Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составьте представление о предусмотренной Законом поэтапной процедуре выхода союзной республики из состава СССР.

2. Каково было содержание переходного периода в процессе выхода союзной республики из состава СССР?

3. Каковы были предусмотренные Законом гарантии прав граждан СССР на территории бывшей союзной республики?

 

Таким образом, вопрос о вы­ходе из Союза какой-либо республики должен был решаться только на рес­публиканском референдуме. Де­мократические нормы данного Закона, учитывавшие позиции большинства населения и устанавливаемые им пути решения вопроса о приобретении статуса независимости, явно не устраивали руководство национальных республиканских движений и местных националистов. Они встали на путь полного игнорирования и этого Закона, и всего союзного законодательства. В мае 1990 г. вышел указ Президента СССР, в котором декларации о независимости Литвы, Латвии и Эстонии были признаны противоречащими Конституции СССР, действовавшему законода­тельству и недействительными с момента их принятия.

(Ознакомьтесь с текстами Указов Президента СССР «О Декларации Верховного Совета Латвийской ССР «О восстановлении независимости Латвийской республики» и «О признании недействительным постановления Верховного Совета Эстонской ССР «О государственном статусе Эстонии» - (Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917-1991. – М.: Зерцало, 1997. – С.513-514.)

 

Предпринимались и иные мет оды воздействия союзных структур в отношении наиболее радикально настроенных республик. Так, после неоднократных протестов союзных органов власти против антиконституционных решений Верховного Совета Литовской ССР и призывов отменить решение о независимости республики в апреле-мае 1990 г. были введены ограничения на поставки в Литву из союзных фондов энергоносителей и другого сырья, реализуемого на внешнем рынке за свободно конвертируемую валюту. Эта запоздалая и неуклюже организованная мера оказалась, тем не менее, на первый взгляд довольно действенной: Верховный Совет Литвы объявил мораторий на свое постановление о независимости рес­публики. Но по сути эта мера решить проблему не могла.

Значительно усиливались и национальные сепаратистские тен­денции в целом ряде автономных республик. В мае 1990 г. прошли выборы в местные советы всех уровней, в том числе и в советы республиканских автономий. В результате выборов в состав депутатов во многих из обновленных советов вошли сторонники повышения статуса автономий до уровня союзных республик или даже их полного суверенитета.

Во главе большинства таких советов встали недавние представители местной партий­но-государственной номенклатуры, решившие «пересесть» в бо­лее прочные, удобные и сулившие большие личные перспективы кресла «национальных лидеров». Уже летом-осенью 1990 г. Та­тария, Северная Осетия, Дагестан, Якутия (Саха), Башкирия и некото­рые другие российские автономии провозгласили себя, по сути, со­юзными республиками.

Аналогичным образом развивалась ситуация в других союзных республиках. Входившие в состав Грузии Абхазия и Южная Осетия приняли декларации о суверенитете. В Молдавии были провозглашены Приднестровская и Гагаузская республики.

В политической борьбе, все более обострявшейся между союзным центром и руководством некоторых союзных республик, в частности РСФСР, союзные структуры и лично Пре­зидент СССР предпринимали попытки заигрывания с лидерами ав­тономий. Это только усиливало децентрализацию и общую напря­женность в национально-государственной сфере.

Ряд автономных образований в составе РСФСР сделали заявления о стремлении к изменению своего статуса и четыре автономные области стали автономными республиками - Адыгея, Карачаево-Черкессия, Хакасия, Горный Алтай.

Процессы суве­ренизации стали распространяться даже на областные уровни: о намерении создать автономные образования, а иногда – и о намерении провозгласить суверенитет, - стали заявлять в контексте политической полемики лидеры некоторых крупных областей в составе РСФСР.

Новым важным событием на пути суверенизации союзных рес­публик стал I Съезд народных депу­татов РСФСР (май-июнь 1990 г.). На нем развернулось открытое проти­воборство «коммунистов» и «демократов». На пост Председате­ля Верховного Совета РСФСР первые выдвинули приверженца ор­тодоксальных коммунистических взглядов И.К. Полозкова, а вторые — своего лидера Б.Н. Ельцина. После напряженной политической борьбы, что нашло отражение в нескольких турах выборов, Пред­седателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н.Ельцин. Это было явной победой сторонников радикальных реформ и первым серьезным политическим поражением Президента СССР М.С.Горбачева, который открыто призывал не поддерживать кандидатуру Ельцина.

12 июня 1990 г. деле­гаты съезда приняли комплекс документов, имевших принципиальное значение для дальнейших отношений РСФСР и союзного центра. Судьбоносную роль имела «Декларация о государственном суверенитете РСФСР».

ДЕКЛАРАЦИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ

РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Извлечение)

Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

- выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР - естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей - обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - на самоопределение в избранных им национально - государственных и национально - культурных формах.

5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах;

право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР.

6. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР.

7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством.

.........

11. На всей территории РСФСР устанавливается республиканское гражданство РСФСР. За каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Граждане РСФСР за пределами Республики находятся под защитой и покровительством РСФСР.

12. РСФСР гарантирует всем гражданам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям и религиозным организациям, действующим в рамках Конституции РСФСР, равные правовые возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.

13. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.

14. РСФСР заявляет о своей приверженности общепризнанным принципам международного права и готовности жить со всеми странами и народами в мире и согласии, принимать все меры к недопущению конфронтации в международных, межреспубликанских и межнациональных отношениях, отстаивая при этом интересы народов России.

15. Настоящая Декларация является основой для разработки новой Конституции РСФСР, заключения Союзного договора и совершенствования республиканского законодательства.

 

Одновременно с Декларацией был принят Закон «О собственности на территории РСФСР»

ЗАКОН

О СОБСТВЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР

(Извлечения)

1. На территории Российской Федерации право собственности на землю, ее недра, воды, леса, другие природные богатства, основные производственные фонды, иные имущество и фонды регулируется законами РСФСР и автономных республик.

Указанные объекты собственности могут предоставляться Союзу ССР для осуществления общесоюзных задач на условиях и в порядке, устанавливаемых законами РСФСР и Союзным договором.

..........

2. Запрещаются и признаются недействительными все действия субъектов хозяйственных отношений, противоречащие государственному суверенитету и экономическим интересам РСФСР.

 

Ознакомившись с текстами Законов, подумайте:

1. Какова была цель провозглашения суверенитета?

2. Какие новые черты в понимании суверенитета союзной республики (по сравнению с Конституцией 1977 г.) отразились в данных Законах?

3. Какие положения данных Законов вступали в явное противоречие с конституционными нормами СССР?

4. Какие последствия для СССР имело принятие данных Законов?

 

Было принято также Постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основы нового Союзного договора)».

На основе позиций, изложенных в этих документах, Съезд принял решение о разработке программы выхода РСФСР из социаль­но-экономического кризиса, причем эта программа была ориентирована прежде всего на республиканские, а не на союзные интересы.

Вскоре Верховный Совет УССР провозгласил суверени­тет Украины. Аналогичные решения утвердили Верховные Советы Молдавии, Армении, Белоруссии, республик Средней Азии.

Препятствием на пути процесса «располза­ния» Союза ССР в результате суверенизации республик должен был стать, по мнению союзного руководства, новый Союзный договор. О необходимости его разра­ботки говорилось еще на I Съезде народных депутатов СССР. Но в практическом плане работа над ним велась довольно вяло. Ска­зывалось противоречие концептуальных подходов союзного центра и республик: союзный центр исходил из идеи сохранения федеративного устройст­ва Союза, а республики стремились расширить свои полномочия, соглашаясь в лучшем случае на конфедерацию.

Согла­совать позиции Верховного Совета СССР и Верховных Советов союзных республик и приступить к непосредственной совместной работе над текстом нового договора удалось только к августу 1990 г. При этом руководящие политические силы республик Прибалтики и Грузии отказались от участия в работе подготовительного комитета по разработке но­вого Союзного договора, заявляя о стремлении к независимо­сти своих республик.

С целью противодействия сепаратизму республик в октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР».

Закон

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...