Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение стандартизации и сертификации в системе качества

Система качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402.

Иностранный клиент для заключения контракта на поставку продукции выдвигает требование о наличии у производителя системы качества и системы качества о наличии сертификата на систему качества, выданного авторитетным сертифицирующим органом.

Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизацияпредставляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу.

Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции.

Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.

Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон

Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества.

Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ОНН на заседании Комитета по координации стандартов ООН с целью содействия стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи; для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической, экономической деятельности.

Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.

 

Международная электротехническая комиссия (МЭК).

Была основана в 1906 г. в Лондоне. После создания в 1946 г. ИСО присоединилась к ней на автономных правах, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. ИСО – во всех остальных отраслях.

Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области.

Современные методы менеджмента качества находят все большее применение на украинских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм.

Первые редакции международных стандартов ИСО серии 9000 вышли в 1987г. Они были разработаны с широким использованием Львовской, Саратовской, Ярославской советских систем бездефектного труда, японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. К началу 90-х годов сертификация систем качества за рубежом приняла массовый характер.

С середины 90-х годов специалисты и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества.

Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил или принял на себя изготовитель (самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика).

Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) – англ. International Standard Organization – ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000:

1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению."

2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже."

4. ИСО 9003 "Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях."

5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания".

В Украине работа по сертификации находится в стадии завершения. В Государственные стандарты Украины включены следующие положения:

· Требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии.

· Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции.

· Методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции.

· Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации.

· Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и другие общетехнические правила и нормы.

Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции, выпускаемой поставщиком.

Наличие сертификата на систему качества является необходимым условием для сохранения конкурентных преимуществ на рынке.

Варианты оценки заказчиком системы менеджмента качества поставщика:

1. Клиент удовлетворен утверждением о наличии у поставщика системы качества.

2. Клиент просит представить документы в подтверждении такого утверждения.

3. Клиент хочет проверить и оценить сам систему качества поставщика.

4. Клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет.

Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели.

Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия.

Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества.

В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель).

Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка технических процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества.

При формировании политики могут быть следующие направления:

· улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

· снижение дефектности и др.

Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы.

Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы.

Деятельность по гарантии качества включает:

· планирование и проектирование;

· проектирование технологических процессов и подготовка производства;

· изготовление;

· проверка качества;

· предотвращение ухудшения качества;

· реклама;

· сбыт;

· послепродажное обслуживание;

· получение информации от потребителя;

проверка системы гарантии качества.

 

Общий менеджмент качества

Качество товара или услуги является одним из важнейших аспектов их разработки. В идеальных условиях операционный менеджмент должен был бы обеспечить чёткую и однозначную спецификацию. На прак­тике, однако, происходит иначе, и двусмысленность при трак­товке спецификаций часто представляет собой серьезную про­блему. Поэтому следует говорить не о качестве разработки, а о качестве соответствия.

Качество соответствия — это способность производственного процесса к выполнению указанных стандартов качества.

Принято считать, что повышение качества влечет за собой увеличение себестоимости и что соответствие более высоким (чем требует рынок) стандартам качества обязательно сказы­вается на стоимости и тем самым снижает прибыль. В свою очередь неспособность удовлетворить требуемым стандартам обходится еще дороже. Это в конечном итоге может привести к полной потере рынка, а в краткосрочной перспективе — к за­тратам, связанным с возвратами и возможными последствия­ми брака. Тем, где важна безопасность, статья расходов, обес­печивающая стандарт качества, может оказаться решающей. Мы подробно рассмотрим суть управления каче­ством и связанные с этим затраты! Существуют два основных подхода: реактивный,представленный статистическим контро­лем качества, и предупреждающий. Первый подход стремится к контролю и сдерживанию ситуации, второй - к ее развитию и улучшению. Предупреждающий подход включает в себя управ­ление тотальным качеством, статистический контроль процессов и кружки качества. В заключение будет рассказа­но о национальных и международных стандартах качества.

Определения качества

Бытует мнение, что качество — это «хорошая штука», которую
мы распознаем, взяв вещь в руки. Однако такой взгляд — недо­пустимое упрощение.
Существует как минимум шесть определений качества, а именно:

1. Абстрактное» качество — это присущее превосходство, , внутреннее свойство объекта, его нельзя определить или измерить, качество можно только осознать.

