Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформирование судебной системы в условиях перестройки.

Реформирование правоохранительных органов, и в том числе судебной системы, было необходимой и актуальной задачей. Значительное внимание к вопросам судоустройства было на данном этапе связано с концепцией перехода от советской государственной модели к государственному устройству, основанному на принципе разделения властей и в связи с этим – со стремлением сформировать полноценную судебную власть.

С 1 декабря 1989 г. действовали «Основы законодательства СССР и союзных республик о судоустройстве». Данный нормативный акт определил принципы деятельности суда, основы организационного строения судебной системы.

Но, как и другие органы государства, правоохранительные органы, и судебная система в том числе, в период перестройки испытали все негативные последствия политического противостояния союзного центра и республик, «войны законов». Это создавало дополнительные трудности в процессе преобразований.

Особенностью данного этапа истории судебных органов стало то, что их реформирование на территории РСФСР существенно опережало общесоюзный уровень.

Основными направлениями реформирования судебной системы являлись следующие:

1) Создано новое звено судебной системы – арбитражные суды.

Для решения хозяйственных споров в декабре 1990 г. был создан Высший арбитражный суд СССР. Он заменил собой ранее существовавший Государственный арбитраж, который судом не являлся.

В 1991 г. была создана система арбитражных судов России и были упразднены арбитражи и аналогичные им ведомственные органы. В РСФСР система арбитражных судов включала следующие органы:

- Высший арбитражный суд РСФСР

- арбитражные суды республик в составе РСФСР

- краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов.

В процессе создания арбитражных судов России была расширена подсудность: если раньше арбитражный суд решал споры только между государственными предприятиями, учреждениями и организациями, то теперь сторонами в арбитражном суде могли выступать как физические, так и юридические лица, независимо от форм собственности.

2) В декабре 1988 г. в ходе реформы судебной системы в СССР была создана структура, похожая на конституционный суд – Комитет конституционного надзора.

В 1991 г. России был создан высший орган конституционного контроля – Конституционный суд РСФСР.

Члены КС РСФСР избирались съездом народных депутатов. Срок их полномочий не ограничивался.

В компетенции Конституционного суда было рассмотрение конституционности международных договоров, отдельных нормативных актов, правоприменительной практики, заключения по отдельным вопросам. Но специальной оговоркой было установлено, что КС не мог рассматривать политические вопросы.

3) В соответствии с реформой 1988 г. Был изменен порядок избрания судей: судьи районных и городских судов избирались теперь не гражданами своих территорий, а вышестоящими (для районных и городских) или (от областей до Верховного Суда СССР) соответствующими Советами народных депутатов.

Срок полномочий судей был увеличен с 5 до 10 лет, срок полномочий народных заседателей - с 2,5 до 5 лет.

Изменения в праве в период «перестройки».

Основными факторами, влиявшими на развитие отечественного права на данном этапе, являлись:

1) Развернувшиеся в стране процессы демократизации, реформирования всех сторон общественной жизни. С этим фактором было связано стремление через активное законотворчество закрепить достигнутые политические результаты, сделать «перестройку» необратимой.

2) Политическая борьба, проявлявшаяся на разных уровнях и в разных формах, накладывала отпечаток, прежде всего, на содержание законодательных актов. Законодательство было чрезвычайно политизированным, многие из законодательных актов были откровенно тенденциозными. Политическая борьба во многом определяла и характер законодательного процесса, который приобретал в отдельные моменты спонтанный характер.

3) Существенное влияние на развитие отечественного права оказывало законодательство других стран (Европы, США) и международное право. Нормы международного гуманитарного права стали общим ориентиром для модернизации отечественного права. Стремление влиться в ряды «цивилизованных стран», стать полноправными партнерами в диалоге с державами Запада вело к тому, что либеральная доктрина в ее современной западной интерпретации почти официально стала рассматриваться как доктринальная основа законодательства, а зарубежный опыт заимствовался. Немалую роль в этом процессе играли зарубежные эксперты и консультанты, появившиеся в этот период как в правительственных, так и в неправительственных организациях.

 

 

Источники и особенности права.

Основным источником права являлся законодательство. На этапе «перестройки» появились новые виды законодательных актов.

Постановления съездов народных депутатов СССР заняли ведущее положение по сравнению с другими нормативно-правовыми актами. Они были посвящены наиболее важным вопросам союзной государственности, в них излагались новые конституционные нормы, общие концептуальные вопросы политики, экономики, социальной жизни, права и др.

С 1990 г. чрезвычайно важную роль стали играть Постановления съездов народных депутатов РСФСР, в которых рассматривались аналогичные по существу и значению вопросы, затрагивавшие не только непосредственно уровень российской компетенции, но и уровень Союза.

В качестве важных нормативно-правовых актов утвердился институт указов Президента СССР и Президента РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов СССР Президенту было предоставлено право издавать указы по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения, формирования и деятельности исполнительных органов. Указы Президента имели характер подзаконных актов.

Аналогичные законодательные полномочия получил Президент РСФС в пределах республиканского круга ведения. В период острого политического кризиса августа 1991 г. Президент РСФСР далеко вышел за рамки установленных законом полномочий.

Источником права являлись также Правительственные постановления – как правительства СССР, так и правительства РСФСР. Они определяются как "иные правовые акты" и, строго говоря, понятием "законодательство" не охватываются.

Общий анализ источников права позволяет констатировать, что на данном этапе усилилось значение законодательной деятельности республик. Причем их правотворчество происходило в условиях более или менее явного противостояния союзному центру, и принятые республиками нормы часто вступали в прямое противоречие с нормами Союза. Это состояние получило название "войны законов". В ходе этой «войны» был нарушен общий принцип приоритета законодательства Союза, разрушалось единое правовое пространство СССР.

«Война законов» между союзным центром и отдельными республиками порождала подобные явления внутри республик. Обычным делом стало принятие местными советами (автономных республик, краевыми, областными) «законодательных актов» и различных решений, противоречивших союзному и республиканскому законодательству.

В результате в течение 1990-1991 гг. сложилась многоуровневая и внутренне противоречивая система законодательства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...