Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аргументация собственного мнения

Виды аргументов

Логические аргументы - это доводы, апелли­рующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся:

■ научные аксиомы;

■ положения законов и официальных докумен­тов;

■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;

■ заключения экспертов;

■ цитаты из авторитетных источников;

■ показания очевидцев;

■ статистические данные;

■ примеры из жизни или художественной ли­тературы.

Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувст­ва, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся:

■ эмоциональная убежденность пишущего;

■ ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы);

■ примеры, вызывающие эмоциональный от­клик адресата;

■ указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора;

■ обращение к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Способы аргументации

Так как задание С1 предполагает написание сочинения-размышления с опорой на прочитанный текст, то структура работы должна соответствовать основным требованиям такого типа речи, как рассуждение:

1) тезис,

2) аргументы (два доказательства с опорой на читательский или жизненный опыт),

3) вывод.

Пример 1.

Большое количество в той или иной степени затрагивает проблему «роль книги в жизни человека». Позиция автора, как правило, сводится к утверждению, что книга - важнейший инструмент, который помогает человеку по­знавать окружающий мир и самого себя.

Фрагмент сочинения

Я полностью согласен с автором. Действитель­но, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие рус­ские писатели XIXвека Л.Н. Толстой и Ф.М. Досто­евский создали в своих книгах психологически глубо­кие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личнос­ти, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа.

Кроме того, книги — это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: на­пример, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского - лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяю­щий нам лучше понимать окружающий мир и себя.

Пример 2.

Но в ряде случаев учащийся может быть не согласен с автором относительно комментария проблемы и не разделять его точку зрения. Обычно это характерно прежде всего для трактовки тестов с информационно-коммуникативными проблемами, посвященных компьютерным технологиям или Интернету. Как правило, авторы таких тестов - люди старшего возраста, с недоверием относящиеся к подобным новшествам неодобрительно, в отличие от выпускников, которые воспринимают информационные технологии как органичный элемент современной жизни. В таком случае необходимо правильно понять и сформулировать позицию автора текста, выстроить свою аргументацию корректно, не высказывая оценочных суждений.

При опровергающей аргументации возможны два варианта:

1) ученик подбирает два аргумента, опроверга­ющие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противополож­ную авторской);

2) формулируя собственную позицию по пробле­ме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами.

Например, рассмотрим фрагмент текста И. Косолапова:

Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогой, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста. И что? Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, дорогой, ненадежный агрегат перед книгой – этим компактным, дешевым и всегда доступным устройством, которое никогда не дает сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике!

Я не ретроград, я не зову в первобытное прошлое, я не считаю, что людям в проветриваемой пещере живется лучше, чем панельном доме! Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даем себя легко обмануть. Ладно, когда этот обман касается нашего кошелька. Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.

(И. Косолапов)

Автор текста поднимает в тексте проблему роли книги в духовной жизни общества и доказывает свою точку зрения, сравнивая достоинства и недостатки книги, как традиционного источника информации, и компьютера. Позиция автора выражена очень определенно: он считает, что современные информационные средства, типа компьютера, несовершенны (они очень дороги, часто ломаются, требуют для своего обслуживания специалиста).

Аргументы, приводимые И.Косолаповым, для современных школьников неубедительны, потому что компьютер воспринимается ими как элемент повседневной жизни (компактный, удобный, вмещающий огромное количество информации).

В подобных случаях ученику необходимо грамотно выстроить ряд опровергающих аргументов в доказательство собственной точки зрения, помня о том, что при оценке сочинения действует такой критерий, как «соблюдение этических норм».

Фрагмент сочинения

Я не могу согласиться с автором. Мне кажет­ся, что нет смысла противопоставлять компью­тер и книгу.

Во-первых, с появлением компьютерных техно­логий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и но­вые произведения в исполнении профессиональных артистов.

Во-вторых, в новой форме книга стала более до­ступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками молено пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу молено закачать в телефон и читать ее в по­езде или в метро. А на нескольких дисках молено во­зить с собой всю домашнюю библиотеку!

Итак, обычная книга и компьютер - это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям.

Типичные ошибки аргументации

■ ученик рассматривает одну проблему, а при­водит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

■ приведенные мысли не являются аргумента­ми для выдвинутого тезиса;

■ в качестве аргументов приведены только при­меры (часто наскоро выдуманные), без объясне­ния их связи с тезисом;

■ в части сочинения, посвященной аргумента­ции, не разграничиваются первый и второй аргу­менты;

■ отсутствуют переходы между аргументами;

■ отсутствует вывод.

Разберем некоторые примеры неудачной аргу­ментации.

Пример 3.

Текст посвящен проблеме влияния массовой культуры на человека. Позиция автора: произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздейст­вие на духовное развитие человека.

Фрагменты сочинений

1) Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточ­но убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно проду­мывала это решение, прочитала много книг. (При­веденный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.)

