Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции предприятия в рыночных условияхВ условиях рыночных отношений предприятие работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Это означает, что предприятие самостоятельно обеспечивает техническое, производственное и социальное развитие за счет заработанных средств, несет полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками, осуществляет самостоятельно внутреннюю перестройку на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятия. Прибыль является главным обобщающим экономическим показателем работы предприятия, основой его успешной деятельности, источником экономического, научно-технического и социального развития. Наличие объективных для предприятия факторов, связанных с повышением цен на сырье, материалы и энергоносители, увеличением расходов на охрану окружающей среды, обеспечением качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, приводит к увеличению удельных затрат на изготовление продукции. На величине этого показателя хозяйственной деятельности предприятия сказываются также возрастающие потребности, развитие науки и техники, всеобщее расширенное воспроизводство, увеличение масштабов мирового производства и др. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, если не будет непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности. Это связано с освоением новой и модернизацией выпускаемой продукции, внедрением в производство новых машин, оборудования, инструментов и материалов, использованием прогрессивных технологий и способов производства продукции. Переход предприятий к рыночной экономике принципиально изменил условия их хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно заключает договоры с потребителями продукции, поставщиками производственных ресурсов, участвует в конкурсах на получение государственных заказов, принимает решения, связанные с использованием новых методов, средств и правил организации и управления производством. Возрастает роль внутрипроизводственного планирования, которое помогает соединить объемы выпуска продукции предприятием с потребностями рынка. Продукция становится объектом особого внимания и главной заботой всех служб предприятия. Знать потребности рынка на перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию — главная обязанность руководителей и специалистов предприятия. Предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, связанной с соблюдением законов и интересов государства, своевременным перечислением налогов и других платежей, покрытием из собственных доходов всех убытков и рисков. За счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятие производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на приобретение сырья, материалов, оплату труда персонала. Предприятие не освобождается от государственного контроля за своими доходами и уплатой налогов, санитарным состоянием производства, соблюдением стандартов и обеспечением необходимого технического уровня производства, правовой защитой наемного персонала и др. Появление конкурентов на рынке потребовало от руководителей предприятий осмысления возможных направлений развития производства, сделало эту работу настоятельной необходимостью. В таких условиях доходы предприятия, которыми оно самостоятельно распоряжается, напрямую зависят от эффективности использования всех видов ресурсов, организации и управления производством, коммерческой деятельности. Исходя из этого на предприятии лежит выполнение следующих основных функций: у — изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг; — продажа и поставка продукции потребителю; — предпродажное и послепродажное сервисное обслуживание; — материально-техническое обеспечение производства; — повышение эффективности производства; — охрана окружающей среды; — управление и организация труда на предприятии; — развитие предпринимательских способностей и навыков коммерческой работы у персонала предприятия; — соблюдение действующих стандартов и нормативов. В зависимости от размеров предприятия, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, формы собственности, социальной инфраструктуры и т.п. функции предприятия могут конкретизироваться и корректироваться. Современное предприятие (особенно крупное) представляет собой сложный многопрофильный комплекс, объединяющий различные сферы деятельности: производство, продажу продукции собственного изготовления, а также объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий), финансовые операции, предоставление инжиниринговых и консалтинговых услуг. Предприятие выступает также и основным экспортером капитала, направляемого на создание за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний. Образование многопрофильных предприятий является следствием процесса диверсификации — проникновения одного предприятия в новые для него отрасли производства и сферы деятельности, технологически между собой не связанные. Диверсификация осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции (работ, услуг), проникновения и монополизации производства новых видов сырья и продуктов его переработки. Главным ориентиром в деятельности предприятия являются потребности рынка. Рынок регулирует процессы производства и сбыта, обеспечения предприятия сырьем, материалами, оборудованием и др. С точки зрения предприятия различают рынки продаж, закупок, финансовые рынки. Такая функциональная структуризация рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. Вместе с тем сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым признакам. У предприятия, производящего продукцию (работы, услуги), может быть не менее пяти типов рынков, на которых оно работает: — потребительский рынок охватывает лиц, приобретающих товары (работы, услуги) для личного потребления; — рынок производителей включает предприятия, приобретающие товары (работы, услуги) для использования в процессе производства; — рынок промежуточных продавцов охватывает предприятия, приобретающие товары (работы, услуги) для последующей продажи; — рынок государственных учреждений включает государственные организации, приобретающие товары (работы, услуги) для коммунальных или других служб; — международный рынок охватывает покупателей за рубежом: зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных покупателей. В результате экономических реформ в России предприятие получило возможность самостоятельного выбора направлений своей деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке, методов и форм реализации своей продукции независимо от степени ее готовности, видов работ и оказываемых услуг и т.д. В реальных условиях это выражается в следующем: — предприятие может проводить экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные операции; — предприятие может представить в зависимости от степени готовности на рынок готовую или в разобранном виде продукцию, разрозненное оборудование, комплектное оборудование; — предприятие может осуществлять в зависимости от требований хозяйственной деятельности и экономической целесообразности бартерные операции, встречные закупки, компенсационные сделки, операции на давальческом сырье; — предприятие может осуществлять в сфере промышленного сотрудничества производственную и отраслевую кооперацию, создавать совместные производства, заниматься вместе с заинтересованными юридическими лицами освоением природных ресурсов; — предприятие правомочно арендовать и сдавать в аренду (лизинг) основные средства (машины, оборудование, транспортные средства, средства связи, конторское оборудование, складские помещения и т.п.), а также осуществлять финансовый лизинг; — предприятие может осуществлять с целью научно-производственной и экономической кооперации торговлю результатами своих научно-технических достижений (лицензиями и ноу-хау), а также товарными знаками и фирменными наименованиями производимой продукции. В структуре промышленных предприятий могут создаваться и функционировать торговые фирмы (торговые дома), которые имеют право реализовывать продукцию по своему усмотрению в любое время, на любом рынке и по любой цене; транспортно-экспедиторские фирмы и др. Предприятие может выступать на рынке от имени и за счет поставщика товара, то есть действовать по поручению заказчика в качестве торгового агента. Значительные финансовые ресурсы предприятие может получить на финансовом рынке за счет продаж акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; в форме дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; доходов от финансовых операций и кредитов. Рассматривая современное предприятие как совокупность различных видов деятельности, необходимо учитывать его отраслевую и предметную специализацию, структуру производства и мощность производственного потенциала, поскольку от этого в значительной мере зависят результаты хозяйствования и экономическая эффективность. При создании предприятий четко определяется, для выпуска какого конкретного вида продукции (работ, услуг) они предназначены. В зависимости от этого предприятия разделяются на промышленные (выпуск машин, оборудования, инструментов, добыча сырья, производство материалов, выработка электроэнергии и др.), сельскохозяйственные, предприятия строительной индустрии, транспорта, связи и др. С точки зрения удовлетворения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприятия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства. По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные. Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или серийного производства (например, производство чугуна, литья, проката, производство зерна, мяса и т.д.). По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные предприятия выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассортимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют отраслевой профиль и становятся межотраслевыми предприятиями. Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности. Сущность их заключается в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии является основой для производства продукции на другом предприятии. Наиболее широкое распространение получила классификация предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия). Все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются показатели численности работающих, стоимостного объема выпуска продукции, стоимости основных производственных фондов. 2.5. Право предприятия на внешнеэкономическую деятельность Главной и совершенно новой отличительной особенностью российского предприятия является его право самостоятельного выхода на мировой рынок и осуществления внешнеэкономической деятельности. ВЭД расширяет ресурсные возможности и повышает эффективность деятельности предприятия. На всех этапах развития экономики СССР внешнеэкономическая деятельность оказывала влияние на решение проблем народного хозяйства в целом, а также отдельных регионов и предприятий. Как часть общей структуры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздействовала на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производительных сил. Однако существовавшая система управления, планирования и стимулирования внешнеэкономических связей не способствовала росту эффективности внешнеэкономической деятельности, а непосредственные производители экспортной продукции — первичные производственные звенья (объединения, предприятия) были отстранены от участия во внешнеэкономических связях. Реформа внешнеэкономической деятельности началась в 1986 году с выходом постановления СМ СССР от 19 августа 1986 г. № 991«О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответствии с которым ряду министерств и небольшой группе из 70 крупнейших объединений и предприятий было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю. На развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества были направлены постановления Совета министров СССР (от 13 января 1987 г. № 48 и 49), предоставившие юридическим лицам возможность создавать на территории СССР совместные предприятия с участием иностранных фирм. Важную роль в либерализации внешнеэкономической деятельности сыграло постановление СМ СССР (от 2 декабря 1988 г. № 1405) «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений, организаций», в соответствии с которым всем предприятиям и организациям разрешался со 2 апреля 1989 г. самостоятельный выход на внешний рынок и ведение на нем внешнеэкономической деятельности на основе принципа валютной самоокупаемости. Таким образом, монополия государства юридически перестала существовать, а предприятие стало главным звеном внешнеэкономического комплекса страны. Позднее СМ СССР постановлением от 16 мая 1989 г. № 412«О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать на территории зарубежных стран предприятия с участием иностранного капитала или без него. С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осуществлены меры по существенной либерализации внешнеэкономической деятельности в стране. Начало формирования системы управления внешнеэкономической деятельностью, адекватной рыночным отношениям, было положено Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. № 213, предусматривавшим существенные изменения в этой сфере: — осуществление ВЭД разрешалось всем юридическим и физическим лицам; — разрешалось осуществление всех видов деятельности, включая посредническую; — отменялись ограничения на бартерные операции во внешней торговле; — разрешалось открытие валютных счетов всем юридическим лицам и гражданам; — отменялась специальная регистрация предприятий и организаций в качестве участника ВЭД; — российские предприятия независимо от форм собственности получали право осуществлять ВЭД с даты их регистрации в местных органах исполнительной власти; — сократился перечень лицензируемых и квотируемых товаров и услуг; — получение лицензий и квот стало осуществляться путем конкурсных или аукционных продаж.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |