Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Аргументация собственного мненияВиды аргументов Логические аргументы - это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся: ■ научные аксиомы; ■ положения законов и официальных документов; ■ законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; ■ заключения экспертов; ■ цитаты из авторитетных источников; ■ показания очевидцев; ■ статистические данные; ■ примеры из жизни или художественной литературы. Психологические аргументы - это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся: ■ эмоциональная убежденность пишущего; ■ ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); ■ примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; ■ указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; ■ обращение к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.). Способы аргументации Так как задание С1 предполагает написание сочинения-размышления с опорой на прочитанный текст, то структура работы должна соответствовать основным требованиям такого типа речи, как рассуждение: 1) тезис, 2) аргументы (два доказательства с опорой на читательский или жизненный опыт), 3) вывод. Пример 1. Большое количество в той или иной степени затрагивает проблему «роль книги в жизни человека». Позиция автора, как правило, сводится к утверждению, что книга - важнейший инструмент, который помогает человеку познавать окружающий мир и самого себя. Фрагмент сочинения Я полностью согласен с автором. Действительно, многие книги позволяют проникнуть в сложный мир человеческой личности. Так, величайшие русские писатели XIXвека Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский создали в своих книгах психологически глубокие, многогранные образы героев, приоткрыв для читателей сокровенные тайны человеческой души. Духовные поиски и заблуждения Родиона Раскольникова, Пьера Безухова, Андрея Болконского - это примеры напряженной жизни человеческой личности, позволяющие нам приблизиться к пониманию того, что есть человек, чем живет его душа. Кроме того, книги — это то, что объединяет всех нас в некоторую культурную общность: например, образованные люди любой страны знакомы с произведениями Данте, Сервантеса, Шекспира, Достоевского - лучшими книгами, вошедшими в сокровищницу человеческой мысли. Эти произведения составляют «память человечества», хранят уроки прошлого, опыт множества поколений, позволяющий нам лучше понимать окружающий мир и себя. Пример 2. Но в ряде случаев учащийся может быть не согласен с автором относительно комментария проблемы и не разделять его точку зрения. Обычно это характерно прежде всего для трактовки тестов с информационно-коммуникативными проблемами, посвященных компьютерным технологиям или Интернету. Как правило, авторы таких тестов - люди старшего возраста, с недоверием относящиеся к подобным новшествам неодобрительно, в отличие от выпускников, которые воспринимают информационные технологии как органичный элемент современной жизни. В таком случае необходимо правильно понять и сформулировать позицию автора текста, выстроить свою аргументацию корректно, не высказывая оценочных суждений. При опровергающей аргументации возможны два варианта: 1) ученик подбирает два аргумента, опровергающие истинность позиции автора, а в заключении формулирует контртезис (мысль, противоположную авторской); 2) формулируя собственную позицию по проблеме, ученик выдвигает контртезис и доказывает его истинность двумя аргументами. Например, рассмотрим фрагмент текста И. Косолапова: Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогой, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста. И что? Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, дорогой, ненадежный агрегат перед книгой – этим компактным, дешевым и всегда доступным устройством, которое никогда не дает сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике! Я не ретроград, я не зову в первобытное прошлое, я не считаю, что людям в проветриваемой пещере живется лучше, чем панельном доме! Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даем себя легко обмануть. Ладно, когда этот обман касается нашего кошелька. Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля. (И. Косолапов) Автор текста поднимает в тексте проблему роли книги в духовной жизни общества и доказывает свою точку зрения, сравнивая достоинства и недостатки книги, как традиционного источника информации, и компьютера. Позиция автора выражена очень определенно: он считает, что современные информационные средства, типа компьютера, несовершенны (они очень дороги, часто ломаются, требуют для своего обслуживания специалиста). Аргументы, приводимые И.Косолаповым, для современных школьников неубедительны, потому что компьютер воспринимается ими как элемент повседневной жизни (компактный, удобный, вмещающий огромное количество информации). В подобных случаях ученику необходимо грамотно выстроить ряд опровергающих аргументов в доказательство собственной точки зрения, помня о том, что при оценке сочинения действует такой критерий, как «соблюдение этических норм». Фрагмент сочинения Я не могу согласиться с автором. Мне кажется, что нет смысла противопоставлять компьютер и книгу. Во-первых, с появлением компьютерных технологий книга просто обрела новую форму. Например, электронные носители сделали книгу более удобной. Достаточно вспомнить, что информация тридцати томов Большой советской энциклопедии помещается на двух лазерных дисках! А многочисленные аудиокниги позволили услышать уже хорошо знакомые и новые произведения в исполнении профессиональных артистов. Во-вторых, в новой форме книга стала более доступной. Благодаря возможностям сети Интернет электронными библиотеками молено пользоваться, не выходя из дома. Художественную или учебную книгу молено закачать в телефон и читать ее в поезде или в метро. А на нескольких дисках молено возить с собой всю домашнюю библиотеку! Итак, обычная книга и компьютер - это разные формы хранения информации, и каждый выбирает для себя ту, которая соответствует его привычкам и потребностям. Типичные ошибки аргументации ■ ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста; ■ приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса; ■ в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом; ■ в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы; ■ отсутствуют переходы между аргументами; ■ отсутствует вывод. Разберем некоторые примеры неудачной аргументации. Пример 3. Текст посвящен проблеме влияния массовой культуры на человека. Позиция автора: произведения массовой литературы оказывают разрушающее воздействие на духовное развитие человека. Фрагменты сочинений 1) Я не могу не согласиться с мнением автора, ведь точка зрения писателя высказана достаточно убедительно. В качестве собственного примера могу привести такой случай: прежде чем выбрать серьезную профессию, я очень тщательно продумывала это решение, прочитала много книг. (Приведенный пример никак не соотносится с тезисом и не является аргументом.) 2) Мне кажется, что книги скоро исчезнут, потому что люди стали меньше читать. Кино - вот на что люди больше обращают внимание. Но пока выпускаются все новые и новые книги и появляются новые авторы. Значит, книги будут все больше и больше доставлять нам радость. (Рассуждение не только не соотносится с тезисом, но и обнаруживает внутреннее противоречие: последнее предложение противоречит первому.) 3) Во-первых, огромное книжное море ставит перед молодым человеком проблему выбора. Во-вторых, мне далее страшно представить отсутствие в моей жизни преподавателя литературы. Без него я никогда, наверное, не смог бы постичь малой доли того, что заложено в классической литературе. (Первый аргумент нуждается в примере, пояснении. Второй не связан с тезисом). 4) В моей жизни тоже встречались журналы, романы, которые привлекали своей обложкой, но стоило их прочитать, как меня охватывало чувство скуки. Однажды я поехала на дачу и захватила с собой новые журналы, которые купила недавно. Когда я начала их перелистывать, а потом читать, у меня не появился интерес, просто перелистывала страницы. (Можно усомниться в том, что описанный случай является подтверждением тезиса.) 5) Я согласен с мнением автора, потому что в нашей стране не должно быть романов и рекламы, которые бы вскружили голову людям. Например, я стал свидетелем такого случая. Со мной в одном доме живет сосед. Он прочитал в газете рекламу. В ней было сказано, что можно выиграть машину всего за тысячу рублей. Он повелся на эту рекламу, отправив тысячу рублей, но взамен ничего не получил. Его просто «развели». Поэтому я считаю, что нельзя доверять рекламе, лучше вообще ее не читать. (Подмена тезиса. Автор сочинения уходит от тезиса, рассуждая о вреде рекламы. Бедная речь пересыпана жаргонными словами - этическая ошибка.) 6) Автор, на мой взгляд, увеличивает данную проблему. Я не считаю, что данного типа романы, триллеры вредят организму, но они могут развить фантазии людей, просто отойти от всех проблем и дел. (Бедная речь, речевые ошибки мешают автору сочинения правильно выразить свою мысль в виде обоснованного довода.) К сожалению, гораздо реже встречаются примеры удачной аргументации собственной позиции с использованием ссылок на художественные, научные или публицистические тексты. Композиция сочинения Критерий К5 оценивает смысловую цельность сочинения. Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продумана композиция работы. Композиция - это строение сочинения, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему сочинению как единому целому. Традиционно выделяются три части сочинения: 1) вступление, в котором обычно формулируется проблема текста; 2) основная часть, включающая в себя комментарий, авторскую позицию, собственную позицию пишущего и аргументы; 3) заключение, в котором подводится итог. Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым ее будут проверять: 1. Вступление. 2. Формулирование проблемы. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция. 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод. Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развертывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки. Отсутствие связок между абзацами - типичный недочет сочинений, за который снимают баллы по критерию К5. Кроме того, к типичным ошибкам относятся отступления от темы, несоразмерность частей, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между предложениями. Вступление Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами. 1. Проблемный вопрос. Может ли компьютер заменить книгу? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии...
3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.
4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Приходилось ли вам молча проходить мимо распоясавшихся молодых парней, сквернословящих в общественных местах? Вспомните: всегда ли вы одергивали людей, обижающих того, кто моложе или слабее? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда нужно было вмешаться, заступиться, помочь, однако мы предпочли спокойное бездействие. Проблему равнодушного отношения людей к окружающему их злу поднимает автор. 5. Создание определенного эмоционального настроя. Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.
6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста. Прочитав текст Ф.Искандера, я вспомнил все лучшие моменты своего детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха... Сколько светлых детских воспоминаний хранит память! Почему детство особо значимо для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.
7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. «Можно ли представить современный мир, лишенный печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества. Прочитав текст Дмитрия Сергеевича Лихачева, я невольно вспомнил знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел», - поскольку в центре внимания автора проблема речи как отражения личности человека.
8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.
В любом случае вступление не должно быть очень объемным, должно быть органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Заключение Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом. Приведем различные способы оформления заключения. 1. Обобщение основных мыслей автора - самая типичная и логичная концовка сочинения. Таким образом, А.Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом. 2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность. Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара? 3. Призыв, обращение к читателю. Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?
4. Использование цитаты. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.
По критериям К7 - К12 оценивается грамотность сочинения - соблюдение языковых норм. Разумеется, работа должна быть написана грамотно. Обращает на себя внимание то, что многие ошибки (особенно пунктуационные) можно объяснить спешкой при переписывании в чистовик, поэтому важно правильно распределить время, отведенное на экзамен. Обычно авторы тестов советуют 1,5 часа отвести на выполнение тестовой части и столько же - на работу над сочинением. Думаю, что хорошо подготовленному ученику для выполнения тестовых заданий вполне достаточно 40-60 минут. Оставшееся время следует посвятить творческой части. Отдельно следует сказать о фактических ошибках - искажении информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения. Обычно встречаются следующие виды фактических ошибок: 1) искажение фактов, содержащихся в тексте; 2) неверная характеристика примера, явления, о котором идет речь в тексте; 3) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте, которые учащиеся используют в развернутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и т.п.). Как видим, основные причины появления фактических ошибок - это невнимательное чтение исходного текста, а также узость кругозора ученика. Подводя итоги, можно дать ученикам несколько полезных советов. 1. Не следует переписывать предложения из задания В8, посвященного средствам выразительности исходного текста. Помните, что текст этого задания напечатан в материалах для экспертов, проверяющих сочинение, и переписанные предложения исключаются при подсчете слов (рекомендуемый объем сочинения - не менее 150 слов). 2. В сочинении не нужно специально анализировать использованные в тексте средства выразительности (тем более что это уже сделано в задании В8). В комментарии можно обратить внимание на особенно яркие или настойчиво повторяющиеся языковые средства, привлекающие внимание читателя к основным мыслям текста, однако простое перечисление использованных автором приемов («Автор мастерски использует ряды однородных членов» и т.п.) не только не украшает работу, но и нарушает логику развертывания мысли. 3. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора. К сожалению, в сочинениях нередко искажаются фамилии даже известных писателей и публицистов. 4. Будьте осторожны при определении жанра текста: не торопитесь называть его «рассказом» или «статьей», поскольку вы можете допустить фактическую ошибку. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. 5. При формулировании проблемы и авторской позиции старайтесь избегать сложных авторских метафор. Лучше высказать соответствующие мысли своими словами. 6. Не обязательно указывать стиль речи, к которому относится текст. Обычно предложения типа Текст относится к публицистическому стилю, что называется, «повисают в воздухе», остаются не связанными с последующими мыслями сочинения. Гораздо реже встречаются оправданные упоминания о стиле речи, когда стилевая форма текста связывается с его содержанием: Автор не случайно обращается к публицистическому стилю, поскольку его волнует такая социальная проблема, как... 7. Если вы используете авторский неологизм, обязательно заключайте его в кавычки, иначе в вашем тексте это слово будет смотреться как грамматическая ошибка. 8. Соблюдайте этические нормы: не используйте грубых, бранных, жаргонных слов (Я не понимаю, как можно вестись на подобную ерунду, и т.п.), воздержитесь от оскорблений (Могу привести в пример мою одноклассницу, отличающуюся редкой тупостью), не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |