Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления воздействия внешнеэкономического фактора на национальную экономику

С позиций национальной экономики следует проводить оценку эффективности народно-хозяйственной и макроэкономической форм внешнеэкономических отношений с другими странами, учитывая, что сферой возникновения эффекта выступает внутренняя среда фирм и национальных экономик, а сферой проявления полученной эффек­тивности — внешняя экономическая среда.

Эффективность — экономическая категория, суть которой заклю­чается в сопоставлении результатов деятельности, прежде всего произ­водственной и хозяйственной, и затрат различных факторов, необхо­димых для ее постоянного возобновления.

Исходя из схемы общественного воспроизводства конечным кри­терием народно-хозяйственной эффективности является качество жизни населения страны, достигаемое посредством:

· установления связей с мировым сообществом;

· обеспечения безопасности страны;

· регулирования структур воспроизводства отраслей народного хозяйства и органов управления;

· установления рациональных нормативов ресурсосбережения через факторы производства;

· формирования эффективной инвестиционной политики;

· формирования и осуществления социальной политики;

· создания через факторы производства и инвестиции оптималь­ной структуры воспроизводства.

 

Эффект от развития внешнеэкономических связей страны проявля­ется в сферах:

а) бюджетной — за счет притока таможенных платежей от экспорта (импорта) товаров и услуг; увеличения налоговых платежей экспорт­но-ориентированных и совместных синостранным капиталом пред­приятий;

б) инвестиционной — за счет притока иностранных инвестиций и увеличения инвестиций отечественных (от экспорта);

в) производственной — за счет модернизации технологической и производственной базы (при импорте оборудования, торговле лицен­зиями, организации совместных предприятий, международном фи­нансовом лизинге);

г) социальной — за счет увеличения занятости при наращивании экспортного производства, открытии совместных предприятий.

 


Новые тенденции и цели делового партнер­ства во внешнеэкономической деятельности

В последние десятилетия XX века произошли существенные изменения в системе внешнеэкономических связей государств и деятельности их субъектов. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность государства представляет собой систему экономических отношений, складывающихся при обмене ресурсами всех видов между государствами и их экономическими субъектами. Экономические отношения включают все аспекты экономиче­ской жизни государства — производство, торговлю, инвестиционную сферу и финансы.

Что входит в понятие «внешнеэкономические связи» и каковы их основ­ные функции?

Функциями ВЭД являются:

— организация и обслуживание международного обмена природными ре­сурсами и результатами труда в их вещественной и стоимостной формах;

— международное признание потребительской стоимости продуктов меж­дународного разделения труда;

— организация международного денежного обращения. Внешнеэкономическая деятельность охватывает не только традиционную сферу внешней торговли, но и торговлю услугами, туризм, международное сотрудничество, развитие научной и производственной кооперации, создание совместных предприятий.

Благодаря новой сложившейся системе внешнеэкономической деятель­ности усилилась взаимосвязь между конъюнктурой на мировых рынках това­ров и услуг и внутренних рынках отдельных государств. Широкое развитие получают такие формы и элементы в системе ВЭД, как информационный обмен, услуги связи, транспортное обслуживание, консалтинг, франчайзинг, ноу-хау, лизинг, страхование и другие.

Сложившееся новое международное разделение труда характеризуется относительным снижением доли сырья и материалов в мировой торговле. Получили развитие наукоемкие, высокотехнологичные отрасли: химия, при­боростроение, электроника и авиакосмическая промышленность. На этих направлениях успешно основывают свои экспортные стратегии США, стра­ны ЕС, Япония.

Такие классические в прошлом отрасли, как производство одежды и обуви, судостроение, автомобилестроение и другие переводятся через систему транснациональных корпораций в новые индустриальные государства, где относительная дешевизна рабочей силы и сырья определяет эту новую стра­тегию. Характерной особенностью последнего времени является постепенная ликвидация экономических границ между странами, создание единого регио­нального экономического организма, подчиняющегося общему регулированию. Примерами этого являются Европейский Союз, соглашения между США, Канадой и странами Латинской Америки, интеграционные процессы в стра­нах Тихоокеанского региона.

Важным результатом внешнеэкономической деятельности стал вывоз ка­питала, что создает фундамент для образования транснациональных корпо­раций (ТНК). Они, как правило, бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности.

Роль ТНК во внешнеэкономической деятельности значительно возросла в последние 30-40 лет. Их внутрикорпорационный оборот составляет около одной трети международного экспорта.

Существующие различия в людских, сырьевых и финансовых ресурсах приводят к тому, что ежегодно в поисках работы в мире перемещается до 25 млн. человек. Перемещение работников из страны в страну является еще одним показателем новых объективных условий, определяющих развитие внешнеэкономической деятельности. Эти перемещения работников регулиру­ются конвенциями и принципами Международной организации труда (МОТ). По данным МОТ, в международном трудовом обмене ежегодно участвуют в среднем 20 млн. человек более чем из 100 стран мира.

К странам с избыточными трудовыми ресурсами относятся Индия, Ки­тай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия, Филиппины и другие. С другой стороны, страны Западной Европы, США, Австралия, страны Ближнего Востока и Южной Америки испытывают постоянную нужду в притоке рабочей силы.

Одним из важных стимулов развития внешнеэкономической деятельно­сти является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнетор­говых операций. Расширение объема внешней торговли способствует сниже­нию издержек производства.

Благодаря конкуренции между производителями разных стран на мировом рынке удается довести мировые цены на товары до уровня их интернацио­нальной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

С одной стороны, интенсивное развитие различных видов производства требует значительного увеличения объема внешней торговли, так как необ­ходимы новые виды сырья, топлива, материалы, научные разработки. Интен­сификация производства, с другой стороны, предполагает наличие более емкого рынка, что ведет к расширению внешнеэкономических связей (тор­говля, совместное предпринимательство, оказание услуг и др.) и усилению внешнеэкономической деятельности в целом.

Хотя в последние десятилетия внешнеэкономической деятельностью в России занимаются на уровне правительства, регионов, предприятий, боль­шое значение для вовлечения страны в систему глобальной мировой эконо­мики имеет активная и целенаправленная роль государстваЦелью государственного регулирования должно быть создание благопри­ятных правовых, экономических и политических условий, обеспечивающих эффективную с точки зрения интересов страны и отдельного предпринима­теля внешнеэкономическую деятельность на всех уровнях.

Хотя в странах с развитой рыночной экономикой отсутствует государст­венная монополия на внешнюю торговлю, их высшие государственные органы (парламент, национальное собрание, конгресс) определяют внешнеэкономиче­скую политику страны, издают законы, регулирующие торговлю, ратифици­руют государственные договоры. Правительственные органы несут ответст­венность за регулирование и осуществление ВЭД.

Особенностью современного этапа ВЭД, несомненно, является жесткое международное регулирование, при котором любая двусторонняя внешне­экономическая сделка становится многосторонней, ибо она должна отвечать положениям и уставу Всемирной торговой организации (ВТО), выполнять требования около 40 международных организаций в этой области. При этом каждая страна при осуществлении своей внешнеэкономической деятельно­сти должна также руководствоваться положениями ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования; Всемирной таможенной организа­ции — в отношении таможенных процедур и их унификации; Европейского Союза — в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров; специализированных организаций ООН — в отношении экспорта особых товаров (например, МАГАТЭ — Международное агентство по атомной энер­гии — контролирует экспорт ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях).

Основными требованиями, предъявляемыми ВТО к странам — членам этой организации в области внешнеэкономических связей, являются либера­лизация внешней торговли; торговля по мировым ценам; введение реального валютного рынка; взаимоучет платежного и торгового баланса со странами — участницами ВЭД.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...