой почвы в вертикальном направлении. Оборачиванием достигается создание однородного по плодородию пахотного слоя почвы.

Оборачивание необходимо для создания более глубокого пахотного слоя дерново-подзолистых почв. При этом вовлекается в пахотный слой менее плодородная часть подзолистого горизонта, который постепенно окультуривается. Оно устраняет вредное действие на растение закисных соединений на тяжелых и избыточно увлажненных почвах.

Оборачивание проводят плугами с разной формой отвалов и лемешными лущильниками

Рыхление– изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с целью увеличения объема почвы, ее пористости. В результате рыхления образуются крупные поры, увеличивается объем пор и аэрация.

Рыхление почвы на ту или иную глубину осуществляется плугами, лущильниками, чизелями, культиваторами, боронами, комбинированными агрегатами, фрезами.

Крошение почвы это уменьшение размеров почвенных отдельностей, разделение всей массы обрабатываемого слоя почвы на более мелкие отдельности в виде небольших глыб, комков, структурных агрегатов.

Крошение и рыхление почвы совершаются одновременно одними и теми же орудиями. В крошении, как правило, часто нуждаются глинистые и суглинистые почвы, но в сухом состоянии они крошатся плохо. Качество крошения зависит от степени окультуренности почвы, гранулометрического состава, влажности, скорости движения орудия обработки.

Перемешивание почвы – изменение взаимного расположения почвенных отдельностей с целью создания более однородного обрабатываемого слоя почвы.

Перемешивание почвы осуществляется плугами без предплужников, культиваторами, боронами, чизельными орудиями, фрезами.

Уплотнение почвыизменение взаимного расположения почвенных отдельностей с целью уменьшения пористости почвы. Этот процесс противоположный рыхлению, при его осуществлении уменьшается некапиллярная и общая, но увеличивается капиллярная скважность. Уплотнением разрушаются глыбы, пашня несколько оседает, улучшается соприкосновение семян с почвенными частицами. Предпосевное уплотнение с одновременным рыхлением верхней части приводит к уменьшению потерь влаги из почвы, размещению семян на твердом ложе, что создает условия дружного появления всходов.

Выравнивание почвы– устранение неровностей на поверхности почвы с целью уменьшения контакта почвы с атмосферой и создания благоприятных условий для посева, ухода за посевами и уборки урожая.

Для выравнивания почвы применяют культиваторы, бороны, комбинированные агрегаты, шлейф-волокуши, катки, специальные выравниватели.

Создание микрорельефапутем нарезки борозд, гребней и гряд проводится в зоне избыточного увлажнения для отвода воды, регулирования воздушного, теплового и питательного режимов почв и ее сохранения от водной эрозии.

С целью увеличения пахотного слоя почвы, улучшения водного, воздушного и теплового режимов, посадку картофеля, посев моркови, столовой свеклы и др. проводят в предварительно нарезанные гребни.

Подрезание, измельчение сорняковтехнологическая операция совмещается с рыхлением, перемешиванием и оборачиванием. Кроме того, для подрезания сорняков используют специальные орудия – культиваторы с лапами-бритвами, ножевые, штанговые культиваторы и плоскорезы.

Сохранение стерни на поверхности почвы– обеспечивается в сочетании с выполнением таких технологических операций, как крошение, рыхление и частично перемешивание без оборачивания. Оставшаяся большая часть стерни на поверхности почвы защищает ее от ветровой эрозии. Оставленная на поверхности поля стерня на склоновых землях способствует задержанию снега на всей поверхности склона, равномерному распределению талых вод, а также защищает почву от водной эрозии.

Для осуществления этой технологической операции применяются игольчатые бороны, культиваторы плоскорезы, чизели.

Рис. Народнохозяйственная и биологическая характеристика

Рис род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура.

Очень требователен к условиям выращивания, может быть погублен заморозками. Семена прорастают при 10—12 °C

Стебли риса достигают до полутора метров высоты, листья у него довольно широкие, тёмно-зеленые и по краю шероховатые. Наверху стебля появляется метёлка колосков. Каждый колосок содержит четыре чешуйки (остистых или безостых), прикрывающих цветок; в цветке, в отличие от других злаков, 6 тычинок и пестик о двух перистых рыльцах. Зерновка плотно одета чешуйками

Рис отличается богатым содержанием углеводов и относительной бедностью белковых веществ. Доля первых в сухом веществе доходит до 70 %, вторых же, как правило, не более 12 %. Зола риса богата фосфорной кислотой.

Считается основным (национальным) продуктом питания в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Так как в очищенных зерновках остаётся мало витаминов, подобная популярность риса приводила к широкой распространённости заболевания бери-бери[3]. Из рисового зерна производятся крупа и крахмал, из рисовых зародышей получают масло. Мука рисовая без примеси какой-либо другой мало годится для приготовления хлеба, главным образом из неё варят каши или приготовляют пироги; в большем количестве она поступает на косметические фабрики, на переработку в пудру. Существует множество блюд на основе риса, самые известные из которых плов, ризотто и паэлья. В Японии из него делают лепёшки «моти» и особые сладости для чайной церемонии.

В Америке, Африке и Азии рис служит для приготовления разных спиртных напитков, а в Европе из него получают спирт. Традиционное рисовое вино популярно в Китае, в Японии из риса производят национальные спиртные напитки различной крепости — сакэ, сётю, авамори. В Корее рис и отходы его приготовления являются основой многих традиционных напитков, таких как сикхе и суннюн.

Предшественники. Выращивают на рисовых оросительных системах в рисовых севооборотах.
Посев или посадка. Основной способ посева - рядовой, норма высева семян - 5,5-7 млн. всхожих зёрен на 1 га, глубина заделки 1,5-2 см.
Уход. При уходе за посевами основное внимание уделяют правильному режиму орошения (наиболее рациональный - укороченное затопление), уничтожению сорняков гербицидами (группы 2,4-Д), водорослей - 10%-ным раствором медного купороса, соблюдению пищевого режима (подкормки).
Удобрения. Перед посевом и в подкормку вносят минеральные удобрения: 60-150 кг/га N, 90 кг/га P2O5, 60 кг/га K2O.
Уборка. Убирают раздельным способом и прямым комбайнированием с предварительной обработкой десикантами.
Вредители. Рисовый комарик, минер ячменный, мушка прибрежная, пьявица рисовая, трипсы.
Болезни. Пирикуляриоз, гниль всходов, гельминтоспориоз, нематодные болезни.

 


 

Билет 1

Почвоведение как наука. Методы почвенных исследований. История развития почвоведения.

Почвоведение - это наука о почвах, их образовании, составе и свойствах, о закономерностях их географического распространения, о процессах взаимосвязи с внешней средой, о путях рационального использования почв. Испокон веков поклонялся человек земле, а вернее - почве. Ей посвящал он легенды и былины, ее воспевал в поэмах и песнях. Почва- это особое естественно-историческое тело Природы, «кожа» планеты, память жизни, или, выражаясь языком кибернетики, управляющая система биосферы. От отдельных организмов (живых существ) и совокупности всего живого на Земле (живого вещества) через круговороты жизни и смерти к организованности всей биосферы - такова созидательная роль и функции почвы. В. В. Докучаев, в 19 веке, объявил человечеству, что почва- это особое тело природы, точно также, как растения, животные и минералы. Докучаевское генетическое почвоведение - гордость русской науки. Русские слова «чернозем», «подзол», «солодь», «солонец» знают профессионалы всего мира - называют свои почвы.

Среди природных факторов почва- источник жизни и изобилия- играет основную роль в окружающей среде. Без почвы невозможна жизнь на Земле. Почва – необходимый фактор как для поддержания экологического равновесия, так и для жизни человека, поскольку она представляет собой один из основных природных ресурсов, обуславливающих социальное и экономическое развитие общества.

Почва, или правильнее почвенный покров, есть не что иное, как специфическая среда между литосферой, атмосферой и биосферой, участвующая в многочисленных круговоротах, происходящих между компонентами экосистемы: энергией, водой, биогенными элементами.

Основным свойством почвы является ее плодородие. Именно это важнейшее качество почвы, отличающее ее от горной породы, подчеркивал академик В.Р. Вильямс, определяя почву как « поверхностный горизонт с

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...