Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции предприятия в рыночных условиях

В условиях рыночных отношений предприятие работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинанси­рования. Это означает, что предприятие самостоятельно обеспечивает техниче­ское, производственное и социальное развитие за счет заработанных средств, несет полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, бюджетом и банками, осуществляет самостоятельно внутреннюю перестройку на основе расширения прав и усиления экономической ответственности филиалов, цехов и отделов предприятия. Прибыль является главным обобщающим экономи­ческим показателем работы предприятия, основой его успешной деятельности, источником экономического, научно-технического и социального развития.

Наличие объективных для предприятия факторов, связанных с повыше­нием цен на сырье, материалы и энергоносители, увеличением расходов на охрану окружающей среды, обеспечением качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, приводит к увеличению удельных затрат на изго­товление продукции. На величине этого показателя хозяйственной деятель­ности предприятия сказываются также возрастающие потребности, развитие науки и техники, всеобщее расширенное воспроизводство, увеличение мас­штабов мирового производства и др.

В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, если не будет непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности. Это связано с освоением новой и модернизацией выпускаемой продукции, внедрением в производство новых машин, оборудования, инстру­ментов и материалов, использованием прогрессивных технологий и спосо­бов производства продукции.

Переход предприятий к рыночной экономике принципиально изменил условия их хозяйственной деятельности. Предприятие самостоятельно заклю­чает договоры с потребителями продукции, поставщиками производствен­ных ресурсов, участвует в конкурсах на получение государственных заказов, принимает решения, связанные с использованием новых методов, средств и правил организации и управления производством.

Возрастает роль внутрипроизводственного планирования, которое помо­гает соединить объемы выпуска продукции предприятием с потребностями рынка. Продукция становится объектом особого внимания и главной заботой всех служб предприятия. Знать потребности рынка на перспективу и успеть вовремя доставить на рынок собственную продукцию — главная обязанность руководителей и специалистов предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельно­сти, связанной с соблюдением законов и интересов государства, своевремен­ным перечислением налогов и других платежей, покрытием из собственных доходов всех убытков и рисков. За счет выручки от реализации продукции (работ, услуг) предприятие производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на приобретение сырья, материалов, оплату труда персонала.

Предприятие не освобождается от государственного контроля за своими доходами и уплатой налогов, санитарным состоянием производства, соблюде­нием стандартов и обеспечением необходимого технического уровня произ­водства, правовой защитой наемного персонала и др.

Появление конкурентов на рынке потребовало от руководителей пред­приятий осмысления возможных направлений развития производства, сде­лало эту работу настоятельной необходимостью.

В таких условиях доходы предприятия, которыми оно самостоятельно распоряжается, напрямую зависят от эффективности использования всех видов ресурсов, организации и управления производством, коммерческой деятель­ности. Исходя из этого на предприятии лежит выполнение следующих основ­ных функций: у — изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг;

— продажа и поставка продукции потребителю;

— предпродажное и послепродажное сервисное обслуживание;

— материально-техническое обеспечение производства;

— повышение эффективности производства;

— охрана окружающей среды;

— управление и организация труда на предприятии;

— развитие предпринимательских способностей и навыков коммерче­ской работы у персонала предприятия;

— соблюдение действующих стандартов и нормативов.

В зависимости от размеров предприятия, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, формы собственности, социаль­ной инфраструктуры и т.п. функции предприятия могут конкретизироваться и корректироваться.

Современное предприятие (особенно крупное) представляет собой слож­ный многопрофильный комплекс, объединяющий различные сферы деятель­ности: производство, продажу продукции собственного изготовления, а также объектов интеллектуальной собственности (патентов, лицензий), финансовые операции, предоставление инжиниринговых и консалтинговых услуг. Пред­приятие выступает также и основным экспортером капитала, направляемого на создание за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний.

Образование многопрофильных предприятий является следствием про­цесса диверсификации — проникновения одного предприятия в новые для него отрасли производства и сферы деятельности, технологически между собой не связанные. Диверсификация осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции (работ, услуг), проникновения и монополизации производства новых видов сырья и продуктов его пере­работки.

Главным ориентиром в деятельности предприятия являются потребности рынка. Рынок регулирует процессы производства и сбыта, обеспечения пред­приятия сырьем, материалами, оборудованием и др.

С точки зрения предприятия различают рынки продаж, закупок, финан­совые рынки. Такая функциональная структуризация рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. Вместе с тем сами рынки в основном делятся не по функциональным, а по предметно-отраслевым и продуктовым признакам. У предприятия, производящего продукцию (работы, услуги), может быть не менее пяти типов рынков, на которых оно работает:

— потребительский рынок охватывает лиц, приобретающих товары (ра­боты, услуги) для личного потребления;

— рынок производителей включает предприятия, приобретающие товары (работы, услуги) для использования в процессе производства;

— рынок промежуточных продавцов охватывает предприятия, приобре­тающие товары (работы, услуги) для последующей продажи;

— рынок государственных учреждений включает государственные орга­низации, приобретающие товары (работы, услуги) для коммунальных или других служб;

— международный рынок охватывает покупателей за рубежом: зарубеж­ных потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государст­венных покупателей.

В результате экономических реформ в России предприятие получило воз­можность самостоятельного выбора направлений своей деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке, методов и форм реализации своей продукции независимо от степени ее готовности, видов работ и оказываемых услуг и т.д.

В реальных условиях это выражается в следующем:

— предприятие может проводить экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные операции;

— предприятие может представить в зависимости от степени готовности на рынок готовую или в разобранном виде продукцию, разрозненное обору­дование, комплектное оборудование;

— предприятие может осуществлять в зависимости от требований хозяй­ственной деятельности и экономической целесообразности бартерные опе­рации, встречные закупки, компенсационные сделки, операции на давальческом сырье;

— предприятие может осуществлять в сфере промышленного сотрудни­чества производственную и отраслевую кооперацию, создавать совместные производства, заниматься вместе с заинтересованными юридическими лицами освоением природных ресурсов;

— предприятие правомочно арендовать и сдавать в аренду (лизинг) основ­ные средства (машины, оборудование, транспортные средства, средства связи, конторское оборудование, складские помещения и т.п.), а также осуществлять финансовый лизинг;

— предприятие может осуществлять с целью научно-производственной и экономической кооперации торговлю результатами своих научно-техни­ческих достижений (лицензиями и ноу-хау), а также товарными знаками и фирменными наименованиями производимой продукции.

В структуре промышленных предприятий могут создаваться и функцио­нировать торговые фирмы (торговые дома), которые имеют право реализовывать продукцию по своему усмотрению в любое время, на любом рынке и по любой цене; транспортно-экспедиторские фирмы и др.

Предприятие может выступать на рынке от имени и за счет поставщика товара, то есть действовать по поручению заказчика в качестве торгового агента.

Значительные финансовые ресурсы предприятие может получить на фи­нансовом рынке за счет продаж акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых данным предприятием; в форме дивидендов и процентов по ценным бумагам других эмитентов; доходов от финансовых операций и кредитов.

Рассматривая современное предприятие как совокупность различных видов деятельности, необходимо учитывать его отраслевую и предметную специализацию, структуру производства и мощность производственного по­тенциала, поскольку от этого в значительной мере зависят результаты хозяй­ствования и экономическая эффективность.

При создании предприятий четко определяется, для выпуска какого кон­кретного вида продукции (работ, услуг) они предназначены. В зависимости от этого предприятия разделяются на промышленные (выпуск машин, обору­дования, инструментов, добыча сырья, производство материалов, выработка электроэнергии и др.), сельскохозяйственные, предприятия строительной индустрии, транспорта, связи и др.

С точки зрения удовлетворения потребностей человека важнейшими являются предприятия, производящие предметы потребления, т.е. предприя­тия сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, машинострое­ния, химической, деревообрабатывающей промышленности, жилищного и коммунального строительства.

По структуре предприятия делятся на узкоспециализированные, много­профильные и комбинированные.

Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавли­вают ограниченный ассортимент продукции массового или серийного произ­водства (например, производство чугуна, литья, проката, производство зерна, мяса и т.д.).

