Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В условиях кризиса советской модели социализма (1985 - 1991 гг.).

В условиях кризиса советской модели социализма (1985 - 1991 гг.).

Содержание

Введение2 – 3

 

1. Предпосылки перехода к политике «перестройки». 4 - 5

 

Изменения в советской государственно-правовой системе

в период «перестройки».5 - 30

2.1 Демократизация советской государственно-политической

системы (1985 – 1989 гг.) 5 - 10

2.2.. - Эволюция и деформация советской государственно- политической и правовой системы (1990-1991 гг.) 10 -30

 

3. Политический кризис августа 1991 г. 30 - 36

 

4. Распад СССР.36- 44

 

Реформирование судебной системы в условиях

перестройки.44 – 46

 

6. Изменения в праве в период «перестройки». 46 - 81

6.1. Источники и особенности права. 47 - 48

6.2. Изменения в конституционном праве 49 - 59

6.3. Создание правовых основ для развития рыночной

экономики 59 - 80

6.4. Изменения в трудовом праве и праве социального

обеспечения. 80 - 84

6.5. Уголовное право. 84 - 86

 

 

Список литературы 87

Введение.

Изучение истории отечественного государства и права в конце ХХ – начале ХХI вв. особенно имеет особенно важное значение для подготовки студентов к пристальному и внимательному изучению отраслевых юридических дисциплин, поскольку именно на этом историческом этапе началось становление современного российского права.

Но, к сожалению, в учебной историко-правовой литературе темы, касающиеся сложных и даже драматичных событий второй половины 1980-х – начала 1990-х гг., раскрыты крайне недостаточно.

В большинстве учебников и учебных пособий сколько-нибудь подробное и обстоятельное изложение истории отечественного государства и права в конце ХХ века просто отсутствует. Страницы, посвященные этапу «перестройки» в лучшем случае содержат просто упоминания о наиболее важных вехах государственной истории и о наиболее значимых законодательных актах. К сожалению, в учебниках почти не просматривается попытки систематизировать и анализировать упоминаемые события и документы.

В некоторых публикациях материал изложен откровенно тенденциозно, когда политические симпатии автора доминируют над стремлением объективно рассматривать и оценивать события и явления.

Данное учебное пособие ставит задачу создать цельное впечатление об истории государства и права в 1985-1991 гг. – в период «перестройки», когда была предпринята исторически последняя попытка модернизации и повышения эффективности советской государственности.

Преобразования в сфере государства и права на этом этапе были нацелены на то, чтобы обеспечить условия для раскрытия внутреннего потенциала социалистической общественной системы. Однако, чем более существенными становились эти преобразования, тем в большей степени подрывались основы советской модели социализма. И в этом противоречии скрывался глубокий смысл.

Хотелось бы, чтобы студенты, изучающие данный исторический этап, смогли, в конечном счете, самостоятельно сделать вывод о причинах, обстоятельствах и внутренних механизмах процесса крушения СССР, о том, насколько уместно ставить вопрос о чьей-либо персональной исторической ответственности за это.

 

Учебное пособие включает опубликованные извлечения из текстов основных нормативно-правовых актов 1985-1991 гг., принятие которых определяло развитие государства и права. В настоящее время большинство их этих документов утратили силу. Но знакомство с текстом законов позволит самостоятельно оценить значение каждого из них в контексте истории страны, а также позволит увидеть существенную преемственность между ними и современным российским законодательством.

В связи с этим данное учебное пособие может быть полезным не только при изучении дисциплины «История отечественного государства и права», но и при изучении ряда отраслевых дисциплин, т.к. обращение к каждой из них предполагает некоторый историко-правовой экскурс.

В том случае, если текст законодательного акта опубликован в доступной студенту «Хрестоматии по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг.» под ред. О.И.Чистякова (М.: Зерцало, 1997), в данном учебном пособии содержится указание на страницы хрестоматии, с которыми следует ознакомиться.

Многие фрагменты текстов сопровождаются замечаниями, советами и вопросами, которые должны помочь вдуматься в содержание и смысл рассматриваемого закона, понять значение каждого из приведенных законодательных актов или их комплекса в контексте истории отечественного права.

1. Предпосылки перехода к политике «перестройки».

Социально-экономическое и политическое положение Советского Союза в середине 1980-х гг. было противоречивым.

С одной стороны, СССР продолжал удерживать статус «сверхдержавы», являлся одним из двух центров мировой политики, обладал очень высоким военно-техническим, промышленным, научным, кадровым, сырьевым потенциалом.

С другой стороны, нарастали проблемы, прежде всего, внутреннего характера, связанные с относительной неразвитостью социальной сферы, кризисами потребительского рынка, падением темпов развития экономики и ее недостаточной эффективностью. Социально-экономическая сфера находилась в стадии стагнации, все более ощутимыми становились симптомы общего системного кризиса.

Внутриполитические проблемы находились в сравнительно скрытом, латентном состоянии. Политическая система страны в целом справлялась с задачей поддержания стабильности, но при этом эффективность управленческой деятельности была также недостаточной, формы и методы управления не соответствовали уровню стоящих перед страной задач. Нарастало отчуждение от государства большинства граждан, усугублялся скрытый конфликт между властью и обществом. Мнимая общественно-политическая активность населения, показным образом проявлявшаяся на массовых мероприятиях, скрывала политическую и социальную апатию, политико-идеологический и правовой нигилизм в общественном сознании.

Советская общественно-политическая система еще окончательно не исчерпала своего внутреннего потенциала, но ее основные институты находились в стадии стагнации, некоторые – в предкризисном состоянии, а в отдельных сферах кризисные проявления становились всё более явными.

В марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем ЦК партии был избран М.С.Горбачев. В апреле 1985 г. новый советский лидер заявил о необходимости существенных преобразований. Выдвинутый им курс получил название «перестройки». По сути, это был курс на преодоление ошибок и недостатков предыдущего периода, использование потенциала страны для решения наиболее назревших социальных и экономических задач. При этом сохранялась прежняя стратегия: коммунистическая перспектива не ставилась под сомнение.

 

 

Подготовка нового союзного договора.

Закон

Распад СССР.

Сразу же после августовских политических событий последовали заявления высшего политического руководства ряда союзных республик об их полной независимости и государствен­ном суверенитете. В 20-х числах августа 1991 г. постановления об этом приняли высшие представительные органы власти Эстонии и Латвии. 24 августа аналогичное постановление утвердил Верхов­ный Совет Украины. На следующий день о независимости респуб­лики объявил Верховный Совет Белоруссии. Вско­ре аналогичные решения утвердили парламенты Молдавии, Азер­байджана, Узбекистана и Киргизии. Продолжал стремительно падать политический авторитет высших ор­ганов власти Союза ССР. Происходило окончательное перерас­пределение реальных властных полномочий от союзного центра респуб­ликам.

Особенно активную деятельность по укреплению своих позиций осуществляло руководство РСФСР.

Уже 22 августа 1991 г. вышел Указ Президента РСФСР Б.Н. Ельцина «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», в соответствии с которым все предприятия, органи­зации, хозяйственные, управленческие и иные экономические структуры союзного уровня, находившиеся на территории РСФСР, переходили в полное ведение российских органов власти и управления. Этим решением фактически было ликвидировано единое экономическое пространство СССР.

Финансирование всех союз­ных министерств и ведомств, кроме министерств обороны, атом­ной промышленности и путей сообщения, из российского бюджета было прекращено. Более того, российские республиканские госу­дарственные органы, министерства, комитеты, ведомства стали напрямую открыто устанавливать контроль и подчинять себе соот­ветствующие союзные структуры. В результате подавляющее большинство органов управления СССР оказалось в фактическом ведении РСФСР. Среди них были и такие ключевые ведомства, как Министерство финансов СССР, Государственный Банк СССР и многие др. Предпринимались активные попытки по подчинению союзных министерств обороны и иностранных дел, Комитета госу­дарственной безопасности СССР.

24 августа Председатель Совета Министров РСФСР И.С.Силаев, по формальному согласованию с М.С.Горбачевым, стал главой вновь образованного Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР (вместо прежнего Кабинета Министров - Прави­тельства СССР).

Одновременно реальные властные полномочий концентрировались в руках у Президента РСФСР, что проявлялось в сфере законодательства, в управлении учреждениями и ведомствами, местными органами власти.

Стремясь построить собственную властную вертикаль, Б.Н. Ельцин попытался ввести в РСФСР новый институт - назначаемых по решению Президента местных префектов.

На словах заявляя о необходимости подписания нового Союзного договора, лидеры республик на деле стремились к полной самостоятельности и независимости.

Было ясно, что органы союзного государства - Съезд народных депутатов СССР и Верхов­ный Совет СССР - в новых политических условиях не могут сохраниться в прежнем виде, что необходимо существенное реформирование всех органов государственной власти и управления.

В конце августа 1991 г. начал свою работу вне­очередной, V Съезд народных депутатов СССР. 2 сентября перед его участниками с политическим заявлением от имени Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик выступил казахстанский лидер Н.А. Назарбаев. В Заявлении говорилось о необходимости подписания нового Союзного договора, о разработке и принятии новой союзной Конституции. В качестве неотложных шагов по сохранению единства государства предлагались следующие изменения в системе высших органов власти Союза ССР:

-образовать новый вы­сший орган в стране — Государственный Совет Союза ССР, в ко­торый должны были войти Президент СССР и руководители союз­ных республик.

-создать Совет представи­телей народных депутатов союзных республик

-создать Межреспубли­канский экономический комитет для координации и согласования всей хозяйственной деятельности республик.

Подавляющее большинство делега­тов V Съезда народных депутатов СССР согласились со всеми эти­ми предложениями. Была внесена только одна поправка: вместо предполагавшегося Совета представителей народных депутатов союзных республик образовывался новый однопалатный Верхов­ный Совет СССР. Его единственная палата — Совет Республик — формировалась из представителей всех республик, выразивших согласие подписать новый Союзный договор.

Съезд утвердил по­становление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», которое юридически оформляло все предложенные и одобренные депута­тами изменения высших союзных властных структур.

5 сентяб­ря съезд принял Закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

Ознакомьтесь с текстом Закона «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» (Хрестоматия... – С.556-558).

Выполните задание:

Составьте схему, отражающую систему органов Власти СССР в соответствии с данным Законом.

 

В соответствии с Законом полномо­чия высшего органа власти в стране передавались от Съезда народных депутатов СССР Государственному Совету Союза ССР и новому Верховному Совету СССР.

После принятия данного решения съезд народных депутатов СССР фактически самораспустился.

Таким образом, высшими органами государства на новом этапе стали:

- Государственный Совет Союза ССР

- Президент СССР

- Верховный Совет СССР.

Компетенция, полномочия и порядок взаимодействия новых высших органов государства не были определены достаточно ясно и полно. По замыслу законодателей данный проект должен был впоследствии получить развитие в новой Конституции СССР.

9 сентября 1991 г. в Москве начал свою работу вновь образо­ванный высший властный орган страны — Государственный Совет Союза ССР. На первом же заседании Госсо2ета, в нарушение фор­мально действовавшего закона о порядке выхода из СССР, был официально признан полный суверенитет Литвы, Латвии и Эсто­нии и их выход из состава Советского Союза. После этого вся дальнейшая дея­тельность Госсовета свелась, по сути дела, к консультациям и раз­личным согласованиям.

Начал деятельность Межреспубли­канский экономический комитет (МЭК), возглавлявшийся И.С.Силаевым. В рамках работы этого Комитета непосредствен­ное участие в разработке договора об экономическом сообществе приняли делегации от союзного центра и восьми республик. В ка­честве наблюдателей своих представителей прислали Азербай­джан и республики Прибалтики. Однозначно отказались участво­вать в деятельности МЭК только Грузия и Молдавия.

1 октября в Алма-Ате состоялась встреча высших должностных лиц тринадца­ти республик (кроме Грузии и Молдавии). В ходе встречи обсуж­дался проект «Договора об экономическом сооб­ществе» и комплекс мероприятий, связанных с его практической реализацией. Хотя во время дискуссий по данному проекту выяви­лись различия в подходах представителей некоторых республик, в целом он был одобрен и даже парафирован. Однако спустя всего несколько дней ряд республик отказался от его заключения. В итоге 18 октября свои подписи под «Договором об экономиче­ском сообществе» поставили Президент СССР М.С. Горбачев и лидеры восьми республик - РСФСР, Белоруссии, Казахстана, Узбе­кистана, Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Армении. Мол­давия, Грузия, Азербайджан, республики Прибалтики и, что весь­ма неожиданно, Украина отказались присоединиться к этому до­говору.

Но и руководители республик, подписавших этот договор, на практике проводили четко выраженную самостоятельную ли­нию и в политической, и в экономической областях. Так, без ка­ких-либо согласований с союзными органами власти российский президент Ельцин 28 октября 1991 г. заявил о том, что уже с января 1992 г. в РСФСР начнется реализация радикальной экономической реформы с целью скорейшего перехода к рыноч­ной экономике. Такая политика прямо противоречила позициям властных структур Союза ССР и Президента СССР, стремившихся к сбалансированной политической и экономической деятельности союзного и всех республиканских руководств, соглашавшихся с идеями образования нового политико-экономического государст­венного сообщества.

Президент СССР М.С.Горбачев пытался оживить переговорный процесс между республиками и активизировать работу по подготовке нового Союзного договора. На заседании Госсовета 4 ноября в Ново-Огарево рассматривались возможные перспекти­вы нового добровольного союзного образования — Союза Суве­ренных Государств (ССГ). Обсуждались также вопросы будущих союзных структур (армии, спецслужб, министерств иностранных дел, финансов, других органов управления).

О своем намерении войти в ССГ заявили делегации семи республик - России, Белорус­сии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии и Азербайджана.

14 ноября 1991 г. участники очередного заседания Государственного Совета в Ново-Огарево согласовали текст «Договора о Союзе Суверенных Государств». Он преду­сматривал конфедеративное устройство нового государственного образования:

- признание суверенитета рес­публик наряду с суверенитетом Союза,

- признание республик полноправными субъек­тами международного права,

- сохранение союзного правительства и единых вооруженных сил

- всенародное избрание Президента ССГ.

Главы семи республик официально заявляли о скором образова­нии ССГ. Президент РСФСР Ельцин в телеинтервью 14 ноября вы­сказался однозначно: «Союз будет».

В то же время руководство каждой из республик на практике преследовало соб­ственные цели и проводило политику, прямо противоречившую идеям образования ССГ и всем официальным заверениям. В частности, по свидетельству участника заседания Госсовета 14 ноября, В.В.Бакатина, российские политики «...играли свою игру — «как убрать Центр, т.е. Союз», но сказать об этом народу пока боя­лись». Аналогичные планы реализовывали и многие другие рес­публиканские лидеры. Против Союза, а самое главное — любого союзного центра энергично выступал украинский руководитель A.M. Кравчук. Позже он утверждал, что «идея ликвидации СССР возникла где-то около 15 ноября... Для обеспечения тайны встречи был избран Минск».

Парафирование договора о ССГ было намечено на 25 ноября. Но оно не состоялось ввиду ожидания итогов референдума о независимости Украины.

В ходе этого референдума, состоявшегося 1 декабря 1991 г., подавляющее большинство жителей Украины (около 80%) проголосовали за независимость республики. На следующий день Президент РСФСР Ельцин официально заявил о признании неза­висимости Украины.

Хотя 3 декабря Верховный Совет СССР одоб­рил проект договора о ССГ и призвал республики к его подписа­нию, становилось очевидно, что перспективы нового Союза без Украины и ввиду явного стремления республиканских руководите­лей к устранению всякого «центра» более чем сомнительны.

5 декабря 1991 г. избранный Президентом Украины Л.М. Крав­чук подписал указ о выходе республики из состава Союза ССР. Украинский парламент денонсировал Союзный договор 1922 г.

В соответствии с достигнутой ранее договоренностью 8 декабря 1991 г. в находившейся в заповеднике «Беловежская пуща» бело­русской правительственной резиденции «Вискули» Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, Президент Украины Л.М. Кравчук и Предсе­датель Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевич заявили о ликвидации Союза ССР и подписали совместное «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств».

В преамбуле этого Соглашения констатировалось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». «Беловежским Соглашением» провозглашалось создание Содружества независимых государств (СНГ), открытого для всех государств бывшего СССР. Форма Содружества, его управленческие структуры в этом документе никак не определялись.

Через день данное Соглашение ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии.

12 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР денон­сировал договор об образовании СССР и также ратифицировал соглашение об образовании СНГ.

В этот же день в Ашхабаде со­стоялась встреча руководителей Казахстана, Узбекистана, Кирги­зии, Туркмении и Таджикистана, в ходе которой было заявлено об их одобрении соглашения об образовании СНГ и желании данных республик присоединиться к нему. Была выработана единая позиция среднеазиатских республик по этому вопросу и обсуждены некоторые конкретные предложения относительно сущности, форм и направлений деятельности СНГ.

21 декабря 1991 г. в казахстанской столице Алма-Ате на встре­че глав России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Молдавии, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Таджикистана было заявлено о вхождении всех этих республик в СНГ и подписан соответствующий «Протокол к Соглашению о со­здании Содружества Независимых Государств».

Одновременно была подписана совместная «Декларация Независимых Государств», где нашли отражение основные принципы данного меж­государственного образования:

- констатировалось, что все названные республики являются независимыми государст­вами, «отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства».

- признавались территориальная целост­ность республик и нерушимость существовавших границ.

Весьма своеобразно в этой Декларации была определена сущность Содру­жества, «которое не является ни государством, ни государствен­ным объединением». Таким образом, вопрос о том, что же собой представляет СНГ, оставался открытым.

Здесь же говорилось, что «с образованием СНГ (Содружества Независимых Государств) Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование».

25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР при­нял решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию.

В тот же день М.С. Горбачев заявил о прекращении своей деятель­ности на посту Президента СССР.

26 декабря была опубликована «Декларация Совета Республик Верховного Совета СССР в связи с созданием Содружества Независимых Государств». В ней после констатации факта образования СНГ и ликвидации СССР содер­жалось обращение к главам республик рассмотреть вопросы правопреемства Союза ССР и союзных органов государственной влас­ти, создания межпарламентского органа Содружества.

Советский Союз как государство официально прекратил свое существование.

 

 

Источники и особенности права.

Основным источником права являлся законодательство. На этапе «перестройки» появились новые виды законодательных актов.

Постановления съездов народных депутатов СССР заняли ведущее положение по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Они были посвящены наиболее важным вопросам союзной государственности, в них излагались новые конституционные нормы, общие концептуальные вопросы политики, экономики, социальной жизни, права и др.

С 1990 г. чрезвычайно важную роль стали играть Постановления съездов народных депутатов РСФСР, в которых рассматривались аналогичные по существу и значению вопросы, затрагивавшие не только непосредственно уровень российской компетенции, но и уровень Союза.

В качестве важных нормативно-правовых актов утвердился институт указов Президента СССР и Президента РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов СССР Президенту было предоставлено право издавать указы по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, формирования и деятельности исполнительных органов. Указы Президента имели характер подзаконных актов.

Аналогичные законодательные полномочия получил Президент РСФС в пределах республиканского круга ведения. В период острого политического кризиса августа 1991 г. Президент РСФСР далеко вышел за рамки установленных законом полномочий.

Источником права являлись также Правительственные постановления – как правительства СССР, так и правительства РСФСР. Они определяются как "иные правовые акты" и, строго говоря, понятием "законодательство" не охватываются.

Общий анализ источников права позволяет констатировать, что на данном этапе усилилось значение законодательной деятельности республик. Причем их правотворчество происходило в условиях более или менее явного противостояния союзному центру, и принятые республиками нормы часто вступали в прямое противоречие с нормами Союза. Это состояние получило название "войны законов". В ходе этой «войны» был нарушен общий принцип приоритета законодательства Союза, разрушалось единое правовое пространство СССР.

«Война законов» между союзным центром и отдельными республиками порождала подобные явления внутри республик. Обычным делом стало принятие местными советами (автономных республик, краевыми, областными) «законодательных актов» и различных решений, противоречивших союзному и республиканскому законодательству.

В результате в течение 1990-1991 гг. сложилась многоуровневая и внутренне противоречивая система законодательства.

 

Закон

Уголовное право.

Изменения в уголовном праве были отражением тех новых явлений, которые переживало общество. Под их влиянием в действующее уголовное законодательство было внесено множество поправок и изменений.

Из числа уголовных преступлений были исключены: антисоветская агитация и пропаганда, коммерческое посредничество, спекуляция и др. Ряд положений были изложены в новых редакциях. С принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. была связана отменена статей об ответственности за нарушение правил паспортной системы, за занятие бродяжничеством, попрошайничеством, ведение иного паразитического образа жизни.

Одновременно в законодательство были включены новые разделы и статьи, отражающие представления о таких неизвестных ранее видах преступлений как нарушение законодательства о референдуме, публичные призывы к насильственному нарушению прав граждан или нарушению единства территории СССР, участие в незаконных вооруженных формированиях, воспрепятствование профессиональной деятельности журналистов, применение биологического оружия, незаконное помещение в психиатрическую больницу, вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление наркотиков, повреждение трубопроводов и др.

В апреле 1990 г. был принят Закон "Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории СССР". Он давал основания пресечения деятельности националистических и сепаратистских объединений, основания для пресечения межнациональной вражды. Участие в противоправных
объединениях влекли административную или уголовную ответственность.

В 1987 г. коллектив ученых, действующих под эгидой Института государства и права Академии наук СССР, подготовил проект нового Уголовного кодекса. На основе этой разработки к началу 1991 г. была завершена работа над проектом «Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик» нового образца..

2 июня 1991 г. Верховный Совет СССР принял «Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик».

 

ОСНОВЫ

УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК

(Извлечения)

 

Статья 1. Задачи советского уголовного законодательства

Уголовное законодательство Союза ССР и республик имеет своими задачами охрану личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественных и государственных интересов и всего правопорядка от преступных посягательств, а также содействует охране мира и безопасности человечества. Уголовное законодательство способствует предупреждению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения Конституции СССР, конституций республик и советских законов.

.............

Статья 2. Принципы уголовного законодательства

Уголовное законодательство Союза ССР и республик основывается на принципах законности, равенства граждан перед законом, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма.

Лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности независимо от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, политических убеждений, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Никто не может дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление.

...........

Статья 28. Наказание и его цели

Наказание есть мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренных законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного.

Наказание применяется в целях исправления осужденных, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Наказание не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

 

«Основы...» состояли из 71 статьи и VIII разделов.

В самостоятельные части закона впервые были выделены разделы об уголовной ответственности несовершеннолетних, о принудительных мерах медицинского характера, был расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяний.

Верховный Совет СССР предписал ввести «Основы...» в действие по истечении календарного года, т.е. в 1992 г. Но к этому времени Советского Союза не стало.

Большая часть новелл «Основ...» 1991 г. вошла в Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г.

 

 

Заключение

Период «перестройки» был одним из самых драматичных в истории отечественного государства и права. В попытке модернизировать, обновить и сделать более эффективной советскую модель социализма власть под давлением общества осуществляла всё более существенные преобразования. Они были в значительной мере спонтанными, недостаточно системными, в разной степени радикальными. Но в конечном счете эти многочисленные изменения привели к деформации фундаментальных основ советской государственно-правовой системы. Постепенное преодоление политической монополии КПСС и административно-командных принципов управления были реальными шагами в направлении формирования плюралистической демократии и рыночной экономики – т.е. той системы, которая была принципиально чуждой (и даже враждебной) советской модели социализма.

Последняя попытка сохранить компромисс между устоями советской государственности и новыми явлениями в государственно-правовой жизни оказалась неудачной: новый Союзный договор не был подписан. Это означало, что из кризиса советской социалистической государственности не удалось выйти правовым путем. Страна вновь – как это уже было неоднократно в отечественной истории ХХ века – «свалилась» в политический радикализм. Об этом свидетельствуют и политическое поведение лидеров союзных республик, и действия ГКЧП, и Беловежское соглашение. Страна болезненно пережила новое «искушение революцией».

Постепенное преодоление последствий революционных потрясений составило содержание отечественной пост-советской государственно-правовой истории. В 90-х годах ХХ века. новый политический курс Российского государства (как и большинства других государств возникших в результате распада СССР) преодолел паллиативность (двойственность и внутреннюю противоречивость) предыдущего этапа, на этой основе была завершено преобразование всей государственно-правовой системы

Список литературы.

Основные источники

Хрестоматии по истории отечественного государства и права. 1917-1991 гг./ Под ред. О.И.Чистякова. - М.: Зерцало, 1997.

 

Дополнительная литература:

Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 2002

История государства и права России. Комментированная хронология. – М.: Юриспруденция, 2002.

История государства и права России. Пособие. – М.:Юрайт, 2000.

История государственного управления России. Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

История отечественного государства и права. Учебник. / Под ред. О.И.Чистякова.- Ч.2. – М.: Издательство БЕК, 1997.

Кузин В.Н., Францифоров Ю.В. История отечественного права в новейшее время. 1917- 2002./ Учебное пособие. – М., 2002.

Отечественная история (1917- 2001). Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2002.

Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России. Академический курс. – Т. 1,2. – М., 2003.

Хрисанфов В.И. История государства и права России. 1917- 1999. Курс лекций. – СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.

 

 

в условиях кризиса советской модели социализма (1985 - 1991 гг.).

Содержание

Введение2 – 3

 

1. Предпосылки перехода к политике «перестройки». 4 - 5

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...