Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение стандартизации и сертификации в системе качестваСистема качества – совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая общее руководство качеством. Это определение дано в международном стандарте ИСО 8402. Иностранный клиент для заключения контракта на поставку продукции выдвигает требование о наличии у производителя системы качества и системы качества о наличии сертификата на систему качества, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизацияпредставляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативных документов, имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям. Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества. Управление качеством продукции осуществляется на основе государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий. Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. ОНН на заседании Комитета по координации стандартов ООН с целью содействия стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи; для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической, экономической деятельности. Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Стандарты ИСО являются добровольными к применению. Однако их использование в национальной стандартизации связано с расширением экспорта, рынка сбыта, поддержания конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Международная электротехническая комиссия (МЭК). Была основана в 1906 г. в Лондоне. После создания в 1946 г. ИСО присоединилась к ней на автономных правах, сохранив независимость в финансовых и организационных вопросах. Занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. ИСО – во всех остальных отраслях. Целями МЭК является содействие международному сотрудничеству в решении вопросов стандартизации в области электротехники, радиоэлектроники. Основной задачей является разработка международных стандартов в соответствующей области. Современные методы менеджмента качества находят все большее применение на украинских предприятиях. Однако еще имеется отставание от зарубежных фирм. Первые редакции международных стандартов ИСО серии 9000 вышли в 1987г. Они были разработаны с широким использованием Львовской, Саратовской, Ярославской советских систем бездефектного труда, японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. К началу 90-х годов сертификация систем качества за рубежом приняла массовый характер. С середины 90-х годов специалисты и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM – всеобщим (всеохватывающим, тотальным) менеджментом качества. Сертификация системы качества заключается в подтверждении ее соответствия определенным требованиям, которые установил или принял на себя изготовитель (самостоятельно или под воздействием внешних обстоятельств, например, по требованию заказчика). Требования к качеству определены Международной организацией по стандартизации (МОС или ИСО) – англ. International Standard Organization – ISO. Требования к системам качества содержатся в стандартах ИСО серии 9000: 1. ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению." 2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании". 3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже." 4. ИСО 9003 "Система качества.. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях." 5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие Указания". В Украине работа по сертификации находится в стадии завершения. В Государственные стандарты Украины включены следующие положения: · Требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии. · Требования совместимости и взаимозаменяемости продукции. · Методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. · Основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации. · Положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и другие общетехнические правила и нормы. Сертифицированная система менеджмента качества является гарантией высокой стабильности и устойчивости качества продукции, выпускаемой поставщиком. Наличие сертификата на систему качества является необходимым условием для сохранения конкурентных преимуществ на рынке. Варианты оценки заказчиком системы менеджмента качества поставщика: 1. Клиент удовлетворен утверждением о наличии у поставщика системы качества. 2. Клиент просит представить документы в подтверждении такого утверждения. 3. Клиент хочет проверить и оценить сам систему качества поставщика. 4. Клиент требует сертификации системы качества органом, которому он доверяет. Система качества создается и внедряется как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленной цели. Политика предприятия в области качества формируется высшим руководством предприятия. Система качества включает: обеспечение качества; управление качеством; улучшение качества. Она создается руководством предприятия как средство реализации политики в области качества. В системе качества функционируют заказчик (потребитель) и поставщик (изготовитель). Система качества, обеспечивающая политику предприятия и достижение цели в области качества включает: 1. Маркетинг, поиск и изучение рынка. 2. Проектирование и /или разработка технических требований, разработка продукции. 3. Материально-техническое снабжение. 4. Подготовка и разработка технических процессов. 5. Производство. 6. Контроль, проведение испытаний и обследований. 7. Упаковка и хранение. 8. Реализация и распределение 9. Монтаж и эксплуатация. 10. Техническая помощь в обслуживании. 11. Утилизация после использования. Первичным является формирование и документальное оформление руководством фирмы (предприятия) политики в области качества. При формировании политики могут быть следующие направления: · улучшение экономического положения предприятия за счет улучшения качества; · расширение или завоевание новых рынков сбыта; · достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм; · снижение дефектности и др. Политика в области качества должна быть изложена в специальном документе, оформлена в виде программы. Общая система управления качеством может иметь подсистемы по отдельным видам продукции или деятельности фирмы. Деятельность по гарантии качества включает: · планирование и проектирование; · проектирование технологических процессов и подготовка производства; · изготовление; · проверка качества; · предотвращение ухудшения качества; · реклама; · сбыт; · послепродажное обслуживание; · получение информации от потребителя; проверка системы гарантии качества.
Общий менеджмент качества Качество товара или услуги является одним из важнейших аспектов их разработки. В идеальных условиях операционный менеджмент должен был бы обеспечить чёткую и однозначную спецификацию. На практике, однако, происходит иначе, и двусмысленность при трактовке спецификаций часто представляет собой серьезную проблему. Поэтому следует говорить не о качестве разработки, а о качестве соответствия. Качество соответствия — это способность производственного процесса к выполнению указанных стандартов качества. Принято считать, что повышение качества влечет за собой увеличение себестоимости и что соответствие более высоким (чем требует рынок) стандартам качества обязательно сказывается на стоимости и тем самым снижает прибыль. В свою очередь неспособность удовлетворить требуемым стандартам обходится еще дороже. Это в конечном итоге может привести к полной потере рынка, а в краткосрочной перспективе — к затратам, связанным с возвратами и возможными последствиями брака. Тем, где важна безопасность, статья расходов, обеспечивающая стандарт качества, может оказаться решающей. Мы подробно рассмотрим суть управления качеством и связанные с этим затраты! Существуют два основных подхода: реактивный,представленный статистическим контролем качества, и предупреждающий. Первый подход стремится к контролю и сдерживанию ситуации, второй - к ее развитию и улучшению. Предупреждающий подход включает в себя управление тотальным качеством, статистический контроль процессов и кружки качества. В заключение будет рассказано о национальных и международных стандартах качества. Определения качества Бытует мнение, что качество — это «хорошая штука», которую 1. Абстрактное» качество — это присущее превосходство, , внутреннее свойство объекта, его нельзя определить или измерить, качество можно только осознать. 2. Соответствие ожиданиям покупателей. Товар или услуга должны отвечать ожиданиям покупателей. Это особенно важно учесть на этапе проектирования. При разработке товара или услуга подразумевается, что ожидания покупателей можно определить и четко описать. А значит, и претворить в жизнь. В таком случае качество иногда обозначается как «соответствие предназначению». 3. Соответствие спецификациям. Товар или услуга, приобретенные покупателем, удовлетворяют своим техническим спецификациям. Это производственный подход, однако он верен лишь в случае, когда спецификации составлены правильно. 4. Отсутствие ошибок. Применительно к реализованному товару или услуге это означает удовлетворение спецификациям, однако в отношении производственного процесса превращается в вопрос сокращения потерь. Что должно быть целью: — правильное производство изначально, «прямо с первого раза» или многочисленные проверки, чтобы бракованный продукт не попал к покупателю? 5. Ценность за деньги. Качество связано с ценой. Модель .полезности говорит о том, что «хорошее» качество пропорционально чистой полезности, получаемой покупателем. 6. Превышение ожиданий покупателей.«Просвещенная» школа мысли; которая говорит о том , что услуга может называться высококачественной, если каждый последующий опыт контакта с ней лучше предыдущего. В чем-то эти определения перекрываются, но в целом охватывают совершенно разные сферы; что обычно и приводит к разногласиям в дискуссиях о качестве. Возможно, в производстве все несколько проще и яснее, чем в сфере услуг, где Многосторонняя природа, разный уровень опыта и знаний покупателей значительно усложняют дело. С точки зрения операций абстрактное определение качества можно отбросить как безотносительное. Оно определяет качество как нечто эстетическое и никак не связано со спецификациями. Далее будет показано, что и определение о «превышение ожиданий покупателей» обречено на провал и поэтому 1. Качество разработки. Степень соответствия спецификации товара или услуги потребностям рынка. Сюда входит ' и соответствие предназначению, и ценность за деньги (товар или услуга должны проектироваться так, чтобы их можно было изготовить приемлемой цене). 2. Качество соответствия. Степень готовности производственной системы к изготовлению товаров или услуг в соответствии со спецификациями. Данное определение базируется на результатах производства, однако связывает разработку и операционное качество. 3. Качество производства. Степень безошибочности при изготовлении товаров и услуг. Это определение включает «изначально правильное производство» и очевидно отличается от качества соответствия. Качество соответствия можно поддерживать путем технического контроля, даже при низком качестве производства. Для операций более важны качество соответствия и качество производства. Первое означает удовлетворение ожиданий покупателей и поддержание конкурентного преимущества, второе связано с эффективным (с точки зрения затрат) изготовлением продукта. Цена качества
Цену качества, вернее, затраты на его обеспечение, можно разделить на расходы соответствия и расходы в случае неблагоприятного исхода. С каждымиз трех вышеозначенных видов качества связаны свои затраты. Недостатки в качестве разработки и соответствия напрямую сказываются на покупателе, в то время как ошибки производства носят исключительно внутренний характер и Даже могут планироваться заранее. Неспособность удовлетворить стандартам качества, когда качество является критерием выхода на рынок,является катастрофой, поскольку неизбежно приводит к полному краху бизнеса. Если же качество является критерием получения заказа,то в долгосрочном периоде это может выразиться в потере конкурентоспособности, а в ближайшей перспективе означать потерю заказов и упущенную прибыль. Для восстановления утраченной репутации качества может понадобиться длительное время — в этом смысле покупатели обладают на редкость хорошей памятью. Более прямые затраты низкого качества, достигшего покупателей, выражаются в необходимости замены бракованной продукции и последующих компенсациях за ущерб. Проще всего выявляются затраты в связи с низким качеством производства.Это расходы на контроль, стоимость от- ходов, стоимость переделок и расходы на хранение в связи с необходимостью поставок продукции во время указанных инспекций и переделок. Также присутствуют нематериальные мотивационные факторы: считается, что производство никуда не годной продукции приносит меньшее удовлетворение, чем Любая погрешность в качестве обходится дорого. Но при этом расходы на поддержание-улучшение качёства также могут быть велики, причем иногда даже неоправданно велики. Производство высококачественной продукции обычно требует первосортных материалов, современного оборудования и квалифицированных операторов, а все это обходится очень недешево. Кроме того, могут потребоваться и значительные перемены в корпоративной культуре. Классический подход,когда на предприятии создается отдельный и независимый отдел технического контроля, неизбежно приводит к конфликтным, ситуациям, особенно если спецификации допускают большую двусмысленность, чем хотелось бы. Если ОТК заявляет, что партия не соответствует стандарту, а отделу продаж нужно выполнять свои цели и не-, медленно отправлять ее покупателю, обстановка сразу накаляется Столь же часто можно наблюдать и споры в цехах между инспекторами и мастерами участков, которые становятся тем горячее, чем больше дело касается выплаты премии или бонусов В результате вся культура базируется на конфликтах, а производственные подразделения вообще снимают с себя ответственность за качество, ведь оно становится уделом отдела технического контроля. Отношение может стать еще более негативным, когда брак необходимо не выбрасывать в отходы, а переделывать. Перемены в корпоративной культуре - переход от конфронтации и отделения к взаимовыгодной работе и взаимопомощи - являются важной предпосылкой любых серьезных попыток улучшить качество. Показатели качества Качество продукции, степень ее пригодности удовлетворять определенной потребности оцениваются системой показателей. Они представляют собой количественную характеристику потребительских свойств продукции. Их количество зависит от назначения. Различают единичные, комплексные и интегральные показатели. Единичный показатель качества относится только к одному из потребительских свойств продукции, например безотказность автомобиля, октановое число бензина, вкус продукта питания. Комплексный показатель характеризует несколько свойств продукции. Так, комплексный показатель качества продуктов питания учитывает такие свойства, как вкус, аромат, структура, консистенция, цвет, внешний вид, форма и т. д., и определяется путем экспертной оценки каждого свойства и коэффициентов его весомости. Интегральный показатель качества продукции отражает отношение полезного эффекта от ее эксплуатации или потребления к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление. Например, интегральным показателем качества грузового автомобиля могут быть удельные затраты (включая стоимость и эксплуатационные затраты за срок службы) на единицу выполненной работы. Показатели качества различаются и в зависимости от свойств продукции. Например, показатели надежности (эргономические) характеризуют систему "человек — изделие — среда". Они учитывают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. Эстетические показатели характеризуют такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю. Для сравнения качества используются показатели базовые и относительные (по отношению к базовому). Количественные значения показателей качества продукции определяются такими группами методов: • экспериментальными— базируются на применении технических средств и позволяют оценить качество продукции наиболее объективно; • органолептическими— основаны на анализе восприятий органов чувств — зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. Точность и достоверность такого анализа зависят от квалификации, навыков и способности лиц, определяющих качество этими методами. Они широко применяются для определения показателей качества напитков, кондитерских, табачных, парфюмерных изделий. Для выражения показателей, определяемых такими методами, обычно используется балльный способ, т. е. условная система баллов; • социологическими— на основе сбора и анализа мнений фактических или возможных потребителей; • экспертными— на основе решений, принимаемых группой специалистов-экспертов. Широко используются показатели технологичности, характеризующие эффективность конструктивно-технических решений при изготовлении продукции, например показатели сборности (блочности), удельной трудоемкости, материалоемкости и др. В последнее время широко применяются показатели стандартизации и унификации, характеризующие количественные выражения степени использования в изделии стандартизированных и унифицированных деталей, составных, а также патентно-правовые показатели, отражающие степень патентной защиты изделия в Украине и за рубежом, их патентную чистоту. На практике достаточно широко применяется показатель "уровень качества продукции". Это относительная характеристика качества, полученная путем сравнения его показателей с какими-либо базовыми (исходными) показателями, т. е. с ранее выпускавшимися на данном предприятии или аналогичными изделиями других изготовителей. Показатель "мировой уровень качества" устанавливается путем Различают такие методы оценки уровня качества продукции: • дифференциальный- используются единичные показатели качества продукции; ( • комплексный - используются комплексные показатели; • смешанный - используются и единичные, и комплексные показатели. Оценка уровня качества продукции необходима для планирования наиболее эффективных направлений улучшения качества, для разработки стратегии удержания и расширения товарного рынка выпускаемой продукции. Отметим, что количественными измерениями качества продукции занимается новое направление в науке — квалиметрия(от лат. "квали" — качество, свойство и древнегреч. — "метрио" — мерить, измерять). При этом имеется в виду качество не только продуктов труда, но и процессов их изготовления. Квалиметрия основывается на рассмотрении совокупности потребительских свойств различного уровня; взвешивании (ранжировании) и количественной оценке каждого свойства; определении комплексной количественной оценки качества. Квалиметрия разрабатывает методы определения комплексных и интегральных показателей качества, прироста единицы качества изделия на единицу затрат. Концепция всеобъемлющего управления качеством (Total Quality Management – TQM)- сложилась в середине 80-х годов. Считается, что толчком для ее формирования стала необходимость защиты американского и европейского рынков от экономической экспансии Японии. Родоначальниками этой концепции были американцы А. Шухарт, У. Эдвардс, деминг, Дж. М. Джуран, Фейгенбаум, Ф. Кросби, японцы К. Исикова, Тагути. Сущность данной концепции заключается в том, что вся организация фокусируется на достижении одной цели: удовлетворение потребностей потребителя. Стратегия качества служит основой для принятия других стратегических решений, а забота о качестве служит средством для успешной реализации других решений (концепция У. Эдвардса Деминга). В соответствии с этой концепцией высокое качество обеспечивается путем включения ответственности за него в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. Работники изучают принципы управления качеством одновременно с обучением на производственном оборудовании. Роль специально выделенной функции контроля качества при этом уменьшается, а роль контроля качества на каждом рабочем месте возрастает. Большую роль в развитии такого подхода сыграли «кружки качества» - группы служащих или рабочих, которые добровольно собираются на регулярные собрания для обсуждения проблем качества и разработки предложений по его улучшению. Концепция TQM предусматривает также реализацию принципа комплексного профилактического обслуживания. На производственных рабочих возлагается обязанность проводить профилактику и обслуживать оборудование, чтобы исключить его поломки или отказы (концепция Фила Кросби). Многие положения концепции TQM нашли отражение в разработанной серии стандартов ISO – 9000, о которых говорилось выше. Стандарты ISO – 9000 определяют, что нужно сделать для обеспечения качества, а концепция TQM – как это сделать.
Планирование качества
Известные специалисты в области менеджмента Э. Деминг и Д. Джуран разработали программу, базирующуюся на ихфилософии: "Основа качества продукции — качество труда и качество менеджмента на всех уровнях". В более конкретном виде эта философия обеспечения качества формируется в цикле: планирование — выполнение — контроль — нормирование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии: -сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель — быть конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг; - применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия; - поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле; - постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат; - создайте систему подготовки кадров на рабочих местах; - создайте систему эффективного руководства, а не надзора; - используйте эффективные методы общения между людьми, исключив страх и недоверие; -прекращайте практику лозунгов, проповедей и "мобилизации масс"; - прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов; - устраняйте препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой; - ясно определите обязанности и ответственность руководителей На основе этих принципов на Западе менеджеры широко применяют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему: • награждать перспективные решения, а не сиюминутные; • награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает; • награждать творческую работу, а не слепое подчинение; • награждать за результаты работы, а не за объем; •награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения; • награждать за качество, а не за быструю работу; • награждать тех, кто работает друг с другом, а не один против другого. На базе отмеченной философии, а также принципов и рекомендаций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг . Выполнение этой генеральной задачи должно осуществляться системно, т. е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.Она представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи: • защита репутации фирмы; • защита потребителя от дефектной продукции; • сокращение непроизводительных работ; • предупреждение брака. На основе этих задач важнейшими функциями службы управления качеством являются: • координация работ по постоянному повышению качества на всех стадиях жизненного цикла продукции (стратегический маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), организационно-технологическая подготовка нового производства (ОТПП), производство, подготовка товара к функционированию, эксплуатация, ремонт, утилизация товара); • координация деятельности всех подразделений и служб предприятия в разработке конкретных целей, а также их информирование о достигнутых результатах; • координация программ, планов и других регламентирующих документов и активное участие в подготовке кадров (рабочих всех специальностей и квалификаций; специалистов и менеджеров всех уровней). Известно, что сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. В системе управления качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии (проектирование), так и на производственной (производство) и послепроизвод-ственной (эксплуатация) стадиях жизненного цикла продукции. Особое место в системе управления качеством продукции занимает технический контроль.Онпредставляет собой систему методов, средств и мероприятий, в результате которых идентифицируется качество готовой продукции, полуфабрикатов и сырья требованиям стандартов и межцеховым нормативам, а также обеспечивается выработка высококачественной продукции в соответствии с этими нормативными документами и стандартами. Задачи технического контроля: • установление качества готовой продукции; • предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции; • обеспечение соблюдения заданного технологического режима. Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать в себя отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия. На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; контроль параметров технологического режима. Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм. Понятие «петли качества» В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как "петля качества",охватывает 11 этапов (рис. 13). В стандарте ИСО серии 8402 содержится следующее определение "петли качества": это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения. "Петля качества" наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помощью "петли качества" осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции. Стандарты ИСО все больше применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества продукции у поставщика. Как отмечают западные исследователи, в настоящее время более 90 % потребителей при заключении контрактов требуют подтверждения наличия у изготовителя систем качества по ИСО серии 9000. Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения. Сертификация является важнейшей подсистемой системы управления качеством продукции и в то же время — целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техническими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) заключается в контроле, испытании, диагностировании, анализе причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, — госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидемнадзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля — сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией. Почти во всех странах Западной Европы, в США и Японии сертификация обязательна и связана, как правило, с безопасностью, охраной здоровья и окружающей среды. Организация сертификации включает в себя две стадии: • обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации; • организации и проведения сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации. Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.
Рис. 13. Управление качеством продукции. "Петля качества"
Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения. Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые, могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |