Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рентабельность, пути повышения прибыли и рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютнойсумме, то рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Рентабельность производства определяется по формуле:

Р= [ПБ/(ОПФ+НОС)]* 100% , (34)

где Р - уровень рентабельности производства, %;

ПБ - сумма балансовой прибыли, руб.;

ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фон­дов, руб.;

HOC - среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств, руб.

Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринима­тельской деятельности предприятия широко используется показатель рента­бельности продукции.

Рентабельность продукции исчисляется по формуле:

 

Р = (П* 100%)/С (35)

где П - прибыль от производства и реализации продукции, руб.;

С - полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Важным фактором, влияющим на величины прибыли, является себестоимость продукции. Чем ниже себестоимость, определяемая уровнем затрат па производство и реализацию продукции, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат.

Увеличение объемов производства ведет к росту прибыли (если продукция пользуется спросом). Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Предприятиям необходимо принимать меры по обеспечению роста объемов производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства. Кроме того, необходимо принимать меры по стимулированию сбыта, совершенствованию расчетно-платежных отношений между предприятиями, что приведет к росту прибыли.

Фактором, напрямую определяющим величины прибыли от реализации продукции, являются применяемые цены. Уровень цен определяется качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования производства.

На величины прибыли влияют изменения в структуре производимой продукции. Чем выше доля более рентабельной продукции, тем больше прибыли получит предприятие.

Резервом увеличения прибыли является прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. Предприятию необходимо освобождаться от излишнего, неустановленного оборудования, либо сдавать его в аренду. Увеличить прибыль можно за счет реализации нематериальных активов.

На величину прибыли влияет размер нереализованных остатков не начало и конец года. Значительная величина остатков приводит к снижению прибыли.

 

Глава 12 Ценообразование

12.1 Понятие и функции цены.

12.2 Классификация цен.

12.3 Регулирование цен

12.4 Политика предприятия в области ценообразования.

 

Понятие и функции цены

Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией

При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формирование чистого дохода. Наиболее важными ценообразующими факторами являются следующие:

- величина средних издержек производства:

- средняя отраслевая норма прибыли;

- состояние денежной системы;

- соотношение спроса и предложения;

- наличие и состояние конкурентной среды;

- государственное регулирование цен.

Содержание цены и ее экономическая природа проявляется через функции:

а) Цена выполняет измерительную функцию, т.е. благодаря цене удается измерить количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цена выполняет соизмерительную функцию. Сравнивая цены разных товаров их можно дифференцировать на дорогие и дешевые, можно сопоставлять ценности различных товаров.

б) В учетной функции цены отражаются все общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. На практике с помощью цены в учетной функции исчисляются все стоимостные показатели: ВВП; НД; объем производства и объем реализации продукции.

В качестве вышеназванных функций цена является носителем важнейшей экономической информации, она важный инструмент анализа, прогнозирования, планирования всех показателей в денежном выражении.

в) Стимулирующая функция проявляется в том, что уровень цены служит стимулом к применению наиболее эффективных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов к внедрению новых технологий и повышению качества продукции.

г) Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение доходов между отраслями, секторами национальной экономики, районами страны, социальными группами. Это достигается путем включения или не включения в цену налогов (НДС, акциз и др.)

д) Регулирующая функция. Цена уравновешивает спрос и предложение, увязывает их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя. Цена выполняет регулирующую роль в распределении производственных ресурсов, ориентирует предпринимателей на использование дешевых и экономию дорогих ресурсов.

 

Классификация цен

 

1.Важным признаком классификации цен является их дифференциация в зависимости от обслуживаемой сферы товарного обращения. Цены подразделяются на следующие основные виды:

- оптовая цена на продукцию промышленности;

- розничная цена;

- закупочная цена;

- цены на строительную продукцию;

- цены и тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- и др.

Оптовая цена промышленности – цена по которой реализуется и закупается продукции предприятиями, фирмами, организациями, независимо от форм собственности. Она делится на два подвида:

- оптовая цена предприятия (отпускная цена);

- оптовая цена промышленности.

Отпускная цена = Себестоимость + Прибыль + Акциз + НДС (36)

 

Отпускная цена позволяет предприятию возместить издержки производства и получить прибыль. Норма прибыли формируется в результате конкуренции товаропроизводителей и может меняться под воздействием конъюнктурных факторов. Акциз и НДС – налоги, учитываемые в цене.

Акциз - косвенный налог, который включается в цену товара и оплачивается покупателем. Акциз устанавливается на товары, которые пользуются устойчивым спросом, но не являются предметами первой необходимости.

Ставки акцизов устанавливаются централизованно по группам товаров. Подакцизные товары — табачные изделия, вино - водочные продукция, спирт, бензин, изделия из драгоценных металлов, меховые изделия и т.п.

Налог на добавленную стоимость (НДС)- представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства. Плательщиками НДС являются предприятия и организации, юридические лица; лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица, освобождены от уплаты НДС. Объектами налогообложения являются:

- при реализации товаров - обороты по реализации товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне. При реализации работ и услуг налогом облагается выручка, полученная от реализации работ и услуг;

- при осуществлении посреднических услуг - сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и др. сборов.

- для предприятий розничной торговли облагаемым оборотом является

разница между ценами реализации товаров и ценами, по которым эти товары были приобретены у поставщиков.

В настоящее время действуют следующие ставки НДС:

10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных)

18 % - по всем остальным товарам, работам и услугам, включая подакцизные продовольственные.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (выполненные работы, оказанные услуги) и суммами налога фактически уплаченные поставщикам за материальные ресурсы (работы и услуги), стоимость которых относят на издержки производства и обращения.

В соответствии с законодательством от НДС освобождаются:

-товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготови-телями;

- услуги городского и пригородного транспорта;

- квартирная плата;

-продукция студенческих и школьных столовых, столовых и других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений;

- услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом;

- услуги учреждений культуры и искусства и др.

Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена, которая применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы.

Оптовые цены промышленности – это цены, по которым предприятия потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым организациям о В их состав включается оптовая цена предприятия (отпускная цена), а также снабженческо-сбытовая наценка или скидка, т.е. издержки и прибыль снабженческо-сбытовых или оптовых организаций, акциз и налог на добавленную стоимость.

 

издержки,

Оптовая оптовая прибыль

цена = цена + снабженческо- +Акциз + НДС (37)

промышленности предприятия сбытовой

(отпускная) организации

 

Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они являются конечными ценами Они включают оптовые цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организации и их прибыли.

 

издержки,

оптовая прибыль

розничная = цена + торговых + Акциз + НДС, (38)

цена промышленности организаций

Закупочные цены – это цены по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и населением. Обычно являются договорными ценами, устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения Отличие закупочной от других видов цен в том, что в нее не входят НДС и акцизы.

Продукция строительства оценивается по трем видам цен:

- сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство объекта;

- прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта;

- договорная цена, устанавливается по договоренности между заказчиком и подрядчиком.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Затраты распределяются по двум ставкам, за начало – конечные операции (погрузка и выгрузка) и транспортировка грузов.

2.По способу установления различают твердые, подвижные и скользящие цены.

Твердые являются постоянными, устанавливаются в момент заключения договоров между сторонами и не меняются в течение всего срок поставки продукции по данному договору.

Подвижная цена фиксирована в момент заключения договора, но может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится (на промышленные сырьевые, продовольственные товары.

Скользящие цены определяются путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства (рост стоимости сырья, материалов, повышение заработной платы и др.) за период времени необходимый для изготовления продукции. В договоре скольжение цены может быть предусмотрено на весь срок действия договора.

3. С учетом фактора времени различают следующие виды цен:

- постоянные цены – цены срок действия которых заранее не определен;

- сезонные – срок действия цен определен периодом времени;

- ступенчатые – ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.

4. Дифференциация цен в зависимости от того, кто – продавец или покупатель берет на себя транспортные расходы, различается по виду «франко». Термин «франко» означает до какого пункта на пути следования товара от производителя к потребителю поставщик возмещает транспортные расходы. Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах.

 

12.3 Регулирование цен.

 

В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень их свободы от регулирующего воздействия государства. Значительная часть цен является свободной, складывающейся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от государственного влияния. Регулируемые цены также формируются под воздействием спроса и предложения, но могут испытывать определенное давление государства.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены.

Методы прямого (административного) регулирования цен различны, это:

- общее замораживание цен (при очень высоком уровне инфляции);

- установление фиксированных цен и тарифов (фиксированные цены стали одними из основных видов при заключении государственных контрактов);

- установление пределов возможного роста цен за определенный период времени;

- установление предельного норматива рентабельности;

- установление предельных размеров снабженческо-сбытовых наценок и торговых наценок;

- декларирование цен.

Косвенное регулирование цен осуществляется путем применения льготного налогообложения, субсидирования и дотирования из бюджета и др. К формам косвенного регулирования можно отнести различные мероприятия и программы, разработанные государственными органами, например:

- создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;

- разработка специальных программ по и развитию товаров народного потребления и расширению услуг;

- государственное финансирование научно- исследовательских работ и создание новых видов продукции;

- эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин и др.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и имеет важное значение: содействует развитию рыночных отношений; способствует замедлению инфляции; смягчает ее негативные последствия, способствует развитию конкуренции и т.д.

Перечень продукции и услуг, цены на которые подлежат регулированию на внутреннем рынке, определяет и утверждает Правительство РФ, федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ. Так Правительство России и федеральные органы исполнительной власти устанавливают и регулируют цены на газ, электро- и теплоэнергию, драгоценные металлы и сплавы, тарифы на перевозку грузов и погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте, тарифы на отдельные виды услуг почтовой и электрической связи и т.д.

Органы исполнительной власти субъектов РФ регулируют цены на продукцию и услуги для населения: газ, электро- и теплоэнергию, топливо, жилье и коммунальные услуги, перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта городского и пригородного сообщения (кроме железнодорожного), торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и т.д.

Доля продукции и услуг, на которые распространяется регулирование цен в РФ незначительна. В настоящее время предприятия имеют широкие права по самостоятельному установлению цен и тарифов.

Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. В современной практике принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цена диапазон цен (в пределах от и до), верхний или нижний уровень, либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами.

 

 

Ценовая политика предприятия

 

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т. е. внешних факторов.

При разработке ценовой политики обычно применяют такую последовательность разработки и расчета цен:

1. Постановка задач по ценообразованию.

2. Определение характера спроса и предложения.

3. Оценка издержек производства.

4. Анализ цен конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

 

1. При постановке задачи ценообразования следует исходитьизположения о том, какую роль отводит предприятие цепе в своей коммерческой работе. В практике существуют различные ценовые стратегии.

Стратегия высоких цен - предусматривает первоначальную продажу, но цене, которая значительно выше издержек производства, а затем следует понижение цены. Это относится к товарам новинкам, защищенным патентами. Стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса.

Стратегия низких цен. Вначале устанавливается минимальная цена, чтобы привлечь максимально возможное число покупателей и завоевать рынок, при этом предприятие стремится к увеличению объемов производства и снижению издержек.

Стратегия следования за лидером отрасли или на рынке. Цена устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом либо ведущей фирмой отрасли, либо предприятием, доминирующем на рынке.

Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков, их сегментов и покупателей.

Стратегия льготных цен направлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма.

Стратегия установления престижной цены основана на установлении высоких цен на изделия высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

Могут быть использованы другие стратегии.

2. Для выявления тенденций в развитии спроса и предложения на товар (услуги) в зависимости от цены применяются графики спроса и предложения. Для их построения целесообразно использовать линейные уравнения по двум точкам. Качественный и количественный анализ графиков позволяет определить, какова будет политика цен предприятия, а также политика по выходу на рынок с тем или иным товаром.

3. При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию. Себестоимость рассчитываемая как средневзвешенная величина индивидуальных затрат различных предприятий. Если издержки равны общественным или ниже их, предприятие получает прибыль, если же они выше, то теряется часть индивидуальной стоимости товара, и в итоге предприятия разоряются. Таким образом, величина издержек является нижним пределом установления уровня цены, продажа продукции ниже ее уровня убыточна.

4. При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которую он представляет. В мировой практике используются различные виды скидок с цены:

- скидки при покупке за наличные;

- прогрессивные скидки за количество, объем покупки, серийность;

- товарообменный зачет, или скидка за возврат старого, ранее купленного у данной фирмы товара;

- экспортная скидка при продаже товара на экспорт и т.д.

При назначении цены руководствуются следующими соображениями:

Слишком низкая цена - невозможность получения прибыли.

Возможная цена:

а) минимальная цена может быть установлена на уровне издержек;

б) средняя цена - устанавливается на основе цен товаров конкурентов;

в) максимальная цена, — если товар имеет уникальные свойства и качества.

Слишком высокая цена – невозможность формирования спроса.

5. Выбор метода ценообразования.

а) Наиболее распространенным методом является метод «средние издержки плюс предпринимательская прибыль».

б) Метод на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. Фирма стремиться установить цену, которая обеспечит ей желаемый объем прибыли. Метод основан на построении графика безубыточности. График позволяет определить точку безубыточности, в которой сумма выручки равна сумме издержек. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж.

в) Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.п.

г) Установление цены на основе уровня текущих цен, т.е. фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса.

6. После проведения всех расчетов устанавливается окончательная цена на производимый товар. При этом надо учитывать и психологическое восприятие покупателем цены товара фирмы.

 

Список литературы

 

1. Внутрифирменное планирование: Учебник для вузов/ Под ред. М.И. Бухалкова. 2-е изд. испр и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400с.

2. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2003.-336с.

3. Жиделева В.В., Каптейн Ю. Н. Экономика предприятия: Учебное пособие; 2-изд., перераб и доп .- М.-ИНФРА-М, 2000.-133с.

4. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие/ Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина.- М.: Юнити-ДАНА, 2000-318с

5. Ревинский И.А. Курс современной экономики: Учеб. пособие.- Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2002.- 319с.

6. Справочник директора предприятия/ Под ред. М.Г. Лапусты.3-е изд., испр.и доп.М.: ИНФРА-М ,1998.-704с.

7. Цены и ценообразование: Учеб. пособие/ А.И. Деева –М.: Экзамен, 2003- 288с.

8. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандара.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-718с.

9. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Грузинова.- М.: Банки и биржи , ЮНИТИ, 1999.-535с.

10. Экономика и статистика фирм: Учеб. / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина, С.А. Смирнов; Под ред. С.Д. Ильенковой.3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000г-240с

11. Экономика предприятия (фирмы): Учебник Под ред. прф. О И. Волкова и доц. О.В. Девяткина – 3-е изд., перераб и доп.- М.: ИНФРА- М, 2003.-601с.

12. Экономика предприятия: Учебник Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер.-М.: ИНФРА-М , 2004.-432с.

13. Экономика предприятия Учеб. / Под ред. Н.А. Сафронова. М.: Юристъ 1998.-584с.

14. Экономика предприятия: Задачи. Ситуации. Решения. Учеб. пособие/ Под ред. С.Ф. Покропивного.- К.: Знания-Прес, 2001.-343с.

 


Приложение 1

Вопросы к экзамену

1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности

2. Классификация предприятий

3. Организационно- правовые формы предприятий

4. Внешняя среда предприятия (факторы косвенного воздействия)

5. Внешняя среда предприятия (факторы прямого воздействия)

6. Внутренняя среда предприятий

7. Объединение предприятий

8. Продукция предприятия, конкурентоспособность продукции

9. Качество продукции и пути повышения качества

10. Основные средства предприятия, их классификация

11. Учет и оценка основных средств

12. Амортизация и методы ее начисления

13. Показатели использования основных средств

14. Состав оборотных средств предприятия

15. Источники формирования оборотных средств

16. Кругооборот и показатели оборачиваемости

17. Улучшение использования основного и оборотного капитала

18. Нормирование оборотных средств

19. Трудовые ресурсы и показатели их использования

20. Производительность труда и методы ее измерения

21. Принципы организации заработной платы

22. Тарифная система оплаты труда

23. Формы и системы заработной платы

24. Стратегическое планирование на предприятии

25. Текущее и оперативно-производственное планирование

26. Показатели производственной программы предприятия

27. Производственная мощность предприятия

28. Производственный процесс и принципы его организации

29. Типы производств и их характеристика

30. Производственная структура предприятия

31. Инфраструктура предприятия

32. Организационная структура управления и принципы ее организации

33. Линейная и функциональная структуры управления

34. Дивизиональная структура управления

35. Понятие, значение себестоимости и пути снижения

36. Группировка затрат по экономическим элементам

37. Группировка затрат по статьям калькуляции

38. Классификация затрат в себестоимости по различным признакам

39. Понятие и функции прибыли, рентабельность

40. Формирование прибыли предприятия

41. Распределение и использование прибыли

42. Пути повышения прибыли и рентабельности

43. Понятие и функции цены, классификация цен

44. Инновационная деятельность предприятия

45. Понятие формы капитального строительства

46. Инвестиции и источники финансирования инвестиций

47. Определение экономической эффективности капитальных вложений

48. Финансы предприятия: собственные и заемные

49. Учет и отчетность предприятия

50. Аналитическая деятельность на предприятии.

 


Приложение 2

Задание для контрольной работы

 

Выбор варианта контрольной работы производится по первой букве фамилии студента

 

Вариант 1- А.

 

1. Классификация и оценка основных производственных фондов.

2. Пути повышения прибыли и рентабельности.

 

Задача.

Для выполнения годовой программы изготовления однотипной продукции бригаде по нормативам был установлен расход сырья 43,2 тонны. Оптовая цена запланированных на год изделий 540 тыс. руб. Прямая сдельная заработная плата в структуре оптовой цены составляет 40%. Расход сырья на 1 тонну продукции 216 кг. Бригадой были разработаны мероприятия, позволяющие добиться экономии сырья на 1%.

Определить на какую сумму увеличиться сдельная заработная плата бригады при изготовлении сверхплановой продукции, которая может быть произведена из сэкономленного сырья.

 

Вариант 2- Б

 

1. Понятие, значение себестоимости и пути снижения.

2. Амортизация основных производственных фондов.

 

Задача.

Себестоимость товарной продукции 900 тыс. руб. при выпуске 138 тонн. Условно-постоянные расходы составляют 23% от себестоимости всей продукции. Планируется увеличение выпуска всей продукции на 15% за счет резервов мощности. Как при этом увеличится себестоимость одной тонны?

 

Вариант 3-В

 

1. Оборотные средства предприятий.

2. Инновационная деятельность предприятия

 

Задача.

Приведены следующие показатели деятельности предприятия по производству годовой продукции за отчетный период (тыс. руб.)

- Стоимость сырья, закупленного по свободным ценам реализации 6908

- НДС в свободных ценах реализации 1123

- затраты в себестоимости продукции за исключением затрат сырья 4380

- рентабельность продукции 40%

Определить отпускную цену, если НДС 20%; сумму НДС, изымаемую в бюджет (в тыс. руб.)

 

 

Вариант 4- Г.

 

1. Хозяйственные общества.

2. Стратегическое планирование на предприятии.

 

Задача.

Определить изменение на предприятии фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности в планируемом году в сравнении с отчетным при следующих данных: в отчетном году предприятие выпустило продукции на сумму 2960 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов составила 1470 тыс. руб. Численность работников 198 человек.

Стоимость ОПФ на начало планируемого года 1486 тыс. руб. Намечен ввод в действие ОПФ с 20 июня стоимостью 54 тыс. руб., с 27 июля стоимостью 131 тыс. руб., вывод из эксплуатации ОПФ с 1 октября стоимостью 67 тыс. руб. Годовой выпуск продукции в планируемом году должен увеличиться на 14 %. Численность работников снизится на 4 чел.

 

 

Вариант 5- Д.

 

1. Понятие предприятия и классификация предприятий.

2. Источники финансирования инвестиций.

 

Задача.

Определить планируемый уровень производительности труда на предприятии и намечаемый рост этого показателя в сравнении с отчетным. Предприятие выработало в отчетном году 18250 тонн продукции на сумму 795, 6 тыс. руб. при численности ППП 280 человек, в планируемом году намечено увеличить выпуск продукции на 7, 5%. Средняя цена за одну тонну за счет изменения ассортимента возрастет на 3,2%. Совершенствование организации труда на предприятии позволит уменьшить численность ППП на 1,3%.

 

 

Вариант 6- Е, Ж.

 

1. Производительность труда, факторы и резервы роста.

2. Типы производств и их характеристика.

 

 

Задача.

Предприятие выпустило основной продукции на сумму 850 тыс. руб., работы промышленного характера 68 тыс. руб. Стоимость полуфабрикатов 92 тыс. руб., из них 60% для собственного производства. Размер незавершенного производства на начало периода 46 тыс. руб., на конец периода 59 тыс. руб., остатки готовой продукции на складе на начало периода – 130 тыс. руб. на конец периода 38 тыс. руб.

Определить объем валовой, реализованной и чистой продукции, если себестоимость материальных затрат составляет 62% стоимости товарной продукции.

 

 

Вариант 7- И.

 

1. Нормирование оборотных средств.

2. Производственный процесс и принципы его организации.

 

Задача.

Предприятие произвело продукции:

вид А 72 тонны по цене 4500 руб. за тонну

вид Б 50 тонн по цене 5140 руб. за тонну

вид В 38 тонн по цене 8400 руб. за тонну.

Стоимость полуфабрикатов 61 тыс. руб. из них 84% для собственного производства. Размер незавершенного производства на начало года 48 тыс. руб.; на конец года 66 тыс. руб., остатки готовой продукции на складе на начало года 33 тыс. руб.; на конец года 23 тыс. руб. Определить объем валовой, реализованной и чистой продукции, если стоимость материальных затрат составляет 54% в стоимости товарной продукции.

 

 

Вариант 8 – К.

 

1. Управление предприятием, функции управления.

2. Производственная структура предприятия.

 

Задача.

Определить новый уровень рентабельности и ее прирост, если в начале года себестоимость продукции составила 1540 тыс. руб., условно – постоянные затраты составляют 23% в себестоимости всей продукции. Стоимость реализованной продукции 1890 тыс. руб., количество оборотов оборотных средств 6, фондоемкость продукции 0,25. К концу года объем реализации возрастет на 15%. Длительность оборота сократится на 2 дня.

Внедрено в течение года основного капитала в апреле на сумму 52 тыс. руб., в сентябре – 49 тыс. руб., списано в октябре основного капитала на 65 тыс. руб.

 

 

Вариант 9- Л.

 

1. Показатели использования основных производственных фондов.

2. Формирование прибыли предприятии.

 

Задача.

Себестоимость товарной продукции 940 тыс. руб. при выпуске 230тонн. Условно- постоянные расходы составляют 22% в себестоимости всей продукции. Планируется увеличение выпуска продукции на 16% за счет резервов мощности. Как при этом изменится себестоимость одной тонны.

 

Вариант 10-М.

 

1. Оборотные средства предприятия.

2. Цели создания объединений, виды объединений.

 

Задача.

В отчете о финансовых результатах приведены следующие уровни показателей (в тыс. руб.):

- выручка от реализации продукции 35613

- НДС 4269

- затраты на производство реализованной продукции 9934

- операционные доходы 362

- внереализационные доходы 2867

- акцизы 295

- Соотношение фондов накопления к фондам потребления 3/1

Определить: прибыль до налогообложения, чистую прибыль (основная ставка налога на прибыль 24%), размер фондов накопления и потребления.

 

 

Вариант 11- Н.

 

1. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств.

2. Холдинговые компании.

 

Задача.

Определить сумму единовременных затрат, связанных с приобретением нового оборудования. Стоимость оборудования 935 тыс. руб. Затраты на доставку составили 15% стоимости, затраты на монтаж 74 тыс. руб. Старое оборудование находилось в эксплуатации 9 лет и в дальнейшем использоваться не будет. Балансовая стоимость старого оборудования 389 тыс. руб. Среднегодовая норма амортизации 9%. Затраты на демонтаж 12% стоимости старого оборудования, ликвидационная стоимость 65 тыс. руб.

Вариант 12- О.

 

1. Предприятие и государство.

2. Трудовые ресурсы и показатели их использования.

 

Задача.

Определить интенсивную, экстенсивную и общую загрузку станка в течение месяца при условии, что:

- станок работал две смены по 8 часов;

- количество рабочих дней в месяце – 26;

-простои по причине планового ремонта составляют 2,5% от номинального фонда;

- простои по разным причинам составили 23 часа;

- плановая трудоемкость одной детали – 1,6 часа;

- фактически изготовлено в течение месяца 242 детали

 

Вариант 13- П.

 

1. Учреждение предприятия.

2. Конкурентоспособность продукции и пути повышения

конкурентоспособности.

 

Задача.

Проанализируйте использование производственной мощности в цехе при следующих данных: технико-экономическая норма производительности ведущего оборудования 0,8 тонн в час. Цех работает 238 дней в две смены, продолжительность смены – 8 часов. По отчетным данным нерегламентированные простои оборудования составили 145 ч. в течение года. Средняя фактическая производительность – 0,65 тонн в час.

 

 

Вариант 14- Р.

 

1. Понятие заработной платы и принципы ее организации.

2. Определение экономической эффективности капитальных вложений.

 

Задача.

Определить новый уровень рентабельности и ее прирост, если в начале года постоянные расходы достигли 248 тыс. руб. а их доля в себестоимости продукции составила 16% .Стоимость реализованной продукции 1958 тыс. руб., фондоемкость продукции 0. 24, количество оборотов оборотных средств 8 . К концу года объем реализации возрастет на 18%., пропорционально возрастут условно- переменные расходы. Длительность оборота сократится на 5 дней. Введено в течение года основного капитала в марте на сумму 42 тыс. руб., в августе на сумму 45 тыс. руб., списано в сентябре основного капитала на сумму 39 тыс. руб.

 

 

Вариант 15- С.

 

1. Производственная мощность предприятия и производственная программа.

2. Способы получения предприятием заемных средств и их использование.

 

Задача.

Определить прибыть и рентабельность продукции, если себестоимость тонны 7560 руб., оптовая цена 9800 руб. Как изменится прибыль и рентабельность при снижении затрат на сырье на 2%, если удельный вес сырья в себестоимости 65 %.

 

 

Вариант 16- Т

 

1. Характеристика издержек производства.

2. Инвестиционная деятельность предприятия.

 

Задача.

Определить изменение на предприятии фондоотдачи, фондоемкости и фондовооруженности в планируемом году в сравнении с отчетным при следующих данных: в отчетном году предприятие выпустило продукции на сумму 3178 тыс. руб., среднегодовая стоимость основных производственных фондов составила 1845 тыс. руб. Численность работников

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...