Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Операционный менеджмент: его сущность и место в системе менеджмента предприятия.Традиционно принято считать, операционный менеджмент чем-то связанным главным образом с производственной деятельностью или физическим изменением состояния продуктов. Поэтому зачастую его определяют так: Операционный менеджмент — это деятельность по управлению процессом приобретения материалов, их превращению в готовый продукт и поставок этого продукта покупателю. Операционный менеджмент – это менеджмент производственных процессов, которые преобразуют сырье на товары и услуги. Это часть организации, которая прямо связана с производством товаров и услуг. Термин «операции и производство» взаимосвязаны, однако между ними все еще существует разница. Необходимо дать более детальное определение этих терминов. Действия, в результате которых производятся товары и предоставляются услуги, называются операционная функция. Процесс операционного менеджмента связан с формированием операционной системы, привлечением средств производства, использованием новых методов для достижения эффективности операционной деятельности. Целью операционного менеджмента является обеспечение высокой продуктивности. Предметом дисциплины «Операционный менеджмент» является изучение управления системами и процессами, которые создают товары, услуги и обеспечение его эффективности. Цель дисциплины «Операционный менеджмент» - обучить студентов эффективному управлению производственными процессами, которые создают товары и услуги. Это определение, на наш взгляд, является слишком обобщенным. Оно включает в себя функцию закупки, функцию производства и функцию физического распределения, которые, хотя и тесно связаны с операциями, обычно считаются отдельными дисциплинами. Еще важнее то, что данное определение является ограничивающим, поскольку не допускает каких-либо иных действий, не связанных с физическим производством. Всякая полезная деятельность связана с переработкой чего-либо. Например, переработкой информации в финансовой сфере, издательском бизнесе или в сфере коммуникаций. При оказании услуг — парикмахерских или медицинских — в процесс переработки вовлекаются даже покупатели. Операции по переработке чего-либо производятся и в функциональных подразделениях производственной организации, например, в финансовом отделе или отделе кадров. Более точное определение, таким образом, может звучать так; Операционный менеджмент — это все виды деятельности, связанной с преднамеренным преобразованием (трансформацией) материалов, информации или покупателей. Операционный менеджмент заключается в эффективном и рациональном управлении, любыми операциями. Степень участия в них физических товаров, по большому счету, не важна. Теория одинаково применима как для больничной палаты или страховой конторы, так и для заводского цеха или фабрики. Ниже приводится ряд примеров, иллюстрирующих центральный вид деятельности (операции) различных организаций.
Производитель телевизоров
Превращает готовые комплектующие части в телеприемники. Комплектующие части обычно закупаются у других производителей. Производитель телевизоров, как правило, не работает с конечными потребителями, а поставляет свою продукцию дилерам для последующей продажи. Трансформация: Комплектующие части —> Готовый продукт.
Эксклюзивный ресторан
Покупатель приобретает дорогой, сложный набор блюд, развлечение и имидж. Голод, скорее всего, играет малую роль в удовлетворении, но в целом трансформация выглядит так: Покупатель ищет удовлетворения —> Удовлетворенный покупатель.
Закусочная быстрого обслуживания
Обычно посетитель приобретает лишь пищу, поэтому трансформация такая: Голодный покупатель —> Удовлетворенный покупатель. Однако большая часть производственных усилий идет на приготовление пищи: Сырье —> Готовые блюда. Таким образом, деятельность имеет смешанный характер, или фокус.
