Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно- правовые формы предприятий

Т.В. Наумова

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Учебное пособие

Для студентов вузов

 

Кемерово 2005

 

УДК 658.5 (075)

ББК 65.29 я 7

Н 34

Рецензенты:

Т.А.Швецова, канд. эконом. наук, доцент;

И.В.Сандракова, канд. техн. наук, доцент;

Рекомендовано редакционно-издательским советом

Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

 

Т.В. Наумова.

Н34 Экономика предприятия: Учебное пособие./Кемеровский

технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2005. – 96с.

ISBN

 

В учебное пособие включен теоретический материал по дисциплине «Эко-номика прелприятия», в приложении – рекомендации по выполнению контрольной работы, а так же вопросы для экзамена.

Целесообразность издания учебного пособия по курсу «Экономика пред-приятия» обусловлена тем, что оно комплексно включает в себя все необходимые для студентов всех форм обучения учебно-методические материалы по данной дисциплине.

УДК 658.5 (075)

ББК 65.29 я 7

 

Ó Т.В. Наумова, 2005

Ó КемТИПП, 2005

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Предприятие как субъект и объект

предпринимательской деятельности……………………………………….6

1.1 Предприятие как субъект и объект

предпринимательской деятельности……………………………………….6

1.2 Классификация предприятий……………………………….……….…..7

1.3 Организационно - правовые формы предприятий…………..…………8

1.4 Объединения предприятий……………………………………………...11

Глава 2. Среда функционирования предприятия:

внешняя и внутренняя………………………………………………………14

2.1 Факторы косвенного воздействия……………………………………...14

2.2 Факторы прямого воздействия………………………………..………..15

2.3 Предприятие и государство…………………………………….………16

2.4 Внутренняя среда предприятия……………………………………….. 17

Глава 3. Продукция предприятия, ее конкурентоспособность …………...…… 18

3.1 Конкурентоспособность товара - главный фактор

эффективности производства…………………………………………..… 18

3.2 Качество продукции – важный элемент конкурентоспособности…. 19

Глава 4 Основные средства предприятия………………………………..……….22

4.1Понятие и классификация основных средств………………..………...22

4.2 Учет и оценка основных средств……………………………..………...23

4.3 Износ и амортизация………………………………………….…………24

4.4 Показатели эффективности использования ОПФ………….…………25

4.5 Нематериальные активы……………………………………….………..27

Глава 5 Оборотные средства предприятия……………………………………….28

5.1 Состав оборотных средств и источники формирования……………...28

5.2 Кругооборот и показатели оборачиваемости…………………….……29

5.3 Нормирование оборотных средств……………………………….…….30

5.4 Пути улучшения использования оборотных средств…………….…...31

Глава 6 Трудовые ресурсы и показатели их использования……………….……32

6.1 Персонал предприятия и показатели его использования………….…32

6.2Производительность труда и методы измерения ………………..……33

6.3 Оплата труда работников предприятия………………………………..34

Глава 7. Организация производства на предприятии……………………………37

7.1 Производственный процесс и его содержание…………………….…..37

7.2 Принципы организации производственного процесса…………….….38

7.3 Типы производств, их характеристика ………………………………..39

7.4 Методы организации производственного процесса ……………….....41

7.5 Производственная структура предприятия……………………………...43

7.6 Инфраструктура предприятия……………………………………………44

Глава 8. Управление предприятием……………………………………………….46

8.1 Организационная структура управления предприятием..…………….46

8.2 Принципы построения организационной структуры…………………52

8.3 Управленческий персонал предприятия……………………………….53

Глава 9. Планирование на предприятии…………………………………………54

9.1 Стратегическое планирование………………………………………….54

9.2 Текущее и оперативно- производственное планирование……………56

9.3 Планирование показателей производственной программы…………..57

9.4 Производственная мощность предприятия……………………………59

Глава 10 Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия……....60

10.1 Понятие и формы капитального строительства . ……………………60

10.2 Источники финансирования инвестиций……………………………..62

10.3 Организация инвестиционного проекта………………………………62

10.4 Оценка экономической эффективности капитальных вложений…..63

10.5 Инвестиционная политика на современном этапе .………………….66

10.6 Инновационная деятельность…………………………………………66

Глава 11 Доходы и расходы предприятия………………………………………...68

11.1 Себестоимость продукции…………………………….….……………68

11.2 Прибыль и рентабельность…………………………………………….72

Глава 12 Ценообразование…………………………………………………………76

12.1 Понятие и функции цены……………………………………………...76

12.2 Классификация цен …………………………………….……………...77

12.3 Регулирование цен…………………………..…………………………80

12.4 Политика предприятия в области ценообразования…………………82

 

Список литературы…………………………………………………………………84

Приложение 1……………………………………………………………………….85

Приложение 2 ……………………………………………………………………....87


Введение

 

Предметом изучения дисциплины экономика предприятия является деятельность предприятия. Предприятие производит продукцию, работы, и услуги необходимые для нормальной жизнедеятельности людей, выступает связующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Предприятия осуществляет формирования бюджетов всех уровней.

В условиях рыночной системы хозяйствования предприятие объективно становится основным звеном производственных отношений. От того, насколько эффективно осуществляется деятельность предприятия, зависит состояние экономики государства.

Дисциплина «Экономика предприятия» тесно связана с другими экономическими дисциплинами, с макро – и микроэкономикой, бухгалтерским учетом, анализом хозяйственной деятельности, маркетингом, финансами и др.

Основными объектами изучения экономики предприятия являются:

-организационная и производственная структура предприятия, организация процесса управления;

- планирование деятельности предприятия текущее и стратегическое;

- формирование и использование ресурсов предприятия : основного и оборотного капитала, человеческих ресурсов;

- формирование издержек производства и ценообразование;

- управление финансовыми ресурсами и формирование финансовых результатов;

- инновационная и инвестиционная деятельность предприятия;

- конкурентоспособность предприятия на основе повышения качества.

Являясь прикладной дисциплиной экономика предприятия использует методы исследования, характерные для прикладных экономических наук. Большое значение имеют методы статистического наблюдения и сравнительного анализа. Они дают возможность накапливать и сопоставлять частные и обобщающие экономические показатели, анализировать динамику предприятия, сравнивать результаты его деятельности с показателями других хозяйствующих субъектов с целью выявления наилучших результатов. Используются в теоретическом и прикладном анализе экономики предприятия математические модели, методы графического изображения.

Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных условиях возможно лишь при условии умелого сочетания трех основных моментов: знания экономической теории, наличия конкретных экономических знаний и навыков, умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов.


Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

 

1.1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности.

1.2 Классификация предприятий

1.3 Организационно- правовые формы предприятий

1.4 Объединения предприятий

 

1.1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

 

Предпринимательская деятельность - инициативная самостоятельная деятельность граждан или юридических лиц, направленная на получение прибыли. Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации юридического или физического лица, без регистрации предпринимательская деятельность осуществляться не может.

Права, обязанности, ответственность и гарантии предпринимателей регламентируются законодательством.

Законами Российской Федерации гарантируются:

- право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятие, приобретать необходимое для их деятельности имущество;

- равное право доступа всех субъектов на рынок, к материальным, трудовым, информационным и природным ресурсам;

- равные условия деятельности предприятий независимо от вида собственности и организационно- правовой формы;

- свободный выбор сферы предпринимательства в установленных пределах;

- защита имущества предприятий от незаконного изъятия;

- недопущение недобросовестной конкуренции предпринимателей и монопольного положения на рынке отдельных товаропроизводителей.

Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием и без образования юридического лица.

Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Основной формой организации предпринимательства является предприятие.

Предприятием является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Значимость предприятия для экономики определяется следующим:

- предприятие производит продукцию, выполняет работы и оказывает услуги для жизнедеятельности человека и общества в целом;

- предприятие является главным субъектом отношений, складывающихся в обществе по поводу производства, реализации, распределения и потребления продукции;

- предприятие формирует спрос на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно- управленческие нововведения;

- предприятие формирует доходы бюджетов всех уровней;

- на предприятиях работники получают вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя.

Предприятия - это производственные объекты, на которых создаются все материальные ценности. Предприятия, как объекты предпринимательской деятельности, составляют структуру отраслей, определяют их профиль и масштабы. Кроме того, предприятия и организации определенной фирменной принадлежности формируют размер и территориальную специализацию городов, поселков, областей, краев, в которых они расположены.

Предприятие является коммерческой организацией, т.е. нацеленной на получение прибыли.

К основным функциям производственного предприятия можно отнести:

- изготовление продукции, продажу и поставку продукции потребителю;

- послепродажное обслуживание продукции;

- материально- техническое обеспечение производства

- управление и организацию труда персонала;

- повышение качества продукции;

- снижение удельных издержек и рост объемов производства;

- соблюдение действующих стандартов, нормативов, законов;

- уплату налогов, и др.

Фактическая ситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствуют о степени эффективности экономической политики в стране.

 

Классификация предприятий

 

Предприятия классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, по размерам, по организационно правовым формам.

1. Классификация по виду и характеру хозяйственной деятельности.

Предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, торговые, кредитно-финансовые, транспортные и др.)

2. Классификация по формам собственности.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. В соответствии с «Гражданским кодексом РФ» часть I имущество предприятий может находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций. В Законе сказано, что права всех собственников защищаются равным образом.

3. Классификация по размерам предприятий

Одной из важнейших характеристик предприятия являются его размеры, определяемые в первую очередь количеством (занятых) работников. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т. п.

Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью. Например, предприятия черной металлургии и машиностроения обычно крупные (свыше 1000 занятых). В легкой, пищевой, нефтеперерабатывающей промышленности действуют в основном средние предприятия (от 100 до 500 занятых); в деревообрабатывающей, швейной промышленности мелкие (до 100 занятых).

В целом ведущую роль в национальной экономике, несмотря на относительно небольшое их количество, играют крупные предприятия. Основное же число предприятий представлено мелкими и средними. Российская экономика характеризуется пока еще низкой долей мелкого и среднего частного предпринимательства.

4. Классификация по организационно - правовым формам

Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно - правовых форм предприятий - юридических лиц и определены права граждан - физических лиц.

Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя, а также создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими лицами.

В соответствии с законодательством предприятия в Российской Федерации функционируют в следующих организационно- правовых формах:

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- производственный кооператив;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия

 

Объединения предприятий

Предприятия создают объединения, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, промышленные холдинги, финансово – промышленные группы.

Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т. е. регулирования сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации. Для картеля характерно наличие следующих признаков:

- договорной характер объединения;

- сохранение права собственности участников картеля на свои предприятия и обеспечиваемая этим, хозяйственная, финансовая и юридическая самостоятельность;

- совместная деятельность по реализации продукции, которая может распространяться, хотя и в ограниченной степени на производство.

Синдикат – форма договорного объединения предприятий предполагающая централизацию снабжения предприятий – членов синдиката и сбыта производимой продукции. Создание синдиката позволяет устранить конкуренцию между его участниками в области закупок сырья, и сбыта товаров. Для осуществления перечисленных управленческих функций создается специальный орган в качестве дирекции синдиката. Орган, производящий сбыт и закупку, собирает все заказы на продукцию предприятий синдиката и распределяет их в соответствии с квотами, зафиксированными в договоре. Коммерческая самостоятельность членов синдиката утрачивается полностью, а производственная – частично. Предприятия синдиката юридически самостоятельны. Участниками синдиката могут быть не только предприятия, но и концерны, тресты, другие объединения.

Трестпредставляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую, производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т. е. Объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья или играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.

Концерн – это объединение самостоятельных предприятий, форма, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования. Концерны благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной коньюктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их в наиболее рентабельных окупаемых направлениях. Важнейшим признаком концернов является единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений. Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).

Консорциум- это временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно- технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут объединяться как крупные, так и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении крупного проекта. Консорциум представляет собой эффективный организационно- структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.

Консорциум строится на договорной основе. Предприятия, входящие в состав объединения сохраняют за собой юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность, но в деятельности, касающейся целей консорциума, подчиняются совместно выбранному руководству. После осуществления проекта консорциум распадается.

Холдинговая компания - это организация, владеющая контрольными пакетами акций или долями в паях других компаний с целью управления их деятельностью и контроля. Механизм контрольного пакета акции дает ей право голоса, благодаря чему она получает возможность проводить единую политику и осуществлять единый контроль за соблюдением интересов больших корпораций, концернов, трестов или ускорять процесс диверсификации. Таким образом, холдинговая компания – это вершина пирамиды, составленной из дочерних компаний (их контрольные пакеты акций входят в состав активов холдинговой компании).

В Российской Федерации холдинги и их дочерние предприятия создаются только в форме открытых акционерных обществ.

Положительной стороной образования холдинговых компаний является то, что благодаря обладанию контрольными пакетами акций они имеют возможность проводить единую политику в различных областях деятельности, направленную на увеличение производства и сбыта.

Холдинговые компании могут быть созданы в следующих случаях:

- при образовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;

- при объединении пакета акций юридически самостоятельных предприятий;

- при учреждении новых акционерных обществ.

В число участников (акционеров) холдинговых компаний и их дочерних предприятий при их создании могут входить юридические и физические лица, признанные покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации “О приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации”.

Финансово – промышленные группы - хозяйственное объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно - финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности. ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации. ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик финансово- промышленной группы можно отнести следующие:

- интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую и кадровую политику;

- наличие общей стратегии;

- добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;

- структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и объединениях.

Появление и возрастание роли ФПГ в российской экономике является закономерным явлением. ФПГ рассматриваются, как средство борьбы с отечественным монополизмом, так как они имеют реальную базу развертывания диверсификации производства, располагают большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных районах страны.

 

Факторы косвенного воздействия

 

Факторы косвенного воздействия действуют независимо от предприятия и не подлежат влиянию с его стороны. К ним относят:

- демографические (распределение населения по половозрастному составу; снижение рождаемости; старение населения; миграция населения; уровень образования и т.д.);

- экологические (уровень загрязнения окружающей среды; дефицит исчерпаемых ресурсов; удорожание некоторых видов ресурсов и т.д.);

- политические и правовые факторы непосредственно влияют на предпринимательскую деятельность. В условиях политической нестабильности и правовой неразберихи, предприятия вынуждены выживать или ограничивать производство. Правовой беспредел отталкивает потенциальных инвесторов;

- экономические (потенциал рынка, сбережения населения, условия кредитования, процентные ставки, цены на товары и услуги и т.д.).

- технологические (уровень развития техники и технологии, инновационная деятельность и т.д.);

- другие факторы (социальные, географические, природные и т.д.)

Макросреда обладает следующими характеристиками:

- взаимосвязанность факторов, т.е. все факторы нельзя рассматривать изолированно. Они действуют на совместном уровне;

- сложность внешней среды - это число факторов, на которые фирма обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора, т.е. количество вариантов;

- подвижность внешней среды, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы

- неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора; а также функция уверенности в достоверности этой информации.

 

Факторы прямого воздействия

 

К факторам прямого воздействия относятпоставщиков, конкурентов, потребителей, государство.

Поставщики обеспечивают предприятие сырьем, материалами, оборудованием и т.д.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно налаживает хозяйственные связи с поставщиками ресурсов

Таблица 1

Система взаимоотношения предприятия с поставщиками

 

Критерий отбора. Подход.
Источники снабжения и цены Из нескольких источников отбираются лучшие, предпочтение отдается не ценовым критериям, а качеству сырья и срокам поставок.
График поставок Долговременные, надежные обязательства по поставкам и приемке.
Производственный процесс Концентрация внимания на контроле качества по всему производственному процессу.
Ценообразование Готовность оплатить партнеру за улучшение качества обслуживания на основе взаимного доверия.
Передача информации Контакты на многосторонней основе и на разных уровнях управления.

 

Потребители – это все, кто приобретает товары предприятия.

В рыночной системе потребители решают судьбу предприятия: либо обеспечивают стабильный рост, либо вынуждают к банкротству. Обеспечение сбыта – важный фактор эффективного функционирования фирмы. Предприятия могут выходить на потребителей через службы сбыта, торговые предприятия, посредников. Для привлечения покупателей существуют различные методы: хорошо составленная и грамотно оформленная реклама; организация выставок, ярмарок, презентаций; гибкая система скидок; предоставление кредитов и т.д.

Конкуренты – это фирмы, которые поставляют на рынок аналогичные товары.

Предприятие должно изучать своих конкурентов и иметь ответы на вопросы:

- кто является конкурентами?

- кто в перспективе может стать конкурентом?

- каковы стратегии конкурентов?

- Необходимо анализировать сильные и слабые стороны конкурентов.

- Для усиления позиций в конкурентной борьбе, предприятие должно изучать свои конкурентные преимущества.

 

Предприятие и государство

Важным элементов внешней среды является государство, которое, проводя свою политику в области экономики, влияет определенным образом на деятельность хозяйствующих субъектов.

Через хозяйственное законодательство государство влияет на деятельность фирмы, и это влияние может быть разнонаправленным:

поощряющим предпринимательство и создающим свободу для предприятий, организации, частных лиц; затрудняющим проявление частной инициативы и сдерживающим развитие предпринимательства

Основными хозяйственными функциями государства являются:

- разработка и утверждение правовых основ экономики;

- определение приоритетов макроэкономического развития;

- реализация социальных ценностей, или компенсация негативных сторон рынка;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- экономическое регулирование хозяйственной деятельности и т.д.

Государственное регулирование ставит целью соблюдать интересы государства, общества и социально-незащищенных слоев. Существуют различные формы регулирования, наиболее важными из которых являются:

а) непосредственное государственное управление рядом отраслей (атомная энергетика, военные и оборонные заводы, водные ресурсы, учреждения науки и т.д.). Многие объекты находятся в государственной федеральной собственности;

б) государственное регулирование в сфере труда и социальных отношений предусматривает установление минимального размера оплаты труда, продолжительности отпуска очередного и дополнительного, определение возраста выхода на пенсию, контроль за страхованием работников и др.;

в) антимонопольное регулирование направлено на ограничение или запрет деятельности предприятий - монополистов, осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при создании, ликвидации и реорганизации хозяйственных субъектов; контроля за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести фирму к доминирующему положению и др.;

г) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, дифференциации налоговых ставок. Изменяя в ту или иную сторону ставки налогов, государство может ускорять или замедлять экономические процессы;

д) бюджетное регулирование заключается в формировании бюджета за счет налогов и возможности распределять по разным направлениям средства государственного бюджета. Одни отрасли получают большую, другие – меньшую часть бюджетных ассигнований. Через государственные расходы финансируется государственный сектор, реализуются социальные программы, осуществляются государственные заказы.

е) денежно-кредитное регулирование заключается в том, что государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку и норму резервирования, установленную центральным банком.

ж) другие форму регулирования (ценовое, внешнеэкономическое)

В рыночной экономике главная задача государства состоит в том, чтобы создать такие условия, при которой все субъекты предпринимательской деятельности имели бы равные возможности для производства товаров, выхода на рынок, получения прибыли.