2) Мне кажется, что книги скоро исчезнут, по­тому что люди стали меньше читать. Кино - вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляют­ся новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. (Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.)

3) Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора.

Во-вторых, мне далее страшно представить от­сутствие в моей жизни преподавателя литерату­ры. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической ли­тературе. (Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом).

4) В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с со­бой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала стра­ницы. (Можно усомниться в том, что описанный слу­чай является подтверждением тезиса.)

5) Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не по­лучил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. (Подмена тезиса. Автор сочинения ухо­дит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами - этическая ошибка.)

6) Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. (Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.)

К сожалению, гораздо реже встречаются приме­ры удачной аргументации собственной позиции с ис­пользованием ссылок на художественные, научные или публицистические тексты.

Композиция сочинения

Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения.

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Компо­зиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому.

Традиционно выделяются три части сочинения:

1) вступление, в котором обычно формули­руется проблема текста;

2) основная часть, включающая в себя ком­ментарий, авторскую позицию, собственную по­зицию пишущего и аргументы;

3) заключение, в котором подводится итог.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять:

1. Вступление.

2. Формулирование проблемы.

3. Комментарий.

4. Авторская позиция.

5. Ваше мнение (согласие/несогласие с пози­цией автора).

6. Первый аргумент.

7. Второй аргумент.

8. Вывод.

Все части работы должны быть взаимосвяза­ны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мыс­ли, продумать логические переходы между час­тями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - ти­пичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несо­размерность частей, нарушение последователь­ности изложения мыслей, отсутствие связи меж­ду предложениями.

Вступление

Важно помнить, что основная цель вступле­ния - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

1. Проблемный вопрос.

Может ли компьютер заменить книгу? Та­кова проблема, которая привлекла внимание ав­тора.

 

2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме.

Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и чело­века. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут живот­ные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...

 

3. Ссылка на авторитетное мнение по воп­росу, близкому к обсуждаемой проблеме.

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих чле­нов современного общества. Действительно, каж­дому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.

 

4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуа­ции, связанные с проблемой текста.

Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословя­щих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спо­койное бездействие. Проблему равнодушного от­ношения людей к окружающему их злу поднимает автор.

5. Создание определенного эмоционального настроя.

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

 

6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.

Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных сорев­нованиях, лето в лагере отдыха... Сколько свет­лых детских воспоминаний хранит память! По­чему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

 

7. Цитата из исходного текста (или друго­го источника), связанная с рассматриваемой проблемой.

«Можно ли представить современный мир, ли­шенный печатного знака?» - пишет Юрий Бонда­рев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Ли­хачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - по­скольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.

 

8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, лите­ратуровед и общественный деятель, в своих вы­ступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приве­денном тексте затрагивается проблема, выдви­нутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема эколо­гии культуры.

 

В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и сти­листически.

 

Заключение

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора - са­мая типичная и логичная концовка сочинения.

Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радост­ное, по-детски непосредственное восприятие жиз­ни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчер­кивая ее актуальность.

Художественная литература дарит нам не­сметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

3. Призыв, обращение к читателю.

Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, кото­рые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощуще­ний. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?

 

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цита­та будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшо­го фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

 

По критериям К7 - К12 оценивается грамот­ность сочинения - соблюдение языковых норм. Разумеется, работа должна быть написана гра­мотно. Обращает на себя внимание то, что многие ошибки (особенно пунктуационные) можно объ­яснить спешкой при переписывании в чистовик, поэтому важно правильно распределить время, отведенное на экзамен. Обычно авторы тестов со­ветуют 1,5 часа отвести на выполнение тестовой части и столько же - на работу над сочинением. Думаю, что хорошо подготовленному ученику для выполнения тестовых заданий вполне достаточно 40-60 минут. Оставшееся время следует посвя­тить творческой части.

Отдельно следует сказать о фактических ошиб­ках - искажении информации о событиях, предме­тах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

Обычно встречаются следующие виды факти­ческих ошибок:

1) искажение фактов, содержащихся в тексте;

2) неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте;

3) неверное изложение фактов, не упоминаю­щихся в исходном тексте, которые учащиеся ис­пользуют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.).

Как видим, основные причины появления фак­тических ошибок - это невнимательное чтение ис­ходного текста, а также узость кругозора ученика.

Подводя итоги, можно дать ученикам несколь­ко полезных советов.

1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразитель­ности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предло­жения исключаются при подсчете слов (рекомен­дуемый объем сочинения - не менее 150 слов).

2. В сочинении не нужно специально ана­лизировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сдела­но в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво по­вторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не ук­рашает работу, но и нарушает логику развертыва­ния мысли.

3. Проверьте, правильно ли вы записали фами­лию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов.

4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить факти­ческую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок.

5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами.

6. Не обязательно указывать стиль речи, к кото­рому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упомина­ния о стиле речи, когда стилевая форма текста свя­зывается с его содержанием: Автор не случайно об­ращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как...

7. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грам­матическая ошибка.

8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высо­комерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

 

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...