Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составитель: профессор Мосина В. Р.

Пояснительная записка

Музеям отводится особо важная роль в современной жизни, в силу их ак­тивного воздействия на мировоззрение и эстетическое воспи­тание человека. Создание широкой музейной сети, сосредоточение в ней разнообразного систематического материа­ла способствует превращению музеев в исключительные по значимости центры куль­туры.

Музейная практика для студентов направления «Художественное образование» преследует цель дать четкое представле­ние о музее, о различных направлениях его деятельнос­ти. Профессиональная подготовка студентов на базе музея приобщитихк замечательным традициям прошлого, к высоким образцам современного искусства, познакомит с достижениями современной экспозиционной культуры и новейшими методами просве­тительной работы.

Практиканты получают представление о вопросах, связанных с проектированием экспозиции выставочного оборудования, применением вспомогательных технических средств. В процессе изучения и практического освоения материала должны быть использованы и усовершенствованы, знания и навыки, приобретенные на занятиях по техническому рисунку, основам художест­венного проектирования, проектной графике, рекламе и другим учебным дисциплинам.

Программа ориентирована на изучение процесса создания музейной экспозиции, включающего научное и научно-художественное проектирование, а также целый ряд прикладных задач.

Программа преследует цель познакомить студентов с формированием особого языка музейной экспозиции, музейными экспозиционными средствами, проектированием экспозиции и с техническими аспектами экспозиционной работы.

 

Содержание

Введение

Понятие о музейной экспозиции. Музейная экспозиция как канал музейной коммуникации.

Подготовка экспозиции как вид научно-исследовательской работы. Музейная экспозиция - специфическая форма публикации музейного собрания и результатов изучения музейных предметов.

Место экспозиционной работы в музее и ее влияние на другие направления деятельности музея (научные исследования, комплектование, просветительскую работу).


ЯЗЫК МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Виды и методы построения музейной экспозиции.

Традиционные виды экспозиции - систематическая, ансамблевая. Проблема «музейного языка» на Первом Всероссийском музейном съезде (1930). Доклады И.К. Луппола и Ю.К. Милонова. Концепция «музейного предложения».

Методы построения экспозиции с точки зрения «музейного языка» (грамматика экспозиции). Систематическая экспозиция. Понятие экспозиционного ряда как структурной единицы систематической экспозиции.

Ансамблевая экспозиция. Разработка тематической экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс (ТЭК) – структурная единица тематической и ансамблевой экспозиции. Состав ТЭК. Построение ТЭК. Размещение ТЭК. Приемы группировки и выделения экспонатов. Комплексная экспозиция. Понятие экспозиционного блока и экспозиционного ансамбля.

Музейная экспозиции как знаковая система. Знаки содержания и знаки отношения.

Психологические аспекты музейной экспозиции.

Музейные экспозиционные средства.

Музейные предметы – основа предметного языка экспозиции. Роль вещи в художественных образах античности, средневековья, современной культуре. Социальный образ бытовой вещи. Социологический образ вещи. Отражение духовной информации в музейной вещи.

Системы «чтения вещей». Метод «этнографических аналогий» (Д.Д. Фрэзер). Мышление вещами в художественной культуре ХХ в. Феноменологический метод Э. Гуссерля (1913). Метод структурного анализа К. Леви-Стросса. Герменевтический метод (Й. Хайдеггер).

Музейный предмет как знак. Вспомогательные знаковые системы в музее. Семантическая структура экспозиции. Семиотическое прочтение музея. Средства прочтения экспозиции: структура пространства, целостность восприятия экспозиции, свет, цвет, экспозиционный маршрут, этикетаж. Многоуровневость восприятия экспозиции посетителем.

МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ

Научное проектирование экспозиции.

Проектировочный подход к созданию экспозиции.

Научная концепция экспозиции, ее роль в организации экспозиции. Тематическая структура. Расширенная тематическая структура (РТС). Тематико-экспозиционный план (ТЭП).

Факторы, влияющие на выбор определенного типа музейной экспозиции. Принципы построения экспозиции – историко-хронологический, комплексно-тематический, проблемный.

Архитектурно-художественное проектирование экспозиции.

Современные требования к оборудованию и архитектурно-художественному решению музейной экспозиции. Задача художественного проектирования экспозиции. Методы взаимодействия научного сотрудника-экспозиционера и художника в процессе создания экспозиции. “Сценарий” экспозиции.

Требования к архитектуре экспозиционных залов. Образность в экспозиции, пути ее достижения: включение произведений искусства, решение интерьеров музейных помещений, создание “музейных натюрмортов”. Способы “распредмечивания” экспоната.

Планировка здания и разработка экспозиционного маршрута.

Музейный дизайн. Освещение экспозиционных залов, витрин. Цвет в оформлении зала и экспозиционной мебели.

Психологические аспекты восприятия экспозиции. Требования к размещению ТЭК. Экспозиционный пояс.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...