2. Соответствие ожиданиям покупателей. Товар или услуга должны отвечать ожиданиям покупателей. Это особенно важно учесть на этапе проектирования. При разработке товара или услуга подразумевается, что ожидания поку­пателей можно определить и четко описать. А значит, и претворить в жизнь. В таком случае качество иногда обозначается как «соответствие предназначению».

3. Соответствие спецификациям. Товар или услуга, приобре­тенные покупателем, удовлетворяют своим техническим спецификациям. Это производственный подход, однако он верен лишь в случае, когда спецификации составлены пра­вильно.

 

4. Отсутствие ошибок. Применительно к реализованному товару или услуге это означает удовлетворение спецификациям, однако в отношении производственного процесса превращается в вопрос сокращения потерь. Что должно быть целью: — правильное производство изначально, «прямо с первого раза» или многочисленные проверки, чтобы бракованный продукт не попал к покупателю?

5. Ценность за деньги. Качество связано с ценой. Модель .полезности говорит о том, что «хорошее» качество пропорционально чистой полезности, получаемой покупателем.

6. Превышение ожиданий покупателей.«Просвещенная» школа мысли; которая говорит о том , что услуга может называться высококачественной, если каждый последую­щий опыт контакта с ней лучше предыдущего.

В чем-то эти определения перекрываются, но в целом охва­тывают совершенно разные сферы; что обычно и приводит к разногласиям в дискуссиях о качестве. Возможно, в производ­стве все несколько проще и яснее, чем в сфере услуг, где Много­сторонняя природа, разный уровень опыта и знаний покупате­лей значительно усложняют дело.

С точки зрения операций абстрактное определение качества можно отбросить как безотносительное. Оно определяет каче­ство как нечто эстетическое и никак не связано со специфика­циями. Далее будет показано, что и определение о «превыше­ние ожиданий покупателей» обречено на провал и поэтому
также может быть отклонено. Оставшиеся определения можно объединить в следующие три:

1. Качество разработки. Степень соответствия специфика­ции товара или услуги потребностям рынка. Сюда входит ' и соответствие предназначению, и ценность за деньги (то­вар или услуга должны проектироваться так, чтобы их можно было изготовить приемлемой цене).

2. Качество соответствия. Степень готовности производ­ственной системы к изготовлению товаров или услуг в соответствии со спецификациями. Данное определение базируется на результатах производства, однако связы­вает разработку и операционное качество.

3. Качество производства. Степень безошибочности при из­готовлении товаров и услуг. Это определение включа­ет «изначально правильное производство» и очевидно отличается от качества соответствия. Качество соответ­ствия можно поддерживать путем технического контроля, даже при низком качестве производства.
Должно ли производство влиять на качество разработки?
Да, хотя бы для того, чтобы обеспечить выполнимость спецификаций. Но если, спецификация товара или услуги не соответствует потребностям рынка, вряд ли в этом можно винить производство.

Для операций более важны качество соответствия и каче­ство производства. Первое означает удовлетворение ожида­ний покупателей и поддержание конкурентного преимущества, второе связано с эффективным (с точки зрения затрат) изго­товлением продукта.

Цена качества

 

Цену качества, вернее, затраты на его обеспечение, можно раз­делить на расходы соответствия и расходы в случае неблагоприятного исхода. С каждымиз трех вышеозначенных видов качества связаны свои затраты. Недостатки в качестве разра­ботки и соответствия напрямую сказываются на покупателе, в то время как ошибки производства носят исключительно внутренний характер и Даже могут планироваться заранее.

Неспособность удовлетворить стандартам качества, когда качество является критерием выхода на рынок,является ка­тастрофой, поскольку неизбежно приводит к полному краху бизнеса. Если же качество является критерием получения заказа,то в долгосрочном периоде это может выразиться в по­тере конкурентоспособности, а в ближайшей перспективе означать потерю заказов и упущенную прибыль. Для восста­новления утраченной репутации качества может понадобить­ся длительное время — в этом смысле покупатели обладают на редкость хорошей памятью. Более прямые затраты низкого качества, достигшего покупателей, выражаются в необходи­мости замены бракованной продукции и последующих ком­пенсациях за ущерб.

Проще всего выявляются затраты в связи с низким каче­ством производства.Это расходы на контроль, стоимость от- ходов, стоимость переделок и расходы на хранение в связи с необходимостью поставок продукции во время указанных ин­спекций и переделок. Также присутствуют нематериальные мотивационные факторы: считается, что производство никуда не годной продукции приносит меньшее удовлетворение, чем
производство хороших, качественных вещей.

Любая погрешность в качестве обходится дорого. Но при этом расходы на поддержание-улучшение качёства также мо­гут быть велики, причем иногда даже неоправданно велики. Производство высококачественной продукции обычно требу­ет первосортных материалов, современного оборудования и квалифицированных операторов, а все это обходится очень недешево. Кроме того, могут потребоваться и значительные перемены в корпоративной культуре.

Классический подход,когда на предприятии создается от­дельный и независимый отдел технического контроля, неиз­бежно приводит к конфликтным, ситуациям, особенно если спецификации допускают большую двусмысленность, чем хо­телось бы. Если ОТК заявляет, что партия не соответствует стандарту, а отделу продаж нужно выполнять свои цели и не-, медленно отправлять ее покупателю, обстановка сразу накаля­ется Столь же часто можно наблюдать и споры в цехах между инспекторами и мастерами участков, которые становятся тем горячее, чем больше дело касается выплаты премии или бону­сов В результате вся культура базируется на конфликтах, а производственные подразделения вообще снимают с себя от­ветственность за качество, ведь оно становится уделом отдела технического контроля. Отношение может стать еще более не­гативным, когда брак необходимо не выбрасывать в отходы, а переделывать.

Перемены в корпоративной культуре - переход от конф­ронтации и отделения к взаимовыгодной работе и взаимо­помощи - являются важной предпосылкой любых серьез­ных попыток улучшить качество.

Показатели качества

Качество продукции, степень ее пригодности удовлетворять опре­деленной потребности оцениваются системой показателей. Они пред­ставляют собой количественную характеристику потребительских свойств продукции. Их количество зависит от назначения. Различа­ют единичные, комплексные и интегральные показатели.

Единичный показатель качества относится только к одному из по­требительских свойств продукции, например безотказность автомо­биля, октановое число бензина, вкус продукта питания.

Комплексный показатель характеризует несколько свойств про­дукции. Так, комплексный показатель качества продуктов питания учитывает такие свойства, как вкус, аромат, структура, консистен­ция, цвет, внешний вид, форма и т. д., и определяется путем эксперт­ной оценки каждого свойства и коэффициентов его весомости.

Интегральный показатель качества продукции отражает отноше­ние полезного эффекта от ее эксплуатации или потребления к сум­марным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Например, интегральным показателем качества грузового автомо­биля могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуата­ционные затраты за срок службы) на единицу выполненной работы.

Показатели качества различаются и в зависимости от свойств про­дукции. Например, показатели надежности (эргономические) харак­теризуют систему "человек — изделие — среда". Они учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физио­логических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. Эстетические показатели характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармо­ничность, целостность, соответствие среде и стилю.

Для сравнения качества используются показатели базовые и отно­сительные (по отношению к базовому).

Количественные значения показателей качества продукции опре­деляются такими группами методов:

• экспериментальными— базируются на применении технических средств и позволяют оценить качество продукции наиболее объек­тивно;

• органолептическими основаны на анализе восприятий орга­нов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такого анализа зависят от квалификации, навы­ков и способности лиц, определяющих качество этими методами. Они широко применяются для определения показателей каче­ства напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий. Для выражения показателей, определяемых такими методами, обычно используется балльный способ, т. е. условная система баллов;

• социологическими— на основе сбора и анализа мнений факти­ческих или возможных потребителей;

• экспертными— на основе решений, принимаемых группой спе­циалистов-экспертов.

Широко используются показатели технологичности, характеризу­ющие эффективность конструктивно-технических решений при изго­товлении продукции, например показатели сборности (блочности), удельной трудоемкости, материалоемкости и др.

В последнее время широко применяются показатели стандартиза­ции и унификации, характеризующие количественные выражения степени использования в изделии стандартизированных и унифици­рованных деталей, составных, а также патентно-правовые показате­ли, отражающие степень патентной защиты изделия в Украине и за рубежом, их патентную чистоту.

На практике достаточно широко применяется показатель "уровень качества продукции". Это относительная характеристика качества, полученная путем сравнения его показателей с какими-либо базовыми (исходными) показателями, т. е. с ранее выпускавшимися на данном предприятии или аналогичными изделиями других изготовителей.

Показатель "мировой уровень качества" устанавливается путем
сравнения базовых показателей с лучшими зарубежными или отечественными аналогами, т.е. изделиями того же вида, что и сравниваемые, обладающие сходностью конструкции и принципов действия, общностью функционального назначения, условий применения и др.

Различают такие методы оценки уровня качества продукции:

• дифференциальный- используются единичные показатели ка­чества продукции; (

• комплексный - используются комплексные показатели;

• смешанный - используются и единичные, и комплексные пока­затели.

Оценка уровня качества продукции необходима для планирова­ния наиболее эффективных направлений улучшения качества, для разработки стратегии удержания и расширения товарного рынка вы­пускаемой продукции.

Отметим, что количественными измерениями качества продукции занимается новое направление в науке — квалиметрия(от лат. "квали" — качество, свойство и древнегреч. — "метрио" — мерить, из­мерять). При этом имеется в виду качество не только продуктов тру­да, но и процессов их изготовления.

Квалиметрия основывается на рассмотрении совокупности потре­бительских свойств различного уровня; взвешивании (ранжирова­нии) и количественной оценке каждого свойства; определении комп­лексной количественной оценки качества.

Квалиметрия разрабатывает методы определения комплексных и интегральных показателей качества, прироста единицы качества из­делия на единицу затрат.

Концепция всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management – TQM)- сложилась в середине 80-х годов. Считается, что толчком для ее формирования стала необходимость защиты американского и европейского рынков от экономической экспансии Японии. Родоначальниками этой концепции были американцы А. Шухарт, У. Эдвардс, деминг, Дж. М. Джуран, Фейгенбаум, Ф. Кросби, японцы К. Исикова, Тагути.

Сущность данной концепции заключается в том, что вся организация фокусируется на достижении одной цели: удовлетворение потребностей потребителя. Стратегия качества служит основой для принятия других стратегических решений, а забота о качестве служит средством для успешной реализации других решений (концепция У. Эдвардса Деминга). В соответствии с этой концепцией высокое качество обеспечивается путем включения ответственности за него в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. Работники изучают принципы управления качеством одновременно с обучением на производственном оборудовании. Роль специально выделенной функции контроля качества при этом уменьшается, а роль контроля качества на каждом рабочем месте возрастает. Большую роль в развитии такого подхода сыграли «кружки качества» - группы служащих или рабочих, которые добровольно собираются на регулярные собрания для обсуждения проблем качества и разработки предложений по его улучшению.

Концепция TQM предусматривает также реализацию принципа комплексного профилактического обслуживания. На производственных рабочих возлагается обязанность проводить профилактику и обслуживать оборудование, чтобы исключить его поломки или отказы (концепция Фила Кросби).

Многие положения концепции TQM нашли отражение в разработанной серии стандартов ISO – 9000, о которых говорилось выше. Стандарты ISO – 9000 определяют, что нужно сделать для обеспечения качества, а концепция TQM – как это сделать.

 

Планирование качества

 

Известные специалисты в области менеджмента Э. Деминг и Д. Джуран разработали про­грамму, базирующуюся на ихфилософии: "Основа качества продук­ции — качество труда и качество менеджмента на всех уровнях". В более конкретном виде эта философия обеспечения качества формируется в цикле: планирование — выполнение — контроль — норми­рование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:

-сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель — быть кон­курентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие ме­ста. Не отступайте от достижения твердо установленных произ­водственных целей в области поэтапного и постоянного улучше­ния продукции и услуг;

- применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;

- поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплош­ном контроле;

- постоянно совершенствуйте систему производства и обслужива­ния с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;

- создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

- создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

- используйте эффективные методы общения между людьми, ис­ключив страх и недоверие;

-прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс";

- прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;

- устраняйте препятствия, которые лишают работника права гор­диться своей работой;

- ясно определите обязанности и ответственность руководителей
всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и
услуг.

На основе этих принципов на Западе менеджеры широко приме­няют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:

• награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

• награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

• награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

• награждать за результаты работы, а не за объем;

•награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;

• награждать за качество, а не за быструю работу;

• награждать тех, кто работает друг с другом, а не один против другого.

На базе отмеченной философии, а также принципов и рекоменда­ций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной за­дачей каждого предприятия является качество производимой продук­ции и предоставляемых услуг . Выполнение этой генеральной за­дачи должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.Она представляет собой организационную структуру, четко распределя­ющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходи­мые для управления качеством.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:

• защита репутации фирмы;

• защита потребителя от дефектной продукции;

• сокращение непроизводительных работ;

• предупреждение брака.

На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются:

• координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функ­ционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара);

• координация деятельности всех подразделений и служб предпри­ятия в разработке конкретных целей, а также их информирова­ние о достигнутых результатах;

• координация программ, планов и других регламентирующих до­кументов

и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций; специалистов и менеджеров всех уровней).

Известно, что сущность всякого управления заключается в выра­ботке управляющих решений и последующей реализации предусмот­ренных этими решениями управляющих воздействий на определен­ный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуют­ся и протекают как на допроизводственной стадии (проектирова­ние), так и на производственной (производство) и послепроизвод-ственной (эксплуатация) стадиях жизненного цикла продукции.

Особое место в системе управления качеством продукции занима­ет технический контроль.Онпредставляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется ка­чество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормативам, а также обеспечивается вы­работка высококачественной продукции в соответствии с этими нор­мативными документами и стандартами. Задачи технического контроля:

• установление качества готовой продукции;

• предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции;

• обеспечение соблюдения заданного технологического режима.

Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать в себя отдел техни­ческого контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.

На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; контроль параметров технологического режима.

Технический контроль охватывает все стадии производства и дол­жен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предва­рительный, промежуточный, окончательный), форму (лаборатор­ный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выбороч­ный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.

Понятие «петли качества»

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как "петля качества",охватывает 11 этапов (рис. 13).

В стандарте ИСО серии 8402 содержится следующее определение "петли качества": это концептуальная модель взаимозависимых ви­дов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения.

"Петля качества" наглядно показывает последовательное отраже­ние качества процессов на качество конечного результата. С помощью "петли качества" осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей реше­ние задачи управления качеством продукции.

Стандарты ИСО все больше применяются при заключении конт­рактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обес­печения качества продукции у поставщика. Как отмечают западные исследователи, в настоящее время более 90 % потребителей при заключении контрактов требуют подтверждения наличия у изгото­вителя систем качества по ИСО серии 9000.

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов иг­рают независимые испытательные лаборатории и сертификацион­ные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине ра­бота по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация является важнейшей подсистемой системы управ­ления качеством продукции и в то же время — целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техни­ческими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) зак­лючается в контроле, испытании, диагностировании, анализе при­чин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информа­ции о качестве, — госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидемнадзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответ­ствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля — сертификация. Она осу­ществляется третьей, независимой организацией.

Почти во всех странах Западной Европы, в США и Японии серти­фикация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охра­ной здоровья и окружающей среды.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

• обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

• организации и проведения сертификации продукции как под­тверждение ее соответствия требованиям нормативно-техничес­кой документации.

Сертификация охватывает экономические и организационно-тех­нические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продук­ции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытатель­ных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.


 

Рис. 13. Управление качеством продукции. "Петля качества"

 

 

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов иг­рают независимые испытательные лаборатории и сертификацион­ные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине ра­бота по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация охватывает экономические и организационно-тех­нические

аспекты. Наряду с сертификацией производств и продук­ции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытатель­ных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...