Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления воздействия внешнеэкономического фактора на национальную экономикуС позиций национальной экономики следует проводить оценку эффективности народно-хозяйственной и макроэкономической форм внешнеэкономических отношений с другими странами, учитывая, что сферой возникновения эффекта выступает внутренняя среда фирм и национальных экономик, а сферой проявления полученной эффективности — внешняя экономическая среда. Эффективность — экономическая категория, суть которой заключается в сопоставлении результатов деятельности, прежде всего производственной и хозяйственной, и затрат различных факторов, необходимых для ее постоянного возобновления. Исходя из схемы общественного воспроизводства конечным критерием народно-хозяйственной эффективности является качество жизни населения страны, достигаемое посредством: · установления связей с мировым сообществом; · обеспечения безопасности страны; · регулирования структур воспроизводства отраслей народного хозяйства и органов управления; · установления рациональных нормативов ресурсосбережения через факторы производства; · формирования эффективной инвестиционной политики; · формирования и осуществления социальной политики; · создания через факторы производства и инвестиции оптимальной структуры воспроизводства.
Эффект от развития внешнеэкономических связей страны проявляется в сферах: а) бюджетной — за счет притока таможенных платежей от экспорта (импорта) товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспортно-ориентированных и совместных синостранным капиталом предприятий; б) инвестиционной — за счет притока иностранных инвестиций и увеличения инвестиций отечественных (от экспорта); в) производственной — за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования, торговле лицензиями, организации совместных предприятий, международном финансовом лизинге); г) социальной — за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства, открытии совместных предприятий.
Новые тенденции и цели делового партнерства во внешнеэкономической деятельности В последние десятилетия XX века произошли существенные изменения в системе внешнеэкономических связей государств и деятельности их субъектов. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность государства представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при обмене ресурсами всех видов между государствами и их экономическими субъектами. Экономические отношения включают все аспекты экономической жизни государства — производство, торговлю, инвестиционную сферу и финансы. Что входит в понятие «внешнеэкономические связи» и каковы их основные функции? Функциями ВЭД являются: — организация и обслуживание международного обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах; — международное признание потребительской стоимости продуктов международного разделения труда; — организация международного денежного обращения. Внешнеэкономическая деятельность охватывает не только традиционную сферу внешней торговли, но и торговлю услугами, туризм, международное сотрудничество, развитие научной и производственной кооперации, создание совместных предприятий. Благодаря новой сложившейся системе внешнеэкономической деятельности усилилась взаимосвязь между конъюнктурой на мировых рынках товаров и услуг и внутренних рынках отдельных государств. Широкое развитие получают такие формы и элементы в системе ВЭД, как информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание, консалтинг, франчайзинг, ноу-хау, лизинг, страхование и другие. Сложившееся новое международное разделение труда характеризуется относительным снижением доли сырья и материалов в мировой торговле. Получили развитие наукоемкие, высокотехнологичные отрасли: химия, приборостроение, электроника и авиакосмическая промышленность. На этих направлениях успешно основывают свои экспортные стратегии США, страны ЕС, Япония. Такие классические в прошлом отрасли, как производство одежды и обуви, судостроение, автомобилестроение и другие переводятся через систему транснациональных корпораций в новые индустриальные государства, где относительная дешевизна рабочей силы и сырья определяет эту новую стратегию. Характерной особенностью последнего времени является постепенная ликвидация экономических границ между странами, создание единого регионального экономического организма, подчиняющегося общему регулированию. Примерами этого являются Европейский Союз, соглашения между США, Канадой и странами Латинской Америки, интеграционные процессы в странах Тихоокеанского региона. Важным результатом внешнеэкономической деятельности стал вывоз капитала, что создает фундамент для образования транснациональных корпораций (ТНК). Они, как правило, бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Роль ТНК во внешнеэкономической деятельности значительно возросла в последние 30-40 лет. Их внутрикорпорационный оборот составляет около одной трети международного экспорта. Существующие различия в людских, сырьевых и финансовых ресурсах приводят к тому, что ежегодно в поисках работы в мире перемещается до 25 млн. человек. Перемещение работников из страны в страну является еще одним показателем новых объективных условий, определяющих развитие внешнеэкономической деятельности. Эти перемещения работников регулируются конвенциями и принципами Международной организации труда (МОТ). По данным МОТ, в международном трудовом обмене ежегодно участвуют в среднем 20 млн. человек более чем из 100 стран мира. К странам с избыточными трудовыми ресурсами относятся Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Филиппины и другие. С другой стороны, страны Западной Европы, США, Австралия, страны Ближнего Востока и Южной Америки испытывают постоянную нужду в притоке рабочей силы. Одним из важных стимулов развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение объема внешней торговли способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах. С одной стороны, интенсивное развитие различных видов производства требует значительного увеличения объема внешней торговли, так как необходимы новые виды сырья, топлива, материалы, научные разработки. Интенсификация производства, с другой стороны, предполагает наличие более емкого рынка, что ведет к расширению внешнеэкономических связей (торговля, совместное предпринимательство, оказание услуг и др.) и усилению внешнеэкономической деятельности в целом. Хотя в последние десятилетия внешнеэкономической деятельностью в России занимаются на уровне правительства, регионов, предприятий, большое значение для вовлечения страны в систему глобальной мировой экономики имеет активная и целенаправленная роль государстваЦелью государственного регулирования должно быть создание благоприятных правовых, экономических и политических условий, обеспечивающих эффективную с точки зрения интересов страны и отдельного предпринимателя внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях. Хотя в странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государственная монополия на внешнюю торговлю, их высшие государственные органы (парламент, национальное собрание, конгресс) определяют внешнеэкономическую политику страны, издают законы, регулирующие торговлю, ратифицируют государственные договоры. Правительственные органы несут ответственность за регулирование и осуществление ВЭД. Особенностью современного этапа ВЭД, несомненно, является жесткое международное регулирование, при котором любая двусторонняя внешнеэкономическая сделка становится многосторонней, ибо она должна отвечать положениям и уставу Всемирной торговой организации (ВТО), выполнять требования около 40 международных организаций в этой области. При этом каждая страна при осуществлении своей внешнеэкономической деятельности должна также руководствоваться положениями ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования; Всемирной таможенной организации — в отношении таможенных процедур и их унификации; Европейского Союза — в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров; специализированных организаций ООН — в отношении экспорта особых товаров (например, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энергии — контролирует экспорт ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях). Основными требованиями, предъявляемыми ВТО к странам — членам этой организации в области внешнеэкономических связей, являются либерализация внешней торговли; торговля по мировым ценам; введение реального валютного рынка; взаимоучет платежного и торгового баланса со странами — участницами ВЭД. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |