Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебно-исследовательская (музейная) практика

Имени М. А. Шолохова»

Учебно-исследовательская (музейная) практика

Для направления "Художественное образование"

Москва 2012

Составитель: профессор Мосина В. Р.

Пояснительная записка

Музеям отводится особо важная роль в современной жизни, в силу их ак­тивного воздействия на мировоззрение и эстетическое воспи­тание человека. Создание широкой музейной сети, сосредоточение в ней разнообразного систематического материа­ла способствует превращению музеев в исключительные по значимости центры куль­туры.

Музейная практика для студентов направления «Художественное образование» преследует цель дать четкое представле­ние о музее, о различных направлениях его деятельнос­ти. Профессиональная подготовка студентов на базе музея приобщитихк замечательным традициям прошлого, к высоким образцам современного искусства, познакомит с достижениями современной экспозиционной культуры и новейшими методами просве­тительной работы.

Практиканты получают представление о вопросах, связанных с проектированием экспозиции выставочного оборудования, применением вспомогательных технических средств. В процессе изучения и практического освоения материала должны быть использованы и усовершенствованы, знания и навыки, приобретенные на занятиях по техническому рисунку, основам художест­венного проектирования, проектной графике, рекламе и другим учебным дисциплинам.

Программа ориентирована на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач.

Программа преследует цель познакомить студентов с формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами, проектированием экспозиции и с техническими аспектами экспозиционной работы.

 

Содержание

Введение

Понятие о музейной экспозиции. Музейная экспозиция как канал музейной коммуникации.

Подготовка экспозиции как вид научно-исследовательской работы. Музейная экспозиция - специфическая форма публикации музейного собрания и результатов изучения музейных предметов.

Место экспозиционной работы в музее и ее влияние на другие направления деятельности музея (научные исследования, комплектование, просветительскую работу).


ЯЗЫК МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Виды и методы построения музейной экспозиции.

Традиционные виды экспозиции - систематическая, ансамблевая. Проблема «музейного языка» на Первом Всероссийском музейном съезде (1930). Доклады И.К. Луппола и Ю.К. Милонова. Концепция «музейного предложения».

Методы построения экспозиции с точки зрения «музейного языка» (грамматика экспозиции). Систематическая экспозиция. Понятие экспозиционного ряда как структурной единицы систематической экспозиции.

Ансамблевая экспозиция. Разработка тематической экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс (ТЭК) – структурная единица тематической и ансамблевой экспозиции. Состав ТЭК. Построение ТЭК. Размещение ТЭК. Приемы группировки и выделения экспонатов. Комплексная экспозиция. Понятие экспозиционного блока и экспозиционного ансамбля.

Музейная экспозиции как знаковая система. Знаки содержания и знаки отношения.

Психологические аспекты музейной экспозиции.

Музейные экспозиционные средства.

Музейные предметы – основа предметного языка экспозиции. Роль вещи в художественных образах античности, средневековья, современной культуре. Социальный образ бытовой вещи. Социологический образ вещи. Отражение духовной информации в музейной вещи.

Системы «чтения вещей». Метод «этнографических аналогий» (Д.Д. Фрэзер). Мышление вещами в художественной культуре ХХ в. Феноменологический метод Э. Гуссерля (1913). Метод структурного анализа К. Леви-Стросса. Герменевтический метод (Й. Хайдеггер).

Музейный предмет как знак. Вспомогательные знаковые системы в музее. Семантическая структура экспозиции. Семиотическое прочтение музея. Средства прочтения экспозиции: структура пространства, целостность восприятия экспозиции, свет, цвет, экспозиционный маршрут, этикетаж. Многоуровневость восприятия экспозиции посетителем.

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Научное проектирование экспозиции.

Проектировочный подход к созданию экспозиции.

Научная концепция экспозиции, ее роль в организации экспозиции. Тематическая структура. Расширенная тематическая структура (РТС). Тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Факторы, влияющие на выбор определенного типа музейной экспозиции. Принципы построения экспозиции – историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный.

Сюжетно-образный метод проектирования.

Современные тенденции в проектировании музейной экспозиции. «Сценарные музеи». Идеи Т.П.Полякова. Новый взгляд на экспозиционные средства.

Новая экспозиция Государственного музея В.В.Маяковского в Москве (1989).

ТЕХНИКА ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиционные материалы.

Музейные предметы, воспроизведения музейных предметов, научно-вспомогательные материалы, тексты, аудиовизуальные средства.

Виды воспроизведений и их применение в экспозиции: модель (действующая, дидактическая, объемная, механическая, техническая), макет, копия, муляж. Научная реконструкция.

«Музейная бутафория».

Текст в экспозиции как элемент художественного образа. Цитаты, этикетаж, аннотации. Паспорта к экспонатам. Оформление текста. Шрифты. Классификация текстов: ведущие, авторские. Правила цитирования. Понятие этикетажа.

Авторские тексты: оглавительные, объяснительные, аннотации.

Оформление текста. Шрифт, цвет, размер, композиция. Требования к содержанию текстов.

Аудиовизуальные средства.

Музейное оборудование.

Оборудование – формообразующая составляющая музейной экспозиции. Требования к музейному оборудованию: технические, эстетические.

Стандартное и заказное оборудование. Витрины, их виды. Требования к музейным витринам. Щиты. Стенды. Подиумы.

Семинарское занятие 1.

6 часов

История экспозиционной практики в музеях России
(XVII – начала XX вв.)

План:

1. Первые экспозиции Оружейной Палаты (конец XVII–XIX вв.).

2. Кунсткамера – первый публичный музей в России, созданный на основе коллекционирования (1718).

3. История первых экспозиций Эрмитажа (1764).

4. Экспозиции в музеях XIX в. (Румянцевский музей, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей пластических искусств в Москве).

5. Особенности формирования экспозиций в музеях России.

Литература:

Белавская, К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII – первой половины XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. – М., 1961. – Вып. 3. – С. 300– 364.

Овсянникова, С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX в. // Вопросы истории музейного дела в СССР. – М., 1962. – Вып. 4. – С. 7-62.

Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998. С. 17-44.

Разгон, А.М. Исторические музеи России (с начала 18 до 1861 г.). // Очерки истории музейного дела в СССР. М. 1963. – Вып. 5. – С. 180 – 275.

Станюкович, Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук Станюкович Т.В. – М.;Л., 1953.

 

Семинарское занятие 2.

4 часа

Экспозиционные идеи в советском музееведении
в 20-30-е гг. ХХ века

План:

1. Отражение новых экспозиционных идей в литературе (работы И.Э. Грабаря, Н.И. Романова, Ф.И. Шмита, В.В. Богданова, публикации «Казанского музейного вестника», М.Д. Приселкова, М.Ф. Фармаковского).

2. Выставочная деятельность ГИМа и Государственного Русского музея в 20-30-е гг.

3. Первый музейный съезд (1930). Роль советских музеев в культурной революции.

Литература:

Закс, А.Б. Музеи исторического профиля в СССР в 1917-1934 гг. // История СССР. – 1962. – № 5. – С. 163-270.

Закс, А.Б. Всероссийский музейный съезд // Вопросы истории. – 1980. – № 12. – С. 164-167.

Музеи и власть. – М. 1991. – Т. 1-2.

Равикович, Д.А. Организация музейного дела в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.) // Очерки истории музейного дела в СССР. М. 1988. – Вып. 6.

Разгон, А.М. Предварительный музейный съезд – итоги развития музейного дела в России // Музей власть. – Т.2. – М., 1991. – С. 5-26.

Романов, Н.И. Как устраивать местные музеи / Романов Н.И. – М., 1919.

Фролов, А.И. Из истории становления музееведческих центров России // Музей власть. – М., 1991. – Т.2. – С. 62–103.

 

Семинарское занятие 3.

2 часа

Развитие советской экспозиционной мысли
во второй половине ХХ в.

План:

1. Развитие экспозиционных идей в литературе в 50-60 гг. (работы А.И.Михайловской, А.В.Закс, учебник “Основы советского музееведения”).

2. Проблемы экспозиционной работы в 70-80 гг.

3. Проблемы музейной экспозиции в 80-90 гг.

Литература:

Закс, А.В. Методика построения экспозиции по истории СССР 1957).

Михайловская, А.И. Организация и техника музейной экспозиции / Михайловская А.И. – М., 1951.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция / Михайловская А.И. – М., 1964.

Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998.

 

Семинарское занятие 4.

(2 часа).

Основные типы музейной экспозиции
и принципы ее построения

План:

1. Общая характеристика и особенности систематической, тематической и ансамблевой экспозиции.

2. Историко-хронологический, комплексно-тематический и проблемный принципы построения экспозиции.

Литература:

Гнедовский, М.Б. Музейная экспозиция // Сов. музей. – 1987. – № 6. – С. 36–39.

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. – С.206-267.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С.3–40.

Поляков, Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимодействия традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной реальности. – М., 1989.

 

Семинарское занятие 5.
6 часов
Тематико-экспозиционный комплекс
как важнейший элемент тематической экспозиции

План:

1. Роль тематико-экспозиционного комплекса в структуре тематической экспозиции.

2. Основные требования к тематико-экспозиционному комплексу.

3. Структура тематико-экспозиционного комплекса и методы его построения.

4. Особенности восприятия тематико-экспозиционного комплекса посетителями музеев.

Литература:

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. – С.242-253.

Дукельский, В.Ф. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 67-75.

Закс, А.Б. Подготовка музейной экспозиции // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев: сб. науч. тр. / Гос. истор. музей. – М., 1980. № 52. – С. 60-82.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С. 56-85.

Огризко, З.А. Вопросы методики построения экспозиции в районном краеведческом музее / Огризко З.А., Полякова У.М. // Cб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971. – № 3. – 128 с.

Юхневич, М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1976. – № 3. – С. 73–92.

 

Семинарское занятие 6.

8 часов

Семинарское занятие 7.

6 часов

Образность в экспозиции

План:

1. Понятие “образность” применительно к экспозиции (необходимость в образности, средства ее достижения).

2. Пути создания образности в экспозиции (“музейный натюрморт”, создание интерьеров, включение произведений искусства).

3. Семантика музейного пространства.

Литература:

Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение: Навстречу к музею ХХI века. – М., 1989.

Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры / Кнабе Г.С. – М., 1991.

Журналы «Museum», «Мир музея», «Музей»

 

Семинарское занятие 8.

6 часов

Семинарское занятие 9.

4 часа

Модернизация музейных экспозиций
(
Проводится в форме коллоквиума)

План:

1. Потребность в модернизации музейных экспозиций.

2. Понятие модернизации. Виды модернизаций экспозиции.

3. Уровни модернизации.

4. Многоуровневые согласованные и независимые модернизации.

5. Модернизации по содержательно-значащему и предметно-вещному аспектам.

6. Широта и степень модернизации.

7. Модернизации экспозиций в истории музеев мира.

8. Проектные тенденции модернизаций.

Литература:

Модернизация музейных экспозиций: методич. рекомендации. – М., 1989.

 

Семинарское занятие 10.
6 часов

Музейная выставка

План:

1. Цели и задачи выставочной детельности. Специфика выставки как формы экспозиционной работы музея.

2. Типы и виды выставок.

3. Выставка как экспериментальная база построения постоянной экспозиции.

4. Задача координации выставочной работы музеев на региональном, республиканском, международном уровне.

Литература:

Антонова, И. Делайте выставки! // Сов. музей. – 1984. – № 1.

Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971.

Гнедовский, М. Музейная выставка // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 30-31.

Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблема, перспективы / Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. – М., 1997.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С. 403-408.

Прохорова, И.А. Передвижная музейная выставка – база для проведения научно-просветительской работы музеев : сб. науч. тр. / Центр. муз. революции СССР. – М. 1986. – С. 34-36

Сазонов, В. Музей одной картины // Музеум. – 1986. – № 152. – С. 45-48.

Смирнова, Н. Только одна картина // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 59-62.

Федотова, Л.И. Выставочная деятельность музеев РСФСР в сельской местности // Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – № 118. – М., 1983. – С. 44-63.

Семинарское занятие 11.

4 часа

Текст в экспозиции

План:

1. Роль текста в экспозиции.

2. Основные виды текстов в экспозиции. Их характеристика.

3. Требования к оформлению текстов в экспозиции.

4. Особенности составления этикетажа к различным группам материалов.

Литература:

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980. – С. 68–70.

Аннотации в экспозициях музеев: методич. рекомендации. – Севастополь, 1980.

Закс, А.Б. Как составить этикетаж // Советский музей. – 1987. – № 1.

Макманус, П.М. Рецензируем рецензентов. О языке критики учебных выставок научного содержания // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. – М., 1987. – Вып. 6.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964.

Музейные термины. – М., 1986. – С. 114, 134.

Особенности методики использования текстового материала в экспозиции: метод. рекомендации. – Омск. 1987.

Юхневич, М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. – М., 1980. – С. 164-170.


Тематика семинарских занятий
для студентов заочного отделения

 

Семинарское занятие 1.

2 часа

История экспозиционной практики в музеях России
(XVII – начала XX вв.)

План:

1. Первые экспозиции Оружейной Палаты (конец XVII-XIX вв.).

2. Кунсткамера – первый публичный музей в России, созданный на основе коллекционирования (1718).

3. История первых экспозиций Эрмитажа (1764).

4. Экспозиции в музеях XIX в. (Румянцевский музей, Исторический музей, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей пластических искусств в Москве).

5. Особенности формирования экспозиций в музеях России.

Литература:

Белавская, К.П. Дворцовые музеи и хранилища XVIII – первой половины XIX в. // Очерки истории музейного дела в России. – М.? 1961. – Вып. 3. – С. 300-364.

Овсянникова, С.А. Художественные музеи Петербурга и Москвы второй половины XIX в. // Вопросы истории музейного дела в СССР. – М., 1962. – Вып. 4. – С. 7-62.

Поляков, Т.П. Как делать музей?: Учеб. пособие для студентов и аспирантов по спец. «Музееведение» / Поляков Т.П. – М., 1998. С. 17-44.

Разгон А.М. Исторические музеи России (с начала XVIII в. до 1861 г.) // Очерки истории музейного дела в СССР. – М., 1963. – Вып. 5. – С. 180-275.

Станюкович, Т.В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. – М.;Л., 1953.

 

Семинарское занятие 2

2 часа

Основные типы музейной экспозиции
и методы ее построения

План:

1. Общая характеристика и особенности систематической, тематической и ансамблевой экспозиции.

2. Роль тематико-экспозиционного комплекса в структуре тематической экспозиции.

3. Основные требования к тематико-экспозиционному комплексу и особенности его восприятия.

4. Структура тематико-экспозиционного комплекса и методы его построения.

Литература:

Гнедовский, М.Б. Музейная экспозиция // Сов. музей. – 1987. – № 6. – С. 36-39.

Дукельский, В.Ф. Полифункциональность вещи как одна из основ ее экспозиционного использования // Актуальные проблемы советского музееведения: сб. науч. тр. – М., 1987. – С. 67-75.

Дружинин, Н.М. Принципы экспозиции музейного материала // Дружинин Н.М. Избранные труды. Внешняя политика России. История Москвы. История музейного дела. – М., 1988. С.206-267.

Закс, А.Б. Подготовка музейной экспозиции // Актуальные вопросы деятельности общественных музеев: Сб. науч. трудов/ Гос. истор. музей. М. 1980. № 52. С. 60-82.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С.3-40, 56-85.

Огризко, З.А. Вопросы методики построения экспозиции в районном краеведческом музее / Огризко З.А., Полякова У.М.Cб. научн. тр./ НИИ культуры. – М., 1971. – № 3. – 128 с.

Поляков, Т.П. Образно-сюжетный метод в системе взаимодействия традиционных методов построения экспозиции // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной реальности. – М., 1989.

Юхневич, М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – М., 1976. № 3. – С. 73-92.

 

Семинарское занятие 3.

2 часа

Семинарское занятие 4.

2 часа

Образность в экспозиции

План:

1. Понятие “образность” применительно к экспозиции (необходимость в образности, средства ее достижения).

2. Пути создания образности в экспозиции (“музейный натюрморт”, создание интерьеров, включение произведений искусства).

3. Семантика музейного пространства.

Литература:

Арзамасцев, В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // Музееведение. Навстречу к музею ХХI века. – М., 1989.

Кнабе, Г.С. Вещь как феномен культуры / Кнабе Г.С. – М., 1991.

Журналы “Museum”, “Мир музея”, «Музей»

 

Семинарское занятие 5.

4 часа

Модернизация музейных экспозиций
(
Проводится в форме коллоквиума)

План:

1. Потребность в модернизации музейных экспозиций.

2. Понятие модернизации. Виды модернизаций экспозиции.

3. Уровни модернизации.

4. Многоуровневые согласованные и независимые модернизации.

5. Модернизации по содержательно-значащему и предметно-вещному аспектам.

6. Широта и степень модернизации.

7. Модернизации экспозиций в истории музеев мира.

8. Проектные тенденции модернизаций.

Литература:

Модернизация музейных экспозиций: методич. рекомендации. – М., 1989.

 

Семинарское занятие 6.

2 часа

Музейная выставка

План:

1. Цели и задачи выставочной деятельности. Специфика выставки как формы экспозиционной работы музея.

2. Типы и виды выставок.

3. Выставка как экспериментальная база построения постоянной экспозиции.

4. Задача координации выставочной работы музеев на региональном, республиканском, международном уровне.

Литература:

Антонова, И. Делайте выставки! // Сов. музей. – 1984. – № 1.

Выставочная деятельность музеев и картинных галерей: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1971.

Гнедовский, М. Музейная выставка // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 30-31.

Мазный, Н.В. Музейная выставка: история, проблема, перспективы / Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулепова Э.А. – М., 1997.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964. – С. 403-408.

Прохорова, И.А. Передвижная музейная выставка – база для проведения научно-просветительской работы музеев: сб. научн. тр. / Центр. муз. революции СССР. – М., 1986. – С. 34-36

Сазонов, В. Музей одной картины // Музеум. – 1986. – № 152. – С. 45-48.

Смирнова, Н. Только одна картина // Сов. музей. – 1986. – № 3. – С. 59-62.

Федотова, Л.И. выставочная деятельность музеев РСФСР в сельской местности // Проблемы измерения и прогнозирования в области культуры: сб. научн. тр. / НИИ культуры. – № 118. – М., 1983. – С. 44-63.

 

Семинарское занятие 7.

2 часа

Текст в экспозиции

План:

1. Роль текста в экспозиции.

2. Основные виды текстов в экспозиции. Их характеристика.

3. Требования к оформлению текстов в экспозиции.

4. Особенности составления этикетажа к различным группам материалов.

Литература:

Музейные термины. – М. 1986. С. 114, 134.

Макманус, П.М. Рецензируем рецензентов. О языке критики учебных выставок научного содержания // Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация. – М., 1987. – Вып. 6.

Михайловская, А.И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Михайловская А.И. – М., 1964.

Закс, А.Б. Как составить этикетаж // Сов. музей. – 1987. – № 1.

Особенности методики использования текстового материала в экспозиции: методич. рекомендации. – Омск, 1987.

Аннотации в экспозициях музеев: методич. рекомендации. – Севастополь. 1980.

Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980. С. 68-70.

Юхневич, М.Ю. Текст в экспозиции. Опыт экспериментального исследования // Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. – М., 1980. – С. 164-170.

 

План рецензии выставки

1. Общие данные (название, срок работы, место, авторская группа)

2. Основные разделы выставки (темы, подтемы, тематико-экспозиционные комплексы, дать характеристику наиболее ярких ТЭК).

3. Характеристика оборудования.

4. Освещение.

5. Художественное оформление (этикетаж, образность, художественные приемы).

6. Экспозиционный маршрут.

7. Экскурсия.

8. Охрана экспонатов.

9. Мнение автора рецензии.


Экзаменационные вопросы

Часть 1*

1. Экспозиционная работа в музее и ее взаимосвязь с другими видами музейной деятельности.

2. Музейная экспозиция в дореволюционной России.

3. Формирование экспозиции Оружейной палаты.

4. История создания первых экспозиций Государственного Исторического музея.

5. Экспозиции первых русских провинциальных музеев до революции.

6. Роль русской интеллигенции в развитии музейного дела во второй половине XIX – начале ХХ века.

7. Философия музея Н.Ф. Федорова.

8. Экспозиционные идеи 1917–1940-х годов.

9. Экспозиции центральных музеев в 20–30-е годы ХХ века.

10.Историография музейной экспозиционной мысли в 20-е годы ХХ века.

11.Экспозиционная работа в годы Великой Отечественной войны.

12.Историография музейной экспозиционной мысли в 30–60-е годы ХХ века.

13.Основные типы музейной экспозиции в советских музеях.

14.Особенности тематического метода в экспозиции.

15.Особенности систематического метода в экспозиции.

16.Особенности ансамблевого метода в экспозиции.

17.Состав тематико-экспозиционного комплекса.

18.Роль тематико-экспозиционного комплекса в структуре тематической экспозиции.

19.Основные требования к тематико-экспозиционному комплексу.

20.Особенности восприятия тематико-экспозиционного комплекса посетителями.

21.Методы построения тематико-экспозиционного комплекса.

22.Взаимодействие коллекционного, ансамблевого, тематического методов в экспозиции (по Т.П. Полякову).

23.Методы построения экспозиции (по Т.П. Полякову).

24.Образно-сюжетный метод построения экспозиции (по Т.П. Полякову).

25.Классификация экспозиции по жанрам (по Т.П. Полякову).

26.Музейные экспозиционные средства (по Т.П. Полякову).

Часть 2

1. Художественное проектирование экспозиции.

2. Приемы достижения образности в экспозиции.

3. Взаимодействие работы художника и научного работника в создании экспозиции.

4. Зависимость разработки экспозиционного маршрута от освещения.

5. Семиотика музейного предмета в экспозиции.

6. Основные этапы формирования языка экспозиции.

7. Семиотика структуры музея.

8. Цели и задачи выставочной деятельности музея.

9. Основные типы и виды выставок.

10.Особенности выставки как формы экспозиционной работы.

11.Этнографические предметы в экспозиции по современности.

12.Требования к музейному оборудованию.

13.Виды экспозиционного оборудования.

14.Особенности показа в экспозиции естественноисторических коллекций.

15.Особенности показа в экспозиции коллекции ткани.

16.Особенности экспонирования предметов быта из металла, керамики, дерева.

17.Особенности экспонирования археологических коллекций.

18.Особенности экспонирования редких книг, документальных источников.

19.Особенности экспонирования предметов искусства

20.Диорамы и диорамные макеты в экспозиции.

21.Панорамы в экспозиции.

22.Диаграммы, схемы, картограммы, картодиаграммы в экспозиции.

23.Виды научно-вспомогательных материалов и их роль в экспозиции.

24.Правила составления музейного этикетажа.

25.Классификация и характеристика текстов в экспозиции.

26.Требованию к оформлению текстов в экспозиции.

27.Особенности составления этикетажа к фотографиям.

28.Особенности составления этикетажа к письменным источникам.

29.Особенности составления этикетажа к предметам изобразительного искусства.

30.Особенности составления этикетажа к вещевым источникам.

31.Порядок монтажа экспозиции и основная документация.

32.Порядок открытия экспозиции и основная документация.

33.Проектирование музейной экспозиции: основные этапы и научная документация.

34.Научная концепция экспозиции: характеристика основных разделов документа.

35.Характеристика РТС. Основные разделы документа.

36.Характеристика ТЭП. Основные разделы документа.

37.Сценарий экспозиции.

38.Взаимодействие научного и художественного проектирования музейной экспозиции.

39.Альтернативное научное проектирование музейной экспозиции.

40.Модернизация музейных экспозиций как особый случай проектирования.

41.Типология модернизаций музейных экспозиций.

42.Модернизация музейной экспозиции с целью придания научности.

43.Модернизация музейной экспозиции с целью придания дидактического характера.

44.Модернизация музейной экспозиции с целью подчинения эстетическим принципам.

45.Иллюстративно-сценографические и иллюстративно-повествовательные экспозиции.

46.Факторы, определяющие условия реализации модернизации. Учет проектных тенденций.

 


Содержание

Пояснительная записка. 2

Тематический план курса. 3

Содержание курса. 4

Тематика семинарских занятий для студентов дневного отделения 8

Тематика семинарских занятий для студентов заочного отделения 12

Экзаменационные вопросы.. 15


* Кроме устного ответа на экзамене, студенты заочного обучения излагают один из вопросов (по выбору) в виде контрольной работы.

Имени М. А. Шолохова»

Учебно-исследовательская (музейная) практика

Для направления "Художественное образование"

Москва 2012

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...