Описание факторов внешней среды отражает разнообразие, противоречивость и комплексность их проявления. Необходима постоянная работа по учету факторов внешней среды, которая должна включать прогнозирование процессов, происходящих во внешней среде; анализ их реального протекания; выработку и осуществление стратегии, и оперативные действия, обеспечивающие достижение стратегических целей.

 

Внутренняя среда предприятия

 

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация, денежные ресурсы. Результатом взаимодействия всех элементов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Основу предприятия составляют работники, которые характеризуются профессиональным составом, квалификацией, интересами. От усилий руководителей, специалистов, рабочих во многом завися результаты деятельности самого предприятия. Для осуществления производственного процесса необходимы основные средства, с помощью которых изготавливается продукция и оборотные средства, из которых создается продукция.

Для расчетов за поставки сырья, материалов, оборудования, энергоресурсов, выплаты заработной платы и осуществления прочих платежей необходимы денежные средства, которые накапливаются на расчетном счете и в кассе предприятия.

Важное значение для работы предприятия имеет информация – коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию, и в каком количестве необходимо изготовить, по какой цене ее реализовать, какие расходы потребуются для производства. Техническая информация описывает технологию изготовления продукции, устанавливает из каких материалов, и при помощи какого оборудования должна вестись работа. На основе оперативной информации выдается задание персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляется учет, контроль и регулирование хода производственного процесса.

При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, цель которого производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

 

Стандартизация продукции

 

Важным элементом в системе управления качеством изделий является стандартизация. Главная задача стандартизации – создание системы нормативно–технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой для населения, обороны страны, для экспорта и т.д., а также контроль за правильностью использования этой документации.

Стандартизация базируется на ряде принципов:

повторяемость - определяет круг объектов, к которым применимы вещи, процессы, отношения, обладающие одним общим свойством – повторяемостью либо во времени, либо в пространстве;

- вариантность – создание рационального многообразия – обеспечивает минимум рациональных разновидностей стандартных элементов, входящих в стандартизуемый объект;

- системность – определяет стандарт как элемент системы и приводит к созданию систем стандартов;

- взаимозаменяемость – применительно к технике предусматривает сборку или замену одинаковых деталей, изготовленных в разное время и в различных точках пространства.

Государственные стандарты Российской Федерации включают:

- обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды; обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;

- обязательные методы контроля, требований к качеству продукции, работ и услуг;

- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также утилизации продукции;

- положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила оформления технической документации и т.д.

В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:

а) государственные стандарты РФ (ГОСТ РФ);

б) отраслевые стандарты (ОСТ);

в) технические условия (ТУ);

г) стандарты предприятий и объединений предприятий.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

 

Учет и оценка основных средств

На предприятиях ведется натуральный учет основных средств. Натуральный учет осуществляется на основе технических паспортов и ежегодно проводимой инвентаризации. С помощью учета определяют наличие основных средств и прослеживают их движение.

Стоимостная оценка проводится по первоначальной стоимости,повосстановительной стоимости, по остаточной стоимости.

Первоначальная стоимость - это стоимость на момент ввода основных средств в эксплуатацию. В ней учитываются все фактические затраты предприятия на приобретение, установку основных производственных фондов, стоимость транспортирования, стоимость монтажа и др. По первоначальной стоимости основные фонды принимаются на баланс предприятия.

Полная восстановительная стоимость показывает, сколько средств пришлось бы затратить предприятию на дату переоценки, при существующих расценках на строительно-монтажные работы, транспортных тарифах, таможенных пошлинах и т.д., для замены имеющихся изношенных основных фондов на новые или для полного восстановления основных фондов. Восстановительная стоимость – это стоимость переоценки основных фондов на конкретную дату. Переоценка недолжна проводиться чаще, чем 1 раз в год.

Переоценка осуществляется:

а) по коэффициентам пересчета;

б) на основе рыночной стоимости объекта.

Остаточная стоимость основных фондов определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленн<

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...