По мере усиления конкуренции многие узкоспециализированные пред­приятия выходят за рамки прежней специализации, резко расширяют ассор­тимент продукции и услуг и захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют отраслевой профиль и становятся межотрас­левыми предприятиями.

Многопрофильные предприятия, которые чаще всего встречаются в про­мышленности и сельском хозяйстве, выпускают продукцию широкого ассор­тимента и различного назначения.

Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстиль­ной и металлургической промышленности. Сущность их заключается в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии является основой для производства продукции на другом предприятии.

Наиболее широкое распространение получила классификация предприя­тий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия). Все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесе­нии предприятий к одной из указанных групп используются показатели чис­ленности работающих, стоимостного объема выпуска продукции, стоимости основных производственных фондов.

2.5. Право предприятия на внешнеэкономиче­скую деятельность

Главной и совершенно новой отличительной особенностью российского предприятия является его право самостоятельного выхода на мировой рынок и осуществления внешнеэкономической деятельности. ВЭД расширяет ресурс­ные возможности и повышает эффективность деятельности предприятия.

На всех этапах развития экономики СССР внешнеэкономическая дея­тельность оказывала влияние на решение проблем народного хозяйства в целом, а также отдельных регионов и предприятий. Как часть общей струк­туры народного хозяйства внешнеэкономическая деятельность воздейство­вала на совершенствование внутрихозяйственных пропорций, размещение и развитие производительных сил.

Однако существовавшая система управления, планирования и стимулиро­вания внешнеэкономических связей не способствовала росту эффективно­сти внешнеэкономической деятельности, а непосредственные производители экспортной продукции — первичные производственные звенья (объединения, предприятия) были отстранены от участия во внешнеэкономических связях.

Реформа внешнеэкономической деятельности началась в 1986 году с выхо­дом постановления СМ СССР от 19 августа 1986 г. № 991«О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», в соответ­ствии с которым ряду министерств и небольшой группе из 70 крупнейших объединений и предприятий было предоставлено право непосредственного осуществления экспортно-импортных операций при сохранении монополии государства на внешнюю торговлю.

На развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудниче­ства были направлены постановления Совета министров СССР (от 13 января 1987 г. № 48 и 49), предоставившие юридическим лицам возможность созда­вать на территории СССР совместные предприятия с участием иностранных фирм.

Важную роль в либерализации внешнеэкономической деятельности сыг­рало постановление СМ СССР (от 2 декабря 1988 г. № 1405) «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооператив­ных и иных общественных предприятий, объединений, организаций», в со­ответствии с которым всем предприятиям и организациям разрешался со 2 апреля 1989 г. самостоятельный выход на внешний рынок и ведение на нем внешнеэкономической деятельности на основе принципа валютной само­окупаемости. Таким образом, монополия государства юридически перестала существовать, а предприятие стало главным звеном внешнеэкономического комплекса страны.

Позднее СМ СССР постановлением от 16 мая 1989 г. № 412«О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом» разрешил юридическим лицам СССР создавать на территории зарубежных стран пред­приятия с участием иностранного капитала или без него.

С созданием суверенного государства в Российской Федерации были осу­ществлены меры по существенной либерализации внешнеэкономической деятельности в стране. Начало формирования системы управления внешне­экономической деятельностью, адекватной рыночным отношениям, было по­ложено Указом Президента России «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. № 213, преду­сматривавшим существенные изменения в этой сфере:

— осуществление ВЭД разрешалось всем юридическим и физическим лицам;

— разрешалось осуществление всех видов деятельности, включая посред­ническую;

— отменялись ограничения на бартерные операции во внешней тор­говле;

— разрешалось открытие валютных счетов всем юридическим лицам и гражданам;

— отменялась специальная регистрация предприятий и организаций в качестве участника ВЭД;

— российские предприятия независимо от форм собственности получали право осуществлять ВЭД с даты их регистрации в местных органах исполни­тельной власти;

— сократился перечень лицензируемых и квотируемых товаров и услуг;

— получение лицензий и квот стало осуществляться путем конкурсных или аукционных продаж.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...