Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения согласных фонем в са. период.

 

1) Упрощение геминат («долгих» согласных: ‘brycg’) Количественное изменение.

В OE существовала относительная свобода функционирования геминат в слове:

Кр. гласный + гемината + гл.

Кр. гласный + простой согл. + гл.

Долг. гласный + простой + гл.

(по закону заподногерманского удлинение после –j по компенсации возможно только после краткого гласного.)

ME - В открытом слоге гласный удлиняется:

Долг. гласный + прост + гл.

Краткий гл. + гемината + гл.

Но ГЕМИНАТА начинает восприниматься не как самостоятельный согласный звук, а как признак количества предшествующего гласного. И реализует, таким образом, не собственную долготу, а краткость предшествующего гласного. Thus, появляется противопоставление по усеченности/неусеченности гласного. Ряд гласных могут реализовываться только в сочетании с последующей согласной, с которой они образуют единый слог. Другие – свободные.

2) Фонологизация голоса из щелевых. Качественное изменение

До этого звонкие пары были лишь аллофонами глухих и реализовывались в интервокале. При снятии фонологического противопоставления геминат и простых щелевых оказалось, что

1) глухие щелевые, развившиеся из прежних геминат, могут стоять в интервокальной позиции и между гласным и сонорным: offren, kissen.

2) Для звонкого аллофона возникли новые позиции А) после падения редуцированного конечного гласного звонкие щелевые оказались в конечном положении: /ri:zen/ > /ri:z/, /liven/ > /liv/, /se:then/ > /se:th/ (seethe - кипеть). Б) Французские заимствования (начальное звонкое положение): veil, zeal. В) Озвончение th в this и then.

Новая буква V появляется из заимствования.

В результате этих процессов почти удвоилось число щелевых. Только /sh/ продолжало функционировать без звонкого коррелята. Одновременно произошло уменьшение числа согласных из-за исчезновения геминат.

3) Исчезновение противопоставления по палатальности.

Смычные: k’: > tsh – cild > child; g’: > dg – brycg> bridge; sk’> sh – sceall > shall. Появляется новый тип фонем: аффрикаты. Сохранились только две заднеязычные смычные /k/ /g/ не имеющие щелевых коррелятов.

4) Вокализуются щелевые χ, χ’ и γ, γ’.

Качественные несистемные изменения.

1) Упрощение сочетания фарингального с сонорным: hl-, hn-, hw-, hr- упрощаются за счет сохранения сонорного и отпадения фарингального. Hluhhan – laugh; hlaf > lof; knutu > nut; hring > ring. НО: hwaet > what

2) Конечная аффриката tsh. Выпадает «l» из lc’ – ltsh: aelc > ech = each; hwylc > which; swylc > such. По юго-западному диалекту.

Великий сдвиг гласных. Различные датировки сдвига и их обоснование. Фонологические результаты сдвига.

Охватывает ср.а. долгие гласные. ВСЕ И ТОЛЬКО!

1) Общий случай.

i: > ai /ri:den/ > /raid/ ride

ė: > i: /sle:pen/ > /sli:p/ sleep

ę: > e: > i: /mę:l / > /me:l/ > /mi:l/ meal

a: > ae: > ei /na:m/ > /neim/

ò: (о-долгое открытое) > ou /ro:d/ > /roud/

ǒ: (о-долгое закрытое) > u: /mo:n/ > /mu:n/

u: > au /hu:s/ > /haus/

происходит сужение и «выталкивания» из верхней строчки гласных i: и u:, которые ушли в дифтонги, e: и o: заняли их место.

Орфография: ė: – “ee”, ę: - “ea”, ò: - “ou”, ǒ: - “oa”

See/ sea; meet/ meat – орфография объясняется состоянием 16 в., а окончание фазы слияния ė: с ę: - это 17 век.

Great, steak, break – развитие ę: в ei.

Основным результатом этого сдвига является сокращение числа гласных фонем за счет сокращения числа долгих гласных.

i:-------u:

ė:-----ò:

ę:---ǒ:

a:

 

Датировка сдвига. Не ранее рубежа XIV и XV вв.

1 теория – 15-17 век, 2-ая – 16-18 в. , в 18 веке – рифмы и орфоэпические тексты. Но в англ. языке есть rhyme to the eye: love/move Английская орфография консервативна, она не отражает реальное положение дел.

Историк Г.С. Уайльд при датировке исходил из неграмотного написания. Bleynd (blind), credyll (cradle) в XV веке. На основании ряда подобных написаний он датирует начало сдвига гласных к. XIV в. – н. XV в., а конец слияния /ė:/ и /ę:/ с /i:/ из са. /e:/ - концом XVI в.

 

Теории объясняющие ВСГ.:

1) push-chain. Все началось с e: и o: . Они стали «выталкивать» узкие

2) drag-chain Узкие ушли в дифтонги и потянули за собой монофтонги.

 

НО: Обе теории указывает на то, что

1) в этой цепочке стало тесно.

2)Сначала ушли узкие монофтонги, а на из место пришли более широкие.

Вокалические изменения в рна. Период: краткие гласные и дифтонги.

 

1) В XV в. /er/ > /ar/ > /a:/ ferre> far, were > war. Но написание не всегда оставалось новое. Clerk, Derby. Из-за такого колебания сохранилось компромиссное написание ear: heart < herte, hearth < herth. (Елизавета писала sarvant, sartainly)

2) «Возвращение» /ae/ в XV в. Са. /а/ > рна. /ae/. Предположительно пришло из диалектов, где первоначальный переход в /а/ не завершился. В позиции перед глухими щелевыми в конце слова или перед щелевыми + смычный развитие не закончилось. BrE – grass, after.

3) Дифтонг /au/ , образовавшийся до начала сдвига стягивался в /ǒ:/. Cause, draw.

4) В сочетаниях «wa», фонема /a/ лабиализуется, и все сочетание переходит в /wo/: want, wash, what, wasp. НО: не происходит перед заднеязычными /k/, /g/. Wax, wag.

5) В позиции перед «l» в конце слова или в сочетании с последующим согласным, /а/ вызывает глайд или пазвук «u», в соединении с «а» образуется дифтонг - /au/: /aul/ - all, /taulk/ - talk. Потом l перед согласным поглощается дифтонгом.

6) Фонема /а/ в позиции перед /l/ + губной – calm, half. Фонема l поглощается, но дифтонг не фонологизуется = a:.

7) В первой половине XVII в. /u/ делабиализовалось в /А/ (крышечка).: love, shut. + Там, где u: сократилось перед дентальными: flood. НО: после губного согласного, могла и не происходить: full, push, put.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...