Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эволюция и деформация советской государственно-политической и правовой системы (1990-1991 гг.)

Преодоление политической монополии КПСС. В декабре 1989 г. состоялся II Съезд народных депутатов СССР. На нем были законодательно закреплены изменения в Кон­ституции СССР относительно формирования и деятельности съезда народных депутатов, преобразова­ний в избирательной системе и конституционном надзоре.

На съезде члены «Межрегиональной депутатской группы» выступили с требовани­ем отмены 6-ой статьи Конституции СССР, которая гласила: «КПСС является ядром политиче­ской системы СССР, руководящей и направляющей силой совет­ского общества» - и, следовательно, законодательно закрепляла монополию КПСС на осуществление высшей политической власти в стране. Они также настаивали на значительном углуб­лении и ускорении реформ, переходе к рынку, полной деидеологизации управления, борьбе с бюрократией, под которой подразуме­вали, прежде всего, существовавшие государственно-политические институты.

Другая, гораздо более значительная часть депутатов, придер­живавшихся коммунистических, консервативных и отчасти уме­ренных взглядов, объединенная в депутатской группе «Союз», за­являла о нарастании дестабилизации в стране, усилении процес­сов децентрализации и настаивала на усилении и более решитель­ных действиях союзных органов власти по сохранению стабильности.

Серьезные реформационные процессы начались и внутри КПСС. В январе 1990 г. в ней образовалась «Демократическая платформа в КПСС». Члены этой внутрипартийной фракции выступали за преобразование ком­партии в партию парламентского типа, за политический плюрализм, расширение демократических свобод в политической области.

В конце 1989- начале 1990 гг. развернулась подготовка к выборам на съезд народных депутатов РСФСР. В предвыборном процессе произошло объединение кандидатов в депутаты всех уровней, выступавших за немедленные демократические реформы, в блок "Демократическая Россия". Лозунгом блока стало требование "перехода от власти номенклатуры к власти народа". Движение «Демократическая Россия» открыто провозглашало идеи антикоммунизма, и сама его легальная деятельность была признаком разрушения властной монополии КПСС. Кроме того, возникновение блока «Демократическая Россия» было показателем перехода от этапа идейного плюрализма к плюрализму политическому, что было важнейшей предпосылкой становления многопартийности и новой государственности.

В марте 1990 г. по предложению М.С. ГорбачеваПленум ЦК КПСС согласился на изъятие 6-й статьи из Конституции СССР. Созванный в марте 1990 г. внеочередной, III Съезд народных депутатов СССР принял решение изъять из Конституции СССР ст. 6 и кардинально отредактировать ст.7. Таким образом, юридически закреплялся принцип многопартийности, который фактически уже был реализован в стране.

Преодоление политической монополии КПСС стало одним из наиболее существенных факторов дальнейшего крушения советской модели государственности.

В июле 1990 г. проходил XXVIII съезд КПСС, большинство делега­тов которого поддержало дальнейшее продолжение реформ в стране и развитие «внутрипартийной демократии». Однако в это время сама КПСС переживала серьезнейший внутренний кризис. Внутри КПСС организационно оформились фракции - «Демо­кратическая платформа в КПСС» и противостоящая ей «Маркси­стская платформа в КПСС». По сути дела, они являлись уже отдель­ными самостоятельными партиями.

КПСС всё более утрачивала авторитет в обществе; члены партии в массовом поряд­ке покидали ее ряды.

Возникали новые политические партии - Либерально-демократическая, Республиканская, Консти­туционно-демократическая, Демократическая, Социал-демократи­ческая и множество других. Они насчитывали в тот период в своих рядах крайне незначительное число членов и не играли сколько-нибудь весомой политической роли. Но сам факт их существования в стране, где еще недавно была совершенно невозможна некоммунистическая политическая деятельность, был показательным.

На политическую арену в 1990 г. вышли также мощ­ные массовые общественно-политические движения ярко выра­женной радикально-демократической направленности («народные фронты» в прибалтийских и закавказских республиках, движение «Демократическая Россия», аналогичные объединения в Молда­вии, Украине).

 

Введение постов Президента СССР и Президента РСФСР.

Политический кризис в стране углублялся. Его проявлениями были:

- Беспомощность центральных государственных учреждений в управлении экономической и социальной сферами, проявлением чего были нарастающие проблемы макроэкономики и потребительского рынка;

- Отсутствие доверия к власти со стороны народа (кризис отношений власти и народа публицисты того времени комментировали тезисом: «страх пропал, а доверия нет"). Пример такого недоверия к власти была предвыборная кампания Б.Н.Ельцина в 1989 г. и в начале 1990 г., когда граждане реагировали на заявления партийно-государственных властных структур «с точностью до наоборот».

- Забастовочное движение с политическими требованиями.

- Наиболее острой и опасной проблемой для советского многонационального государства стало обострение межнациональных противоречий, возникновение конфликтов и открытых столкновений на национальной почве. Причинами этого стали как накопившиеся, не решаемые десятилетиями реальные проблемы в межнациональных отношениях, так и усиление амбициозных местных политических элит, окрепших в процессе «перестройки». Их усилению способствовало ослабление политического влияния союзного центра, которое нарастало пропорционально росту экономических проблем в стране. Пользуясь новыми возможностями, на местах, в республиках и регионах, прежняя партийно-государственная номенклатура стремительно сращивалась с теневой экономикой.

Стремясь противостоять центробежным деструктивным процессам и удержать инициативу преобразований в своих руках, союзный центр перешел к новому этапу реформирования политической системы.

В марте 1990 г. на внеочередном, III Съезде народных депутатов СССР изменения в Конституцию СССР были внесены также в связи с введением нового высшего государственный поста Прези­дента СССР.

ЗАКОН

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР

И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР

(Излечения)

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.

.........

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова "Возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа"

..........

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.

Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.

Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет...

.......

Статья 127.3. Президент СССР:

1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;

3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;

4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР....

7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;

8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;

9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;

10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР.....

11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР....

12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;

.........

Статья 127.4. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик.......

Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства, ...координирует деятельность союзных республик...

Статья 127.7. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.

Статья 127.8. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР.....

...........

Статья 127.10. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно - к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок".

Ознакомившись с текстом Закона, ответьте на вопросы:

1. Каковы функции Президента СССР как высшего должностного лица страны?

2. Каковы полномочия Президента в сфере законодательной власти?

3. Каковы полномочия Президента СССР в сфере исполнительной власти?

4. Какие еще важнейшие конституционные изменения были осуществлены данным Законом?

 

Как следует из текста Закона, Президенту СССР давались широкие властные полномочия.

Президентом СССР на безальтернативной основе участники съезда избрали М.С. Горбачева.

Пост Президента СССР был введен в тот момент, когда в стране проходили выборы в республикан­ские и местные советы. Совершенно ясно, что одной из важнейших - если не самой главной - задачей Президента СССР было противостояние нараставшим центробежным тенденциям, угрожавшим территориальной целостности и самому существованию СССР.

Введение поста Президента СССР не смогло переломить тенденцию к дальнейшему ослаблению влияния союзных властных структур. Проблема повышения эффективности власти являлась цент­ральной на состоявшемся в декабре 1990 г. 1У Съезде народных депутатов СССР. Его участники удовлетворили просьбу Президен­та СССР М.С. Горбачева о предоставлении ему дополнительных власт­ных полномочий. С целью укрепления аппарата высших союзных органов власти вводился пост вице-президента СССР, на который на съезде был избран Г.И. Янаев.

При этом одновременно Совет Министров СССР фактически был переподчинен непосредственно Президенту СССР (ранее подчинялся Верховному Совету СССР). Сохранившиеся нормы утверждения премь­ер-министра Верховным Советом СССР и его отчетов этому высшему государственному органу приобретали во многом формальный характер.

Эти решения были призваны расширить полномочия высших должностных лиц СССР и этим укре­пить союзную власть.

Введение должности Президента СССР вызвало стремление противопоставить союзному центру укрепление республиканской государственности. В июне 1991 г. была введена должность Президента РСФСР. Вскоре должности Президентов были созданы во всех союзных республиках.

В результате этого существовавшая в СССР на протяжении 70 лет советская модель государственного устройства утратила целостность. Она теперь причудливым и недостаточно ясным образом сочеталась с чуждым ранее для нее институтом президентства. Возникавшие в связи с этим теоретические и практические вопросы не получали четких и ясных ответов, поскольку в контексте борьбы между консервативными, умеренными и радикальными сторонниками реформирования позиции были чрезвычайно идеологизированы и политизированы.

 

Подготовка нового союзного договора.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...