Супермаркет самообслуживания
Предполагается, что покупатель знает, чего он хочет, так что трансформация будет: Покупатель с определенными потребностями —> Удовлетворенный покупатель Страховая компания
Страховые компании обычно утверждают, что они продают инвестиции и защиту. На самом деле страховка не защищает от наступления страхового случая, но предоставляет финансовую компенсацию, так что «защита» — это, пожалуй, преувеличение. Модель инвестиций в трансформации может выглядеть так: Покупатель с некоторой суммой денег —>Покупатель с большей суммой денег Однако в случае защиты истинно удовлетворенный покупатель -тот, с которым ничего не произошло, а поскольку это компании неподконтрольно, ее альтернативой будет: Покупатель, страдающий от потери —> Покупатель с финансовой компенсацией за потерю. Обе эти трансформации чересчур долговременны, чтобы служить основой для управления операцией. Поэтому деятельность страховой компании могут определять следующие, более краткосрочные трансформации: Покупатель, которому необходима финансовая консультация —> Правильно проконсультированный покупатель Покупатель, которому необходима компенсация —> Покупатель, получивший компенсацию. Система правосудия
При переходе от коммерческих организаций к социальным, государственным и благотворительным возникают проблемы с определением покупателя. В данном случае альтернативы таковы: Обвиняемый: вряд ли является покупателем, если только не будет ошибочно оправдан, но это уже недостаток качества. Власти: циничный подход — поскольку большая часть избирателей не терпит преступность, власть предержащих следует рассматривать как ловцов криминальных элементов. Трансформация выглядит так: Власти —> Более популярные власти Пусть каждый решит для себя, может ли он придерживаться этого взгляда. Общество: общепринятое мнение таково, что преступность нежелательна, и система правосудия является одним из аспектов контроля над преступностью. Трансформация выглядит так: Общество, обеспокоенное преступностью —> Общество с более низким уровнем преступности Операционный менеджмент заключается как в эффективном, так и в рациональном управлении любыми операциями. Эффективностьможет быть определена как достижение поставленных перед системой целей; в общем смысле эффективность — это удовлетворение потребностей покупателей. Рациональность—это достижение целей или удовлетворение потребностей, с использованием минимума ресурсов. На самом примитивном уровне коммерческие организации существуют лишь за счет получения прибыли, которую можно выразить как: Прибыль = Доход – Затраты Благодаря своему двойному воздействию на прибыль, операционный менеджмент играет жизненно важную роль в успехе организации. Главное при повышении эффективности – обеспечить такое проведение операций, которые бы удовлетворяли бы запросы покупателей. Организация обеспечивает покупателя услугами, которые он предпочитает, и так, чтобы это соответствовало его потребностям. Или же организация производит продукты, которые необходимы покупателю в соответствии с определенными спецификациями. Повышение эффективности увеличивает доход за счет большей конкурентоспособности организации. Повышение рациональности, бесспорно, сокращает затраты, но этот никогда не должно делаться в ущерб эффективности. Без правильного применения принципов операционного менеджмента организация может быть прибыльной лишь благодаря счастливой случайности. Либо она совершенно случайно сделала все так, как надо, либо конкуренты ненамного лучше нее. В любом случае маловероятно, что такое везение будет продолжаться вечно. Иначе обстоят дела в некоммерческих организациях, например, местных и государственных органах власти, здравоохранения, культуры, спорта и т.д. Конечной целью деятельности таких организаций не является прибыль, поэтому часто они работают неэффективно. Зачастую они являются монополиями, которые по определению не подвержены конкуренции. Результат – порождение бюрократии и индифферентности по отношению к потребностям потребителей. Мнение о них формируется исходя из политических целей, а факты об эффективности их работы обычно недоступны. Тем не менее, концепции эффективности и рациональности применимы и здесь. Так, повышение эффективности некоммерческих организаций предполагает, что ограниченные ресурсы не будут тратиться на недопустимую деятельность, а повышение рациональности ведет к минимизации ресурсов, требуемых для выполнения конкретных действий. Чрезмерное стремление к эффективности, однако, может пагубно сказаться на качестве услуги. Например, было бы, наверное, более рационально собирать пищевые отходы раз в месяц из гигантских мусорных баков, но в таком случае у домовладельцев появляются проблемы со сбором и хранением отходов, плюс угроза для здоровья. В результате оказывается, что услуга по уборке мусора более неэффективна.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |