Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостный педагогический процесс

           
 
Основные понятия
 
Педагогическое взаимодействие
 
Взаимодействующие условия системы

 

 


Целостный Система образования и воспитания Системный Социальные условия

Педагогический процесс Конкретные обстоятельства жизни

Интеграция Свобода и инициатива детей.

Учебно-воспитательный процесс

 

           
   
 
   
 
 

 

 


- зарождение - целевой - в постановке общих и частных целей

- формирование - диагностический - в конструировании содержания

- корректировка - проектировочный - в подборе методов

- оформление целостности - содержательный - в организационных формах

- организационный - в управлении

- аналитический - в анализе результатов

       
 
Закономерности и принципы
 
Движущие силы

 

 


- отражение духа времени - противоречия

- неразрывность образования, воспитания, развития - время, уплотняющее опыт

- единство сил и средств педагог. воздействия - интенсификация

- соответствие цели, процесса и результата - потребности личности

- зависимость инициативы от форм и методов - приятность и соответствие формы

- доминирование сущностных сил и способностей - требования

Психологические аспекты
- творческая, свободная атмосфера

 

 

Младшие дети Младшие школьники Подростки Старшие школьники

       
 
Условия эффективного управления
 
Качества результата

 

 


1. Четкое понимание сущности целостного процесса 1. Интегративный, обобщающий хар-р знаний

2. Умение охватить всю систему в целом 2. Настойчивость, видение главного направ-я

3. Умения наладить интегративные связи 3. Сосредоточенность усилий на способностях

4. Умения рационально расставлять силы и средства 4. Нравственная предосторожность

5. Сочетание единоначалия и инициативы 5. Предприимчивость

6. Аналитический подход 6. Творческий подход к делу

7. Гибкость и оперативность решения 7. Самосовершенствование

 

 

Основные знания:

• основные понятия: педагогический, целостный процесс...;

• компоненты педагогического процесса;

• условия интеграции педагогического процесса;

• единство закономерностей и принципов обучения и воспитания;

• движущие силы педагогического процесса;

• общность психологических аспектов обучения и воспитания;

• условия эффективности управления в обучении и воспитании;

• критерии качества результатов учебно-воспитательного процесса.

Основные умения:

• сравнивать педагогический процесс с целостным процессом;

• ставить и реализовывать интегративную цель и задачи в локальном педагогическом процессе;

• в ходе анализа опыта или наблюдений определять степень целостности педагогического процесса;

• проектировать и реализовывать основные компоненты целостного педагогического процесса;

• использовать условия эффективного управления педагогическим процессом.

Лекция 3.2. Основы управления в системе образования.

Основные вопросы темы:

1.Управление: понятие, сущность, структура и функции.

2.Управление в системе образования РФ и РД.

3.Основные формы внутришкольного управления: диагностика, анализ, принятие решения, организация работы по реализации решения, контроль, анализ результатов.

4.Формы и методы управления познавательной и саморегулируемой деятельностью школьников.

5.Ученическое самоуправление и самоорганизация.

 

Примерное содержание темы.

Управление как процесс создания благоприятных условий для функционирования и развития педагогической системы. Структура процесса управления: исходные условия и объективная информация о них, подготовка и принятие решения, соуправление путем управления работников, учащиеся к управленческому решению, распределение функций исполнителей, организация благоприятных условий для исполнения решений, контроль и проверка, трансформация педагогического процесса в новые эффективные условия, анализ и оценка усилий участников управленческого решения.

Функции управления на уровне: государства (конституция, законы, постановления), ведомства (учебные стандарты), региона, муниципалитета (национально-региональные цели и задачи), школы (деятельность директора и заместителей), педагога (воспитание и учебное познание) ученика (самоорганизация и рефлексия).

Формы и методы управления: посещение занятий, анализ и обобщение опыта, внедрение нового опыта и достижений науки, повышение квалификации, методическая работа, конкурсы и подготовка учебных и дидактических пособий, научные общества учащихся.

Организация ученического самоуправления и самоорганизации.

 

Лекция 3.3. Педагогическая деятельность и требования к преподавателю.

Основные вопросы:

1.Понятие, характеристика и специфика педагогической деятельности.

2.Структура педагогической деятельности и условия ее эффективной организации.

3.Педагогические умения и уровни их сформированности.

4.Критерии оценки педагогического мастерства.

5.Квалификация педагога в профессиональной подготовке.

 

Примерное содержание темы.

Предмет труда
Действия
Педагог
Педагогическая деятельность.

 

учебный предмет

воспитание

обучение

управление

общение

           
 
Педагогические умения
 
Структура
 
Специфика

 

 


1. Гностические 1. Целеполагание 1. Цель задана извне

2. Проектировочные 2. Мотивация 2. Содержание известно

3. Конструктивные 3. Диагностика 3. Управление над мыслями и

4. Организаторские 4. Прогнозирование действиями других людей

5. Коммуникативные 5. Проектирование 4. Сегодня строит будущее

6. Познание и обработка 5. Объект действия непредсказуем

Уровни умений
содержания 6. Автономность низкая

7. Организация 7. Достоверность не поддается

проб и ошибок 8. Коммуникация проверке

репродуктивный 9. Регулирование

локально - 10. Контроль, оценка

моделирующий 11. Интегрирование в опыт

Квалификация
педмастерство

педтворчество

 

Практик Навигатор

Мастер Исследователь

Методист

Основные знания:

· сущность и характеристика педагогической деятельности;

· структура деятельности педагога;

· сущность, характер и уровни развития педагогических умений;

· специфические особенности и трудности;

· характеристика педагогического мастерства;

· характеристика педагогического творчества.

Основные умения:

· строить проект педагогической деятельности по реальной ситуации,

задаче;

· выявлять причинно-следственные связи явлений в данной

педагогической ситуации;

· подбирать оптимальные методы и средства в педагогической

ситуации;

· учитывать возрастные и индивидуальные особенности и реальное настроение ребят в предстоящей педагогической деятельности.

· выявлять и оценивать педагогический опыт и мастерство учителя,

воспитателя;

· проектировать и применять новый, нетрадиционный подход в педагогическом воздействии на коллектив или на отдельного ребенка.

 

Лекция 3.4. Инновационные процессы в современном образовании.

Основные вопросы:

1.Понятие педагогической традиции и инновации; сущность, специфика и структура инновации.

2.Творческие возможности педагогического труда: находка, импровизация, неповторимость, предвидение, инноватика, творчество, авторский проект.

3.Основные принципы педагогики сотрудничества.

4.Инновационные образовательные учреждения: характеристика, отличительные признаки, инновационность целей, содержания и технологий.

Примерное содержание темы.

Инновационные процессы в современном образовании

 
 

 

 


 

1. Воздействие без принуждения Опытная работа

2. Ориентация на ответственность Педагогическая находка

и чувство успеха Педагогическая импровизация

3. Движение от детали, опоры Педагогическая идея, гипотеза, замысел

4. Совершенство приемов запоминания Моделирование

содержания Экстраполяция

5. Идея опережения Эксперимент

6. Соответствие формы содержанию Педагогический проект

7. Идея свободы выбора Авторская школа, система организации

8. Идея трудной цели детской жизни.

9. Идея самоанализа

10. Интеллектуальный фон

11. Личностный подход.

 

Основные знания:

· педагогическая традиция;

· инновации в образовании;

· сущность педагогики сотрудничества;

· условия педагогической импровизации;

· возможности педагогического творчества;

Основные умения:

· оценить новые элементы в передовом опыте;

· использовать инновации в имитационной деятельности;

· проектировать педагогические системы или локальные элементы на основе на основе новой идеи.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...