Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Среда функционирования предприятий: внешняя и внутренняя

2.1 Факторы косвенного воздействия

2.2 Факторы прямого воздействия

2.3 Предприятие и государство

2.4 Внутренняя среда предприятия

Любая организация существует в окружении внешней среды. Внешняя среда во многом создает условия для деятельности предприятий и во многом определяет результаты этой деятельности. Факторы внешней среды можно разделить на две группы:

- факторы косвенного воздействия (макросреда);

- факторы прямого воздействия (микросреда)

 

Факторы косвенного воздействия

 

Факторы косвенного воздействия действуют независимо от предприятия и не подлежат влиянию с его стороны. К ним относят:

- демографические (распределение населения по половозрастному составу; снижение рождаемости; старение населения; миграция населения; уровень образования и т.д.);

- экологические (уровень загрязнения окружающей среды; дефицит исчерпаемых ресурсов; удорожание некоторых видов ресурсов и т.д.);

- политические и правовые факторы непосредственно влияют на предпринимательскую деятельность. В условиях политической нестабильности и правовой неразберихи, предприятия вынуждены выживать или ограничивать производство. Правовой беспредел отталкивает потенциальных инвесторов;

- экономические (потенциал рынка, сбережения населения, условия кредитования, процентные ставки, цены на товары и услуги и т.д.).

- технологические (уровень развития техники и технологии, инновационная деятельность и т.д.);

- другие факторы (социальные, географические, природные и т.д.)

Макросреда обладает следующими характеристиками:

- взаимосвязанность факторов, т.е. все факторы нельзя рассматривать изолированно. Они действуют на совместном уровне;

- сложность внешней среды - это число факторов, на которые фирма обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора, т.е. количество вариантов;

- подвижность внешней среды, т.е. скорость, с которой происходят изменения в окружении фирмы

- неопределенность внешней среды – функция количества информации, которой располагает фирма по поводу конкретного фактора; а также функция уверенности в достоверности этой информации.

 

Факторы прямого воздействия

 

К факторам прямого воздействия относятпоставщиков, конкурентов, потребителей, государство.

Поставщики обеспечивают предприятие сырьем, материалами, оборудованием и т.д.

В рыночной экономике предприятие самостоятельно налаживает хозяйственные связи с поставщиками ресурсов

Таблица 1

Система взаимоотношения предприятия с поставщиками

 

Критерий отбора. Подход.
Источники снабжения и цены Из нескольких источников отбираются лучшие, предпочтение отдается не ценовым критериям, а качеству сырья и срокам поставок.
График поставок Долговременные, надежные обязательства по поставкам и приемке.
Производственный процесс Концентрация внимания на контроле качества по всему производственному процессу.
Ценообразование Готовность оплатить партнеру за улучшение качества обслуживания на основе взаимного доверия.
Передача информации Контакты на многосторонней основе и на разных уровнях управления.

 

Потребители – это все, кто приобретает товары предприятия.

В рыночной системе потребители решают судьбу предприятия: либо обеспечивают стабильный рост, либо вынуждают к банкротству. Обеспечение сбыта – важный фактор эффективного функционирования фирмы. Предприятия могут выходить на потребителей через службы сбыта, торговые предприятия, посредников. Для привлечения покупателей существуют различные методы: хорошо составленная и грамотно оформленная реклама; организация выставок, ярмарок, презентаций; гибкая система скидок; предоставление кредитов и т.д.

Конкуренты – это фирмы, которые поставляют на рынок аналогичные товары.

Предприятие должно изучать своих конкурентов и иметь ответы на вопросы:

- кто является конкурентами?

- кто в перспективе может стать конкурентом?

- каковы стратегии конкурентов?

- Необходимо анализировать сильные и слабые стороны конкурентов.

- Для усиления позиций в конкурентной борьбе, предприятие должно изучать свои конкурентные преимущества.

 

Предприятие и государство

Важным элементов внешней среды является государство, которое, проводя свою политику в области экономики, влияет определенным образом на деятельность хозяйствующих субъектов.

Через хозяйственное законодательство государство влияет на деятельность фирмы, и это влияние может быть разнонаправленным:

поощряющим предпринимательство и создающим свободу для предприятий, организации, частных лиц; затрудняющим проявление частной инициативы и сдерживающим развитие предпринимательства

Основными хозяйственными функциями государства являются:

- разработка и утверждение правовых основ экономики;

- определение приоритетов макроэкономического развития;

- реализация социальных ценностей, или компенсация негативных сторон рынка;

- поддержка малого и среднего бизнеса;

- экономическое регулирование хозяйственной деятельности и т.д.

Государственное регулирование ставит целью соблюдать интересы государства, общества и социально-незащищенных слоев. Существуют различные формы регулирования, наиболее важными из которых являются:

а) непосредственное государственное управление рядом отраслей (атомная энергетика, военные и оборонные заводы, водные ресурсы, учреждения науки и т.д.). Многие объекты находятся в государственной федеральной собственности;

б) государственное регулирование в сфере труда и социальных отношений предусматривает установление минимального размера оплаты труда, продолжительности отпуска очередного и дополнительного, определение возраста выхода на пенсию, контроль за страхованием работников и др.;

в) антимонопольное регулирование направлено на ограничение или запрет деятельности предприятий - монополистов, осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства при создании, ликвидации и реорганизации хозяйственных субъектов; контроля за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести фирму к доминирующему положению и др.;

г) налоговое регулирование осуществляется путем установления объектов налогообложения, дифференциации налоговых ставок. Изменяя в ту или иную сторону ставки налогов, государство может ускорять или замедлять экономические процессы;

д) бюджетное регулирование заключается в формировании бюджета за счет налогов и возможности распределять по разным направлениям средства государственного бюджета. Одни отрасли получают большую, другие – меньшую часть бюджетных ассигнований. Через государственные расходы финансируется государственный сектор, реализуются социальные программы, осуществляются государственные заказы.

е) денежно-кредитное регулирование заключается в том, что государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку и норму резервирования, установленную центральным банком.

ж) другие форму регулирования (ценовое, внешнеэкономическое)

В рыночной экономике главная задача государства состоит в том, чтобы создать такие условия, при которой все субъекты предпринимательской деятельности имели бы равные возможности для производства товаров, выхода на рынок, получения прибыли.

Описание факторов внешней среды отражает разнообразие, противоречивость и комплексность их проявления. Необходима постоянная работа по учету факторов внешней среды, которая должна включать прогнозирование процессов, происходящих во внешней среде; анализ их реального протекания; выработку и осуществление стратегии, и оперативные действия, обеспечивающие достижение стратегических целей.

 

Внутренняя среда предприятия

 

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация, денежные ресурсы. Результатом взаимодействия всех элементов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Основу предприятия составляют работники, которые характеризуются профессиональным составом, квалификацией, интересами. От усилий руководителей, специалистов, рабочих во многом завися результаты деятельности самого предприятия. Для осуществления производственного процесса необходимы основные средства, с помощью которых изготавливается продукция и оборотные средства, из которых создается продукция.

Для расчетов за поставки сырья, материалов, оборудования, энергоресурсов, выплаты заработной платы и осуществления прочих платежей необходимы денежные средства, которые накапливаются на расчетном счете и в кассе предприятия.

Важное значение для работы предприятия имеет информация – коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию, и в каком количестве необходимо изготовить, по какой цене ее реализовать, какие расходы потребуются для производства. Техническая информация описывает технологию изготовления продукции, устанавливает из каких материалов, и при помощи какого оборудования должна вестись работа. На основе оперативной информации выдается задание персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляется учет, контроль и регулирование хода производственного процесса.

При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, цель которого производство заданного вида продукции соответствующего количества и качества.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...